КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Третий урок 59
Гласный ö.............................................................. 59 Гласный ü................................................................................ 59 Звукосочетания yö и yü 60 УПРАЖНЕНИЯ 60 Согласный g.......................................................................... 62 Л Согласный ğ........................................................................ 62 УПРАЖНЕНИЯ 64 СЛОВАРЬ......................................................................................... 66 ВАРИАНТЫ АФФИКСОВ С ГУБНЫМИ ГЛАСНЫМИ ПЕРЕДНЕГО РЯДА 69 УПРАЖНЕНИЯ 70 АФФИКС СКАЗУЕМОСТИ 3-ГО ЛИЦА МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА(çoğul uğuncu kişi eki) 70 УПРАЖНЕНИЯ 71 ИМЕННОЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (olumsuz ad tümcesi) 72 Значение слова değil 72 УПРАЖНЕНИЯ 73 РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ (tamlayan durumu) 74 РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ 75 УПРАЖНЕНИЯ 76 ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЙ (ДВУХАФФИКСНЫЙ) ИЗАФЕТ (iyelik takımı) 77 УПРАЖНЕНИЯ 78 ТЕКСТ 1 78 УПРАЖНЕНИЯ 79 ОПУЩЕНИЕ АФФИКСОВ В УСТНОЙ РЕЧИ НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ(kesik tümce) 81 УПРАЖНЕНИЯ 82 КОНСТРУКЦИЯ ОБЛАДАНИЯ (kızı var) 82 УПРАЖНЕНИЯ 83 ТЕКСТ 2 83 УПРАЖНЕНИЯ 84 ЧЕТВЕРТЫЙ УРОК (DÖRDÜNCÜ DERS) 85 Согласный ç....................................................................... 85 Согласный ş.............................................................................. 85 Согласный j............................................................................. 86 Аффриката (слитный согласный)с............................... 86 УПРАЖНЕНИЯ 86 числа 95 числа 96
Аффикс сказуемости I-го лица множественного числа..................................................................................... 96 Аффиксы сказуемости 2-го лица множественного числа.................................................................. 96 УПРАЖНЕНИЯ............................................................................... 98 ВОПРОСЫ АЛЬТЕРНАТИВНОГО ТИПА {çatallı soru)... 99 УПРАЖНЕНИЯ..................................................................... 100 ТЕКСТ I................................................................................. 100 УПРАЖНЕНИЯ...................................................................... 101 ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТИЦА (da bağlacı)........................ 102 УПРАЖНЕНИЯ...................................................................... 103 ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ(sıга sayıları)...................... 103 УПРАЖНЕНИЯ........................................................................ 104 ОБОЗНАЧЕНИЕ ЦЕЛЫХ ЧАСОВ........................................ 104 УПРАЖНЕНИЯ....................................................................... 104 ТЕКСТ 2...................................................................................... 105 УПРАЖНЕНИЯ............................................................................ 107 ПЯТЫЙ УРОК (BEŞİNCİ DERS)..................................... ПО ГЛАГОЛ (eylem/fiil)..................................................................... 110 ИНФИНИТИВ (eylemlik/mastar)................................................ 110 УПРАЖНЕНИЯ........................................................................... 111 ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ (buyurum/emir kipi). 112 УПРАЖНЕНИЯ........................................................................ 113 НАСТОЯЩЕЕ ПЕРВОЕ ВРЕМЯ (şimdiki zaman)........................... 113 УПРАЖНЕНИЯ........................................................................ 117 ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ(yönelme durumu)......................................... 118 ИСХОДНЫЙ ПАДЕЖ(çıkma durumu).................................... 119 УПРАЖНЕНИЯ.............................................................................. 119 СЛУЖЕБНЫЕ ИMEHA(sontakı/artlaç)....................................... 120 УПРАЖНЕНИЯ.......................................................................... 122 СЛОВАРЬ........................................................................................ 123 УПРАЖНЕНИЯ........................................................................ 129 ШЕСТОЙ УРОК (ALTINCI DERS)......................................... 132 ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ИЗАФЕТ (ilgi takımı)...................................... 132 УПРАЖНЕНИЯ........................................................................... 133 СЛОЖНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ (karma belirtme öbeği)................................. 136 УПРАЖНЕНИЯ............................................................................. 136 ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ(belirtme durumu/yükleme hali) 138 УПРАЖНЕНИЯ............................................................................... 141 ПОСЛЕЛОГ İLE(takı/ ilgeç)........................................................ 143 УПРАЖНЕНИЯ............................................................................. 144 СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ (karşılaştırma dereceleri)........................ 146 СТЕПЕНЬ HEPAВEHCTВA (üstünlük-eksiklik derecesi)... 146
ПРЕВОСХОДНАЯ СТЕПЕНЬ (en üstünlük derecesi).............. 147 УПРАЖНЕНИЯ.......................................................................... 148 СЛОВАРЬ........................................................................................... 148 УПРАЖНЕНИЕ..................................................................... 151 BAŞKENTİMİZ............................................................................ 152 SPOR SALONUNDA (bir konuşma).......................................... 153 УПРАЖНЕНИЯ...................................................................... 155 СЕДЬМОЙ УРОК (YEDİNCİ DERS)............................................ 158 ПРОШЕДШЕЕ КАТЕГОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ (belirli/görülen geçmiş zaman)........................................................ 158 ЛИЧНЫЕ АФФИКСЫ ВТОРОЙ ГРУППЫ.......................... 159 УПРАЖНЕНИЯ...................................................................... 161 ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ........................................ 163 УПРАЖНЕНИЯ...................................................................... 164 ПОСЛЕЛОГИ SONRA И ÖNCE (EVVEL)............................ 165 УПРАЖНЕНИЯ...........,........................................................ 167 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПАДЕЖНЫХ ФОРМ..................................................................... 168 СКЛОНЕНИЕ ИНФИНИТИВА И УСЕЧЕННОГО ИНФИНИТИВА (kısa masdar)....................................................... 169 УПРАЖНЕНИЯ.............................................................................. 170 СЛОВАРЬ................................................................................................. 171 СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АФФИКСЫ (уарım/türetme ekleri)........................................................................ 174 УПРАЖНЕНИЯ............................................................................ 175 İŞ GÜNÜMÜ NASIL GEÇİRDİM?............................................... 178 ДИАЛОГИ........................................................................................ 179 DERSTE........................................................................................... 179 KÜÇÜK KONUŞMA................................................................. 180 УПРАЖНЕНИЯ...................................................................... 181 ВОСЬМОЙ УРОК (SEKİZİNCİ DERS)................................... 184 АФФИКС СКАЗУЕМОСТИ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ (i- eyleminin belirli geçmiş zamanı)................................................... 184 УПРАЖНЕНИЯ............................................................................ 187 ПОСЛЕЛОГИ KADAR, DEK И GİBİ....................................... 189 УПРАЖНЕНИЯ............................................................................ 191 ПОВЕЛИТЕЛЬНО-ЖЕЛАТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ (istek-buyurum kipi)..................................................................... 192 УПРАЖНЕНИЯ........................................................................... 196 СЛОВАРЬ.............................................................................................. 197 СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АФФИКСЫ................................ 201 УПРАЖНЕНИЯ......................................................................... 202 ТЕКСТ......................................................................................... 204 AHMET USTANIN AİLESİ............................................................. 204 ДИАЛОГИ.................................................................................. 205 BİR KONUŞMA............................................................................ 205 УПРАЖНЕНИЯ.......................................................................... 207 ДЕВЯТЫЙ УРОК (DOKUZUNCU DERS)....................... 210 БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ HA-ACAK(gelecek zaman)............................ 210 УПРАЖНЕНИЯ.......................................................................... 213 КАЧЕСТВЕННЫЙ (БЕЗАФФИКСНЫЙ) ИЗАФЕТ (sıfat takımı, eksiz ad tamlaması)..................................... 214 УПРАЖНЕНИЯ....................................................................... 216 ФОРМА -DIKTAN SONRA...................................................... 217 УПРАЖНЕНИЯ.......................................................................... 219 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ В ЧАСАХ И МИНУТАХ (saatli dakikalı zaman belirtme yöntemi)....................................... 219 УПРАЖНЕНИЯ......................................................................... 221 СЛОВАРЬ........................................................................................... 222 СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АФФИКСЫ........................... 224 УПРАЖНЕНИЯ......................................................................... 225 TATİL GÜNÜM............................................................................... 227 BİR KONUŞMA........................................................................ 229 УПРАЖНЕНИЯ......................................................................... 230 ДЕСЯТЫЙ УРОК (ONUNCU DERS)..................................... 234 НАСТОЯЩЕЕ-БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ (-IR)............................... 234 УПРАЖНЕНИЯ....................................................................... 237 ПОСЛЕЛОГИ BAŞKA И İÇİN.................................................... 239 УПРАЖНЕНИЯ........................................................................ 240 ПРИЧАСТИЕ НАСТОЯЩЕГО-ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ(-an ortacı)................................................................... 242 УПРАЖНЕНИЯ........................................................................ 244 НАРЕЧИЯ (zarf // belirteç)............................................................... 246 УПРАЖНЕНИЯ...................................................................... 247 СЛОВАРЬ........................................................................................ 247 СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АФФИКСЫ............................... 251 УПРАЖНЕНИЯ...................................................................... 252 BAYRAMLARIMIZ.................................................................. 254 YILIN DÖRT MEVSİMİ................................................................. 256 УПРАЖНЕНИЯ...................................................................... 257 ОД И ННАДЦАТЫЙ УРОК (ON BİRİNCİ DERS)........................ 260 ЗАЛОГИ....................................................................................... 260 СТРАДАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ (edilgen çatı)................................. 260 ВОЗВРАТНЫЙ ЗАЛОГ (dönüşlü çatı).......................................... 263 УПРАЖНЕНИЯ......................................................................... 264 ЖЕЛАТЕЛЬНО-УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ (dilek-şart kipi)............................................................................ 266 упражнения........................................................................... 268 ПОСЛЕЛОГИ, УПРАВЛЯЮЩИЕ ИСХОДНЫМ ПАДЕЖОМ(çıkma halini isteyen takılar)............................ 268 УПРАЖНЕНИЯ..................................................................... 269 ИHBEPCИЯ (devrik cümle)............................................................ 270 УПРАЖНЕНИЯ..................................................................... 271 СУБСТАНТИВАЦИЯ ИМЕННЫХ ЧАСТЕЙ PEЧИ (adlaşma).............................................................................. 271 УПРАЖНЕНИЯ..................................................................... 273 СЛОВАРЬ.......................................................................................... 274 СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АФФИКС - LİK.................... 277 УПРАЖНЕНИЯ..................................................................... 278 BABAMIN YAŞAMI...................................................................... 281 DERSE NASIL ÇALIŞIRIZ........................................................ 282 Список спец. терминов.......................................................... 284 УПРАЖНЕНИЯ..................................................................... 284 ДВЕНАДЦАТЫЙ УРОК (ON İKİNCİ DERS)............... 287 ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ИМПЕРФЕКТ (şimdiki zamanın hikâyesi)............................................................ 287 TEMRİNLER............................................................................ 289 ПРЯМАЯ РЕЧЬ (araçsız söz)..................................................... 291 TEMRİNLER............................................................................ 292 АФФИКС -Kİ................................................................................ 293 TEMRİNLER............................................................................. 294 ДЕЕПРИЧАСТИЯ (ulaç)............................................................ 295 1. Форма на -ıp.................................................................. 295 2. Форма на -arak............................................................. 297 TEMRİNLER................................................................................ 298 СЛОВАРЬ.............................................................................................. 299 СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АФФИКСЫ.................................... 302 TEMRİNLER............................................................................... 302 ARKADAŞIMIN DAİRESİ.......................................................... 305 İSTANBUL'DA EĞLENCELER................................................ 307 TEMRİNLER................................................................................. 308 ТРИНАДЦАТЫЙ УРОК (ON ÜÇÜNCÜ DERS)........... 311 ЗАЛОГИ........................................................................................... 311 ВЗАИМНО-СОВМЕСТНЫЙ ЗАЛОГ (işteş çatı)................... 311 ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ (ettirgen çalı)............................. 312 ÇALIŞTIRMALAR (TEMRİNLER)...................................... 315 ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЙ СОЮЗ Kİ (ki bağlacı)......................... 316 ÇALIŞTIRMALAR..................................................................... 317
ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ НА -MİS (TİR) (belirsiz / öğrenilen geçmiş zaman)............................................... 319 ÇALIŞTIRMALAR................................................................. 321 ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ(sayı; sayı önadı)....................................... 323 ÇALIŞTIRMALAR................................................................... 325 СЛОВАРЬ........................................................................................ 326 СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АФФИКС -СА................... 329 ÇALIŞTIRMALAR.................................................................... 330 TÜRKİYE'DE KÖY HAYATI.................................................... 332 LOKANTA.................................................................................. 333 ÇALIŞTIRMALAR................................................................. 336 ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ УРОК (ON DÖRDÜNCÜ DERS).. 340 ИМЕНА ДЕЙСТВИЯ HA -DIK И -АСАК (-dık / -acak yapılı belirtme ortaçları)............................................... 340 ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (sıfatlık tümce)....................................................................... 341 ÇALIŞTIRMA........................................................................... 343 ФОРМЫ ВОЗМОЖНОСТИ, НЕВОЗМОЖНОСТИ И УМЕНИЯ (yeterlik, yetersizlik eylemi)................................................ 344 Образцы спряжения глаголав в аспекте возможности.................................................................... 345 Образцы спряжения глаголов в аспекте невозможности........................................................... 346 ÇALIŞTIRMA......................................................................... 347 Конструкция «умения»....................................................... 348 çalıştırma.......................................................... 348 ' | послелоги. требующие дательного падежа (yönelme durumunu isteyen takılar)...................................... 350 TEMRİNLER............................................................................ 350 СЛОВАРЬ........................................................................................ 351 СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АФФИКСЫ И СУФФИКСЫ............................................................................. 355 ÇALIŞTIRMALAR................................................................. 356 TÜRKİYE'NİN DOĞAL (FİZİKİ) COĞRAFYASINDAN.... 358 Словарь географических названии................................. 360 TREN YOLCULUĞU (BİR KONUŞMA)................................ 360 TEMRİNLER............................................................................... 362 ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................ 366 ГРАММАТИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК......................................... 366 УКАЗАТЕЛЬ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ........................ 367 ТУРЕЦКО-РУССКИЙ СЛОВАРЬ ГРАММАТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ...................................... 371 РУССКО-ТУРЕЦКИЙ СЛОВАРЬ ГРАММАТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ........................................ 375 ЛЕКСИЧЕСКИЙ ИНДЕКС........................................................... 383 ПРЕДИСЛОВИЕ Издание настоящего «Начального курса турецкого языка» должно обеспечить появление на книжном рынке — вслед за недавно опубликованными учебниками Л. Н. Дудиной (1993), Ю. В. Щеки, А. 3. Трофимова, сменившими собой давно износившиеся и во многом устаревшие работы Ш. С. Айлярова (1954, 1970), П. И. Кузнецова и Е. В. Сумина (1960—61, 1970—71), П. С. Аровиной и В. И. Суровой (1971)—еще одного учебного пособия по названному языку, что позволит желающим обратиться к одному из ряда руководств, отвечающему заранее намеченным критериям или запросам. Учебник рассчитан на проработку в аудиторных условиях, хотя его материал может при желании изучаться и в индивидуальном порядке. Учебник излагает все основные сведения по фонетике турецкого языка, вводит и закрепляет наиболее важные правила его морфологии и синтаксиса, а также самую употребительную лексику и фразеологию, общим количеством около полутора тысяч единиц, знание которых (при условии усвоения фонетического и грамматического материала) позволит изучающему понимать несколько адаптированную (учитывающую уровень знаний собеседника) речь носителя турецкого языка и вести с ним беседу на бытовые темы, а также приобрести начальные навыки чтения несложных турецких текстов и перевода отдельных предложений и учебных текстов с турецкого языка на русский (или на свой родной язык) и с русского (или своего родного) языка на турецкий. Обеспечение полной ориентированности учащегося в грамматическом строе турецкого языка, обретение им твердого, гарантирующего достаточно свободное общение с но- сителями турецкого языка запаса нормативной турецкой лексики и фразеологии составит важнейшую задачу второй части настоящего учебника, которая ныне готовится к изданию. Что касается главных методических принципов, которые автор учебника положил в основу разработки данного курса, то они. кратко говоря, сводятся к последовательному восхождению от простого к более и более сложному (например, в первых уроках вводится основной материал по турецкому именному предложению, затем начинается работа над отдельными элементами простого глагольного предложения, далее осложненного глагольного и т. д.), причем весь грамматический материал вводится на знакомой учащемуся лексике, а лексика закрепляется только в знакомом грамматическом окружении. Тексты начального курса в принципе не могут быть оригинальными, поскольку автор строго ограничен в выборе применяемых форм и конструкций и вводимой (только самой употребительной) лексики. Правда, в самых последних уроках курса — а их всего четырнадцать — осуществляется переход к оригинальным {но значительно упрощенным и сокращенным) турецким текстам и к примерам, извлеченным из произведений турецкой художественной литературы (при этом указываются фамилии или инициалы авторов). Уроки учебника (за исключением первых четырех, в которых прежде всего излагаются сведения по фонетике) открываются грамматическим разделом (три-четыре крупных грамматических темы), так как чтение и закрепление текстового материала без предварительного изучения грамматических правил и определенного минимума лексики практически невозможно. В лексиче ск ом разде л е дается словарь данного урока (до восьмидесяти лексических единиц — с относящимися к ним устойчивыми словосочетаниями и фразеологизмами, иногда также одним-двумя производными словами — и некоторое количество дериватов и устойчивых словосочетаний, в состав которых входят ранее введенные слова), после чего все новые слова и фразеологизмы закрепляются в минимальном требуемом для усвоения материала контексте (т. е., как правило, на уровне отдельных предложений). Отметим, что одна «словарная» единица (словарное гнездо) может включать несколько (два-три) важнейших значений слова (закрепляемых в лексических упражнениях); в противном случае одно и то же слово приходилось бы вводить многократно (в смежных уроках), и количество словарных единиц исчислялось бы каждый раз трехзначными числами. В лексическом же разделе вводятся и закрепляются важнейшие словообразовательные аффиксы турецкого языка. Наконец, общий раздел каждого урока содержит текст и диалог (диалоги) по намеченной для данного урока теме (аудитория, в институте, на уроке турецкого языка, в городе, семья, квартира (предметы обстановки), рабочий и выходной дни, рассказ о жизни человека, в столовой,
времена года, праздники, путешествие, географическое положение Турции и т. п.) и различные виды упражнений для комплексного закрепления темы урока, его грамматики и лексики — с ориентацией па развитие навыков разговорной (диалогической и монологической) речи и первичных навыков перевода. В конце учебника даны Грамматическиий справочник и Лексический индекс, в которых обозначены асе изучаемые грамматические явления и все введенные слова и фразеологизмы — с указанием урока, где они введены, и их порядкового номера в словаре урока. В грамматическом справочнике приводятся также турецкие эквиваленты основных встречающихся в учебнике грамматических терминов. Автор сердечно благодарит рецензентов учебника профессора Э. А. ГРУНИНУ и доцента Г. П. АЛЕКСАНДРОВА, ценные общие и частные замечания которых он стремился учесть при доработке учебника и подготовке его к печати. Выражаю искреннюю признательность Н. РЫБКИНОЙ (ПОРШАКОВОЙ), усилиями которой появился машинописный вариант рукописи учебника, а также студентам лингвистического отделения Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), которые осуществляли компьютерный набор, использованный при подготовке рукописи к печати. П. И. Кузнецов
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |