Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перевозка




 

Договор перевозки (точнее, организации перевозки, организации перевозочного процесса) является самостоятельной, достаточно специфической формой хозяйственных (гражданско-правовых) правоотношений. Участником этих отношений, с одной стороны, выступает тот или иной перевозчик (орган транспорта - железная дорога, автотранспорт общего пользования, речной флот и др.), а с другой - главные клиенты перевозчиков - грузоотправители и грузополучатели (или представляющие их интересы транспортно-экспедиторские организации).

Основная специфика правоотношений, вытекающих из договора перевозки, их правовое регулирование: действующий Гражданский кодекс РФ предусматривает лишь наиболее принципиальные положения о транспортных договорах, имея в виду, что на основе этих положений в транспортных уставах и кодексах должны быть предусмотрены специальные правила для отдельных видов транспорта.

В специальных правовых актах (уставы, кодексы, правила перевозок) достаточно детально регламентируются все вопросы, связанные с организацией и окончанием перевозочного процесса: планирование (не административно-командное!), подача транспортных средств под погрузку/выгрузку, сроки доставки, вопросы сохранности грузов при перевозках, порядок и размеры ответственности сторон, порядок и сроки разрешения спорных ситуаций и др.

Прямым договором на перевозку какого-то конкретного груза является основной документ на перевозку - накладная (товарно-транспортная накладная, коносамент и др.). Договоры же длительного срока действия между перевозчиком и потребителями транспортных услуг правильнее именовать договорами организации перевозки, транспортного обслуживания и т.п., отражая в них, как правило, только вопросы, которые являются специфическими для перевозок тех или иных грузов: сроки доставки, температурный режим, регулярность подачи (и куда) транспортных средств, особенности погрузки/выгрузки, тип подвижного состава, особые условия перевозки: с горки не спускать, на воздушной подушке и т.д. Многие же другие вопросы, которые в обычных хозяйственных договорах могут быть предметом согласования сторон, в транспортном договоре таковыми не являются (за исключением допускаемых деталей, не влияющих на безопасность движения) и в договоре по ним достаточно положений, отсылающих к нормам, установленным в транспортном законодательстве.

Основная цель договора - согласование объемов перевозок и регулирование взаимоотношений сторон по созданию необходимых условий для предстоящих перевозок. На автомобильном транспорте такой договор заключается, как правило, сроком на 1 год. Однако при устойчивых, постоянных хозяйственных связях договоры на организацию перевозок могут заключаться и на более длительный срок.

В договоре определяются объемы перевозок и условия, не предусмотренные транспортным кодексом, порядок расчетов, рациональный режим работы по приему и выдаче грузов, условия обеспечения сохранности грузов, порядок выполнения погрузочно-разгрузочных работ, содержания подъездных путей и устройств и другие условия, направленные на повышение эффективности транспортной деятельности и качества обслуживания клиентуры.

В соответствии с месячными и декадными заданиями грузоотправители подают в автопредприятие заявки по определенной форме, установленной Типовым договором на перевозку грузов автотранспортом. К заявке прилагается согласованный сторонами график подачи автомобилей в пункты погрузки с указанием суточного или среднесуточного объема перевозок.

За невыполнение плана (согласованного объема) перевозок перевозчик уплачивает штраф за не вывоз груза в количестве, согласованном в декадном задании или принятым к исполнению в разовом заказе (при внеплановых и сверхплановых перевозках) - в размере 20% стоимости перевозки не вывезенного груза; за не предоставление автомобилей, работа которых оплачивается по повременному тарифу, штраф в размере 10% стоимости пользования автомобилями, исходя из времени пользования, указанного в договоре.

Перевозчик освобождается от ответственности за невыполнение плана (согласованного объема) перевозок, если это произошло: вследствие явлений стихийного характера, запрещения, прекращения или ограничения перевозок в установленном порядке и в других, предусмотренных законодательством случаях.

Грузоотправитель освобождается от ответственности за невыполнение плана (согласованного объема) перевозок, если оно произошло вследствие: вследствие явлений стихийного характера, при запрещении, прекращении или ограничении перевозок в установленном порядке, аварий на предприятиях грузоотправителя, вызвавших прекращение производства на срок не менее 3х суток, и в других, предусмотренных законодательством случаях.

До предъявления грузоотправителем или грузополучателем иска к автотранспортному предприятию, вытекающему из договора перевозки грузов автомобильным транспортом, а также в соответствии с Уставом автомобильного транспорта, должна быть обязательно предъявлена претензия.

Претензии, вытекающие из перевозки грузов, предъявляются к автотранспортному предприятию или организации, выдавшим груз, а в случае полной утраты груза - к автотранспортному предприятию или организации, принявшим груз к перевозке.

В случае передачи права на предъявление претензий и исков (вышестоящей организации или транспортно-экспедиционной организации), оно должно быть удостоверено переуступочной надписью на документе.

По ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Сроки рассмотрения претензий:

а) По претензиям, возникшим из перевозок в автомобильном сообщении - в течение 3-х месяцев.

б) По претензиям, возникшим из перевозок в прямом смешанном сообщении - в течение 6 месяцев.

в) По претензиям об уплате штрафов - в течение 45 дней.

Особенности договора перевозки грузов. Договор перевозки грузов считается публичным, взаимным и воз­мездным.

Предметом договора являются услуги по доставке, хранению, вы­даче, погрузке-выгрузке грузов и др. Предмет - единственное суще­ственное условие договора.

Стороны договора - перевозчик и отправитель грузов. Перевоз­чик - коммерческая организация, наделенная функциями обще­ственного возчика, обязанная осуществлять перевозки по требова­нию всякого, кто к ней обратится. Отправитель - любой субъект гражданского права.

Форма договора - простая письменная.

В договоре перевозки может быть третье лицо (получатель груза),которое не участвует в его заключении, однако наделяется опреде­ленными правами (право требовать от перевозчика выдачи груза) и обязанностями (обязанность принять груз и доплатить провозную плату). Грузополучателем также может быть грузоотправитель или его экспедитор.

Сам по себе договор перевозки грузов является реальным,т. е. он считается заключенным с момента передачи груза перевозчику (Договор перевозки может быть и консенсуальным. Например, договор фра­хтования (чартер).). Обя­занности же по предоставлению транспорта (у перевозчика) и по пере­даче груза (у грузоотправителя) обычно возникают из договора об организации работ по обеспечению перевозок грузов.

Провозная плата часто жестко регулируется тарифами, установ­ленными нормативно-правовыми актами.

Факт заключения договора должен быть подтвержден составлени­ем и выдачей отправителю груза перевозчиком транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз - ст. 785 ГК). Оформ­ление договорных отношений в этом случае происходит по одной из трех систем: системе накладных, системе актов замера (взвешивания) и системе коносамента.

1. Накладная содержит сведения о перевозимом грузе, характери­стику транспортного средства (тип вагона, его грузоподъемность, степень загрузки и т. д.), характеристику иных условий перевозки (скорости перевозки, времени принятия груза и т. д.). Накладная следует с грузом. Подтверждением факта заключения договора и условий перевозки являются также выдаваемая грузоотправителю квитанция и дорожные ведомости. Накладные используются на всех видах транспорта, особенно на железной дороге.

2. Система актов замера (взвешивания) используется в качестве самостоятельной для оформления договора перевозки только на автомобильном транспорте, в случаях когда груз не имеет товар­ного характера (грунт, снег и т. д.). По таким грузам не ведется складской учет, а автотранспортные организации освобождены от обязанности сдавать груз грузополучателям.

3. Система коносамента применяется для оформления догово­ров перевозки груза в том случае, если груз не оформляется на­кладными либо грузополучателю не предоставляется часть судна или все судно. Коносамент является ценной товарорас­порядительной бумагой, а поэтому имеет строго формальный характер. Несоблюдение формы заполнения коносамента ли­шает его силы ценной бумаги. Коносамент может быть имен­ным, ордерным и предъявительским. Один экземпляр коноса­мента выдается грузоотправителю, а другой следует с грузом.

Содержание обязательства. Основной обязанностью перевозчика является доставка вверенно­го ему отправителем груза в целости и сохранности в пункт назначе­ния с выдачей груза управомоченному лицу.

Транспортное средство должно быть исправно технически и исправ­но в коммерческом отношении, т. е. пригодно для перевозки данного груза в конкретных условиях. Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, непригодных для перевозки соответ­ствующего груза.

Грузоотправитель обязан предоставить груз в упаковке и таре, обес­печивающих их полную сохранность при перевозке. Он вправе заменить ранее согласованные грузы иными, если это не потребует изменения ус­ловий перевозки. При перевозке скоропортящихся грузов грузоотпра­витель обязан предоставить удостоверение о их качестве. Транспорт­ными уставами и кодексами устанавливаются специальные условия перевозки отдельных видов грузов (опасных, наливных, в контейнерах).

Определение момента, с которого груз считается переданным пере­возчику, зависит от того, чьими средствами и силами осуществляется погрузка - грузоотправителя или перевозчика. Если эта обязанность возлагается на грузоотправителя, то тогда моментом передачи груза, а значит и моментом, с которого перевозчик несет риск случайной утраты или повреждения груза, будет время завершения его погрузки. Если же погрузку осуществляет перевозчик, то моментом передачи груза счита­ется время фактической сдачи (предоставления) груза перевозчику и получения от него соответствующего подтверждающего документа. Ка­кая из сторон исполняет данную обязанность, а также порядок осуще­ствления погрузки предусматривается договором, транспортными уста­вами, кодексами и соответствующими правилами.

Обязанностью грузоотправителя (грузополучателя), если обязан­ность по погрузке (выгрузке) возложена на него, является соблюдение сроков погрузки (выгрузки) грузов в поданные перевозчиком транс­портные средства.

Сроки погрузки(выгрузки) устанавливаются транспортными уста­вами (кодексами) и правилам и либо, если они не установлены транс­портным законодательством, договором. В тех случаях, когда обязан­ности по погрузке (выгрузке) возлагаются на перевозчика, то срок погрузки (выгрузки) включается срок доставки.

Срок доставкигруза также устанавливается транспортным законо­дательством либо договором. Если срок доставки не установлен, то перевозчик должен доставить груз в разумный срок (ст. 792 ГК).

Окончание срока перевозкиопределяется моментом, когда выдача груза считается совершенной.

В случаях, когда выгрузка является обязанностью грузополучателя, выдача груза завершается подачей вагона на соответствующий путь и подписью грузополучателя в приемке груза. При поступлении грузов в порты, на пристани, пути общего пользования, выдача завершается пе­редачей груза представителю получателя и его подписью в транспорт­ных документах. На автомобильном транспорте выдача груза в контей­нерах завершается во время передачи его на складе грузополучателю.

Перевозчик обязан доставить груз по кратчайшему маршруту в срок, определяемый правилами перевозок в зависимости от вида груза и расстояния перевозки.

Основной обязанностью грузоотправителя является внесение провозной платы. Размер платы определяется в договоре, если иное не предусмотрено законом (ст. 790 ГК). При осуществлении перевозки транспортом общего пользования плата за перевозку определяется на основе тарифов. В том случае, когда перевозчик по требованию грузо­владельца выполняет работы, не предусмотренные тарифами, они под­лежат оплате дополнительно по соглашению сторон.

Ответственность за нарушение обязательств по перевозкеуста­навливается ГК, транспортным законодательством, а также соглаше­нием сторон, если закон это допускает.

Соглашения об ограничении или устранении установленной за­коном ответственности перевозчика недействительны, за исключе­нием случаев, предусмотренных транспортными уставами и кодек­сами.

Ответственность перевозчика наступает:

§ за невыполнение обязательных для него указаний грузовла­дельца;

§ за выдачу груза не в пункте его назначения;

§ за утрату перевозных документов;

§ неподача транспорта;

§ не сохранность груза;

§ просрочка доставки груза;

Ответственность грузоотправителя наступает:

§ за неправильное указание в транспортном документе сведений о грузе;

§ за повреждение транспортных средств перевозчика (возмеще­ние ущерба);

§ за просрочку погрузки и выгрузки груза;

§ за несвоевременный вывоз груза со станции (порта) назначения (в форме повышенной платы за хранение груза).

Договор перевозки пассажира - договор, по которому перевозчик обязyeтcя перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пасса­жиром багажа - доставить багаж в пункт назначения и выдать его упра­вомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную за проезд плату, а при сдаче багажа - и за провоз багажа.

Договор перевозки пассажира является взаимным, возмездным иконсенсуальным (он является публичным, когда используется транс­порт общего пользования).

Предмет договора - услуга по перевозке пассажира и багажа. Это единственное его существенное условие.

Форма договора - простая письменная; заключение договора пере­возки и факт оплаты проезда подтверждаются выдачей пассажиру би­лета установленной формы, а сдача багажа - багажной квитанции. Утерянный билет не возобновляется, а при утрате багажной квитан­ции багаж выдается на основании письменного заявления пассажира.

Перевозчик обязан предоставить пассажиру место, указанное вприобретенном билете либо другое место с согласия пассажира.

Пассажир вправе сдать к перевозке вещи и предметы с оплатой по установленному тарифу. Он может объявить ценность сдаваемого ба­гажа с уплатой установленного сбора.

Пассажир имеет право продлить срок годности билета вследствие болезни, возвратить перевозчику билет с получением назад его сто­имости за вычетом установленного сбора. Он также может делать ос­тановку в пути следования.

Пассажир вправе бесплатно (или на иных льготных условиях) про­возить с собой детей, ручную кладь весом не выше установленного транспортными уставами, кодексами и правилами перевозок.

При несохранности багажа перевозчик возмещает его стоимость и возвращает взысканную за его провоз плату. За просрочку доставки багажа перевозчик уплачивает законную неустойку, которая носит ис­ключительный характер.

Прибывший багаж хранится бесплатно в течение суток с 00 часов того дня, когда он прибыл. Если багаж не востребован в течение 30 дней, то он продается; утраченным считается багаж, который не выдан в те­чение 10 суток с момента прибытия.

При наличии вины перевозчик несет ответственность в формештрафа за задержку отправления и прибытия пассажира в пункт на­значения (кроме перевозок в городском и пригородном сообщении).Так, неустойка железной дороги составляет 3% от платы за каждыйчас, но не больше провозной платы; авиаперевозчика _ 25% от одногоМРОТ за каждый час, но не более 50% стоимости билета.

К отношениям по перевозке пассажиров Применяются нормы зако­на РФ «O защите прав потребителей», в том числе в части Компенса­ции морального вреда (ст. 15).

В случае причинения вреда жизни или здоровью пассажира пере­возчик несет ответственность по правилам главы 59 ГК «Обязатель­ства вследствие причинения вреда», т. е. вне зависимости от вины.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1088; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.