КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сензитивный период для психомоторики и появление «внешне ориентированной» психики
Как уже говорилось, по мере формирования и обогащения двигательной сферы ребенка, примерно с шестого месяца, происходит оттеснение эмоционально-вегетативных структур психики на вторые роли. Высшим уровнем становится психомоторика. Сензитивный период для развития психомоторики занимает полтора года — от 6 месяцев до 2 лет. Первый после рождения — кризис одного года — существенно связан с новым видением мира ребенком, вставшим на ножки, а затем овладевшим локомоциями, научившимся бросать и ловить предметы. Новые возможности порождают и новые трудности, но это трудности роста. Достаточно быстро сомато-ориентированная психика начинает становиться внешне предметно-ориентированной. Через движения и соответствующую им афферентацию, через совершенствование тактильных, а затем слуховых и зрительных восприятий психика обогащается опытом взаимодействия с предметным миром. В мире предметов уже с 2—3-х месяцев начинается дифференцировка. Появляется комплекс оживления — первое проявление будущих актов межличностного общения. Став двухуровневой, психика ребенка существенно обогащается содержанием и возможностями. При этом первый уровень остается активным, но он становится как бы внутренним, его задача меняется. Он нужен уже не только сам по себе, но главным образом для вегетативно-энергетического обеспечения внешнедвигательной активности. Без вегетативного сопровождения психика не работает. И так теперь будет всегда. Не случайно с помощью полиграфа можно «читать мысли», проникая в сознание и бессознательное обследуемого путем расшифровки смысла кожно-гальванического рефлекса и других эмоционально-вегетативных реакций. Третий генетический уровень достигается с началом формирования в качестве ведущих — перцептивных процессов. Как это происходит? Как показал А. Н. Леонтьев, условием развития перцепции являются локомоции — перемещения организма в предметной среде. Именно локомоции, перемещения в предметной среде, и порождают сенсорную психику, психику восприятий и ощущений. В нашей схеме это третий, завершающий уровень-компонент психики, обеспечивающий взаимодействие человека с физическим миром. Более простые, исходные формы перцепции существовали и ранее, не позднее седьмого месяца внутриутробной жизни. Однако полноценные восприятия, подчиняющиеся законам целостности, предметности, константности и другим, начинают появляться только теперь, на втором году жизни, а сензитивным периодом для них становится лишь третий. К концу третьего года завершается формирование психики как органа управления взаимодействием с внешним миром. Это обеспечивается координацией функций всех трех первых онтогенетических уровней-компонентов психики (см. рис. 5).
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |