Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Какова структура современной науки?




Каковы основные этапы возникновения и развития современной науки как системы знаний?

 

Процесс возникновения и становления современной науки имеет ряд этапов.

Начало развития современной науки вполне логично относить к середине ХVI в., а непосредственно связывать с 1543 г. – годом публикации известного научного труда Н. Коперника «О вращении небесных сфер».

В XVII-XVIII вв. шло оформление науки как специфического социального института. В этот период возникают первые научные академии и журналы. Формируется технология как наука.

На рубеже XIX-XX вв. возникают новые формы организации науки: крупные научно-исследовательские институты, лаборатории с мощной технической базой, что приближает научную деятельность к формам индустриального труда. Во второй половине XX в. появляется специальная научная индустрия, качественно новые формы организации науки (МНТК, НПО, временные творческие лаборатории, коллективы, невидимые колледжи в науке, международные научные сообщества и т.п.). Идет углубление связей науки со всеми без исключения социальными институтами (промышленностью, сельским хозяйством, политикой, административной, военной сферами и т.п.). Возникает социальная технология, что связано с превращением науки в мощный социальный фактор, в одну из ведущих сфер социального управления. Возникает специальная наука о науке.

Середина XIX века связана с началом превращения науки
в непосредственную производительную силу общества, потенциальное приложение производства.

Середина – вторая половина XX в. знаменуется движением общества от индустриальной к постиндустриальной цивилизации, к посткапитализму, к обществу автоматизированного и информатизированного труда, идет превращение производства в потенциальное приложение науки, образование системы «человек – наука – производство» (см.: Человек – наука – техника. М., 1973).

Важным аспектом философского анализа науки является рассмотрение ее как формы общественного сознания, формы деятельности человека, выполняющей в обществе свои специфические социальные функции.

 

 

Современная наука имеет сложную структуру, включающую:

I. Естественные, технические (прикладные в том числе) и общественные науки.

II. а) эмпирическое научное знание (знания, почерпнутые из обыденного сознания, специально добытые рецепты, законоподобные выводы, правила, рекомендации и результаты опыта, эксперимента, наблюдения, описание фактов и т.п.);

б) теоретическое знание (ядро-законы; проблемы, гипотезы, теории);

в) мировоззренческие, философские основы и выводы науки (как продолжение и завершение, методологическая оценка теории).

III. Отрасли науки: физика, химия, биология, сопротивление материалов, история, социология, теория металлов и сплавов и т.д.).

IV. Наука как форма деятельности, в том числе социальный институт представляющих собой единство теоретической (духовной)
и практической (прикладной, организаторский и т.д.) деятельностей.

Следует выделять: практику науки (наблюдение, эксперимент, процесс изготовления научного оборудования и приборов в лабораториях и на производстве, управление техникой науки, специальную технику и технологию науки).

V. Фундаментальные и прикладные исследования.

VI. Основные типы научных учреждений и организаций:

а) академические (АН, НИИ) – занимаются решением фундаментальных проблем;

б) отраслевые, прикладные НИИ, заводские институты, лаборатории, опытные станции;

в) университеты и вузы;

г) проектные институты, КБ, центры;

д) МНТК – более 20 (в бывшем СССР);

е) НПО – более 500 (в бывшем СССР). Временные творческие коллективы с функцией «мозговой атаки»;

ж) прокатные пункты науки;

з) вычислительные информационные центры, банки данных.

VII. Развитие и организация деятельности науки осуществляются специально подготовленными людьми, т.е. она имеет разветвленную систему кадров: организаторов и исполнителей научного труда, систему подготовки, переподготовки, повышения квалификации научных работников, кадры высшей, средней квалификации, младших научных сотрудников, вспомогательный и технический персонал.

Структурирование кадрового состава современной науки определяется вышеизложенной структурой, а также потребностям общественной практики и специальными внутренними потребностями науки. Наблюдается тенденция количественного роста кадров этой сферы деятельности общества. Так, например, количество ученых в бывшем СССР составляло: в 1913 г. (в России) – 10 тыс., в 1939-м – 98,3 тыс., в 1950 г. – 162,6 тыс., в 1960 г. – 364,3 тыс., в 1970 г. – 900 тыс.,
а 1990 г. – 5 млн чел.

VIII. Один из аспектов структурирования науки – классификация наук. Она может быть проведена по самым разным основаниям: по всеобщим формам движения материи, по предмету изучения, по сферам приложения знания, по уровню абстрагирования, обобщения и идеализации, по отношению к практике и т.д., что в определенной мере реализовано выше при изложении вопроса о структуре современной науки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.