Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 6. Уровни коммуникации




 

Коммуникативный контакт может происходить на разных уровнях:

1. Императивный (примитивный).

2. Манипулятивный.

3. Формальный.

4. Гуманистический.

5. Игровой.

6. Деловой.

7. Духовный.

 

Императивный (примитивный) уровень коммуникации отличается от других односторонним характером, поскольку реакция партнера не актуальна для инициатора взаимодействия. В данном случае партнер по общению рассматривается не как субъект коммуникации, а как объект (либо препятствующий, либо необходимый для решения определенных задач).

Подобный характер коммуникации встречается при проведении жестких переговоров, когда требования выдвигаются в жесткой форме, а также при авторитарном стиле общения руководителя с подчиненными.

Признаками данного уровня являются:

1) монологическая форма коммуникаций (когда говорит только один партнер);

2) стремление к подчинению партнера своей цели.

 

Однако, издание распоряжений, указаний, инструкций также можно отнести к императивному уровню коммуникации, что считается вполне правомерным в рамках служебных отношений.

Манипулятивный уровень, также как и примитивный, предполагает неравенство в коммуникации, так как один из партнеров является манипулятором, другой жертвой манипуляции. Однако, в отличие от императивного, данное взаимодействие имеет иную основу.

В предыдущем случае «говорящий» обладает (или уверен, что обладает) достаточными ресурсами (физической силой, статусом, властью, деньгами или др.), чтобы принуждать партнера к выполнению своей цели открыто. В то время как


манипулятор не чувствует подобных преимуществ, либо стремится облегчить, ускорить достижение своей цели, в связи с чем и вынужден прибегать к обману.

Характерными признаками манипуляции являются:

1) диалоговая форма коммуникаций;

2) подчинение партнера своей цели;

3) сокрытие истинной цели взаимодействия;

4) иллюзия свободы выбора у жертвы манипуляции.

Интересным является тот факт, что в процессе такого взаимодействия иногда жертва предпринимает ответные манипулятивные действия, что создает эффект двойной манипуляции, в результате которой возможно получение выгод обеими сторонами.

Манипулятивные техники широко используются при создании рекламы, в процессе продажи услуг или продукции потребителям.

Формальый уровень используется в случае, когда коммуникация нежелательна или безразлична одному из партнеров, однако формальный «сценарий» требует поддержания контакта. Например, светское общение, которое предполагает соблюдение норм этикета и ведение диалога независимо от субъективного отношения к личности партнера.

Признаками формального уровня коммуникаций являются:

1) диалоговая форма коммуникации;

2) отсутствие интереса к личности партнера;

3) отсутствие стремления к дальнейшему сотрудничеству.

 

В организациях такой уровень коммуникаций может быть оправдан в случае кратковременных контактов, не связанных с решением существенных деловых задач.

 

Гуманистический уровень коммуникаций обусловлен естественной потребностью людей в общении и предполагает уважение к личности партнера.

 

Гуманистический уровень коммуникаций обнаруживает следующие признаки:

1) диалоговую форму коммуникаций;

2) безоценочное восприятие партнера и уважение к его точке зрения;

3) деликатность;

4) искренность при сообщении целей коммуникации и обсуждении позиций;

5) готовность к активному взаимодействию с партнером.

Важно отметить, что безоценочное восприятие партнерами друг друга предполагает уважение к личности собеседника независимо от совпадения с представлениями и оценками каждого из них.

Такой способ взаимодействия является полезным в любых ситуациях.

 

На базе описанного уровня коммуникаций формируются еще два уровня коммуникативного взаимодействия: игровой и деловой.

Игровой уровень коммуникации является более сложным, чем гуманистический, поскольку предполагает более тонкую настройку на состояние


партнера и на особенности его поведения.

Конечно, наиболее полно он реализуется в межличностном общении, однако и в деловой сфере искусство уже упомянутого выше «делового флирта» осуществляется именно на игровом уровне, позволяя установить и поддерживать более ярко эмоционально окрашенные отношения. Поскольку заинтересованность в таком взаимодействии у партнеров заметно возрастает, можно утверждать, что подобная форма коммуникации позволяет скорее добиться успеха.

Данный уровень коммуникации может оказаться продуктивным не только если необходимо поддерживать длительные контакты с партнерами по бизнесу, но и для снятия психического напряжения, связанного со значительными физическими и психологическими нагрузками.

Существенными чертами игрового уровня коммуникаций являются:

1) диалоговая форма коммуникаций;

2) безоценочное восприятие партнера и уважение к его точке зрения;

3) деликатность;

4) искренность при сообщении целей коммуникации и обсуждении позиций;

5) готовность к активному эмоциональному взаимодействию с партнером;

6) искренний интерес к своеобразию партнера.

Деловой уровень отличается от предыдущего только повышенной концентрацией партнеров на обсуждении конкретных проблем (научных, производственных, финансовых и др.). В этом случае эмоциональный фон связан не с интересом к индивидуальности партнера, а со вниманием к информации, которую он сообщает.

Таким образом, характерным признаком собственно делового уровня коммуникаций является (помимо перечисленных выше особенностей гуманистического уровня) когнитивная составляющая данного взаимодействия.

Признаки делового уровня коммуникаций:

1) диалоговая форма коммуникаций;

2) безоценочное восприятие партнера и уважение к его точке зрения;

3) деликатность;

4) искренность при сообщении целей коммуникации и обсуждении позиций;

5) готовность к активному взаимодействию с партнером;

6) искренний интерес к обсуждаемой проблеме и информации, сообщаемой партнером.

 

Духовный уровень коммуникаций в бизнесе встречается в настоящее время крайне редко. Однако в том случае, когда личность партнера воспринимается с глубоким уважением, как носитель идеи, духовного начала, можно говорить подобном уровне общения.

Хочется отметить, что в духовный контакт можно вступить с любым человеком, если понимать, что любой человек уникален и представляет собой ценность независимо от его соответствия общепринятым нормам и правилам, а кроме того если стремиться к собственному духовному развитию.

Основными признаками духовного уровня коммуникаций является:

1) восприятие партнера как носителя духовных ценностей;


2) глубокое почтение к личности партнера;

3) стремление к глубокому познанию особенностей мировоззрения партнера и к духовному саморазвитию.

 

Тема 2. Вербальные и невербальные коммуникации в деловом общении

 

Вопросы темы:

1. Вербальные коммуникации. Функциональные стили речи.

2. Роль кинесических навыков в деловом общении.

3. Целесообразность движений как элемент эффективного имиджа.

4. Проксемический фактор коммуникаций.

5. Особенности восприятия и переработки информации в процессе коммуникации. Репрезентативные системы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 9003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.