КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ключевые слова. Психолого-педагогические рекомендации студентам по самоорганизации учебной деятельности
Психолого-педагогические рекомендации студентам по самоорганизации учебной деятельности
В вузе перед студентом возникает множество проблем, связанных со спецификой учебного процесса. Это работа на лекции, над книгой, подготовка к семинарам, выполнение лабораторных и практических заданий, курсовых и дипломных работ, самостоятельная и научно-исследовательская деятельность. Как же со всем этим справиться? В данном параграфе содержатся полезные рекомендации для тех, кто хочет начать работать над собой, но не решается или не знает, как это делать или с чего начинать. Как гласит китайская пословица: «Путь в тысячу ли начинается с первого шага». Давайте попробуем сделать несколько шагов на пути самосовершенствования. Ключом к достижению высокой работоспособности является выработка определенных полезных привычек, позволяющих достигать желаемого результата. Для начала необходимо позаботиться о головном мозге и создать наилучшие условия для него. Прежде всего следует знать, что мозг снабжается кровью, которая должна обеспечить его достаточным количеством кислорода, способствующего повышению активности и работоспособности мозга. Для этого по меньшей мере один день в неделю необходимо проводить на свежем воздухе. Важно помнить, что работать необходимо в хорошо проветриваемой комнате и обязательно делать небольшие перерывы для отдыха. Во время умственной (сидячей) работы нужно встать и немного размяться, походить по комнате, открыть окно или форточку, потянуться, сделать несколько дыхательных упражнений. Полезно выполнить растяжку позвоночника и суставов. Все это поможет избежать утомления и сохранить высокую работоспособность. Однако, не следует затягивать отдых, дабы не нарушать рабочего ритма. Итак, шаг первый: чаще бывайте на свежем воздухе, чтобы регулярно обеспечивать мозг достаточным количеством кислорода! Старайтесь избегать переутомления и делайте перерывы в работе! Следующим условием высокой работоспособности мозга является хороший, полноценный сон. Известно, что взрослый человек должен спать не менее 7-8 ч в сутки. Поэтому шаг второй: постарайтесь достаточно спать! Следует заметить, что курильщикам придется тяжелее. Специальное исследование показало, что если расположить студентов университета в нисходящий ряд по результатам учебы, то в каждой последующей двадцатке курильщиков больше, чем в предыдущей. Задумайтесь над этим! Шаг третий: не курите и не злоупотребляйте алкоголем! Очень важно правильно питать свой мозг! Наш мозг должен в достаточном количестве получать кальций, фосфор, магний, витамины и прочие полезные вещества, которые содержатся в таких продуктах питания, как мед, орехи, пшеничные зерна, а также в различных фруктах и овощах. Шаг четвертый: правильно питайтесь и обязательно включайте в свой суточный рацион мед, соки и орехи! Еще хотелось бы вас познакомить с одним важным феноменом мозговой деятельности — условным рефлексом. Известный русский физиолог И. П. Павлов доказал, что мозг, как и весь организм, обладает рефлексом. Он доказал существование рефлексов, приобретенных в результате навыка (привычки). Как условный рефлекс можно использовать в интересующем нас вопросе? Например, вы изучаете иностранный язык. Постарайтесь заниматься языком ежедневно в одно и то же время, в одном и том же месте и в одной той же позе. Если вы регулярно будете поступать таким образом, то вы создадите так называемый условный рефлекс, результатом которого будет состояние мозга, наиболее благоприятное для занятий языком. Ваше запоминание будет прочным, внимание — более сосредоточенным, а ваши усилия при этом — минимальными. Попробуйте сделать так, и вы поймете всю значимость «обусловленности» для эффективной работы в различных обстоятельствах. Шаг пятый: приучите себя работать в одно и то же время! Для современных студентов серьезной стала проблема дефицита времени, и она требует к себе внимательного отношения. Начнем с анализа временных потерь. Просмотрите следующий список, состоящий из 20 самых существенных «поглотителей» (или «ловушек») времени, и наметьте «свои» пять важнейших: 1. Нечеткая постановка цели. 2. Отсутствие приоритета в делах. 3. Попытка слишком много сделать за один раз. 4. Отсутствие полного представления о предстоящих задачах и путях их решения. 5. Плохое планирование трудового дня. 6. Личная неорганизованность, «заваленный» письменный стол. 7. Чрезмерное чтение. 8. Недостаток мотивации (индифферентное отношение к учебе). 9. Незапланированные посетители. 10. Неспособность сказать «нет». 11. Отсутствие самодисциплины. 12. Неумение довести дело до конца. 13. Недостаточная подготовка к беседам и обсуждениям. 14. Болтовня на частные темы. 15. Излишняя коммуникабельность. 16. Чрезмерность деловых записей. 17. Синдром «откладывания». 18. Желание знать все факты. 19. Длительное ожидание (например, условленной встречи). 20. Спешка, нетерпение. Задумайтесь над этим. Одолев свои важнейшие «поглотители» времени, вы уже сможете добиться значительного повышения продуктивности своей деятельности. Прежде всего проанализируйте в тезисном порядке свои «поглотители» и найдите способы их устранения. Шаг шестой: найдите и устраните свои «поглотители» времени! Важно научиться планировать свой день. Сделайте свой рамочный план дня инструментом составления дневного распорядка! Помните при этом о следующих моментах: — начало работы; — спокойный час; — график дневной продуктивности; — регулирование пауз; — график дневных «помех»; — контроль за результатами дня; — предварительное планирование следующего дня. Используйте нижеследующий формулятор планирования времени.
Шаг седьмой: планируйте свой день! И, наконец, шаг восьмой: осуществляйте регулярный контроль своих годовых, месячных, недельных и дневных планов! — Что могло быть выполнено из задуманных задач, целей? — Какие результаты были достигнуты? — Что осталось несделанным и почему? (Установить причины, «помехи».) — Где было потеряно время? — Какие можно сделать выводы для предварительного планирования следующего периода (дня, недели, месяца)? Это лишь несколько шагов по совершенствованию своего стиля деятельности. Может быть, вы все же попробуете однажды тот или иной инструмент самоорганизации? Постарайтесь определить, какие методы подходят вам лично, чтобы постоянно их совершенствовать. Всегда найдется более простой путь достижения цели! Успехов вам на этом пути!
Вопросы для самопроверки к 7-й главе 1. Представления и их место в структуре психики. 2. Приведите пример действия в плане образа. 3. Дайте определение понятий: мышление, текст, речь, речевая деятельность. Какие вы знаете виды речи? 4. Какие объекты из указанных в вопросах 1-3 находятся на наблюдаемом уровне, а какие — на представляемом? 5. В чем специфика развития мышления и речи в первые два года жизни? Когда возникает речевое мышление? 6. Объясните различия между допонятийным и понятийным мышлением. 7. Что представляет собой внутренняя речь? Каково соотношение внешней, эгоцентрической, и внутренней речи? 8. Что такое креативность? 9. Опишите основные процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. 10. Опишите основные виды памяти.
Глава 8. Центрально-регуляторные психические процессы, проблема внимания и простые психологические состояния
Эмоции и эмоциональное внимание. Воля, произвольное и послепроизволъное внимание. Нравственно-ориентированное внимание. Внимательность и невнимательность. Простые и сложные психические состояния
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |