Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, функции, значение и виды цен




Тема 12. Цена и ценообразование в условиях рынка

Вопросы для самопроверки

1.Понятие, значение и виды себестоимости продукции.

2.Калькуляционный разрез себестоимости продукции

3.Содержание статей калькуляции

4. Содержание статей калькуляции по блоку «материальные затраты»

5. Состав и содержание статей калькуляции по блоку «затраты, связанные с оплатой труда»

6. Состав и содержание косвенных расходов, формирующих технологическую себестоимость

7. Состав и содержание косвенных расходов, формирующих производственную себестоимость

8. Состав, содержание и порядок расчета административных и сбытовых расходов.

9. Методы калькулирования продукции

10. Способы включения косвенных затрат в себестоимость продукции, их сопоставление

11. Порядок калькулирования и планирования себестоимости продукции

12. Упрощенный метод расчета себестоимости продукции на стадии проектирования.

13. Факторы и пути снижения себестоимости продукции

14. Влияние изменения объемов выпуска продукции на себестоимость единицы продукции.

 

 

Цена – это важнейшая экономическая категория, отражающая стоимость товара в денежном выражении на данном рынке в данных конкретных условиях. Другими словами, цена определяет сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар в рассматриваемый момент времени на данном рынке. Следовательно, можно говорить о цене как о денежном эквиваленте стоимости товара.

Цена – сложная временная экономическая категория. В ней отражаются практически все основные экономические отношения, сложившиеся в обществе в данный момент. Прежде всего, это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, а также к созданию, распределению и использованию денежных накоплений. В этом смысле можно говорить о том, что цена опосредствует все товарно-денежные отношения.

Значение цены определяется следующими функциями:

Учетная или балансовая функция заключается в том, что только посредством цены можно учесть все затраты. На основании стоимостной оценки, т.е. посредством цены составляются все виды балансов в денежном выражении.

Для нормального поступательного развития экономики характерно соответствие суммы цен совокупности созданных стоимостей. Любые нарушения данного соответствия означают нарушения в процессе производства. В частности, превышение суммы цен над суммой созданных ценностей означает инфляцию.

Стимулирующая функция означает, что посредством системы цен реализуются экономические интересы всех участников производства и общества в целом.

Особенно существенно это для рыночной экономики, когда на первое место выдвигаются экономические методы управления. Стимулирование осуществляется по всем стадиям, направлениям, отраслям расширенного воспроизводства. Через систему цен стимулируется увеличение объема производства, улучшение качественных параметров товаров, обновление ассортимента, улучшение структуры потребления (производственного и непроизводственного), сокращение нерациональных перевозок, эффективное использование транспортных средств, сокращение времени обращения и т.п. Кроме того, чрезвычайно актуальна стимулирующая роль цены в плане снижения себестоимости и увеличения на этой базе прибыли.

Большую роль стимулирующая функция играет в решении социальных проблем, когда через соответствующую ценовую политику создаются благоприятные условия потребления товаров первой необходимости и услуг.

Перераспределительная функция означает, что отдельные производители, в том числе, и государство как крупнейший собственник могут регулировать цены на отдельные товары и услуги с целью перераспределения доходов потребителей и решения некоторых социальных, политических и др. задач. Эта функция осуществляется через льготные и дотационные цены.

Цена имеет огромное значение как инструмент экономической политики, с помощью которого можно эффективно и качественно решать многие вопросы хозяйствования и управления производством.

Кроме того, нужно отметить огромное значения цены с точки зрения формирования и реализации социальной политики государства и отдельных субъектов хозяйственной деятельности.

С другой стороны, цена – это очень мощный и эффективный инструмент управления, поэтому при его использовании нужно пытаться оценить и предугадать возможные положительные и отрицательные последствия ценовой политики. Имеется множество примеров как в отечественной, так и в зарубежной практике позитивных и негативных социальных и экономических последствий использования ценовых факторов.

С точки зрения участников товарного производства очень важными являются принципы и методика ценообразования, а также особенности этого процесса на различных типах рынков.

Различают 2 принципиально различных подхода к ценообразованию – затратный и рыночный, которые так или иначе реализуются в различных хозяйственных отношениях и рыночных ситуациях.

При затратном подходе к ценообразованию в основу цены товара или услуги закладываются издержки (себестоимость) производства конкретного товара. Существуют несколько разновидностей такого подхода, которые будут рассмотрены далее.

В общем случае цена рассчитывается по формуле

 

Ц = С полн.+ Пр норм., (12.1)

где Ц – цена;

С полн – полная себестоимость изделия;

Пр норм – нормативная прибыль.

Преимущество затратного принципа заключаются в его простоте и логичности. На самом деле, производитель продукции должен вернуть затраченные средства, что и обеспечивается соответствующим порядком расчета. Однако при таком подходе совершенно игнорируются условия рынка и проблемы сбыта продукции. Кроме того, чем выше затраты на производство, тем соответственно выше и цена товара. Поэтому для производств невысокого уровня, в которых затраты выше средних, цена будет завышена по отношению к передовым предприятиям и возможности сбыта такой продукции становятся проблематичными. Все эти факторы ограничивают применение таких методов ценообразования предприятиями-монополистами, в том числе, государственными предприятиями с единственным собственником в лице государства.

Использование рыночного принципа предполагает установление цены на уровне т.н. равновесной, величина которой определяется соотношением «спрос-предложение» и зависит от массы рыночных, зачастую нерегулируемых факторов.

В этих условиях важно, чтобы было обеспечено равновесие между ценой рынка и конкретного производителя:

 

Ц спр.» Ц произв..£ Ц рын. (12.2)

Здесь Ц спр - цена спроса;

Ц произв. – цена производителя.

Ц рын. – цена рыночная.

Рыночная цена – это расчетная величина, равная денежной сумме, за которую предполагается переход товара или имущества из рук в руки при проведении коммерческой сделки между добровольным покупателем и добровольным продавцом, после адекватного маркетинга при условии, что участники сделки действовали расчетливо, компетентно и без принуждения. Такая цена также называется справедливой.

На практике используется множество различных видов цен в зависимости от типа производства, вида рынка и других факторов.

Существует определенная классификация цен в зависимости от обслуживания конкретных отраслей или сфер экономики, в том числе:

- оптовые цены на продукцию промышленности;

- закупочные цены;

- цены на строительную продукцию;

- тарифы грузового и пассажирского транспорта;

- тарифы на платные услуги, оказываемые населению;

- розничные цены;

- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот;

- надбавки, скидки, наценки в сфере обращения.

Различают цены в зависимости от территории действия, порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов и других факторов. Рассмотрим некоторые из них и порядок их образования.

Цена производителя Ц произ. – это цена, определяемая по затратному принципу, которая включает себестоимость продукции и нормативную прибыль (12.1). Эта цена отражает тот минимум, по которой продукция может продаваться на рынке. Иногда ее называют ценой красной линии, в том смысле, что при торгах ниже этой величины опускать цену на товар нецелесообразно.

Проектируемая цена продажи Ц проект. – это цена, установленная на уровне цены производителя с учетом акцизных сборов и НДС.

Оптовая цена Ц опт. – это цена продажи крупными партиями (оптом) с учетом т.н. сбытовой наценки Н сбыт, включающей затраты на содержание складов, хранение и страхование товара.

Розничная цена – цена на товар, продаваемый в личное потребление в малых, единичных количествах; цена товара в розничной торговле. Эта цена кроме ранее названных составляющих включает также торговую наценку Н торг, т.е. затраты на содержание магазинов и других предприятий торговли, где товар продается в розницу.

Формирование розничной цены графически представлено на рис. 2.

Кроме перечисленных видов, выделяют льготные цены – цены, которые устанавливает производитель или государство в определенных конкретных условиях для стимулирования продаж или решения каких-то социальных задач. Например, установление льготных низких цен на устаревшую продукцию; цены на продукты питания, одежду, услуги для определенных категорий населения для решения социальных задач; дотационные цены, на продукцию сельскохозяйственного производства. В этом случае государство доплачивает производителю разницу между ценой продажи и среднерыночной ценой для поддержания производителя.

Запретительные цены – цены, которые устанавливаются намного выше издержек (собственных затрат) с целью регулирования (сокращения) потребления или для пополнения бюджета. Логика установления фактически запретительной цены, т.е. такой, которая существенно превышает затраты на производство, определяется видом товаров, которые будут потребляться при любом уровне цены. К таким товарам относятся водка, сигареты, предметы роскоши.

Особую группу составляют цены, величина которых зависит или не зависит от затрат на транспортировку и страхование продукции по всему транспортному коридору, начиная от производителя и до покупателя.

Это так называемое франкирование цен (от итал. Franko - свободный).

Цена-франко – цена товара, определенная с учетом возмещения транспортных расходов по доставке товара до пункта, указанного после слова «франко», например, цена франко-вагон, цена франко-склад получателя и т.д.

Из всего множества таких цен рассмотрим цену франко-станция (порт, пристань) отправления и франко-станция (порт, пристань) назначения.

Расчетные формулы (12.3) и (12.4):

а) В цене франко-станция отправления (Ц фр.-стан. отпр.) не учитываются транспортные и страховые расходы от точки отправления до получателя.. Плата потребителя за полученный товар П потр в этом случае складывается из двух частей – цены самого товара по цене Ц фр.-стан.отпр и затрат на транспортировку, страхование, хранение и пр. – З транс. Величина последних определяется тарифами и условиями транспортировки, условиями хранения и страхования и т.п.

 

П потр. = Ц фр.-стан.отпр. + З трансп. (12.3)

 

По этому принципу формируются цены на основную массу продукции.

б) Цена франко-станция назначения сама по себе уже учитывает цену на транспортировку, хранение, страхование товара. При этом платеж потребителя состоит только из самой цены товара. Отдельно за доставку потребитель не платит.

 

П потр. = Ц фр.-стан.назн. (12.4)

 

Так формируются цены на потребительские товары для конкретного покупателя, на коммунальные услуги и ряд других товаров. Транспортные, страховые и пр. расходы компенсирует оптово-сбытовая организация или производитель продукции, вводя соответствующую составляющую в цену товара.

Например, при покупке обуви покупатель в магазине платит только цену пары обуви, не доплачивая отдельно за ее доставку в страну, магазин. Однако продавец, ввозя эту обувь, платит по цене франко-станция отправления и отдельно оплачивает затраты на транспортировку, страхование товара и пр. Точно такие же рассуждения относятся и к формированию тарифов на коммунальные услуги.

 

 

Рис. 2 – Формирование розничной цены на продукцию

 

 

Таким образом, нужно отметить, что разделение цен по принципу учета (неучета) транспортных расходов зависит от точки расчета, т.е. от того, для кого устанавливается эта цена. Так или иначе, затраты на транспортировку, страхование и пр. оплачиваются потребителем этой продукции в явном или неявном виде.

 

Особый вид цен – расчетные или внутренние цены, которые используются внутри предприятия для проведения денежных расчетов между его отдельными подразделениями в процессе производства.

Можно говорить о сезонных, локальных, зональных ценах, но это уже скорее вопросы тактики ценообразования и ценовой политики предприятия, чем классификации цен.

Особый вид цен – это тарифы на услуги. Для промышленного предприятия наиболее важными являются тарифы на потребляемые энергоресурсы (электроэнергия, тепло, газ, первичные энергоресурсы, сжатый воздух), а также тарифы на транспортные, почтовые, банковские, Интернет-услуги, связь и т.п.

Принципы образования тарифов принципиально ничем не отличаются от цен на товары – они также должны покрывать издержки производства, обеспечивать предприятию прибыль, возможность развития, модернизации производства и пр. Сложность заключается в том, что такого рода услуги жизненно необходимы, а когда их производитель – монополист, то и цена устанавливается им, исходя из собственных интересов, монопольно. Правда, государство принимает регуляторные меры, ограничивая цены на коммунальные, транспортные и др. услуги, но в целом, ситуация сложная. Она усугубляется низким уровнем доходов населения, изношенностью основных фондов предприятий, дефицитом энергоресурсов в Украине, сложностями внешнеполитического характера. В связи с этим особое значение имеет разработка и внедрение разного рода мероприятий по энергосбережению на всех стадиях производства – от выработки энергоресурсов, до их транспортировки, распределения и использования потребителем. Решение этих задач связано со значительными инвестициями, соответствующим риском, необходимостью решения сложных технических и экономических проблем, привлечения инвестиций как со стороны внутренних, так и внешних инвесторов и т.п. Другими словами, речь идет о разработке и внедрении общегосударственной программы энергосбережения, в которой будут использованы все возможные организационные, технические и финансовые возможности. Такая программа была разработана на период 2000 – 2030 гг., однако практически она не была реализована, особенно в части средне- и крупнозатратных мероприятий стратегического значения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.