Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение абстрактных и конкретных рисунков времени




Пример.

Использование методики для исследования отношения ко времени у трудоспособных и больных испытуемых. Обработка рисунков показала следующее.

1. У нетрудоспособных испытуемых отмечается отчетливая тенденция использовать для своего рисунка меньший объем листа, чем это делают здоровые люди. Половину листа и больше рисунок времени занял у: 76 % здоровых испытуемых; 64 % больных неврозами; 57,5 % больных наркоманией; 40 % больных шизофренией.

Сопоставление размеров рисунка с оценкой времени по семантическому дифференциалу шкалы «большое —маленькое» < наружило тенденцию к «уменьшению» времени в рисунках, особенно у больных шизофренией.

2. Количество цветов, примененных для рисования. Нетрудоспособные лица использовали меньше цветов для изображения времени, чем трудоспособные. Так, больше трех цветов использовали 45 % здоровых испытуемых, 31 % больных неврозами, 37,5 больных наркоманией, 12 % больных шизофренией.

3. Абстрактность — конкретность образа. Под конкретными под-; разумевались рисунки, в которых использовались узнаваемые предметы, реальные образы предметного мира, например дома, люди, солнце, море, растения и т.п. Результаты подсчета сведены в таблице 9.2.

Таблица 9.2

Рисунки Норма Неврозы Наркомания Шизофрения
Конкретные        
Абстрактные        

Видно примерно равное количество абстрактных и конкретных изображений времени у здоровых испытуемых и значимый сдвиг у нетрудоспособных испытуемых в сторону использования конкретных изображений, практически вне зависимости от степени дефекта.

4. Тип изображения. Выделено три группы рисунков (табл. 9.3):

а) изображения природы (земля, растения, реки, горы и т.п.);

б) изображения человека (людей) и предметов, созданных людьми;

в) схемы, графики, абстрактные символы и варианты изображений космоса.

Таблица 9.3

Количество испытуемых, использовавших определенный тип образов при изображении времени, %

Рисунки Норма Неврозы Наркомания Шизофрения
Природа   17,7 17,4 17,5
Человек, предметы   53,2 54,3  
Абстрактные символы     28,3 17,5

Итак: 1) изображение природы практически одинаково по всем группам испытуемых. Можно предположить, что определенная (относительно постоянная) часть людей понимает время как неотъемлемую часть природы. Такое понимание времени, по-видимому, достаточно устойчиво, и оно не разрушается даже при психической патологии; 2) изображения человека (людей) и предметов, созданных людьми, показали значимые различия между трудоспособными и каждой из групп больных; 3) схемы, графики, абстрактные символы и варианты изображений космоса показали самые существенные различия между трудоспособными и нетрудоспособными испытуемыми.

5. Экспертная оценка рисунков времени. Большинство нетрудоспособных испытуемых, принявших участие в эксперименте, изображали время, не используя какие-либо геометрические или иные абстрактные формы и символы. За основу интерпретации графического изображения времени была принята трехуровневая концепция времени, поскольку, ориентируясь на нее, интерпретатор менее зависит от использования абстракции при выполнении рисунка.

Пять экспертов-психологов с высшим психологическим образованием и стажем работы по специальности 10 лет и более были ознакомлены с идеей трехуровневой концепции времени. Далее им было предложено разложить рисунки испытуемых на три группы в зависимости от принадлежности изображенного на них времени к тому или иному уровню концепции времени. Эксперты не знали, кому принадлежат рисунки. Рисунки были перемешаны. Всего проанализировано 248 рисунков (табл. 9.4). Разброс экспертных оценок составляет не более 3 — 4% и не является существенным.

Таблица 9.4

Результаты сортировки рисунков экспертами, %

Время Норма Неврозы Наркомания Шизофрения
Точечное 12,3 47,3 71,7 57,5
Циклическое 45,7   23,9 39,2
Глобальное   9,7 4,3 3,3

Очевидно значимое различие между группой трудоспособных и нетрудоспособных испытуемых.

Уровень глобального времени чаще всего представлен изображениями спирали, воронки, космоса, стрелы в центре спирали, изображениями с использованием элементов природы. Эти изображения соответствуют представлению о времени как о вечном и бесконечном, развивающемся, многогранном, объемном.

Уровень циклического времени чаще всего представлен изображениями определенного цикла развития — природного: маленькое растение (взрослое, старое), цикла человеческой жизни, изображениями круга, часов, песочных часов, изображениями фигур наподобие восьмерки, дуги как части окружности, повторяющейся последовательностью цветных полос.

Уровень точечного времени представлен рисунками, отражающими чрезмерно эгоцентрическое восприятие времени, как правило, с не связанными между собой прошлым, настоящим и будущим, рисунками с выпадением времен.

6. Анализ взаимного расположения на рисунках прошлого-настоящего — будущего. Согласно современным психологическим представлениям о местоположении прошлого — настоящего—будущего в каких-либо зрительных образах прошлое у людей представляется чаще всего с той же стороны, что и зрительная память (слева по отношению к человеку), а будущее — с той же стороны, что и зрительное конструирование (справа вверху по отношению к человеку). Исследования в области НЛП показали, что настоящее, как правило, в «благополучных» случаях человек склонен представлять прямо перед собой (между прошлым и будущим). Для проверки этих данных рассматривалось взаиморасположение прошлого —- настоящего — будущего на рисунках испытуемых.

Данные распределения рисунков, где времена представлены в последовательности прошлое — настоящее — будущее либо снизу вверх, либо слева направо для наглядности сведены в таблице 9.5.

Таблица 9.5

Результаты оценки рисунков, %

Группа испытуемых Линейная последовательность снизу вверх или слева направо Рисунки с глобальным или циклическим временем
Норма   96,8
Неврозы 38,7 83,3
Наркомания 30,4  
Шизофрения 17,5 57,1

Различия между нормой и всеми группами нетрудоспособных испытуемых значимы.

У здоровых испытуемых большинство рисунков отвечают концепции глобального или циклического времени, у больных шизофренией таких рисунков ничтожное количество.

7. Рисунки с выпадением времен. Испытуемые в таких случаях, например, отмечали: «Прошлого нет» или «Есть только одно настоящее» и т. п. Больные шизофренией пропускали времена либо рисовали одно настоящее. У здоровых испытуемых таких случаев не встречается.

Таким образом, трудоспособные лица обнаружили такие особенности отношения ко времени:

1) время представляется как большое, глобальное, крупномасштабное (об этом свидетельствуют размеры рисунков);

2) присутствует логика развития от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему; время направлено к будущему через прошлое и настоящее;

3) время представляется как многогранное, сложное (об этом свидетельствует широкое использование цветов);

4) время представляется как глобальное или циклическое;

5) время определяется как нечто, не зависящее от времени жизни конкретного человека, оно вечно и бесконечно.

Нетрудоспособные лица обнаружили такие особенности отношения ко времени:

1) большинству испытуемых присущ уровень точечного или циклического времени; с углублением дефекта, степени нетрудоспособности явно возрастает тенденция к точечному времени;

2) время «уменьшается» в размерах по сравнению со временем трудоспособных испытуемых, что согласуется с семантическим оцениванием по шкале большое — маленькое;

3) отмечается смещение времен, нарушение их последовательности и выпадение времен; в образе мира есть пустоты, разрывы; время не всегда однонаправлено в сторону будущего через прошлое и настоящее;

4) концепция времени более примитивна;

5) время чрезмерно эгоцентрично, пропущено сквозь призму проблем субъекта, привязано к конкретным предметам, ситуациям, отношениям.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИКУМА

Задание 1. Классификация и интерпретация рисунков времени

С группой испытуемых провести эксперимент, предложив им нарисовать время на чистом листе бумаги, используя набор цветных карандашей. Для этого необходимо подготовить испытуемых, настроив их на размышление о времени. Вступительное слово экспериментатора должно длиться 8 — 10 мин и содержать соображения о времени, высказанные в вводной части занятия. Если испытуемые недоумевают, что им следует рисовать, экспериментатор может предложить сосредоточиться на чистом листе бумаги, ожидая от него подсказки.

После того как испытуемый закончил рисование, предложите ему придумать легенду к рисунку. Испытуемых не следует торопить, каждый работает со своей скоростью, каждый разрабатывает свой собственный сюжет, который может оказаться богатым деталями либо быть перегружен большим количеством однообразных элементов.

Когда задание выполнено каждым испытуемым, собрать рисунки и провести их классификацию в соответствии с предложенной выше системой: социальное время, надличностное время, индивидуально-личностное время. Каждый рисунок указывает на представление испытуемого об устройстве времени, о назначении понятия «время», но вместе с тем он зачастую отражает проблемы испытуемого, которые в данный момент жизни представляются ему наиболее важными.

В группе, где люди готовы внимательно выслушать друг друга, экспериментатор предлагает каждому представить свой рисунок. Затем экспериментатор, разбив группу на небольшие подгруппы, предлагает обсудить рисунки каждого участника.

Отчетный материал может быть дан либо каждым участником занятия, либо каждой подгруппой. Затем необходимо сопоставить результаты, полученные по разным методикам, с помощью форм 9.3 и 9.4.

Исп. Доля «рейсово-го» времени в течение года, % Уровень планиро-вания времени, баллы Уровень реализа-ции планов, баллы Реальный возраст Психоло-гический возраст в профессио-нальной сфере Психоло-гический возраст в семейной сфере Категория времени
              Надлич-ностное
              Социаль-ное

Форма 9.3. Групповые данные по анкете-интервью и методике «Нарисуй время»

Исп. Реализованные связи Ориентация во времени Уровень ОВЖ Категория времени
    7,5   Надличностное
    10,5   Социальное

Форма 9.4. Сводная таблица по группе

Задание 2. Семантическое оценивание временных понятий

Методика обработки результатов требует, чтобы эксперимент был проведен на большой группе испытуемых, поэтому полученные данные объединяются в общую таблицу. Например, если в учебной группе 25 студентов, каждый студент должен провести измерение на 4 испытуемых.

Для проведения исследования необходимо взять две профессиональные группы, отличающиеся по типу деятельности (например, музыканты и цветоводы), и сравнить результаты шкалирования. Каждая группа должна насчитывать не менее 100 человек.

Обработка результатов. Установить сходства и различия между оценками представителей разных профессий.

Интерпретация. Соотнести с особенностями временных режимов выполняемой деятельности, объекта деятельности, образа жизни профессионала и профессиональных отношений.

Задание 3. Экспертная оценка и сортировка рисунков времени

Рисунки времени обработать в соответствии с приведенным алгоритмом.

Провести сортировку рисунков в соответствии с тремя уровнями (точечное, циклическое, глобальное). Для этого необходимо выбрать группу экспертов, провести инструктаж и снабдить их экспериментальным материалом. Оценить совпадение мнений экспертов.

Построить таблицы и сопоставить данные по группам.

Отчетные материалы должны содержать: 1) сопоставление результатов семантического оценивания и данных графической методики, 2) интерпретацию представления времени в образе мира исследуемых.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы признаки социального времени?

2. Каковы признаки надличностного времени?

3. Каковы признаки индивидуально-личностного времени?

4. Что такое семантический код?

5. Что такое семантические универсалии?

6. Какова процедура выявления семантических универсалий?

7. Перечислите отличия каждого уровня концепции времени.

8. Назовите последовательность этапов обработки рисунков времени.

9. В чем сходства и различия двух методов обработки рисунков?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.