Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика 4. Проективная рисуночная методика




Описание методики. Испытуемому предлагается изобразить время на листе бумаги, пользуясь набором цветных карандашей.

Для оценки времени жизни использовались: семический критерий, критерий физических характеристик рисунка и критерий согласованности/конфликтности темы, содержания рисунка и вербального комментария. Семический критерий включает обще культурный и индивидуально-личностный символические уровни анализа и позволяет тематизировать представления о времени жизни. Критерий физических характеристик рисунка учитывает цвет, величину и композицию, а также уровень абстрактности рисунка и частоту выбора визуального образа. Этот критерий позволяет продемонстрировать гетеротопию, многоуровневость и многолинейность психологического времени. И, наконец, критерий согласованности/конфликтности темы, содержания рисунка и вербального комментария позволил выявить «формальное время».

Время — это, прежде всего, форма, т.е. основа организации, упорядочения и координации деятельности людей в мире и их знаний о мире. И именно в деятельности, в опыте человека осваиваются временные отношения и происходит формирование концепции времени, свойственной каждой личности. Многообразие практик человека позволяет предположить, что концепция времени носит сложный характер и включает в себя синтез нескольких идей времени, представленных в сознании человека как некая система. В своих отношениях с Миром человек использует всю систему идей времени, но в той или иной практике, на том или ином этапе своей жизни, в том или ином жизненном событии актуализируется какая-либо из идей времени.

Методика «Нарисуй время» позволяет графически представить актуальную для субъекта идею времени, а также отношение субъекта к своей концепции времени, или, точнее, отношение субъекта со временем.

В процессе работы над методикой было собрано 350 рисунков. Здесь анализируются 100 рисунков, сделанных курсантами-судоводителями Морского университета и судоводителями различных пароходств города Владивостока. Выделены репрезентативные идеи времени, встречающиеся в рисунках.

Социальное время

Понятие «социальное время» дает представление о времени как некоторой длительности, которую возможно объективировать, «обнаружить» посредством различных, зафиксированных в культуре, способов измерения. Время в этом случае предстает как величина конечная, поскольку существуют начальная и финальная точки отсчета. Различные единицы измерения (час, сутки, год, век; период человеческой жизни: детство или старость, например; явление природного мира: увядание растения, например; и т.п.) задают различную временную перспективу и на линии прошлого, и на линии будущего. Независимо от единицы измерения время представляется линейным, его течение необратимо — от прошлого к настоящему и будущему.

Одной из ведущих практик человека является трудовая деятельность. И используемая символика при рисовании социального времени может включать символы профессиональной деятельности.

Социальная идентичность связана со «средовой» идентичностью — идентичностью личности, определенной местом ее существования (осуществления) и пребывания.

Формирование координат идентичности (куда входят и образ Времени, и образ Среды) происходит на протяжении всей жизни человека и в тесной взаимосвязи друг с другом.

В среде выделяются следующие подсистемы:

1) природная среда — общий «фон» общества — структура ландшафта, растительный и животный мир, состав поверхности земли, водный компонент;

2) среда «второй природы» — модификации природной среды, преобразованной людьми: дороги, зеленые насаждения, домашние животные;

3) «третья природа» — искусственный мир, созданный человеком и не имеющий аналогов в естественном мире: транспорт, технологические объекты, городские объекты, пространство жизни и работы, культурно-архитектурная среда.

Символика социального времени соответствует выделенным подсистемам среды. В рисунках респондентов, отнесенных нами к «социальному времени», можно выделить следующие темы: 1. Природная среда. 2. Природная среда, преобразованная человеком. 3. Искусственный мир, созданный человеком. 4. Знак, символ, схема.

1. Природная среда.

Время в рисунке представлено как последовательная смена дня и ночи, смена времен года.

На рисунках изображается с левой стороны листа — восход солнца, с правой — заход солнца; либо лист делится на две части: справа рисуется день (светит солнце), слева — ночь (луна, звезды). Смена времен года передается через природные изменения: дерево без листьев, нарисованное с левой стороны листа, рядом — дерево с маленькими листочками, рядом — дерево с большими зелеными листьями и в правой стороне листа — дерево без листьев; либо, например, слева направо изображаются: зеленый лист дерева, красный цветок, желтый лист, снежинки. Иногда идея календаря передается более явно: рисуется круг, разделенный на четыре равных части, каждая из которых раскрашена в определенный цвет, соответствующий символике определенного времени года (осень — желтый, весна — зеленый, зима — белый, лето — красный цвет) и подписанный «зима, весна, лето, осень».

Как правило, фрагменты рисунков изображаются слева направо, часто в нижней части рисунка изображена линия или стрелка, что и позволяет увидеть в рисунках идею календаря: времени, разделенного на определенные равные промежутки, которые последовательно (линейно) следуют друг за другом. Подписи и комментарии к рисункам также часто отражают идею календаря: листья (дерева) падают словно годы, утро вечера мудренее.

Идею «движения» («течения») времени могут также передавать изображения реки. Встречаются рисунки, где равнинная река «течет» от левой стороны листа к правой стороне, либо горная река, «текущая» от верхнего левого края листа к правому нижнему. Такие рисунки часто снабжены подписями: «горная река с элементами равнины», «река жизни». Вдоль русла реки могут изображаться последовательно солнце, луна, отражающие смену временных отрезков, или, по сути, идею календаря.

Человек как биологическое существо также выражает идею цикличного, последовательного развития. Так, например, респондент изображает три человеческих профиля: слева — профиль молодого человека, в центре — профиль зрелого мужчины, справа — профиль старика. Подпись под рисунком: время вечно — проходим только мы (иными словами, временем является для человека только тот временной отрезок, который можно «схватить измерением»).

Все описанные рисунки представляют тип восприятия «рядом со временем». События, через которые структурируется время, «располагаются» перед человеком в виде цепочки, линии, где левая сторона линии обозначает прошлое, а правая-— будущее.

2. Природная среда, преобразованная человеком.

К таким рисункам относятся изображения дорог, рек, по которым плывут лодки, суда.

Нарисованная река (море) занимает либо всю нижнюю половину листа, а берег — верхнюю половину; либо — река в виде ленты располагается посередине листа («течет» от правой стороны листа к левой стороне), а верхний и нижний края листа -берега реки. Нарисованное судно движется по реке от левого края листа к правому краю.

Рисунки с изображением дороги по стилю могут быть приближены к реалистическому: дорога с автомобилем на ней, вдоль дорога — деревья и цветы (дорога «проходит» от левого края листа к правому); широкое шоссе, располагающееся на листе бумаги от нижнего края листа к верхнему. Дорога может упираться в высокие отвесные скалы, символизирующие для респондента актуальные трудности. Кроме того, изображения дороги иногда носят символический характер («дорога жизни»): от левого края листа, на котором нарисована колыбелька, тянется узкая извилистая дорога к правому краю листа, на котором нарисован кладбищенский крест.

Один из рассмотренных рисунков представляет тип восприятия «сквозь время»: будущее в этом случае «занимает» верхнюю часть листа (или даже «располагается» за верхним краем листа, т.е. «не входит» в рисунок), а прошлое — за нижним краем листа. По-видимому, для данного респондента наиболее значимо настоящее — будущее, а не прошлое.

Рисунки этой группы являются, по сути, графически выраженными метафорами — «река жизни», «дорога жизни». Символические по характеру рисунки представляют жизнь как целое: от момента рождения до момента смерти («дорога жизни»). Реалистические по стилю изображения рисунки акцентированы на модусе «настоящее». Неслучайно один из рисунков отражает тип восприятия «сквозь время», в наибольшей степени акцентированный на модусе «настоящее».

3. Искусственный мир, созданный человеком.

К рисункам этой группы относятся прежде всего многочисленные изображения часов: наручные часы, будильники, ходики, часы настенные и настольные. Как правило, стрелки часов указывают на время от 12 до 6 часов, символизируя, вероятно, активное («дневное») время жизни респондента. При этом расположение часовой стрелки на рисунке зависит не столько от оценки респондентом своего психологического возраста («утро жизни», «закат жизни»), сколько от активной жизненной позиции человека. Рисунки с изображениями часов могут носить и более символический характер: часы, стоящие на «дороге жизни», ведущей к могильному кресту; ходики, у которых вместо маятника человеческое лицо; часы, у которых нарисованы ноги, и эти часы идут по дороге, составленной из слов «время бежит»; большие часы, нарисованные в центре листа; левая половина листа занята изображением «дневного времени» (солнце), правая — изображением «ночного времени» (месяц, звезды). Иногда изображения часов дополняют стрелами, векторами, направленными от левого края листа к правому (от прошлого к будущему), или, например, тремя векторами, выходящими из одной точки и направленными в разные стороны, графически представляя «встречу» трех временных модусов (прошлого, настоящего, будущего) в каком-либо событии человеческой жизни.

Кроме того, к рисункам этой группы относятся рисунки, включающие символы профессиональной деятельности и сферы отдыха, хобби. Наиболее ясно идею времени как гетеротопного социального пространства — работы и семьи — отражает рисунок, изображающий в левой части листа дом, играющих детей, автомобиль (подпись над этой частью рисунка — «семья»), а в правой части — морское судно (подпись — «работа»). А рисунок курсанта-судоводителя включает в себя изображения парусника, компаса, барометра, фигуры моряка (верхняя часть листа), дома (средняя часть листа) и автомобиля (нижняя часть листа); три разных темы рисунка символизируют различные сферы опыта респондента. Либо это рисунок курсанта, отражающий идею «движения» времени, линейную (от прошлого к будущему) направленность этого движения и значимость для респондента «времени отдыха»: верхняя половина листа бумаги занята изображением городской улицы с домами-небоскребами, стоящими вдоль широкой дороги с автомобилями на ней; над городом летит самолет; в верхнем левом углу листа нарисованы часы; нижняя половина листа занята изображением деревенской местности с узкой тропинкой, деревьями, озером, в котором рыболов удит рыбу. Или рисунок с изображением в верхней части листа часов, солнца и аллеи с деревьями вдоль нее; на средней части листа — земной шар с парусником на нем и вектор, нарисованный в нижней части листа, указывающий направление от левой стороны листа к правой стороне. Еще рисунок, так же как и два предыдущих, включающий символы профессиональной деятельности: в средней части листа — изображения морского лайнера, земного шара, формула времени t = s/v (как отражение профессиональной деятельности респондента), в верхней части — изображение солнца и луны со звездами(идея календаря — последовательной смены временных отрезков),а в нижней части листа — изображения горящей свечи, телевизора, дивана, очков, газеты (атрибуты «домашнего» времяпрепровождения респондента, с одной стороны, и, с другой стороны, означивание времени как быстротекущего, уникального, неповторимого, «тающего», как горящая свеча). Другой рисунок судоводителя включает в себя изображения часов, отрезка линии,курительной трубки, земного шара с обозначенными частями света и стрелкой, указывающей движение морского судна. Так респондент символически обозначает время «отдыха» и профессиональной деятельности; выражает идею «линейного» движения времени — от прошлого к будущему. Есть рисунок, который включаетизображения военной техники: орудия приведены в боевую готовность, направлены друг на друга. Рисунок сопровождает подпись:«время — апокалипсис». Рисунок отражает как социальную тревогуреспондента, так и, вероятно, его возможную неуверенность в будущем. Стремительное движение времени выражает рисунок, изображающий космическую ракету в полете. Иногда предметы, изображенные на рисунки, не столько указывают на деятельность респондента, сколько символизируют различные способы организации времени в социуме. Так, на рисунке курсанта изображены: вверхней части листа — электронные часы, в центре — сотовыйтелефон, а в нижней части — легковой автомобиль с «мигалкой»;между этими предметами нарисованы следы босых человеческихног, ведущих от одного предмета к другому. Рисунок представляетразвернутую метафору неспешного хода времени и его стремительного бега в разные моменты жизни. Есть рисунок респондента-судоводителя, изображающий три курительные трубки, нарисованные одна под другой; курительная трубка выступает в данном случаеиндивидуальной «единицей» измерения времени.

Несколько рисунков этой группы представляют сюжетные зарисовки, в которых главное действующее лицо — человек: например, один такой рисунок, который можно назвать «рыбная ловля», другой — «в ожидании свидания». Такие рисунки отражают не столько значимую для респондента деятельность, сколько практику (ритуал), позволяющий представить временной темп респондента, метафору движения времени: время летит, неспешно идет, бежит, тянется и т.д. Вероятно, такие рисунки характерны для респондентов, «акцентированных» на модусе «настоящее». Таким респондентам выделить время как «чистую форму» позволяют яркие аффективные переживания.

Итак, в рисунках, объединенных темой «искусственный мир, созданный человеком», представлена гетеротопия социального времени (время «для работы», время «для семьи»); городские и сельские пейзажи, изображения разных предметов метафорически отражают различные временные темпы человеческой жизни; при этом часы (общекультурный символ времени) в сочетании с нарисованными векторами, стрелами представляют время жизни как линейное, последовательно и необратимо идущее от прошлого к будущему. Измеряют социальное время не только общепринятыми в культуре единицами измерения (часы — измерительный прибор), но и социальными ритуалами (практиками) — раскуривание трубки, например.

4. Знак, символ, схема.

К рисункам этой группы относятся прежде всего многочисленные изображения времени в виде стрелы, нарисованной в полете от левого края листа бумаги к правому. Изображение времени в виде стрелы, известное в культуре, введено древними греками, оно отражает идею необратимости времени человеческой жизни. Кроме того, респонденты графически изображают время в виде линии. От стрелы линию отличает большая протяженность (от одного края листа до другого), отсутствие оперения. Респонденты, рисующие стрелу, подчеркивают стремительность времени, «полет» времени. Например, подписи-пояснения под рисунками с изображениями стрел: время быстро летит, всегда не хватает на какие-то дела; время быстротечно и убыстряется с возрастом человека. Респонденты, рисующие линию («жизни»), воспринимают движение времени как более медленное, неспешное. В отличие от рисунка стрелы, который отражает идею «времени вообще», «всеобщего времени», времени как такового (универсальный символ), рисунок «линии жизни» символизирует время жизни респондента. Рисунки «линии жизни» более разнообразны, индивидуальны, подобны рисункам «дороги жизни» в стремлении их авторов представить и жизнь как целое, и особенности жизненного пути. Самые простые рисунки представляют отрезок прямой с отмеченными на нем важнейшими, по мнению респондента, бывшими, настоящими и будущими событиями, например родился, учился, женился, умер. Линия на рисунке может быть ломаной, «поднимаясь» от левого нижнего края листа к правому верхнему, символизируя представления респондента о времени жизни как времени социальной активности: карьеры, преодоления жизненных трудностей и т. п. Один из рисунков — это график, где ось абсцисс и построенная на ней волнистая линия в совокупности представляют «линию жизни»; волнистая линия при этом нарисована разноцветными карандашами; рисунок раскрывает идею времени жизни как последовательное чередование «черных и белых полос» в жизни человека. Как вариант «линии жизни» можно рассматривать рисунки, где линия составлена из полос разного цвета, символизирующих, вероятно, различные события, организующие и/или составляющие время жизни респондента. Близки по значению к ним и рисунки с изображением круга, составленного также из полос разного цвета.

К рисункам этой группы относятся и изображения круга с обозначением «это один год»; круг разделен на два сектора, раскрашенных в разные цвета, один сектор обозначает «время рейса», другой — «береговое время» (рисунок судоводителя).

Еще один рисунок, относящийся к данной группе, включает изображение временной шкалы с обозначенными делениями «до нашей эры», «наша эра» и формулой «время стремится к бесконечности». Рисунок отражает идею «линейности», «однонаправленности» исторического времени — от прошлого к будущему, несоизмеримости по масштабам исторического времени и индивидуального времени личности.

К символическим изображениям календаря относятся рисунки с изображениями сетки кроссворда с вписанными по краям кроссворда числами; рисунки с цветными пятнами, плотно заполняющими все пространство листа (пятна являются обозначением дней, а их различная раскраска — обозначением насыщенности времени жизни респондента событиями). Сюда же относятся и изображения лабиринта, издавна в восточной культуре представляющего идею календаря. Но и в западной культуре лабиринт с древнейших времен нес в себе значение «движения времени». По мнению X. Зикарда, лабиринт выражает идею круговорота «жизнь —смерть—жизнь»; а Дж. Фрейзер считал, что древние культовые действа, связанные с лабиринтом, представляют движение солнца в небе.

Надличностное время

Время тематизировано как бесконечность и вечность. События этого времени не соизмеримы с событиями человеческой жизни, поэтому время кажется «застывшим»; у такого времени нет «начала» или «конца», потому что такое время — само и начало, и конец Мира. Такое время несет черты космологического мифа: время циклично, в нем не существует определенного «сейчас» как настоящего, и оно не течет из прошлого в будущее, прошлое может постоянно повторяться и возникать в настоящем, как нечто вечное прошлое является также и будущим; так совпадают в настоящем прошедшее и будущее.

Идею надличностного времени выражают рисунки следующих групп:

1. Космическое пространство.

В рисунках этой группы время изображается как Вселенная, Космос. Как правило, испытуемые рисуют планеты, звезды, Млечный путь, кометы.

В одном из рисунков, изображающих Космос, нарисована «точка наблюдения» — телескоп — в левом нижнем углу. Наличие «наблюдателя» только подчеркивает несоотносимость, «параллельное существование» двух времен: времени человеческой жизни и космического времени.

2. Предметы культуры.

К рисункам этой группы относятся, прежде всего, изображения песочных часов. Часы символизируют здесь возможность не измерения времени, а его движения «из бесконечности в бесконечность». Песочные часы не являются для современного человека прибором, измеряющим время; время в песочных часах как бы поворачивается вспять: когда песок перетекает в нижнюю часть колбы, часы переворачивают — время циклично, и в настоящем совпадает прошедшее и будущее.

Помимо песочных часов в эту группу отнесены изображения культурных ценностей. Например, на одном из рисунков изображены египетские пирамиды; под рисунком — пояснение респондента: есть вещи, которые существуют вечно. В данном случае вечность как платоновская идея получает свое воплощение в конкретной вещи — египетской пирамиде, вещь (пирамида) при этом получает статус «внеисторичности», «вневременности».

К рисункам этой группы можно отнести и один рисунок, изображающий дорогу. Дорога «проходит» от нижнего края листа к верхнему краю. От рисунков дорог, отнесенных к «социальному времени», данный рисунок отличает большая схематичность, отсутствие пейзажа, что подчеркивает символичность изображения. Под рисунком пояснение респондента: время — это бесконечность и вечность.

По способу изображения («сквозь время») можно предположить у нижнего края листа «наблюдателя» — человека, который и стоит перед этой бесконечной дорогой. Предполагаемый наблюдатель (автор рисунка) символизирует идею многомерности времени: время и линейно, необратимо, исчисляемо (это время «наблюдателя», время человеческой жизни), и одновременно циклично, обратимо, не является серийно-исчислимым (надлично-стное, «космическое» время).

3. Мифологические персонажи.

К рисункам этой группы относятся изображения драконов: например, дракона, кусающего себя за хвост; огнедышащего дракона, рождающегося из морских вод.

Дракон, кусающий себя за хвост, сам себя порождающий, известен в мифологии как Уроборос; он — совершенство того, что покоится в себе самом. Как абсолютный покой он есть нечто статичное, вечное и неизменное, а потому не имеющее истории, но в то же время он символизирует и начальную стадию созидания. Уроборос символизирует Время Начала, в котором все находится еще в «сейчас и навсегда» вечного бытия. Солнце. луна и звезды — эти символы времени, а значит и смертности, еще не созданы; день и ночь, завтра и вчера, генезис и распад, постоянное движение рождения, жизни и смерти еще не пришли в мир (Э. Нойман, 1998). Дракон (Змей), по замечанию А.Го-лана, имеющий и огненную, и водяную сущность одновременно, был почитаем в качестве бога преисподней многими народами, Как хтоническое существо Дракон олицетворяет «докосмическое» время, иными словами, вечность.

Спирали и семантически соответствующие им концентрические окружности в древней графической символике могли обозначать Змея (Дракона). Спираль не имеет начала и конца, она образ рождения и воды, движения, Ян и Инь. Поэтому изображения концентрических кругов, спиралей также отнесены к рисункам, отражающим идею надличностного времени.

Таким образом, к рисункам группы «надличностное время» причислены рисунки с изображениями, отражающими наиболее архаические представления в культуре о Времени (мифологические персонажи; графемы, с древнейших времен служившие и для обозначения Времени Начала —Вечности), а также изображения таких вещей, предметов, которые метафорически могли бы передать специфические характеристики надличностного времени: цикличность (песочные часы), отсутствие истории (пирамиды), невозможность метрических измерений такого времени (космическое пространство — бесконечность).

Для более точного отнесения рисунка к той или иной группе значимыми для нас были высказывания респондентов. Кроме того, для интерпретации значимыми являются величина рисунка и некоторые особенности графемы. Так, спираль небольшого размера, начинающаяся и заканчивающаяся прямой линией, сначала постепенно увеличивающая обороты, а затем постепенно их уменьшающая, нарисованная от левого края листа к правому краю, обозначает, скорее, время человеческой жизни от рождения до смерти, с постепенно увеличивающейся, а затем идущей на убыль социальной активностью человека. Или другой рисунок, на котором изображена спираль большой величины (занимающая почта все пространство листа). Спираль, набирая обороты, уходит в бесконечность (рисуется до края листа), расположение ее не обязательно ориентировано слева направо. Такой рисунок может быть интерпретирован как символическое изображение надличностного времени.

Индивидуально-личностное время

Время тематизировано как неповторимое, ценное уникальными для личности событиями, которые и являются «единицами измерения» времени жизни для респондентов.

Рисунки, отражающие индивидуально-личностное время, можно разбить на следующие группы:

1. Знак, символ, схема.

Сюда относятся рисунки, схематически изображающие какую-либо часть (отрезок) жизни человека или человеческую жизнь вцелом: например, изображения круга, отрезка прямой. Такие рисунки могли бы быть отнесены к «социальному времени», еслибы респондент, уточняя рисунок, выделял на отрезке прямой (круге) части, обозначенные как времена года (весна, лето) или сферы жизни (работа, дом). Но в рисунках с изображениями круга(отрезка прямой), отнесенных к индивидуально-личностному времени, как правило, таких делений нет. Респондент тем или инымспособом помечает какую-либо часть круга или отрезка прямой:ставит крестик, рисует цветной маленький кружок, черточку карандашом иного, чем остальной рисунок, цвета и делает пояснения, что так он обозначает какие-то значимые для него событияего жизни. Так, например, на рисунке судоводителя изображенсиний круг с двумя небольшими красными отрезками на нем, идано пояснение: это самые яркие воспоминания — рассказы отцаи рождение дочери.

2. «Случайные» символы.

В классификации Э.Фромма (1992) символы разделены на условные, универсальные и случайные. Если в социальном и над-личностном времени респонденты использовали, как правило, символы универсальные, т.е. «закрепленные» в культуре в обозначении времени, то в индивидуально-личностном времени респонденты используют и «индивидуальные» (говоря языком К. Юнга), или «случайные» (пользуясь терминологией Э. Фромма), символы. Случайный символ — это символ, связанный с личным опытом человека, не имеющим непосредственной внутренней связи между самим символом и тем предметом, который он символизирует. И такой символ, безусловно, более труден в «прочтении», расшифровке другим человеком. К рисункам этой группы относятся, например, изображения природного характера, символизирующие какие-либо характеристики времени, приписываемые последнему респондентами. Это может быть рисунок чайки, парящей над морем, либо рисунок морской стихии, либо рисунок восхода (захода) солнца.

К этой же группе относятся и рисунки с изображением различных предметов, например горящей свечи, символизирующей, вероятно, уникальность, неповторимость уходящих моментов времени жизни респондента. Или рисунок с изображением большого дома, что символизирует для респондента, по всей вероятности, «устойчивость» времени.

Таким образом, к индивидуально-личностному времени можно отнести рисунки, содержанием которых респонденты пытаются передать значимость для них некоторых событий своей жи: (например: «самые значимые воспоминания в моей жизни — рассказы отца и рождение дочери») либо особую значимость как либо временных характеристик (время моей жизни — это вре «восхода»; время «свободно» — не подчиняется мне, моему и нированию; время моей жизни регламентировано устойчив привычным распорядком).

Помимо рисунков, тематизированных как социальное, надои ностное, индивидуально-личностное время, были выделены { сунки, содержание которых обозначено как «формальн время». Эти рисунки отражают неконкретные, «размытые» пр< ставления респондентов о времени. По наблюдениям, рисуню «формальным временем» рисуют респонденты с актуальными щ блемами, возрастными кризисными состояниями, трудностям] социальной идентичностью.

К «формальному времени» отнесены рисунки-схемы, объя нения к которым также носят чрезмерно обобщенный, неко кретный характер. Сюда относятся изображения:

1) формул, знаков. Например, крупно нарисованная бук «t» и пояснение респондента: «Я нарисовал так, чтобы показа время». Или рисунок, изображающий крупно написанную фо мулу Т = S/V;

2) геометрических фигур. Например, изображения куба, ква рата; нескольких квадратов, «вписанных» один в другой.

Рисунки респондентов с симптомами посттравматическш стрессового расстройства могут достигать высокой степени фо; мализации: хаотические линии, например. Такие рисунки обозш чены как «разрушенное время». Среди работ судоводителей и курсантов рисунков, отнесенных к «разрушенному времени», нет. Рисунки «разрушенного времени» были выделены при работе военнослужащими, принимавшими участие в военных действиях.

Значимым для отнесения рисунков к «формальному времени» являются:

§ использование респондентами при рисовании только одноп цвета, как правило, черного;

§ затруднения респондентов при описании собственного рисунка.

Объяснения носят либо слишком обобщенный, неконкрет ный, «формальный» характер (время — это время), либо перегру женный логикой, «идущий от головы» характер. Так, например респондент, нарисовавший небольшого размера куб, пояснил при этом: «Я хотел показать многогранность времени». Находившийся рядом его товарищ удивленно спросил: «А что ты тогда разным цветом его не раскрасил?» В процессе беседы были выявлены трудности респондента в организации собственного времени, постоянное откладывание решения собственных проблем «на завтра», трудности социальной идентичности.

Результаты. Большинство рисунков моряков-судоводителей были отнесены к классу «социальное время» — 44 рисунка, 5 рисунков — к классу «индивидуально-личностное время», 10 рисунков — к классу «надличностное время» и 5 рисунков — к классу «формальное время».

На основе результатов была построена характеристика временных представлений у моряков-судоводителей:

Ø время представлено как время профессиональной реализации;

Ø время жизни дано субъекту через событийность разного рода: планируемые, авантюрные, критические события;

Ø временная топика синхронно заполнена событийностью из разных жизненных сфер, т. е. время представлено в сознании многомерно, гетеротопно (рисуночная методика);

Ø время дано как временной конфликт: на уровне сознания человек представляет себя моложе реального возраста, на бессознательном уровне — старше;

Ø время объективируется как ценность, но не может быть истрачено для реализации важных возрастных задач;

Ø время представлено как прошлое;

Ø вектор времени разнонаправлен: прошлое—будущее, настоящее—прошлое, будущее —настоящее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1063; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.