КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перевозка
Договор перевозки (точнее, организации перевозки, организации перевозочного процесса) является самостоятельной, достаточно специфической формой хозяйственных (гражданско-правовых) правоотношений. Участником этих отношений, с одной стороны, выступает тот или иной перевозчик (орган транспорта - железная дорога, автотранспорт общего пользования, речной флот и др.), а с другой - главные клиенты перевозчиков - грузоотправители и грузополучатели (или представляющие их интересы транспортно-экспедиторские организации). Основная специфика правоотношений, вытекающих из договора перевозки, их правовое регулирование: действующий Гражданский кодекс РФ предусматривает лишь наиболее принципиальные положения о транспортных договорах, имея в виду, что на основе этих положений в транспортных уставах и кодексах должны быть предусмотрены специальные правила для отдельных видов транспорта. В специальных правовых актах (уставы, кодексы, правила перевозок) достаточно детально регламентируются все вопросы, связанные с организацией и окончанием перевозочного процесса: планирование (не административно-командное!), подача транспортных средств под погрузку/выгрузку, сроки доставки, вопросы сохранности грузов при перевозках, порядок и размеры ответственности сторон, порядок и сроки разрешения спорных ситуаций и др. Прямым договором на перевозку какого-то конкретного груза является основной документ на перевозку - накладная (товарно-транспортная накладная, коносамент и др.). Договоры же длительного срока действия между перевозчиком и потребителями транспортных услуг правильнее именовать договорами организации перевозки, транспортного обслуживания и т.п., отражая в них, как правило, только вопросы, которые являются специфическими для перевозок тех или иных грузов: сроки доставки, температурный режим, регулярность подачи (и куда) транспортных средств, особенности погрузки/выгрузки, тип подвижного состава, особые условия перевозки: с горки не спускать, на воздушной подушке и т.д. Многие же другие вопросы, которые в обычных хозяйственных договорах могут быть предметом согласования сторон, в транспортном договоре таковыми не являются (за исключением допускаемых деталей, не влияющих на безопасность движения) и в договоре по ним достаточно положений, отсылающих к нормам, установленным в транспортном законодательстве. Основная цель договора - согласование объемов перевозок и регулирование взаимоотношений сторон по созданию необходимых условий для предстоящих перевозок. На автомобильном транспорте такой договор заключается, как правило, сроком на 1 год. Однако при устойчивых, постоянных хозяйственных связях договоры на организацию перевозок могут заключаться и на более длительный срок. В договоре определяются объемы перевозок и условия, не предусмотренные транспортным кодексом, порядок расчетов, рациональный режим работы по приему и выдаче грузов, условия обеспечения сохранности грузов, порядок выполнения погрузочно-разгрузочных работ, содержания подъездных путей и устройств и другие условия, направленные на повышение эффективности транспортной деятельности и качества обслуживания клиентуры. В соответствии с месячными и декадными заданиями грузоотправители подают в автопредприятие заявки по определенной форме, установленной Типовым договором на перевозку грузов автотранспортом. К заявке прилагается согласованный сторонами график подачи автомобилей в пункты погрузки с указанием суточного или среднесуточного объема перевозок. За невыполнение плана (согласованного объема) перевозок перевозчик уплачивает штраф за не вывоз груза в количестве, согласованном в декадном задании или принятым к исполнению в разовом заказе (при внеплановых и сверхплановых перевозках) - в размере 20% стоимости перевозки не вывезенного груза; за не предоставление автомобилей, работа которых оплачивается по повременному тарифу, штраф в размере 10% стоимости пользования автомобилями, исходя из времени пользования, указанного в договоре. Перевозчик освобождается от ответственности за невыполнение плана (согласованного объема) перевозок, если это произошло: вследствие явлений стихийного характера, запрещения, прекращения или ограничения перевозок в установленном порядке и в других, предусмотренных законодательством случаях. Грузоотправитель освобождается от ответственности за невыполнение плана (согласованного объема) перевозок, если оно произошло вследствие: вследствие явлений стихийного характера, при запрещении, прекращении или ограничении перевозок в установленном порядке, аварий на предприятиях грузоотправителя, вызвавших прекращение производства на срок не менее 3х суток, и в других, предусмотренных законодательством случаях. До предъявления грузоотправителем или грузополучателем иска к автотранспортному предприятию, вытекающему из договора перевозки грузов автомобильным транспортом, а также в соответствии с Уставом автомобильного транспорта, должна быть обязательно предъявлена претензия. Претензии, вытекающие из перевозки грузов, предъявляются к автотранспортному предприятию или организации, выдавшим груз, а в случае полной утраты груза - к автотранспортному предприятию или организации, принявшим груз к перевозке. В случае передачи права на предъявление претензий и исков (вышестоящей организации или транспортно-экспедиционной организации), оно должно быть удостоверено переуступочной надписью на документе. По ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Сроки рассмотрения претензий: а) По претензиям, возникшим из перевозок в автомобильном сообщении - в течение 3-х месяцев. б) По претензиям, возникшим из перевозок в прямом смешанном сообщении - в течение 6 месяцев. в) По претензиям об уплате штрафов - в течение 45 дней. Особенности договора перевозки грузов. Договор перевозки грузов считается публичным, взаимным и возмездным. Предметом договора являются услуги по доставке, хранению, выдаче, погрузке-выгрузке грузов и др. Предмет - единственное существенное условие договора. Стороны договора - перевозчик и отправитель грузов. Перевозчик - коммерческая организация, наделенная функциями общественного возчика, обязанная осуществлять перевозки по требованию всякого, кто к ней обратится. Отправитель - любой субъект гражданского права. Форма договора - простая письменная. В договоре перевозки может быть третье лицо (получатель груза),которое не участвует в его заключении, однако наделяется определенными правами (право требовать от перевозчика выдачи груза) и обязанностями (обязанность принять груз и доплатить провозную плату). Грузополучателем также может быть грузоотправитель или его экспедитор. Сам по себе договор перевозки грузов является реальным,т. е. он считается заключенным с момента передачи груза перевозчику (Договор перевозки может быть и консенсуальным. Например, договор фрахтования (чартер).). Обязанности же по предоставлению транспорта (у перевозчика) и по передаче груза (у грузоотправителя) обычно возникают из договора об организации работ по обеспечению перевозок грузов. Провозная плата часто жестко регулируется тарифами, установленными нормативно-правовыми актами. Факт заключения договора должен быть подтвержден составлением и выдачей отправителю груза перевозчиком транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз - ст. 785 ГК). Оформление договорных отношений в этом случае происходит по одной из трех систем: системе накладных, системе актов замера (взвешивания) и системе коносамента. 1. Накладная содержит сведения о перевозимом грузе, характеристику транспортного средства (тип вагона, его грузоподъемность, степень загрузки и т. д.), характеристику иных условий перевозки (скорости перевозки, времени принятия груза и т. д.). Накладная следует с грузом. Подтверждением факта заключения договора и условий перевозки являются также выдаваемая грузоотправителю квитанция и дорожные ведомости. Накладные используются на всех видах транспорта, особенно на железной дороге. 2. Система актов замера (взвешивания) используется в качестве самостоятельной для оформления договора перевозки только на автомобильном транспорте, в случаях когда груз не имеет товарного характера (грунт, снег и т. д.). По таким грузам не ведется складской учет, а автотранспортные организации освобождены от обязанности сдавать груз грузополучателям. 3. Система коносамента применяется для оформления договоров перевозки груза в том случае, если груз не оформляется накладными либо грузополучателю не предоставляется часть судна или все судно. Коносамент является ценной товарораспорядительной бумагой, а поэтому имеет строго формальный характер. Несоблюдение формы заполнения коносамента лишает его силы ценной бумаги. Коносамент может быть именным, ордерным и предъявительским. Один экземпляр коносамента выдается грузоотправителю, а другой следует с грузом. Содержание обязательства. Основной обязанностью перевозчика является доставка вверенного ему отправителем груза в целости и сохранности в пункт назначения с выдачей груза управомоченному лицу. Транспортное средство должно быть исправно технически и исправно в коммерческом отношении, т. е. пригодно для перевозки данного груза в конкретных условиях. Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, непригодных для перевозки соответствующего груза. Грузоотправитель обязан предоставить груз в упаковке и таре, обеспечивающих их полную сохранность при перевозке. Он вправе заменить ранее согласованные грузы иными, если это не потребует изменения условий перевозки. При перевозке скоропортящихся грузов грузоотправитель обязан предоставить удостоверение о их качестве. Транспортными уставами и кодексами устанавливаются специальные условия перевозки отдельных видов грузов (опасных, наливных, в контейнерах). Определение момента, с которого груз считается переданным перевозчику, зависит от того, чьими средствами и силами осуществляется погрузка - грузоотправителя или перевозчика. Если эта обязанность возлагается на грузоотправителя, то тогда моментом передачи груза, а значит и моментом, с которого перевозчик несет риск случайной утраты или повреждения груза, будет время завершения его погрузки. Если же погрузку осуществляет перевозчик, то моментом передачи груза считается время фактической сдачи (предоставления) груза перевозчику и получения от него соответствующего подтверждающего документа. Какая из сторон исполняет данную обязанность, а также порядок осуществления погрузки предусматривается договором, транспортными уставами, кодексами и соответствующими правилами. Обязанностью грузоотправителя (грузополучателя), если обязанность по погрузке (выгрузке) возложена на него, является соблюдение сроков погрузки (выгрузки) грузов в поданные перевозчиком транспортные средства. Сроки погрузки(выгрузки) устанавливаются транспортными уставами (кодексами) и правилам и либо, если они не установлены транспортным законодательством, договором. В тех случаях, когда обязанности по погрузке (выгрузке) возлагаются на перевозчика, то срок погрузки (выгрузки) включается срок доставки. Срок доставкигруза также устанавливается транспортным законодательством либо договором. Если срок доставки не установлен, то перевозчик должен доставить груз в разумный срок (ст. 792 ГК). Окончание срока перевозкиопределяется моментом, когда выдача груза считается совершенной. В случаях, когда выгрузка является обязанностью грузополучателя, выдача груза завершается подачей вагона на соответствующий путь и подписью грузополучателя в приемке груза. При поступлении грузов в порты, на пристани, пути общего пользования, выдача завершается передачей груза представителю получателя и его подписью в транспортных документах. На автомобильном транспорте выдача груза в контейнерах завершается во время передачи его на складе грузополучателю. Перевозчик обязан доставить груз по кратчайшему маршруту в срок, определяемый правилами перевозок в зависимости от вида груза и расстояния перевозки. Основной обязанностью грузоотправителя является внесение провозной платы. Размер платы определяется в договоре, если иное не предусмотрено законом (ст. 790 ГК). При осуществлении перевозки транспортом общего пользования плата за перевозку определяется на основе тарифов. В том случае, когда перевозчик по требованию грузовладельца выполняет работы, не предусмотренные тарифами, они подлежат оплате дополнительно по соглашению сторон. Ответственность за нарушение обязательств по перевозкеустанавливается ГК, транспортным законодательством, а также соглашением сторон, если закон это допускает. Соглашения об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, предусмотренных транспортными уставами и кодексами. Ответственность перевозчика наступает: § за невыполнение обязательных для него указаний грузовладельца; § за выдачу груза не в пункте его назначения; § за утрату перевозных документов; § неподача транспорта; § не сохранность груза; § просрочка доставки груза; Ответственность грузоотправителя наступает: § за неправильное указание в транспортном документе сведений о грузе; § за повреждение транспортных средств перевозчика (возмещение ущерба); § за просрочку погрузки и выгрузки груза; § за несвоевременный вывоз груза со станции (порта) назначения (в форме повышенной платы за хранение груза). Договор перевозки пассажира - договор, по которому перевозчик обязyeтcя перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа - доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную за проезд плату, а при сдаче багажа - и за провоз багажа. Договор перевозки пассажира является взаимным, возмездным иконсенсуальным (он является публичным, когда используется транспорт общего пользования). Предмет договора - услуга по перевозке пассажира и багажа. Это единственное его существенное условие. Форма договора - простая письменная; заключение договора перевозки и факт оплаты проезда подтверждаются выдачей пассажиру билета установленной формы, а сдача багажа - багажной квитанции. Утерянный билет не возобновляется, а при утрате багажной квитанции багаж выдается на основании письменного заявления пассажира. Перевозчик обязан предоставить пассажиру место, указанное вприобретенном билете либо другое место с согласия пассажира. Пассажир вправе сдать к перевозке вещи и предметы с оплатой по установленному тарифу. Он может объявить ценность сдаваемого багажа с уплатой установленного сбора. Пассажир имеет право продлить срок годности билета вследствие болезни, возвратить перевозчику билет с получением назад его стоимости за вычетом установленного сбора. Он также может делать остановку в пути следования. Пассажир вправе бесплатно (или на иных льготных условиях) провозить с собой детей, ручную кладь весом не выше установленного транспортными уставами, кодексами и правилами перевозок. При несохранности багажа перевозчик возмещает его стоимость и возвращает взысканную за его провоз плату. За просрочку доставки багажа перевозчик уплачивает законную неустойку, которая носит исключительный характер. Прибывший багаж хранится бесплатно в течение суток с 00 часов того дня, когда он прибыл. Если багаж не востребован в течение 30 дней, то он продается; утраченным считается багаж, который не выдан в течение 10 суток с момента прибытия. При наличии вины перевозчик несет ответственность в формештрафа за задержку отправления и прибытия пассажира в пункт назначения (кроме перевозок в городском и пригородном сообщении).Так, неустойка железной дороги составляет 3% от платы за каждыйчас, но не больше провозной платы; авиаперевозчика _ 25% от одногоМРОТ за каждый час, но не более 50% стоимости билета. К отношениям по перевозке пассажиров Применяются нормы закона РФ «O защите прав потребителей», в том числе в части Компенсации морального вреда (ст. 15). В случае причинения вреда жизни или здоровью пассажира перевозчик несет ответственность по правилам главы 59 ГК «Обязательства вследствие причинения вреда», т. е. вне зависимости от вины.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1088; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |