Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи и виды планов, их связь с прогнозами




 

План – это разработанный по определенной форме документ, в котором на основании расчетов представлены и обоснованы технико-экономические параметры производства, предприятия, проекта на установленный период планирования. В основе разработки планов лежат прогнозы, особенно если речь идет о перспективном планировании. Однако поскольку период планирования не превышает 5 лет, то информационная база в данном случае гораздо более полная и достоверная, чем при прогнозировании. Это обеспечивает высокую степень достоверности и детализации всех видов планов по сравнению с прогнозами.

Задачи планирования в каждом конкретном случае индивидуальны и определяются изучаемым объектом. Например, в сфере производства – это создание оптимальных условий производства и сбыта продукции с учетом рыночной ситуации, ресурсных ограничений и соответствия выбранному критерию планирования. В качестве такового может быть получение максимальной прибыли, наиболее полное удовлетворение какой-то потребности, решение социальных задач и т.п.

В зависимости от выбранного классификационного признака укрупненно выделяют следующие виды планов:

v По срокам - перспективные (до 5 лет), текущие (годовые с разбивкой на кварталы) и оперативные (от месяца до смены) планы.

v По объектам – государственные, отраслевые, планы предприятия и его подразделений.

Существующие методыпланирования можно сгруппировать в такие несколько групп:

 

o балансово-нормативные;

o экономико-математические методы;

o программно-целевой;

o метод экономического эксперимента;

o метод сравнения вариантов и выбор оптимального по заданному критерию.

 

В зависимости от вида планов выбирается тот или иной метод, а иногда пользуются и несколькими методами сразу.

Для оперативного и текущего планирования, как правило, используется балансово-нормативный метод, поскольку он требует наибольшей информационной базы, что возможно при коротких сроках планирования.

Для перспективного – экономико-математические методы, основанные на математической обработке статистической информации.

Программно-целевые методы используются для перспективного и текущего планирования крупных, капиталоемких проектов, имеющих общегосударственное значение.

Метод экономического эксперимента используется, если необходимо апробировать новую систему расчетных или оценочных показателей планирования, новые формы организации производства и пр.

Метод сравнения вариантов используется повсеместно, т.к. экономический подход к управлению производством и бизнесом, характерный для рыночной системы хозяйствования, требует постоянного сопоставления затрат с результатами, что и является основой метода сравнения вариантов.

Значение планов и плановой работы в условиях рынка не только не уменьшается, но и в определенной степени возрастает. Это связано с тем, что при распределительной экономике государство, являясь единоличным собственником предприятия, с одной стороны, совмещало функции заказчика, поставщика ресурсов, контролера и пр., но с другой стороны, оно же являлось гарантом экономического благополучия предприятия. Поэтому менеджеры были ответственны перед органами управления отраслью, а ответственность носила по преимуществу административный характер.

В рыночных условиях государство не является единоличным собственником, предприятие хозяйствует на свой страх и риск, а в случае неудачи несет экономическую ответственность, которая проявляется как в виде убытков, так и в виде потери рынка, что реально может привести к банкротству со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В распределительной и рыночной экономике имеются существенные отличия во взаимоотношениях государственных и локальных органов управления и планирования. Если при распределительной системе хозяйствования и государственной форме собственности государство полностью планировало деятельность предприятия (директивное планирование), то в рыночных условиях подробно разработанные планы нужны только самому предприятию именно как руководство в его повседневной деятельности.

Государственные органы планирования могут ограничиться только итоговыми, сводными цифрами, что соответствует так называемому индикативному планированию, когда в плане устанавливаются только основные соотношения, индексы по объемам, ресурсам, темпам развития. Это касается предприятий всех видов собственности. Такой подход оправдан как с точки зрения формы собственности, так и из чисто тактических соображений, – при необходимости государство задает только основные индексные соотношения производства, а конкретные тактические вопросы предприятие решает самостоятельно, руководствуясь собственными планами.

Реально разработка плана – это проведение целой системы расчетов, на основании которых получают расчетные или директивные показатели, обязательные к выполнению в расчетном периоде. Все эти расчеты сводят в главном плановом документе предприятия с точки зрения текущего планирования – плане экономического и социального развития.

Кроме текущего плана важным документом планирования является бизнес-план, который разрабатывается для любого инновационного проекта, связанного с инвестированием средств и имеющего, как правило, существенные долгосрочные результаты. В этом документе разрабатывается весь комплекс расчетов, касающихся цели, формы организации, маркетинговой составляющей рассматриваемого проекта. Кроме того, устанавливаются ресурсные характеристики, уровень эффективности, формы и специфика финансирования, юридическая сторона проекта. Цель разработки бизнес-плана – обосновать эффективность инвестирования средств в проект и на этом основании – получить средства и затем – реализовать сам проект.

В настоящее время получает широкое распространение жесткая современная форма планирования – бюджетирование. Сущность его в том, что ключевые подразделения предприятия получают финансовый план, на основании которого сами планируют свою производственную деятельность и отвечают за результаты. Все эти планы взаимосвязаны и конечный результат получается как бы сложением усилий всего предприятия. Цель бюджетирования – повысить финансовую и экономическую ответственность каждого из обозначенных подразделений за свою работу и результаты.

Сложность внедрения этого эффективного метода планирования в дополнительной и явной ответственности руководителей подразделения, а также – в разработке новой дополнительной документации и внедрении ее в практику.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.