Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психомоторные состояния




 

Психомоторные состояния как генетически следующий уровень в онтогенезе психики существенно более сложны. Прежде всего они дифференцированы по уровню психомоторных процессов, превалирующих в них. Эти уровни впервые открыл Н. А. Бернштейн в качестве уровней построения движений (рис.). На самом деле концепция Н. А. Берштейна раскрывает законы построения не только движений, но и психомоторных действий и социально значимых поступков.

Разница состоит в том, что под движением мы понимаем «чисто» физиологический процесс, не преследующий конкретной осмысленной цели (например, двигательные операции как компонент локомоции или других моторных навыков), действие же имеет цель — сознательную, простую и неразложимую на элементы, а поступок — это действие, имеющее не только конкретную цель, но и социальный смысл.

Например, тренировочные движения при овладении навыком работы с неким рычагом могут сменяться упражнением на быстроту и точность действий этим же рычагом, а его практическое использование (например, тормоза в условиях эксплуатации автомобиля или поезда в экстремальной обстановке реального движения) становится уже социально значимым поступком.

Психомоторные состояния, как всякие иные, суть те же процессы, но пролонгированные во времени. Они всегда сложны по составу, и их название соответствует лишь их основному компоненту. Кроме того, они суть дальнейшее развитие состояний, генетически (значит, и по уровню) им предшествующих. Так, психомоторные состояния (как и процессы) вырастают из эмоционально-вегетативных.

Суть этого «вырастания» состоит в том, что меняется афферентация. Если первый и десятый уровни имеют целью регуляцию состояний тела, в основном их оптимизацию по законам гомеостаза, то процессы и состояния второго и одиннадцатого уровней имеют целью регуляцию моторных взаимодействий организма с миром.

Разнообразие и дифференцированность этих последних и обусловливают большую развитость и сложность психомоторных процессов и состояний, по сравнению с эмоционально-вегетативными процессами и состояниями.

Психомоторные состояния играют весьма большую роль в жизни высших животных и человека. Общая двигательная заторможенность, характерная для сна, более или менее быстрого, сменяется нужным уровнем двигательной активности.

К сожалению, современный человек, в отличие от своих животных предков, малоподвижен. Не только восемь часов сна, но и весь день мы проводим в состоянии, близком к гиподинамии. Конечно, это не космическая невесомость, но и не активное двигательное поведение.

С первого класса школы до выпускных вузовских экзаменов и далее на многих рабочих местах мы больше сидим, чем двигаемся. Да и двигаемся, сидя в автомобиле, автобусе, поезде и самолете.

Малоподвижность (гиподинамия) как психомоторное состояние оказывает существенное отрицательное влияние на психические и физиологические процессы цивилизованного человека. Тонус мышц — это не изолированный феномен тела. Прямо или опосредованно он оказывает влияние на психическое состояние в целом.

С этим связана необходимость для сохранения должной работо- и дееспособности делать перерывы для активного отдыха типа производственной гимнастики. При этом другие состояния — перцептивные и интеллектуальные — сменяются психомоторными, и это оказывает тонизирующее и оздоравливающее влияние на человека-оператора и любого другого специалиста, работа которого связана с длительным поддержанием постоянной позы, чаще всего сидения за столом, пультом и т. д.

Как справедливо утверждает В. П. Зинченко, психомоторика не однородна. Наряду с нейродинамическими механизмами движения, она содержит эмоциональные и интеллектуальные компоненты и потому является исходной формой для развития психики в целом.

Первой ступенькой на этом пути является формирование перцептивных процессов и состояний. Двухуровневая психика к концу третьего года жизни становится трехуровневой. Теперь уже новый высший, перцептивный уровень репрезентативен для психики ребенка в ее целостности.

У здорового младенца и маленького ребенка легко наблюдать калейдоскоп сменяющихся процессов и кратковременных состояний. Вот он улыбается и блаженствует, а вот он уже плачет и негодует. С возрастом значительно чаще появляются все более длительно сохраняющиеся состояния, сначала эмоционально-вегетативные, потом психомоторные и, наконец, перцептивные.

По мере развития перцептивных процессов ребенок получает возможность длительнее рассматривать что-либо и прислушиваться. Так создаются предпосылки для трансформации восприятий в представления. Мимолетные восприятия оставляют следы в мозгу и психике. Более основательные и длительные по времени восприятия создают основу для более фундаментальных представлений памяти, а на их основе далее появляются и представления фантазии.

Продуктом представлений и мышления является новое знание как результат творчества. Поэтому перцептивные состояния перерастают в созерцательные, затем интеллектуальные, мнемические, эмоциональные, волевые и нравственно-психологические.

Процесс творчества обращен не только «вперед», в форме антиципации, но и «назад», поскольку он через апперцепцию обогащает и разовое восприятие, и более длительные перцептивные состояния.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.