Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое наука?




Наука и научная рациональность

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ

 

Административная элита, анти-элита, контр-элита, бюрократия, демократическая элита, закрытая элита, номенклатура, олигархия, лидер, конфиденты, конституэнты, эгалитаризм, рекрутирование элиты.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Ашин Г.К., Понеделков А.В., Старостин А.М. Основы политической элитологии. М., 1999.

Взаимодействие элит в социально-политическом пространстве России. Ростов н/Д, 2001.

Властные элиты современной России. Ростов н/Д, 2004.

Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959.

Психология лидерства. Хрестоматия. Минск, 2004.

Старостин А.М. Дилемма «элитизм-эгалитаризм» в политической философии и социальной практике // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы третьего Российского философского конгресса. В 4 т. Т. 4. Ростов н/Д, 2002.


ГЛАВА XV
ЧЕЛОВЕК В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМ МИРЕ. РОЛЬ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ
В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

 

Одной из важнейших сфер проявления современного человека как творца, как высшей ценности общества является информационно-техническая сфера. Без знания особенностей развития современной науки, роли научной рациональности в развитии общества, проблем научно-технического прогресса, технологической революции и научно-технической деятельности сегодня немыслимо эффективное управление общественными процессами, предвидение
и прогнозирование перспектив человека и общественного развития.

 

Как неоднозначна и многолика роль науки в обществе и жизни человека, так же многозначно определение, понимание науки. Например, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова она определяется как: 1) система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления; 2) отдельная отрасль или совокупность отраслей знания (химия, философия, общественные науки, естественные науки и т.д.):, 3) то, что научает, дает опыт (урок). Научный, основанный на принципах науки, отвечающий требованиям науки.

Ученые насчитывают более 120 определений науки. Эта многозначность понимания науки неслучайна: она отражает сложность самого этого феномена как в настоящем, так и в истории его развития и происхождения.

Наука – исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание окружающей действительности и самого человека, форма общественного сознания, неотъемлемый и важный элемент культуры общества.

Наука – это одновременно и система удостоверенных знаний, и процесс их производства, накопления, распространений, и деятельность по выработке способов и путей применения знаний
в практике, т.е. это и процесс духовного производства и его продукт, результат, система удостоверенных знаний о фактах, законах, тенденциях, причинах явлений.

Человек – не случайно получивший определение Homo Sapiens – издревле и до наших дней живет в мире информации. «Информация (лат.) – 1) сообщение о чем-либо; 2) сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи...; 3) в математике, кибернетике – количественная мера устранения неопределенности (энтропии), мера организации системы» (словарь иностранных слов. М., 1990. С. 205). Причем информированность общества постоянно возрастает. Этот рост в качественном и количественном отношениях особенно стал заметен в жизни людей с возникновением современной науки, с развертыванием процесса превращения ее в непосредственную производительную силу общества. Возникла специальная отрасль науки – информатика: «отрасль знаний, изучавшая общие свойства и структуру научной информации, а также закономерности и принципы ее создания, преобразования, накопления, передачи и использования в различных областях человеческой деятельности» (там же). А в последней четверти XX в. ученые констатировали начало информационной революции и переход человечества к информационной цивилизации.

Из сказанного ясно, что следует различать информацию вообще и научную информацию, знание вообще и научное знание, научное и обыденное познание, истиной и заблуждением. (Эти вопросы рассмотрены в гл. V.) Определенную информацию, а на ее основе ориентацию человека, его миропонимание, организацию его деятельности дают и миф, и религия (пусть в фантастической, гипертрофированной форме), и искусство, мораль, и различные формы эмпирического познания. Наука же – специфическая форма познания, главными признаками которой является системность, объективность, предметность, возможность выхода за рамки обыденного опыта и изучения предметов, несмотря на отсутствие потребностей их непосредственного применения в деятельности человека (см. об этом: Введение в философию. М., 1990. Ч. 2. С. 364–372).

 

Каковы источники и причины возникновения науки?

Наука в таком ее современном виде возникает лишь на определенном, исторически-конкретном этапе общественного развития. Ее источниками практические потребности освоения мира человеком, а также миф, магия, религиозное чувство, эстетическое отношение к миру. На наш взгляд, нельзя относить время возникновения науки в глубокую древность. Следует выделить этапы преднауки
и науки в полном смысле этого слова (saiens). Абстрактные, исторически отдаленные предпосылки возникновения преднауки появились в ходе неолитической революции (примерно 10 тысяч лет назад), т.е. с переходом общества от дикости к цивилизации, от присваивавшей технологии к перерабатывающей, когда произошло разделение труда – разделение скотоводства и земледелия. Преднаука как действительная предпосылка современной науки формируется в VI в. до н.э. и позднее. Основу этого заложило разделение умственного и физического труда. Преднаука связана с именами известными мыслителей древности – Фалес, Демокрит, Сократ, Пифагор, Евклид, Архимед, Геродот, Плутарх, Тацит, Платон, Аристотель и др., в средневековье – У. Оккам, Д. Скотт, Августин, Ф. Аквинский и другие, когда, несмотря на засилье схоластики, дух знания жил это время в теологически гипертрофированной форме.

Этап преднауки обусловлен состоянием практики, уровнем развития производства и связан с докапиталистическими формами производства и социальной жизни. В производстве, основанном на ручной, ремесленной технике, индивидуализированном характере труда, ячеечном (атомарном) производстве, на натуральном ведении хозяйства, в основном использовались эмпирические знания, рецепты, рутинные приемы.

Возникновение капитализма, использование машинной техники (системы машин), механизированного труда, возрастание его общественного характера, рост мирохозяйственных связей, формирование единого мирового рынка вызвали непосредственную практическую необходимость в теоретическом знании, в науке как системе знаний. Такая наука и возникает в новое время, когда формируются ее основные составляющие – складываются научный метод, научные нормы и принципы, формируется наука как особая сфера общественной деятельности и социальный институт как система знаний. С этими процессами связана деятельность таких известных ученых, как Н. Коперник, Г. Галилей, Д. Бруно, Ф. Бэкон, Р. Дакарт, Дж. Локк, М. Ломоносов, И. Ньютон, Г. Лейбниц, И. Кант, Г. Гегель, и многие научные свершения, среди которых – три великих открытия в естествознании XIX в., создание материалистического учения о развитии общества, периодической системы элементов, квантовой механики, теории относительности и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.