КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Резюме 14-й главы
Направленность личности (структура мотивов и волевых качеств) является предпоследним уровнем изучаемого нами внутреннего мира человека, важным фактором самоорганизации психики, выражающимся, в частности, регулирующим влиянием на все нижележащие компоненты в принятой нами схеме. В направленности в единое целое сплавлены цели, во имя которых действует личность, ее мотивы и субъективные отношения к различным сторонам действительности. Под мотивацией в психологии понимаются побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Существует множество концепций мотивации (гедонистическая и утилитарная, гомеостатическая и т. д.), отличающихся и даже противоречащих друг другу. Многие из них используют понятие потребности, под которой в психологии понимается состояние объективной нужды организма (личности) в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Наиболее часто применяемую на практике классификацию потребностей предложил А. Маслоу. Его структура потребностно-мотивационной сферы представляет из себя иерахическую пятиуровневую схему, в которой первичными признаются телесные, физиологические потребности. После их удовлетворения возникают потребности второго уровня — в безопасности. Далее следуют потребности в любви и привязанности (третий уровень), в признании и оценке (четвертый). Высшим, по Маслоу, пятым признается уровень самоактуализации. Человек, достигший самоактуализации, — это идеал индивидуального психологического и социального развития. Однако направленность не является высшим уровнем психики человека. Роль такового играет нравственность. Выше этого уровня нет инстанции, которая регулировала бы психическую жизнь человека. Природа нравственности двойственна: ее механизмы — психологические, а содержание нравственного поведения — по его происхождению и значению — социальное.
Материалы для самопроверки Заполните пробелы 1. Под... в психологии понимаются побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. 2. Под... в психологии понимается состояние объективной нужды организма (личности) в чем-то, что лежит вне него и составляет необходимое условие его нормального функционирования. 3. Простейшая классификация потребностей делит их на... и... 4.... называется любое психическое явление, побуждающее к активности. 5. Г. Спенсеру и Ч. Дарвину принадлежит... модель мотивации, основанная на принципе уравновешивания организма со средой. 6. Высшим в модели А. Маслоу признается уровень.... 7. Поведение, скованное правилами, З. Фрейд объясняет принципом.... 8. Для... психологии характерно отрицание существования единой теории мотивации для человека и животных, отрицание принципа редукции напряжения как основного принципа мотивации и т. д. 9. Тенденция к достижению цели в математической модели мотивации в конце главы определяется произведением... на.... Верно или неверно? 1. Направленность личности определяется структурой ее мотивов. 2. А. Маслоу первым разделил потребности человека на духовные и телесные. 3. На практике термином «мотивированный» обозначается случай, когда приведены аргументы «за» или «против» какого-то положения. 4. З. Фрейд был сторонником активационной теории мотивации. 5. Теория эволюции Ч. Дарвина сняла противопоставление человека животным и стала основанием развития нескольких теорий мотивации. 6. Тенденции достижения успеха противостоит тенденция избегания неудачи. 7. Если растет ценность успеха, то решение принимается при большей вероятности успеха. 8. Житейский опыт и здравый смысл говорят о том, что субъективная вероятность и полезность не зависят друг от друга. Выберите правильный ответ 1. Суть эффекта «горькой» конфеты состоит в том, что: а) в отсутствие взрослых ребенок руководствуется первыми побуждениями; б) ребенок понимает, что среди взрослых встречаются нечестные люди; в) хорошо воспитанный ребенок отказывается от незаслуженной награды; г) нельзя давать детям невыполнимых заданий. 2. Представления о мотивации в додарвиновский период были основаны на: а) противопоставлении человека животным; б) принципе гедонизма Платона; в) принципе максимизации пользы Бентама; г) верны все ответы. 3. Потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной группе находится на следующем уровне пирамиды А. Маслоу: а) первом; б) третьем; в) пятом; г) неверен ни один из ответов. 4. З. Фрейд был сторонником: а) динамической теории мотивации; б) теории утилитаризма; в) гомеостатической модели мотивации; г) теории инстинктов. Упражнение. Прочтите первое утверждение предлагаемой ниже анкеты по определению поведенческой ориентированности личности (А. Л. Попов, И. М. Юсупов, с сокращениями) и выберите вариант ответа, наиболее близкий к вашей точке зрения, пометьте его на бланке ответов звездочкой. Затем из двух оставшихся вариантов выберите тот, который меньше всего соответствует вашему мнению, и пометьте его двумя звездочками, после чего переходите ко второму утверждению и т. д. Будьте внимательны! В заполненном до конца бланке в каждой строчке должно стоять три звездочки. Обработайте и обсудите полученные результаты с преподавателем. 1. Больше всего удовлетворения в жизни дает: а) оценка выполненной работы; б) сознание, что работа выполнена хорошо; в) сознание, что находишься среди друзей. 2. В спортивных играх мне хотелось бы, чтобы я был: а) тренером, который разрабатывает тактику игры; б) известным игроком; в) выбранным капитаном команды. 3. Лучшими преподавателями являются те, которые: а) проявляют интерес к учащимся и к каждому имеют индивидуальный подход; б) вызывают интерес к предмету настолько, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете; в) создают в коллективе такую атмосферу, в которой никто не боится высказывать свою точку зрения. 4. Самые худшие преподаватели — те, которые: а) не могут скрывать своей неприязни к некоторым учащимся; б) вызывают у всех дух соперничества друг с другом; в) производят впечатление, что преподаваемый предмет их не интересует. 5. Я радуюсь, когда мои друзья: а) помогают другим, когда для этого представляется случай; б) всегда преданны, верны, надежны; в) интеллигентны и у них много интересов. 6. Лучшими друзьями я считаю тех: а) с которыми хорошо строятся взаимные отношения; б) которые умеют больше, чем я; в) на которых всегда можно положиться. 7. Хотелось бы, чтобы известность приходила к тем, кто: а) добился успеха в жизни; б) может сильно любить; в) отличается дружелюбием и доброжелательностью. 8. При равной возможности мне хотелось бы быть: а) научным работником; б) начальником отдела; в) опытным летчиком. 9. В детстве мне нравилось: а) играть со сверстниками; б) создавать строения из песка; в) когда меня хвалили. 10. Мне не нравится, когда я: а) наталкиваюсь на препятствия, мешающие осуществлению порученного дела; б) замечаю серьезное ухудшение отношений в коллективе; в) выслушиваю критику старших. 11. Основная роль школы должна бы заключаться: а) в подготовке учащихся к трудовой деятельности; б) в развитии индивидуальных способностей; в) в воспитании умения строить хорошие взаимоотношения с людьми. 12. Некоторые учреждения мне не нравятся из-за того, что в них: а) недемократическая система; б) человек теряет свою индивидуальность в массе других людей; в) невозможно проявление инициативы. 13. Если бы у меня было больше свободного времени, мне бы хотелось использовать его для: а) общения с друзьями; б) любимых дел и самообразования; в) беспечного отдыха. 14. Максимальные достижения для меня возможны в случае, если: а) я работаю с людьми, которые мне нравятся; б) выполняю работу, которая мне по душе; в) мои усилия достаточно вознаграждаются. 15. Я люблю, когда: а) другие люди меня ценят; б) чувствую удовлетворение от выполняемой работы; в) приятно провожу время с друзьями. 16. Если бы обо мне писали в газетах, мне бы хотелось, чтобы: а) написали о каком-либо деле, которое мне удалось; б) похвалили меня за мою деятельность; в) сообщили о том, что меня выбрали на руководящую должность. 17. Мои учебные успехи связаны с тем, что преподаватель: а) нашел ко мне индивидуальный подход; б) развивая интерес, стимулировал меня к занятиям; в) вызвал дискуссию по разбираемым вопросам. 18. Нет ничего хуже, чем: а) оскорбления личного достоинства; б) неуспех при выполнении важной работы; в) потеря друзей. 19. Я ценю: а) успех; б) совместную работу; в) практичность. 20. Я считаю, что очень мало людей: а) радуются выполненной работе; б) с удовольствием работают в коллективе; в) выполняют свою работу действительно хорошо.
Глава 15. Нравственно-психологические свойства личности
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |