КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Резюме 15-й главы
Нравственность рассматривается нами как вершинное образование личности и главный фактор целостности человека, его телесных, душевных и духовных качеств, определяющий функции всех нижележащих уровней психики. Эта научная концепция зародилась в борьбе естественно-научной трактовки строения души по Аристотелю (политеисту) с трудами его современников, пророков (строгих монотеистов), авторов текстов Библии. Природа нравственности изначально двойственна. Являясь результатом развития субъект-субъектных отношений, по строению она — явление психологическое, а по функциям — социальное. Нравственно-психологические свойства личности формируются и проявляются в «высших деятельностях души» (Г. Эббингауз), а именно: в религии, искусстве и нравственном поведении. Религиозный и философский подходы к нравственности являются нормативными, определяющими, как должно поступать, в отличие от психологического подхода, являющегося дескриптивным, т. е. описывающим (и объясняющим), как принято поступать в тех или иных социальных общностях, в том или ином возрасте и т. д. (и почему). Религиозный, философский и психологический подходы к нравственности взаимно обогащают друг друга и, как правило, не вступают в противоречие, демонстрируя единство человеческой культуры. В детском возрасте любой поступок оценивается как хороший или плохой, в соответствии с правилами, переданными и усвоенными от взрослых (гетерономной моралью), с возрастом суждения начинают основываться в большей степени на личных критериях (автономной морали). Следует различать систему мужских нравственных ценностей, основанных на самоутверждении и справедливости (Кольберг), и систему женских нравственных ценностей, основанных на заботе о других людях и самоотречении (Гиллиган). Представители западной и советской этических систем отличаются друг от друга отношением к компромиссу между прекрасными целями и плохими средствами их достижения. Западная этика основана на десяти заповедях, запрещающих зло. В основе советской этики лежит «Моральный кодекс строителя коммунизма», декларирующий добро, но не запрещающий зло. Этическая бескомпромиссность ведет к сотрудничеству между людьми, а этический компромисс — к бескомпромиссной борьбе (Лефевр). Упражнение. Познакомьтесь с методикой М. Рокича (М. Rokeach), используемой в разных странах мира. Рокич описал терминальные ценности (конечные цели человеческой жизни). Их список приведен ниже. 1. Активная, деятельная жизнь. 2. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл). 3. Здоровье (физическое и психическое). 4. Интересная работа. 5. Красота природы и искусства. 6. Любовь (духовная и физическая близость). 7. Материально обеспеченная жизнь. 8. Хорошие и верные друзья. 9. Общая хорошая обстановка в стране, в обществе. 10. Общественное признание, уважение. 11. Познание, интеллектуальное развитие. 12. Равенство, равные возможности для всех. 13. Самостоятельность (независимость в суждениях и оценках). 14. Свобода (независимость в поступках и действиях). 15. Счастливая семейная жизнь. 16. Творчество, самореализация. 17. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий и сомнений, жизнь в ладу с самим собой). 18. Удовольствия, развлечения. Проранжируйте данные ценности от наиболее значимой для вас (№ 1) до наименее значимой (№ 18) и предложите сделать то же самое близкому другу или родственнику, жениху или невесте, а затем вычислите коэффициент ранговой корреляции Спирмена для своих ответов. Полученное число покажет, в какой степени этот человек относится к жизни так, как и вы, может ли он считаться вашим единомышленником. Если вы не знакомы с математической статистикой, разберите приводимый ниже числовой пример, основанный на ответах двух студенток.
Для расчета коэффициента ранговой корреляции в первый столбец вписаны номера ценностей от 1 до 18, во второй — ранги этих ценностей, присвоенные первой студенткой, в третий — ранги ценностей, присвоенные второй студенткой. В четвертом столбце вычислены разности соответствующих рангов, в пятом — квадраты полученных чисел. Осталось найти сумму чисел последнего столбца s (в нашем случае s = 672) и воспользоваться формулой для коэффициента ранговой корреляции r = 1 — s/969 (в нашем случае r = 0,31). Как интерпретировать полученное число? Математики доказали, что оно не может быть больше 1 и меньше —1. Если r примерно равно 1, то вы — единомышленники, если r близко к -1, то ваши взгляды на жизнь противоположны, полярны. В рассмотренном выше примере (r = 0,31) можно утверждать, что, хотя девушки и не являются единомышленницами, их взгляды на жизнь совместимы и не противоречат сильно друг другу.
Глава 16. Практическая психология в России и за рубежом
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |