Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психомоторика как второй уровень-компонент психики




 

Как мы имели возможность убедиться, психика плода, новорожденного и младенца — это по преимуществу телесно ориентированная психика. Соответственно, ее «афферентное обеспечение» — это главным образом интерорецепция. Ее биологическая функция — сохранение гомеостаза.

С момента рождения афферентация психических процессов резко расширяется, включаются и нарастают импульсы с экстерорецепторов, в том числе дистанционных рецепторов. Сначала по механизму условных рефлексов, а потом полусознательно и далее все более осознанно психика обогащается за счет влияния среды, внешнего, предметного мира. Ее функции обогащаются за счет актов взаимодействия с этим миром.

Еще Аристотель понял, что кожное чувство — это фундамент все более совершенной чувствительности, вплоть до ее высших форм — слуха и зрения. Наряду с пассивной регуляцией своего состояния через крик, призывы о помощи, ребенок все более овладевает телом и конечностями. Его приспособление к миру благодаря этому становится все более активным. Управляемые конечности дают возможность расширить ориентировку в среде, а потом становятся орудиями ее изменения.

Как известно со времен И. М. Сеченова, «рука учит глаз». То есть расширение репертуара движений, а потом и действий ребенка обогащает возможности всех форм восприятий и психики в целом.

Не случайно живому движению, психомоторике уделяли большое внимание многие физиологи и психологи. И. П. Павлов в свое время мечтал изучать высшую нервную деятельность на модели движения. Не сделал он этого, выбрал скромную и простую слюноотделительную функцию, главным образом, по техническим причинам. Только Подкопаев гораздо позднее попытался изучать оборонительные двигательные условные рефлексы.

Смело экспериментировал с двигательными сочетательными рефлексами В. М. Бехтерев. На заре развития российской физиологии и поведенческой психологии И. М. Сеченов писал:

«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге — везде окончательным фактом является мышечное движение».

Как экспериментально показал В. П. Зинченко, в ткани живого движения присутствуют, кроме моторного, еще два компонента — эмоциональный и интеллектуальный. Это значит, что для дальнейшего развития психики психомоторика представляет собой прочную основу и «камбий». Отсюда вырастают третий и последующие уровни-компоненты «здания» психики.

Не случайно открытие центрального торможения И. М. Сеченовым, «воронки» Шеррингтона, доминанты А. А. Ухтомского и другие важнейшие достижения физиологии и психофизиологии в значительной мере базировались именно на исследованиях моторики, двигательных функций.

Наконец, прикладное значение психомоторики трудно переоценить. Так называемый «язык тела», позы сна, мимика, пантомимика, локомоция — все эти темы сегодня очень актуальны и имеют прямой выход в жизнь, в психотехнику.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.