Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Резюме 14-й главы




 

Направленность личности (структура мотивов и волевых качеств) является предпоследним уровнем изучаемого нами внутреннего мира человека, важным фактором самоорганизации психики, выражающимся, в частности, регулирующим влиянием на все нижележащие компоненты в принятой нами схеме.

В направленности в единое целое сплавлены цели, во имя которых действует личность, ее мотивы и субъективные отношения к различным сторонам действительности.

Под мотивацией в психологии понимаются побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Существует множество концепций мотивации (гедонистическая и утилитарная, гомеостатическая и т. д.), отличающихся и даже противоречащих друг другу.

Многие из них используют понятие потребности, под которой в психологии понимается состояние объективной нужды организма (личности) в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Наиболее часто применяемую на практике классификацию потребностей предложил А. Маслоу.

Его структура потребностно-мотивационной сферы представляет из себя иерахическую пятиуровневую схему, в которой первичными признаются телесные, физиологические потребности. После их удовлетворения возникают потребности второго уровня — в безопасности. Далее следуют потребности в любви и привязанности (третий уровень), в признании и оценке (четвертый). Высшим, по Маслоу, пятым признается уровень самоактуализации. Человек, достигший самоактуализации, — это идеал индивидуального психологического и социального развития.

Однако направленность не является высшим уровнем психики человека. Роль такового играет нравственность. Выше этого уровня нет инстанции, которая регулировала бы психическую жизнь человека. Природа нравственности двойственна: ее механизмы — психологические, а содержание нравственного поведения — по его происхождению и значению — социальное.

 

Материалы для самопроверки

Заполните пробелы

1. Под... в психологии понимаются побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

2. Под... в психологии понимается состояние объективной нужды организма (личности) в чем-то, что лежит вне него и составляет необходимое условие его нормального функционирования.

3. Простейшая классификация потребностей делит их на... и...

4.... называется любое психическое явление, побуждающее к активности.

5. Г. Спенсеру и Ч. Дарвину принадлежит... модель мотивации, основанная на принципе уравновешивания организма со средой.

6. Высшим в модели А. Маслоу признается уровень....

7. Поведение, скованное правилами, З. Фрейд объясняет принципом....

8. Для... психологии характерно отрицание существования единой теории мотивации для человека и животных, отрицание принципа редукции напряжения как основного принципа мотивации и т. д.

9. Тенденция к достижению цели в математической модели мотивации в конце главы определяется произведением... на....

Верно или неверно?

1. Направленность личности определяется структурой ее мотивов.

2. А. Маслоу первым разделил потребности человека на духовные и телесные.

3. На практике термином «мотивированный» обозначается случай, когда приведены аргументы «за» или «против» какого-то положения.

4. З. Фрейд был сторонником активационной теории мотивации.

5. Теория эволюции Ч. Дарвина сняла противопоставление человека животным и стала основанием развития нескольких теорий мотивации.

6. Тенденции достижения успеха противостоит тенденция избегания неудачи.

7. Если растет ценность успеха, то решение принимается при большей вероятности успеха.

8. Житейский опыт и здравый смысл говорят о том, что субъективная вероятность и полезность не зависят друг от друга.

Выберите правильный ответ

1. Суть эффекта «горькой» конфеты состоит в том, что:

а) в отсутствие взрослых ребенок руководствуется первыми побуждениями;

б) ребенок понимает, что среди взрослых встречаются нечестные люди;

в) хорошо воспитанный ребенок отказывается от незаслуженной награды;

г) нельзя давать детям невыполнимых заданий.

2. Представления о мотивации в додарвиновский период были основаны на:

а) противопоставлении человека животным;

б) принципе гедонизма Платона;

в) принципе максимизации пользы Бентама;

г) верны все ответы.

3. Потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной группе находится на следующем уровне пирамиды А. Маслоу:

а) первом;

б) третьем;

в) пятом;

г) неверен ни один из ответов.

4. З. Фрейд был сторонником:

а) динамической теории мотивации;

б) теории утилитаризма;

в) гомеостатической модели мотивации;

г) теории инстинктов.

Упражнение. Прочтите первое утверждение предлагаемой ниже анкеты по определению поведенческой ориентированности личности (А. Л. Попов, И. М. Юсупов, с сокращениями) и выберите вариант ответа, наиболее близкий к вашей точке зрения, пометьте его на бланке ответов звездочкой. Затем из двух оставшихся вариантов выберите тот, который меньше всего соответствует вашему мнению, и пометьте его двумя звездочками, после чего переходите ко второму утверждению и т. д. Будьте внимательны! В заполненном до конца бланке в каждой строчке должно стоять три звездочки. Обработайте и обсудите полученные результаты с преподавателем.

1. Больше всего удовлетворения в жизни дает:

а) оценка выполненной работы;

б) сознание, что работа выполнена хорошо;

в) сознание, что находишься среди друзей.

2. В спортивных играх мне хотелось бы, чтобы я был:

а) тренером, который разрабатывает тактику игры;

б) известным игроком;

в) выбранным капитаном команды.

3. Лучшими преподавателями являются те, которые:

а) проявляют интерес к учащимся и к каждому имеют индивидуальный подход;

б) вызывают интерес к предмету настолько, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;

в) создают в коллективе такую атмосферу, в которой никто не боится высказывать свою точку зрения.

4. Самые худшие преподаватели — те, которые:

а) не могут скрывать своей неприязни к некоторым учащимся;

б) вызывают у всех дух соперничества друг с другом;

в) производят впечатление, что преподаваемый предмет их не интересует.

5. Я радуюсь, когда мои друзья:

а) помогают другим, когда для этого представляется случай;

б) всегда преданны, верны, надежны;

в) интеллигентны и у них много интересов.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

а) с которыми хорошо строятся взаимные отношения;

б) которые умеют больше, чем я;

в) на которых всегда можно положиться.

7. Хотелось бы, чтобы известность приходила к тем, кто:

а) добился успеха в жизни;

б) может сильно любить;

в) отличается дружелюбием и доброжелательностью.

8. При равной возможности мне хотелось бы быть:

а) научным работником;

б) начальником отдела;

в) опытным летчиком.

9. В детстве мне нравилось:

а) играть со сверстниками;

б) создавать строения из песка;

в) когда меня хвалили.

10. Мне не нравится, когда я:

а) наталкиваюсь на препятствия, мешающие осуществлению порученного дела;

б) замечаю серьезное ухудшение отношений в коллективе;

в) выслушиваю критику старших.

11. Основная роль школы должна бы заключаться:

а) в подготовке учащихся к трудовой деятельности;

б) в развитии индивидуальных способностей;

в) в воспитании умения строить хорошие взаимоотношения с людьми.

12. Некоторые учреждения мне не нравятся из-за того, что в них:

а) недемократическая система;

б) человек теряет свою индивидуальность в массе других людей;

в) невозможно проявление инициативы.

13. Если бы у меня было больше свободного времени, мне бы хотелось использовать его для:

а) общения с друзьями;

б) любимых дел и самообразования;

в) беспечного отдыха.

14. Максимальные достижения для меня возможны в случае, если:

а) я работаю с людьми, которые мне нравятся;

б) выполняю работу, которая мне по душе;

в) мои усилия достаточно вознаграждаются.

15. Я люблю, когда:

а) другие люди меня ценят;

б) чувствую удовлетворение от выполняемой работы;

в) приятно провожу время с друзьями.

16. Если бы обо мне писали в газетах, мне бы хотелось, чтобы:

а) написали о каком-либо деле, которое мне удалось;

б) похвалили меня за мою деятельность;

в) сообщили о том, что меня выбрали на руководящую должность.

17. Мои учебные успехи связаны с тем, что преподаватель:

а) нашел ко мне индивидуальный подход;

б) развивая интерес, стимулировал меня к занятиям;

в) вызвал дискуссию по разбираемым вопросам.

18. Нет ничего хуже, чем:

а) оскорбления личного достоинства;

б) неуспех при выполнении важной работы;

в) потеря друзей.

19. Я ценю:

а) успех;

б) совместную работу;

в) практичность.

20. Я считаю, что очень мало людей:

а) радуются выполненной работе;

б) с удовольствием работают в коллективе;

в) выполняют свою работу действительно хорошо.

 

Глава 15. Нравственно-психологические свойства личности

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.