Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы экстраполяции 10 страница




Реформирование ОФП в сфере образования начинается с реорганизации высшего образования. Средства предоставляются вузам в качестве полной и частичной оплаты обучения студентов и выплаты им стипендий. И то и дру гое является государственной социальной помощью, которая должна зависеть от материального положения студентов и их родителей.

Модель финансирования образования, культуры и здравоохранения предполагает использование системы целевого сертификата, который отражает сумму всех расходов по обеспечению государственного стандарта образования (исключая капитальные вложения на развитие отрасли). Предусматривается перевести обязательства государства по образованию, здравоохранению в государственные облигации, акции специализированных фондов и социальные сертификаты.

При реализации жилищной политики осуществляется переход от принципа распределения жилья к принципу его зарабатывания гражданами и коллективами, полную оплату населением текущего содержания жилищного фон да, повышение возможности приобретения жилья за счет существенного увеличения доли кооперативного и индивидуального строительства.

действующая ранее система квартирной платы оказалась неэффективной. Затраты на эксплуатацию и ремонт государственного и муниципального жилья возмещались нанимателем в объеме 2,5—3 % от общих затрат, коммунальные услуги — 9—10 %, а источники компенсации реально необходимых затрат на местном уровне в большинстве случаев вообще не были определены. В связи с этим

возникает необходимость заменить дотирование неэффективных предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства постепенно снижающимися компенсация ми (субсидиями) непосредственно для социально защищаемых слоев населения, в том числе в виде целевых жилищных сертификатов. Повышение тарифов на услуги жилищ но коммунального хозяйства следует проводить поэтапно с одновременным введением субсидий в зависимости от жилищных условий граждан и их доходов.

Важнейшим обобщающим показателем социального раз вития и уровня жизни населения являются реальные до ходы.

К реальным доходам относятся все виды денежных и натуральных доходов, получаемых населением и используемых им для потребления, а также материальные затраты учреждений непроизводственной сферы, оказывающих бес платные услуги населению.

При определении реальных доходов населения различные виды доходов объединяются в три группы: денежные доходы; натуральные доходы; потребление в сфере общественного обслуживания.

денежные доходы, составляющие основную часть до ходов населения, определяются на основании баланса де нежных доходов и расходов населения.

На доходы включают все поступления в вещественной форме (продукция, выращиваемая на приусадебных и да продукты рыболовства, охоты, расчеты принимателей с работникам и натуральными продуктами я др.). Их величина определяется на основе балансовых расчетов производства и реализация сельскохозяйственной продукции и данных бюджетных обследований.

Потребление в сфере общественного обслуживания включает материальные затраты учреждений и организаций здравоохранения, образования, физкультуры и спор та, культуры, социального обеспечения в виде продуктов питания, материалов, топлива, электроэнергии, медтов и др., а также стоимости износа основных непроизводственных фондов. Они определяются в соответствии с их планами-прогнозами.

Сумма денежных, натуральных доходов и материального потребления в сфере общественного обслуживания представляет собой номинальные доходы населения. В связи с нестабильностью цен и для достижения сопоставимости результатов, оценки уровня жизни населения введено понятие реальных доходов. Реальные доходы это величина номинальных доходов за вычетом обязательных платежей, взносов, пересчитанных на индекс изменения цен на товары и услуги в прогнозном периоде. При росте цен реальные доходы снижаются, а при снижении возрастают.

Реальные доходы исчисляются по населению страны в целом и на душу населения. Рассчитываются темпы роста (снижения) реальных доходов.

Индекс изменения реальных доходов на душу населения рассчитывается по формуле

=: 100,

где Рд, Рд — сумма реальных доходов населения в про гнозном и базисном периодах соответственно; Ч, Ч

численность населения в прогнозном и базисном периодах соответственно.

Контрольные ВОП

1. В Чем сущность социальной политики, и каковы ее составные части?

2. Какие показатели характеризуют уровень жизни населения?

3. Какой показатель уровня жизни населения используется для международных сравнений и как он определяется?

4. Какие социальные нормативы характеризуют целевые установки развития социальных процессов?

5. Что собой представляет минимальный потребительский бюджет и на основе чего он формируется?

6. Какова цель разработки минимального потребительского бюджета?

7. Как определяется бюджет прожиточного минимума и какова его роль?

8. Каковы экономический смысл и роль минимальной заработной платы?

9. Какова цель прогнозирования оплаты труда?

10. Каким образом осуществляется регулирование оп латы труда?

11. Какую роль играет тарифная система?

12. Каковы роль, содержание и методика разработки прогнозного баланса денежных доходов и расходов населения?

13. В чем сущность общественных фондов потребления и каковы направления их реформирования в условиях становления рыночных отношений?

14. Какие факторы влияют на реальные доходы населения и какова методика их определения в прогнозном периоде?

 

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ

ПОТРЕВИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

13.1. Потребительский рынок. Его состав и характеристика важнейших элементов

Рынок как экономическая категория товарного производства представляет собой сферу товарно-денежные обращения и охватывает совокупность конкретных отношений и связей между производителями и потребителями товаров. Эти связи принимают форму актов купли-продажи, но по существу являются более глубокими. Конкретные формы рыночных отношений проявляются в количественных и качественных отношениях основных элементов рынка: спроса, предложения и цены. Под воздействием этих элементов формируются пропорции между производством и потреблением. Взаимосвязь элементов рынка то варов народного потребления (РТНП) представлена на рис. 13.1.

Производство

Цена

Потребление

Р и с. 1 3. 1. Взаимосвязь элементов РТНП

Потребительский рынок обслуживает в основном сферу личного потребления населения. Он представляет собой сложную систему. Состав и структуру потребительского рынка можно классифицировать по региональному признаку;

назначению (рынок продовольственных, непродовольственных товаров, товаров культурно-бытового назначения обихода);

 

Такая классификация позволяет в составе всего потребительского рынка выделить рынки регионов и отдельных товаров для анализа их развития и достижения пропорциональности сброса и предложения как в целом по стране, так и по регионам, отдельным товарам, а также целенаправленно формировать структуру потребления товаров населением страны.

Потребительский рынок характеризуется прежде все го долей в его составе продовольственных и непродовольственных товаров. В свою очередь каждая из этих составляющих товарооборота подразделяется на отдельные товарные группы. Например, в составе продовольственных товаров выделяются хлеб и хлебобулочные изделия, мясо и мясные продукты, кондитерские изделия и др. детальная структура каждой группы представляет собой ассортимент товаров (например, хлеб украинский, хлеб минский и др.).

для рынка продовольственных товаров характерны следующие специфические черты:

широкая взаимозаменяемость товаров по своему функциональному назначению, что обусловливает отсутствие отложенного спроса;

сезонность производства ряда продовольственных то варов, что вызывает существенные сезонные колебания реализованного спроса;

• широкие связи между торговлей и производством;

совпадение в основном сроков производства товаров с их потреблением;

• ограниченность срокахранения ряда продуктов питания.

Рынок непродовольственных товаров отличается от продовольственного рынка более широким ассортиментом, высокой степенью его обновления, существенным изменением спроса под воздействием моды, отсутствием естественных ограничений размеров потребления товаров, выраженной индивидуальностью в спросе населения, чет 241

Предложение

Н

Спрос 1

разграничением товаров по функциональным улучшению, высокими требованиями населения к а((оiУ1вмеII- ту и качеству товаров.

Для рынка товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода характерны:

• длительные сроки потребления;

• отложенный спрос населения на отдельные изделия; ярко выраженное влияние НТП и жилищных условий населения;

общественный характер использования многих предметов;

• организация дополнительных услуг по эксплуатации ряда изделий, торговля запасными частями.

Эти особенности обусловливают своеобразие подходов к прогнозированию спроса и формированию структуры товарооборота. Например, нельзя правильно определить перспективы развития спроса, не располагая данными о наличии товаров длительного пользования у населения.

В переходный период потребительский рынок приобретает различные формы, появляются новые каналы реализации товаров населению.

По каналам реализации товаров потребительский рынок можно подразделить на организованный и неорганизованный.

Организованный рынок охватывает реализацию товаров через официально зарегистрированную торговую сеть магазинов, палаток, киосков, предприятий общественного питания всех форм собственности. К этой категории относится также реализация товаров населению непосредствен но производящими предприятиями и организациями, а так же осуществляющими реализацию товаров, полученных по обменным операциям и торговым сделкам, колхозами и совхозами непосредственно из собственных хозяйств.

Продажа сельскохозяйственной продукции на городских рынках охватывает ее реализацию крестьянами, фермерами и отдельными гражданами.

Неорганизованный рынок охватывает реализацию частными лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, товаров, произведенных в республике и при н из стран ближнего и дальнего зарубежья, в по гшдке свободной торговли в специально отведенных местах (ва стадионах, вещевых и смешанных рынках и т.д.) либо на улицах, площадях и в других местах.

Важнейшим элементом рынка является спрос. Спрос

платежеспособная потребность, которую предъявляют покупатели на рынке для реализации своих интересов. Спрос всегда конкретен, имеет количественную и качественную определенность. В то же время спрос подвижен и изменчив. В определенных условиях он может переключаться с одних товаров на другие.

Потенциально возможный объем спроса на все товары или на конкретный товар принято называть действительным спросом. Он измеряется тем количеством денежных средств, которые могут выделить покупатели для приобретения всей массы товаров или конкретного товара при установленном уровне цен. Однако не все денежные средства, предназначенные для покупки товаров, реализуются на рынке. Часть их по разным причинам остается у покупателей, а часть действительного спроса не находит удовлетворения. В связи с этим спрос, являясь платежеспособной потребностью, может принимать различные формы.

Выделяют реализованный, неудовлетворенный, формирующийся и ажиотажный спрос.

Реализованный спрос — это спрос, завершающийся покупкой товара. Он составляет основную часть действительного спроса и измеряется суммой денежных средств, израсходованных на покупку товаров, или объемом реализованных на рынке товаров. Показателем реализованного спроса служит товарооборот розничной торговли. Он показывает, какие потребности, в товарах и какая их часть за определенный промежуток времени удовлетворены в обществе. Вместе с тем часть потребностей не принимает форму спроса, а удовлетворяется за счет общественных фондов потребления и поступлений отличного подсобного хозяйства для личного потребления. Таким образом, спрос более узок, чем потребность.

 

 

Неудовлетворённый спрос, (чески предъявляемого населением оса, i’орзя в Т или иной момент не была реализована в связи с низким качеством товара, высокой ценой или отсутствием товара в продаже.

Оценка неудовлетворенного спроса необходима для правильного расчета объема и структуры спроса на товары. Основой его определения являются материалы специального обследования.

Формирующийся спрос представляет собой совокупность новых требований, предъявляемых покупками к потребительским свойствам, качеству и внешнему оформлению товаров, способных повлечь за собой необходимость существенной перестройки производства и торгового ассортимента. Величина формирующегося спроса оценивается путем специальных обследований, опросов покупателей и другими способами.

А ж и о т а ж н ы й спрос характерен для тех товарных групп, по которым существует дефицит.

Спрос формируется под влиянием множества факторов, которые можно объединить в следующие группы:

социальные: социальная структура общества, уровень развития культуры, мода, профессиональный состав населения и др.;

экономические: уровень развития производства товаров, денежные доходы населения, уровень розничных цен и их соотношение, соотношение товарной и нетоварной форм потребления, степень обеспеченности населения то варами длительного пользования, состояние торгового обслуживания и др.;

демографические: численность населения, соотношение между городским и сельским населением, его поло возрастной состав, размер и состав семьи, миграция населения;

• природно-климатические условия, традиции, научно-технический прогресс, способствующий появлению аналогов, возникновению новых видов товаров;

• политические факторы, непредвиденные чрезвычайные ситуации.

Влияние указанных групп факторов на формирование спроса неодинаково. Наиболее значимые факторы, определяющие спрос на товары, представлены на рис. 13.2.

В целях изучения, формирования и прогнозирования спроса выделяются макро- и микроспрос.

К макроспросу относятся:

• спрос во всей его совокупности, предъявляемый в масштабе всей страны или регионов;

• спрос разных социальных слоев населения — рабочих, служащих, колхозников и в целом городского и сельского населения;

• спрос на отдельные группы или виды товаров (продовольственные и непродовольственные товары, а внутри — на укрупненные группы — ткань, обувь, радиотовары и др.).

Микроспрос включает:

• спрос населения небольших территориальных единиц;

• спрос различных социальных групп населения (например, по уровню дохода, возрасту, образованию и др.);

• спрос на отдельные виды и разновидности товаров внутри товарных групп.

Отличительной особенностью покупательского спроса является периодичность или частота его предъявления. В соответствии с этим спрос подразделяется на п о в с е - д н е в н ы й (на продовольственные товары), п е р и о д я - ч е с к и й (на непродовольственные товары), р е д к и й (на товары длительного пользования), и м п у л ь с и в н ы й, возникающий под влиянием товарного предложения или в силу подражания моде.

Цены на другие товары

Р и с. 1 3. 2. факторы, определяющие спрос на товар

уют две формы удовлетв спроса: индивидуальная и коллективная. [ и н д и в и д у а л ь н о й ф о р м е каждый потребитель сам принимает решение о покупке товаров в зависимости от наличия денежных средств;

при к о л л е к т и в н о й — вида количество товаров для покупки определяются группой потребителей или формируются централизованно.

В изменении спроса наблюдается следующая закономерность. С увеличением доходов расширяются масштабы, и изменяется структура спроса на продукты питания. На селение, преимущественно его обеспеченные слои, и являет все больший спрос на продукты животноводства, сахар, овощи и фрукты. По мере удовлетворения определенного минимума потребностей с ростом доходов лучшее по питательной ценности продовольствие вытесняет худшее, а когда потребности в продовольствии удовлетворены, каждая дополнительная прибавка в доходе идет на непродовольственные товары.

Спрос населения на товары народного потребления характеризуется объемом и структурой. Объем спроса представляет собой сумму денежных средств, которую население обменивает на товары. Он определяется величиной покупательных фондов населения, а в условиях ненасыщенного рынка также размером неудовлетворенного спроса на селения. Структура спроса характеризует соотношение от дельных товарных групп в розничном товарообороте, связанных с их значимостью в удовлетворении разумных потребностей населения, степенью дополняемости и заменяемости товаров в процессе реализации и потребления.

Важным элементом рынка является предложение

Под товарным предложением следует понимать количество и качество товара, которое находится на рынке или может быть доставлено на него. Производители, представляя на рынок определенное количество товара, стремятся реализовать продукт труда таким образом, чтобы возместить затраты и получить максимальный доход.

Объем и состав товарного предложения непосредственно зависят от производства. Однако предложение и произведенная в обi 1 i II)(щук 1 1Iя в каждый конкретный момент не совпадают вв во объему, пв во составу. Это зависит от ряда причин. Например, форму товарного предложения не принимает часть произведенной сельскохозяйственной продукции, которая идет на нужды личного потребления товаропроизводителей и образование семенных, фуражных и других фондов. Существенное влияние оказывают также эк спорт и импорт товаров. В частности, экспорт уменьшает предложение товаров на внутреннем рынке по сравнению с производством, а импорт, наоборот, увеличивает его.

Таким образом, предложение можно рассматривать как результат производственной деятельности в виде товарной массы, предназначенной для продажи. К о м п о н е н т а м и совокупного предложения являются текущее производство, запасы товаров и импорт.

К ф а к т о р а м совокупного предложения следует от нести наличие внутренних ресурсов, издержки производств уровень цен, импорт и цены на импортные товары, налоги, уровень научных исследований и технологий.

Рост производства, развитие научно-технического прогресса способствуют увеличению предложения товаров на рынке, расширению внутренней и внешней торговли.

Спрос и предложение — две взаимообусловленные категории. Предложение формируется под воздействием и с учетом спроса населения, а спрос формируется и реализуется благодаря предложению. Нельзя купить то, что не производится и не предложено на рынке, и бесцельно производить то, что не найдет признания у покупателей. Произведенная продукция может быть реализована в том случае, если она по потребительским свойствам и объему соответствует спросу населения.

Соотношение между спросом и предложением характеризует состояние сбалансированности рынка.

Различают сбалансированность рынка по объему и структуре, в целом по стране и отдельным регионам, по стоимостным и натуральным показателям. Рыночное равновесие является проявлением пропорциональности в раз витии экономики.

 

Степень и мнения с и’ ииреди(>Укеии под воздействием того или иного фзктора характеризует их эластичность.

Эластичность спроса это понятие, характеризующее степень реагирования покупаемого количества товара на колебание его рыночной цены, доходов населения. Эластичность предложения характеризует относительное изменение объема производства и предложения товаров в связи с движением его цены на рынке.

Цена, являясь формой выражения стоимости товара, может отклоняться от нее под влиянием спроса и снижения. В то же время она заметно влияет на их соотношение. При повышении цены на товар спрос на него, как правило, снижается, а при снижении — повышается. Предложение меняется в прямой зависимости от цены. Цена с увеличением предложения чаще всего снижается, а с увеличением спроса — повышается.

Типичные виды зависимости спроса и предложения от цены представлены на рис. 13.3 и 13.4.

Рис. 13.3. Кривая спроса

Рис. 1 3. 4. Кривая предложения

При возрастании цены товара от Р до Р объем его продаж (спрос) уменьшается с 2 до ‚ (см. рис. 13.3), а количество товара, предлагаемого к продаже (предложение), увеличивается (см. рис. 13.4). При снижении цены проявляется обратная тенденция.

Зависит от спроса, от цены по сравнению с зависимостью предложения, от цены более подвижна, поскольку спрос более эластичен.

Спрос, предложение и цена, являясь главными элементами рынка, находятся в постоянной диалектической связи, которая отражает действие экономического закона спроса и предложения. Однако соотношение спроса и предложения формируется не только под влиянием данного закона. Закон спроса и предложения в процессе своего действия интегрирует в себе систему экономических законов. Существенное влияние на его действие оказывает закон, регулирующий количество денег в обращении. Когда в об ращении оказывается излишнее количество денег, изменяется и соотношение спроса и предложения. Взаимосвязь между элементами рыночного механизма можно представить в виде схемы (рис. 13.5).

Г Спрос Цена Предложение

Рис. 1 3. 5. Взаимосвязь элементов рыночного механизма

Сплошные линии показывают прямую зависимость между изменениями величины элементов рынка, пунктирные обратную.

Важнейшей предпосылкой обеспечения пропорциональности между спросом и предложением является совершенствование практики изучения и прогнозирования спроса и взаимоотношений торговли с промышленностью и сельским хозяйством.

Развитие рынка товаров народного потребления характеризует емкость рынка. Это главный параметр рынка.

Под емкостью рынка понимают возможный объем реализации товаров в течение определенного отрезка времени. Спрос определяет емкость рынка, т.е. ту часть товарного предложения, которая может быть реализована в об мен на платежные средства населения при данном уровне цен, объемы и натурально-вещественную структуру про-

Р

А

Р

Р-,

о

Р

Объем продаж товара

о

2i

(22

(2.шг.

Объем предложения товара

изводства 11 иIотI)сблевия тОвароIи. 1 р11111 Мож11(определить по формуле

Е +И —У -Э +И

р п ГЦ) ц П К К

где Е -— емкость рынка; национальное производство данного товара в стране; О — остаток товарных запасов на складах предприятий-изготовителей; И, Э импорт, эк спорт; И,, Э, косвенный (товар используется в другом изделии) импорт и экспорт соответственно; С, У снижение, увеличение запасов товаров у потребителей (продавцов) соответственно.

Емкость рынка рассчитывается как в денежном, так и н натуральном выражении.

Пример. Определить емкость рынка республики в прогнозном периоде в денежном выражении. Производство потребительских то варов в стране составит 16 трлн. р., остатки товаров на складах пред приятий-производителей уменьшатся на 0,4 трлн. р., запасы товаров в оптовой и розничной торговле увеличатся на 0,5 трлн. р., экспорт составит 2,5 трлн. р., импорт 5,7 трлн. р.

Емкость республиканского потребительского рынка в прогнозном периоде составит:

16 + 0,4 — 0,5 — 2,5 + 5,7 = 19,1 трлн. р.

Зная емкость рынка и тенденции ее изменения, производитель получает возможность оценить перспективность того или иного рынка для себя. Емкость рынка изменяется в зависимости от изменения платежеспособного спроса, товарного предложения и розничных цен. Это важный показатель для оценки величины товарооборота, размера не обходимых товарных ресурсов, уровня и соотношения цен на товары. При возрастании денежных доходов населения возрастают платежеспособный спрос и определяемая им ем кость рынка.

С целью принятия решений по управлению рынком необходимо изучать его конъюнктуру.

Конъюнктура рынка — это совокупность конкретных экономических, социальных, политических, организационных и других условий, определяющих в каждый дан-

 

11 й м м с 111 ((Ют 1 1О иеииие сiiроса и предложения. В эконо М 1 11 (К() М (М 1 (конъюнктура характеризует хозяйстве I ва рынке под влиянием действующих процессов от явлений.

При изучении конъюнктурьт рынка ставится задача не только определить его состояние на тот или иной момент, но и предсказать, как он будет развиваться дальше. Прогноз конъюнктурьт рынка дает возможность своевременно вырабатывать меры по развитию позитивных тенденций.

Потребительский рынок представляет собой гибкую систему прямых и обратных связей между производством и потреблением. Его проблемы связаны с отношениями, которые зарождаются в сфере производства и проявляются в сфере обращения. Важнейшей характеристикой эффективности функционирования рынка является степень сбалансированности структурно-объемного и качественно-ассортиментного спроса и предложения.

Следует отметить, что для второй половины 1940

конца 1980-х гг. характерными тенденциями были снижение доли продовольственных и увеличение доли непродовольственных товаров в объеме товарооборота. Подобные тенденции наблюдаются в развитых зарубежных странах. однако с начала 1990-х гг. в странах СНГ произошло резкое увеличение доли продовольственных товаров в объеме тона оборота.

Функционирование потребительского рынка, как и других сфер экономики, в переходный период осуществляется под воздействием государства. Управление спросом и предложением требует проведения многовариантных прогнозных разработок.

13.2. Прогнозирование спроса на товары

народного потребления

Научное прогнозирование спроса необходимо для вы работки долгосрочной экономической политики и принятия тактических управленческих решений в области производства роду и торговли Т()IiЩ) Ii потребления.

Спрос должен прогнозироваться на всех ОПН направления экономикой.

На макроуровне на основе прогнозов спроса на товары народного потребления разрабатывается механизм государственного воздействия на потребительской рынок с целью обеспечения сбалансированности спроса и предложения и наиболее полного удовлетворения потребностей населения в товарах как в текущем периоде, так и в перспективе. Подобного рода проблемы решаются и на реальном уровне.

На м и к р о у р о в н е прогнозы спроса разрабатывают ся как торговыми организациями, так предприятиями-потребителями и изготовителями.

Торговые организации в условиях рыночных отношений могут требовать от предприятий-производителей поставок товаров, необходимых населению.

Предприятия-производители на основе результатов прогнозных расчетов спроса заключают договоры на поставку продукции и формируют производственную программу.

Разрабатываются долго-, средне- и краткосрочные прогнозы спроса. Различия целей отдельных видов прогнозов временного аспекта придают каждому из них специфические особенности. Так, к р а т к о с р о ч н ы е прогнозы реализуются в рамках уже сложившейся структуры спроса и возможностей производства продукции. Результаты прогнозов используются для обоснования заказов и заявок на товары народного потребления, расчетов товарного обеспечения розничного товарооборота и для принятия управленческих коммерческих решений. Краткосрочные прогнозы разрабатываются на месяц, квартал, год. Они должны отличаться более высокой степенью точности. При кратко- срочном прогнозировании определяется достаточно широкий круг показателей (совокупный спрос, спрос на крупные товаров, ассортиментная структура и др.).

При разработке с р е д н е с р о ч н ы х прогнозов учитываются сложившаяся структура, возможности производства

и влияние инвестиций на развитие производственной деятельности. В течение трех — пяти лет ассортимент товаров в стране существенно обновляется и заметно изменяется структура спроса. В этих условиях нет необходимости детализировать прогноз спроса до моделей и марок товаров. достаточно определить совокупный спрос с выделением основных товарных групп.

Д о л г о с р о ч н ы е прогнозы (свыше пяти лет) служат средством разработки стратегии производства товаров и торговли. Особенностью долгосрочного прогнозирования спроса является то, что оно не обусловливает необходимость увязки прогнозных оценок со складывающейся структурой производства. Напротив, сам долгосрочный прогноз спроса служит основой разработки перспективных направлений развития производства товаров и торговли.

Различные по срокам упреждения прогнозы отличаются также методами прогнозирования.

для повышения точности прогнозов необходимо при менять комплекс методов прогнозирования с целью получения нескольких вариантов прогноза и выбора оптимального варианта.

Спрос выступает в качестве определяющего фактора при принятии решений о производстве или импорте того или иного вида продукции, поэтому он должен изучаться как внутри страны по регионам, так и на мировом рынке.

Процесс прогнозирования спроса включает ряд этапов:

комплексное исследование рынка, конкурентной среды, выделение сегментов рынка;

анализ состояния спроса и предложения, определение степени удовлетворения спроса населения в конкретных то варах, совокупного спроса; анализ факторов, влияющих на спрос и установление взаимозависимости показателей;

• выбор методов прогнозирования; осуществление прогноза спроса;

• оценка надежности прогноза;

определение перспектив развития спроса населения;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 831; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.