КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Запоминание
Память
«Память относится к бывшему...» Аристотель
Памяти посвящено множество специальных исследований, о ней написаны сотни научных и популярных книг и статей. С незапамятных времен в ее тайны пытаются проникнуть философы и физиологи, генетики и химики, психологи и психиатры. В их распоряжении находится множество интереснейших фактов, уже получивших истолкование и все еще нуждающихся в анализе и объяснении. Однако, несмотря на пристальный и длительный интерес к изучению памяти, тайна ее до конца не разгадана. Не будем и мы самонадеянно претендовать на то, что знаем о ней все, а лишь обратимся к уже известным знаниям для эффективного и рационального пользования этим поистине царским даром природы. О памяти легко говорить, т. к. значительная часть научных понятий, с помощью которых можно и нужно вести разговор, издавна существует и в житейской психологии, традиционно используется каждым из нас в обыденной речи. Однако в этом кроется и своя трудность: не всегда научные и житейские понятия имеют одинаковое содержание. Попытайтесь, например, на уровне обыденного сознания объяснить, в чем содержательное отличие запоминания и сохранения информации. Даже если для объяснения вы воспользуетесь словарем русского языка, ясности не добьетесь: «запомнить — значит сохранить, удержать в памяти», в то время как сохранить — значит... «не забыть, удержать в памяти». Так в чем же разница? Ее поиски неизбежно приведут нас к необходимости дать определение этому психическому процессу. Большинство научных определений самого феномена может быть сведено к следующему: память — психический процесс, состоящий в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении (узнавании) или забывании чего-либо. Таким образом, память состоит из ряда психических процессов, каждый из которых для нас представляет интерес.
Соотношение этих процессов у разных людей может быть различным. 1. Наиболее благоприятным для «владельца» является первый вариант, при котором одинаково хорошо развиты все три компонента:
2. Только сочувствие может вызвать случай, при котором страдают все три процесса, составляющие память: человек одинаково плохо запоминает, с трудом хранит в памяти то, что удалось запомнить, и тратит значительные усилия для того, чтобы воспроизвести сбереженное памятью:
3. Определенные трудности испытывают и те из нас, кому легко запомнить информацию, но сохранить и воспроизвести — сложно:
4. Или: с запоминанием и сохранением проблем нет, зато, что называется, «к месту», вовремя припомнить информацию удается крайне редко:
Обратимся к существующим классификациям процесса запоминания. Различные критерии, положенные в основу этих классификаций, позволяют выделить преднамеренное (или произвольное) и непреднамеренное (или непроизвольное), механическое и логическое запоминание.
Запоминание:
Временной критерий, положенный в основу классификации, дает возможность выделить виды запоминания:
Прочность запоминания достигается во многом благодаря повторению. Недаром говорят: «Повторение — мать учения». Однако не всякое повторение продуктивно. Однообразное, механическое, «в один прием» повторение, например, требует большого терпения, значительных временных затрат и не отличается прочностью. Гораздо эффективнее использовать активное, разнообразное по форме, распределенное во времени повторение. Работая с запоминаемым материалом, выделяйте в нем главное, определите логическую последовательность информации, составляйте схемы, находите собственные примеры, подбирайте иллюстрирующий материал. Чем активнее и целенаправленнее вы будете действовать при повторении, тем точнее и прочнее запомните. Для прочного и длительного сохранения информации необходима соответствующая установка на запоминание. Не просто требуйте от ребенка запомнить материал, а постарайтесь убедить его в том, что материал пригодится еще много раз, что без него сложно обойтись в жизни, настройте на длительность хранения этих сведений. Если же запоминать предстоит вам, то не забудьте дать себе установку на длительное и прочное сохранение информации, подумайте, где и когда она будет вам полезна и необходима, какие проблемы могут быть разрешены с ее помощью. Систематическое, планомерное, специально организованное произвольное запоминание с применением определенных приемов называется заучиванием. Значение имеет и отношение человека к запоминаемой информации. Если его тяготит сам процесс заучивания, если он испытывает «тихое отвращение» к запоминаемому материалу, то нельзя ожидать положительного результата. Заучивание «из-под палки», «со слезами на глазах» — дело утомительное и неэффективное. Желание или нежелание запоминать могут определить результат всего психического процесса, называемого памятью. Лучше запоминается то, что вызывает у нас эмоциональный отклик, что называется, «задевает за живое», вызывает интерес, подогревается нашим любопытством и любознательностью. В структуре памяти можно выделить три основных компонента:
Наличие на этапе запоминания и сохранения всех трех компонентов увеличивает вероятность глубокого и длительного фиксирования информации. Выраженное отношение к запоминаемой информации, предпринятые для запоминания усилия, установка на длительность ее хранения могут гарантировать положительный результат. Это положение хорошо известно из житейского опыта и неоднократно подтверждено экспериментальными исследованиями. Труднее запоминается и легко забывается то, что: — трудно для усвоения; — плохо понято человеком; — неинтересно; — не связано с его потребностями.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |