Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы и пути снижения себестоимости продукции




В результате проведенных расчетов получают плановые значения технологической, производственной и полной себестоимости готового изделия.

Эти данные позволяют рассчитать плановые значения среднегодовых удельных затрат на единицу товарной продукции Згод.тов. – относительного показателя, который применяется для анализа и сопоставительных расчетов, касающихся значений и динамики себестоимости продукции.

Этот показатель рассчитывается по формуле

 

З год.тов. = С полн. год / Т год. (11.9)

Здесь С полн.год. – полная себестоимость годового объема выпуска продукции.

Т год. – стоимость годового объема товарной продукции в действующих или неизменных ценах в зависимости от целей анализа.

 

Таблица 17 - Расчёт косвенных затрат и ориентировочные значения коэффициентов косвенных расходов в себестоимости изделия

 

Наименование величины Расчетная формула Значение коэффициента косвенных расходов, Кі.косв
2. Дополнительная зарплата, З доп З косв. i = К косв.i х З осн. 0,2
3. Отчисления на соц. страхование, Зс/с 0,37
4.Косвенные производственные расходы цеха.*, З пр. цех. 4,5
5. Косвенные производственные расходы предприятия**, З предпр. 4,5
6. Административные и прочие косвенные расходы предприятия***, З адм. З адм. = К адм.х Спроизв. 0,15
7. Переменные сбытовые расходы, З сбыт.   З сбыт. = К сб.х С произв 0,05

 

При нормальном ходе производства и сбыта продукции этот показатель должен быть, во-первых, меньше единицы, т.е. З год. тов. < 1. Это значит, что С полн. год < Т год, т.е. на производство продукции затрачено меньше средств, чем получено их от продажи, что обусловливает коммерческий смысл всякого производства.

Во-вторых, динамика этого показателя должна быть экономически позитивной, т.е. З год.тов. факт.< З год.тов.план. Это означает, что удельные затраты на единицу товарной продукции со временем должны снижаться. Это обусловлено влиянием технического прогресса на производстве, прирабатываемостью персонала к работе и снижением трудовых затрат, более экономным расходованием средств по всем направлениям и статьям себестоимости. Для достижения такого результата необходима постоянная работа по изысканию внутренних ресурсов производства, использованию всей совокупности влияющих на это факторов.

 

 

 

Одним из наиболее важных вопросов управления затратами и вообще производством является проблема снижения себестоимости как одного из важнейших факторов повышения эффективности производства. При этом важно определить, за счет каких составляющих затрат или за счет каких управленческих воздействий можно снизить себестоимость выпуска продукции. Вообще говоря, в силу синтетического характера показателя «себестоимость продукции» любое изменение в производстве и вокруг него влияет на эту величину. Важно только, чтобы это влияние было в нужном направлении, т.е. чтобы от этих изменений себестоимость продукции объективно снижалась.

Вся совокупность факторов, действующих в этом направлении, может быть разделена на 2 большие группы:

· факторы внешней среды по отношению к предприятию;

· факторы внутренней среды, т.е. сосредоточенные в самом предприятии.

Под факторами внешней среды понимаются:

· общее экономическое состояние народного хозяйства, которое определяет в значительной степени успешность производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

· состояние рынка той продукции, которую выпускает предприятие, а именно – насыщенность рынка, количество и качество конкурентной продукции;

· спрос на производимую продукцию, сегментация рынка, покупательная способность различных групп потребителей;

· законодательная база в хозяйстве и в рассматриваемом сегменте рынка;

· конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Факторы внешней среды носят общий характер и мало зависят от конкретной, опертивной деятельности предприятия-производителя, поэтому их иногда называют неконтролируемыми. Однако их значение трудно переоценить, поскольку именно они формируют правила игры на рынке, и всякий производитель должен знать и учитывать их в своей повседневной деятельности.

К внутренним (или контролируемым) относят факторы, которые непосредственно зависят от деятельности предприятия, им создаются и формируются и на которые предприятие в состоянии воздействовать, контролировать. Нужно сказать, что это не столь масштабные, как внешние факторы, однако то, что само предприятие их формирует и влияет на них, свидетельствует об их значении в обеспечении успешной деятельности предприятия. К ним относят следующие:

· техническая оснащенность производства – имеется ввиду номенклатура, количество и качество техники, используемой в производстве;

· уровень квалификации персонала, как производственного, так и управленческого;

· состояние инфраструктуры производства (ремонтной, инструментальной, энергетической и других т.н. вспомогательных служб);

· уровень организации производства, под чем, в первую очередь, понимается технологическая и управленческая дисциплина и культура;

· качество менеджмента на предприятии – как стратегического, так и оперативного;

· качество выпускаемой продукции, возможности предприятия по обеспечению конкурентоспособности продукции.

Все перечисленные факторы связаны между собой, а их реализация и обеспечение возможны только при слаженной работе всего коллектива предприятия.

Для снижения себестоимости продукции используются все возможные меры, которые определяются перечисленными факторами. Общей характерной особенностью их является то, что обеспечение их реализации не всегда связано со значительными затратами трудовых, материальных и денежных ресурсов, но требует постоянной и тщательной работы в этом направлении, обеспечивая столь же постоянный, хотя и не всегда очень значительный успех и эффективность.

Для удобства управления этой системой мер их разделяют на 3 категории в зависимости от уровня управления и подчиненности самого предприятия.

1-ый уровень – народнохозяйственный (федеральный) включает в себя мероприятия общегосударственного уровня, такие как:

· построение рациональной структуры хозяйства в рамках всей страны;

· рациональное размещение производительных сил на территории страны;

· снижение транспортных затрат, сокращение встречных перевозок и т.п. (логистика);

· рациональная структура управления хозяйством.

2-ой уровень – отраслевой, который включает в себя мероприятия, решаемые на уровне отдельных отраслей народного хозяйства:

· разработка прогрессивных, современных конструкций машин и оборудования на базе использования новейших достижений науки, техники и технологии;

· разработка и внедрение в практику работы предприятий новейших технологий;

· повышение уровня специализации и кооперирования производства;

· создание мало- и безотходных производств, а также комбинированных производств, имеющих замкнутый цикл с минимальной нагрузкой на окружающую среду.

3-ий уровень – это уровень внутрипроизводственный, т.е. это фактически те внутренние факторы, о которых речь шла ранее:

· увеличение объемов производства, если это совпадает с соответствующей потребностью и спросом;

· экономия материальных ресурсов, энергии и т.п.;

· снижение трудоемкости выпускаемой продукции на базе новейших технологий и повышения квалификации персонала;

· повышение уровня организации и обслуживания производства, качества работы вспомогательных служб на предприятии;

· организация качественной и оперативной подготовки производства и освоения новых изделий.

Особое место среди внутрипроизводственных факторов занимает возможность увеличения объема производимой продукции. Снижение себестоимости единицы продукции при увеличении объема производства объясняется следующим.

В составе себестоимости есть переменные и постоянные статьи затрат, которые по-разному изменяются при изменении объема производства.

Переменные расходы, к которым относятся материальные и трудовые затраты и некоторые составляющие отдельных комплексных статей (например, часть расходов по содержанию и эксплуатации оборудования), в расчете на единицу продукции определяются действующими нормами и нормативами и не зависят от изменения объемов производства и остаются неизменными. Другими словами, они не влияют на себестоимость единицы продукции при изменении объема.

Постоянные расходы либо не изменяются при изменении объемов производства в расчете на весь объем, либо изменяются непропорционально объему, что и является основным фактором и причиной снижения себестоимости единицы продукции при увеличении объемов производства.

 

С полн.ед. = (З пер. + З пост.) ед. = З пер. ед. + З пост. год. / О год. (11.10)

Таким образом, при прочих равных условиях, увеличение объема производства приводит к снижению условно-постоянных расходов в расчете на единицу продукции, что и является причиной снижения себестоимости единицы продукции вцелом. Это – безусловно позитивный результат.

Проблема заключается во внешних и внутренних причинах, которые могут препятствовать росту объемов выпуска продукции.

С точки зрения внешних факторов – это спрос на продукцию. Только при наличии спроса и гарантированного сбыта можно идти на увеличение объемов выпуска, поскольку это связано с дополнительными затратами и рисками.

Со стороны внутренних факторов ограничителями являются производственные ресурсы – наличие производственных мощностей, персонала, оборотных средств и пр.

Для разрешения этих противоречий предприятие должно вкладывать средства в расширение производства, т.е. инвестировать, что само по себе связано с определенной степенью риска. Поэтому прежде, чем принимать решение о расширении производства, необходимо провести полноценное и качественное маркетинговое исследование, цель которого – определить возможный уровень сбыта продукции.

Эти рассуждения и логика лежат в основе понятия точка безубыточности или критическая точка, о чем будет идти речь в разделе экономическая эффективность инвестиций и бизнеса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.