Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Региональная социальная политика как важнейший механизм повышения качества жизни и обеспечения социальной безопасности граждан 2 страница




Уровень жизни населения региона. Его основными показателями являются: денежные доходы населения (тыс. руб.); соотношение денежных доходов населения и величины бюджета прожиточного минимума; удельный вес затрат на питание в доходах населения (%); заработная плата, формы и виды оплаты труда; моральные и материальные стимулы коллективов и работников; развитие фонда материального поощрения (премирование, вознаграждение, материальная помощь); размер фондов экономического стимулирования, передаваемая для долевого финансирования строительства и других мероприятий, проводимых по территориальным планам; доля населения, имеющего доход ниже минимального потребительского бюджета (%); уровень абсолютной бедности (%); уровень относительной бедности (%); соотношение темпов роста фиксированных доходов и средней заработной платы; уровень социально-экономической дифференциации («индекс Джини»); уровень питания населения (ккал, в среднем на душу в сутки), в том числе суточное потребление белков (граммы, в среднем на душу населения в сутки).

Анализ показывает, что среди комплекса причин, влияющих на состояние дел в сферах воспроизводства населения и его здоровья, важное место занимает снижение уровня жизни и расширение масштабов бедности больших в численном выражении социальных групп. Показателем уровня жизни выступают, прежде всего, доходы населения; они же составляют основу реального уровня жизни.

Пенсионное обеспечение. В данном контексте используется следующая система показателей: увеличение числа пенсионеров, получающих надбавки к пенсиям из территориальных средств и рост их удельного веса в общей численности пенсионеров; численность участников Великой Отечественной войны, инвалидов и воинов-интернационалистов; количество пенсионеров, получающих минимальную пенсию или имеющих месячные пенсии ниже прожиточного минимума.

В силу масштабности государственной программы пенсионного обеспечения в нашей стране, а также учитывая ее сложность, обусловленную особенностями накопленных за советский период пенсионных обязательств, современная пенсионная система России играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в финансово-бюджетной системе страны, оказывая самое серьезное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевом аспектах. Не менее серьезное влияние современная пенсионная система оказывает на стабильность всей финансовой системы государства, сбалансированность федерального и регионального бюджетов[96].

До 2001 года пенсионная система в России являлась распределительной и была полностью основана на принципе солидарности поколений. Это означало, что пенсии пенсионерам выплачивали за счет перечисленных взносов работающих граждан. Проводимая в стране пенсионная реформа направлена на изменение взаимоотношений между работником и работодателем, связанное с повышением ответственности работодателя по уплате страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов. Однако сформированная за последние годы модель пенсионной системы также нуждается в серьезной трансформации, поскольку не в полной мере обеспечивает выполнение своей главной функции и оказывает дисбалансирующее воздействие на всю финансово-экономическую систему страны.

В настоящее время на выплату пенсий расходуется более 10% валового внутреннего продукта, что составляет четвертую часть всего бюджета «расширенного правительства». Если заработная плата и общий уровень доходов восстановились к середине 2000-х гг., то полного восстановления размера пенсий по отношению к докризисному уровню 1990-х гг. российской пенсионной системе удалось добиться лишь в 2010 г. благодаря валоризации пенсионных прав и введения доплат к минимальным пенсиям до уровня прожиточного минимума пенсионера[97].

Трудовые отношения. За последнее время обозначились определенные тенденции, позволяющие оценить как специфичные, так и типичные черты российского рынка труда. К специфике формирования российского рынка труда можно отнести широкое распространение разнообразных форм нестандартной занятости, как среди работодателей, так и среди работников. Так, в начальный период проведения рыночных реформ удалось избежать масштабной безработицы по двум основным причинам. Во-первых, в тяжелый кризисный период предприятия не прибегали к политике массовых увольнений. Вместо этой меры использовали, к примеру, режим сокращенного рабочего времени, административные отпуска, а также накопления задолженности по заработной плате и ряд других. В этой связи необходимо отметить, что для российских работников эти меры оказались приемлемыми. Таким образом, происходило искусственное сохранение рабочих мест и формирование скрытой безработицы (за счет чего удалось избежать открытой массовой безработицы). Во-вторых, большая часть экономически активного населения обратилась к самозанятости и вторичной занятости, что в 1990-е годы, несомненно, носило вынужденный характер.

Проявив специфичные черты на первом этапе формирования, в дальнейшем российский рынок труда все больше начинает следовать тем закономерностям, которые характерны для рынка труда и сферы занятости индустриально развитых стран. Несомненно, движение в сторону глобальных общемировых трансформаций и сложившихся тенденций происходит медленно и противоречиво. Тем не менее, накопленные за последнее десятилетие изменения в сфере занятости показывают, что большинство из них соответствуют сложившимся общемировым тенденциям. К ним относятся: распространение гибкой занятости, снижение доли неквалифицированного труда, рост занятости в отраслях сферы услуг, формирование характерной структуры и продолжительности безработицы и т.д. Кроме того, российский рынок труда характеризуется:

· высокой интенсивностью внутриотраслевых и межотраслевых перемещений квалифицированной рабочей силы в поисках высоких заработков в пределах одной или смежных профессиональных групп. Наблюдается также профессиональная мобильность работающих с целью освоения новых сфер деятельности. Причины невысокой мобильности в ряде отраслей: их престижность и привлекательность (банковская, страховая, юридическая и др. деятельность) или узкая специализация и невостребованность их персонала в других отраслях;

· распространением группы риска «работающие бедные», что обусловлено характером их занятости и низкой оплатой труда;

· увеличением численности межотраслевых и многопрофильных специальностей, а также сдвоенных профессий, одна из которых является более фундаментальной.

С переходом к рыночной экономике и формированием рынка труда сопряжено возникновение необходимости высокой конкурентностирабочей силы, базирующейся на ее мобильности, профессионализме. Изменяются структура и формы занятости, происходит дифференциация персонала на предприятиях, формируются внутренние рынки труда; в организации труда акценты смещаются на интегрирование трудовых функций и групповую работу; происходит преимущественное развитие горизонтальных коммуникаций и взаимодействий в инновационных процессах, что влечет за собой потребность в непрерывном повышении квалификации и переподготовки персонала, концентрируется в создании комплексных систем управления по результатам.

Государство уже не может автоматически гарантировать занятость (в том числе и путем планового перераспределения высвобождаемым на производстве кадров) даже при наличии свободных рабочих мест. Поэтому в условиях кризиса оно должно выработать целый ряд мер по регулированию занятости населения и рынка труда, представляющих собой совокупность действий профилактического характера, направленных на регулирование количественной и качественной сбалансированности между потребностью населения в работе и потребностью народного хозяйства в кадрах, между предложением рабочей силы и спросом на нее на рынке труда[98].

Государству следует расширять возможности регионов в организации содействия занятости населения. Средства внебюджетного фонда занятости находятся в распоряжении региональных отделений Федеральной государственной службы занятости, возможности бюджетного финансирования которой весьма ограничены. Тем не менее, администрации территориальных образований должны разрабатывать и проводить в жизнь собственные программы мероприятий по содействию занятости населения, учитывая социальную значимость этих проблем.

Формирование рыночных отношений в социально-трудовой сфере происходит в России на фоне структурных преобразований, затрагивающих все сегменты и сектора экономики. Серьезные изменения происходят в отраслевом распределении рабочей силы, мотивационной роли заработной платы в денежных доходах населения и выборе сферы деятельности, количественно-качественной дифференциации рабочих мест по условиям занятости, трудовой мобильности, профессионально-квалификационном уровне, взаимодействии органов государственного регулирования рынка с предприятиями-работодателями и теневым сектором занятости.

Общей тенденцией, проявляющейся во всех направлениях, является общее снижение степени и эффективности проводимой государственной политики на рынке труда, потеря не только управляемости процесса становления новых трудовых отношений, но и снижение информированности граждан о происходящих в экономике и занятости тенденциях на макроуровне. Следствием такого положения является возникновение ряда проблем, блокирующих антикризисную экономическую политику государства и фактически затрудняющих в обозримой перспективе возможность выхода России на траекторию устойчивого развития.

Основными целями анализа политики на рынке трудаявляются:

· содействие занятости населения, находящегося в трудоспособном возрасте (сокращение численности безработных как зарегистрированных в службе занятости, так и не имеющих официального статуса);

· оптимизация структуры занятости (сокращение численности людей, работающих неполный рабочий день, неделю, находящихся в административных отпусках без оплаты или с частичной оплатой и т.п.);

· создание условий для дополнительной занятости, целевой поддержки граждан, потерявших работу, групп населения, находящихся в зоне риска рынка труда, социально ослабленных и особо нуждающихся в социальной защите категорий населения.

Развитие культуры в России. В анализе положения дел в сфере культуры и искусстварегиона необходимо, прежде всего, дать общую оценку состояния культурного строительства. Для этого анализируются показатели общего количества и степени удовлетворения потребностей населения в клубных учреждениях, кинотеатрах, учреждениях искусства, библиотеках и т.д.

Политика в области культуры может быть представлена комплексом эффективных мероприятий, направленных на сохранение и развитие данной сферы. Основной тенденцией должна стать тенденция повышения значимости и роли муниципальных учреждений культуры, а главным ориентиром политики - создание единого культурного пространства на территории региона. При этом предполагается проведение единой культурной политики в условиях взаимодействия, сотрудничества и партнёрства с различными комитетами администрации (например, образования, молодежной политики и др.), организациями и учреждениями культуры.

Становится общепризнанным, что перспективы улучшения качества жизни населения неразрывно связаны с повышением его образовательного уровня.

Основной целью анализа политики в области образования с содержательной точки зрения выступает максимально возможное в пределах данного территориального образования удовлетворение потребностей в образовании, подготовке и переподготовке кадров. Достижение генеральной цели связано с реализацией подцелей, включающих: подготовку работника, конкурентоспособного и востребуемого прежде всего на местном рынке труда по профессиональным и личностным качествам, обладающего широтой общекультурного и профессионального кругозора, самостоятельностью мышления, знаниями основ экономики, права, социологии, экологии и психологии; формирование и аккумуляцию образовательного потенциала населения конкретной территориальной общности, а следовательно, и всего общества в целом; воспроизводство и развитие кадрового потенциала региона; своевременную и адекватную реакцию на текущие и перспективные потребности экономики.

Здесь основными целевыми показателями являются: характеристика уровня удовлетворения потребностей в обучении и переподготовке высвобождающихся работников; характеристика численности учащихся общеобразовательных школ по сравнению с числом детей школьного возраста; характеристика обеспеченности дневными общеобразовательными школами в расчете на 1000 жителей по сравнению с нормативом; уменьшение количества школ, работающих в две смены; достижение оптимальности наполняемости классов; обеспеченность музыкальными, художественными и спортивными школами; оснащенность школ компьютерными классами; обеспеченность детскими дошкольными учреждениями по сравнению с нормативом, а также наполняемости групп в детских дошкольных учреждениях.

Основными задачами на ближайшие годы в области культуры являются: во-первых, обеспечение широкого, без каких-либо ограничений, доступа каждого гражданина к национальным и мировым культурным ценностям. Государство поддержит формирование публичных электронных библиотек, музейных и театральных интернет-ресурсов, будет приобретать права на бесплатное размещение в интернете выдающихся фильмов и спектаклей.

Во-вторых, культурные практики должны вернуть себе ключевое место в организации досуга людей. Предполагается развитие системы самодеятельного художественного творчества - начиная со школы, чтобы дети уже в школе приобщались к национальной культуре народов России. Особое внимание государство будет уделять работе музеев, театров, библиотек и творческих клубов в малых городах.

В-третьих, будет расти финансирование системы грантов, предоставляемых на конкурсной основе деятелям искусства и художественным коллективам, в том числе молодежным.

В-четвертых, создание с помощью цифрового телевидения общенациональных специализированных каналов, посвященных классической музыке, театру, изобразительному искусству и архитектуре, детский, «литературный» и «исторический» каналы[99].

Жилищная политика. Качество жизни и образ жизни населения неразрывно связаны с наличием благоустроенного жилья. Характеристика жилищных условийвключает показатели состава жилищного фонда, его движения, капитального ремонта и реконструкции, благоустройства жилищного фонда, обеспеченности населения жильем. В данном контексте особую роль играет не столько технико-экономические показатели состояния этого элемента социальной инфраструктуры, сколько социальная значимость параметра условий жизнедеятельности в оценке образа жизни населения.

России в течение многих десятилетий имманентно сопутствовал жилищный кризис – результатом политики «государственного и жилищного патернализма», государственной монополии на строительство, распределение и перераспределение жилья. Эта система не дала и не могла дать социального результата и решить жилищную проблему. Миллионы граждан на протяжении десятков лет не могли получить благоустроенное жилье из общественных фондов потребления. Кроме того, строительство и эксплуатация государственного, муниципального и общественного жилья требовали крупных, постоянно растущих бюджетных и общественных ассигнований, которых ни у государства, ни у местных Советов, ни у общественных организаций не было.

В новой системе жилищной политики, ни государство, ни органы местного самоуправления не аккумулируют средства населения для последующего государственного и муниципального жилищного строительства. Каждый гражданин самостоятельно изыскивает средства, лишь в определенной мере полагаясь на систему компенсаций и кредитов для приобретения или строительства жилья. Однако в условиях мирового финансово-экономического кризиса, высокого уровня коррупции в стране, слабого социально-правового обеспечения, для подавляющего большинства граждан страны отсутствуют какие-либо возможности решения своей жилищной проблемы.

Приоритетными направлениями в решении жилищной проблемы являются: снижение стоимости строительства за счет снижения цен на строительные материалы, прекращения раздувания цен из-за коррупционной нагрузки на строительный бизнес; устранение на региональном уровне искусственного монополизма как строителей, так и поставщиков базовых строительных материалов; введение в экономический оборот большого количества земельных участков; снижение цены ипотеки вместе со снижением инфляции; создание цивилизованного рынка арендного жилья. В совокупности представленные меры дадут возможность к 2020 году решить проблему доступности нового жилья не для четверти, как сейчас, а для 60% российских семей. А к 2030 году - снять проблему полностью[100].

Для проведения анализа качества транспортного обслуживания и развития пассажирского транспорта используются плановые и отчетные данные результатов производственно-хозяйственной деятельности транспортных предприятий, материалы транспортного раздела генерального плана развития, а также результаты обследования пассажиропотоков.

Динамика состояния оздоровления окружающей среды как важнейшего условия безопасности обитания населения раскрывается такими показателями, как сокращение общего количества вредных веществ, отходящих в воздушный бассейн от всех стационарных источников загрязнения, объем выброшенных в атмосферу вредных веществ (т/год), в том числе по ингредиентам, увеличение годового объема оборотной и последовательно используемой воды (тыс.куб.м.), увеличение объема очищаемых производственно-загрязненных сточных вод (тыс.куб.м.).

Для составления этого прогноза необходимы характеристики источников загрязнения среды обитания в регионе, причем отдельно выделяются источники загрязнения воздушного бассейна и водных ресурсов. В характеристиках указываются местонахождение источника, объем выбросов в атмосферу или сброса загрязненных сточных вод (тыс.куб.м./гид), состав по ингредиентам выбросов в атмосферу и сбрасываемых сточных вод, а также превышение ПДК по каждому ингредиенту.

Информация, получаемая на базе оперативной системы социальных индикаторов, прежде всего, ориентирована на местные органы власти для формирования системы оперативного управления социальными процессами на территории области. Наряду с этим она очень важна для аналитиков, разрабатывающих проблемы развития области в целом, а соответственно и региональной социальной политики.

В зависимости от уровня социальной напряженности на территории региона возможна систематическая публикация материалов или их части в печати для населения, но с обязательными комментариями. В дальнейшем, при разумном использовании этой системы, она может достаточно эффективно демонстрировать внимание властей к проблемам населения региона, их оперативность в решении острых вопросов, последовательность политики по отношению к различным слоям населения, широкий спектр действий в этой области и направленность на различные социальные группы и слои.

В соответствии со складывающейся на территории региона социально- политической ситуацией не исключено, что правильное использование материалов оперативной системы социальных индикаторов может послужить предметом совместных интересов различных партий и общественных организаций.

В целом, сформированные подходы к анализу и оценке качества жизни населения региона необходимы при разработке стратегических планов развития регионов и формирования целевых комплексных программ. Эти подходы позволят федеральным и региональным органам власти научно обосновать политику повышения качества жизни населения. В качестве механизма повышения качества жизни населения на региональном уровне возможно использование целевых комплексных программ, которые в соответствии с существующим законодательством призваны обеспечить экономический рост, конкурентоспособность продукции, новые рабочие места, решение социальных проблем.

Таким образом, анализ социальной сферы региона позволяет выделить определенную совокупность индикаторов и показателей, раскрывающих качество жизни населения, степень реализации и эффективности осуществляемой на федеральном и региональном уровнях социальной политики и обеспечения социальной безопасности населения региона.

Методологические подходы к определению качества жизни дают возможность для выработки стратегии и тактики управленческой практики в социальной сфере жизнедеятельности, принятия управленческих решений соответствующих реалиям сегодняшнего дня в контексте складывающегося политического, социально-экономического и культурного развития региона.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Социальные технологии, понятие, содержание и роль в жизни общества.

2. Характерные тенденции развития молодежи как особой социальной группы.

3. Приоритетные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации.

4. Специфические особенности реализации государственной молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

5. Формы социального обслуживания пенсионеров.

6. Основные направления социальной политики в отношении пожилых людей и инвалидов.

Литература

1. Кязимов К.Г. Рынок труда и занятость населения: Учебное пособие.- М.: «Перспектива», 2005.

2. Путин В.В. Строительство справедливости. Социальная политика для России //Комсомольская правда. 2012.13.02.

3. Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика. - М., 2009.

4. Скворцов И.П. Социальная политика региона. Теория и практика – М.: Кнорус, 2010.

5. Социальные технологии управления обществом: региональный уровень. Коллективная монография (под общей редакцией Я.А.Маргуляна). - СПб.: СПбАУиЭ, 2010.

6. Управление качеством жизни в контексте развития социальной сферы региона (коллективная монография). - СПб.: СПбАУиЭ, 2006.

7. Управление социальной сферой крупного города. Коллективная монография (под общей редакцией Я.А.Маргуляна). - СПб.: СПбАУиЭ, 2008.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Социальная политика - политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе. Социальная политика российского государства должна быть пронизана идеями равенства, всеобщности охвата и доступности для всех слоев населения, национальных систем образования, здравоохранения, социального страхования. Идеи солидарности в обществе реализуются в финансовой поддержке пенсионеров, инвалидов, имеющих низкие доходы семей с детьми, тех, кто не по своей вине утратил трудоспособность и не в состоянии в достаточной степени позаботиться о себе. Именно такая политика отвечает сути социального государства. Что касается трудоспособного населения, то государство должно проявлять свою заботу о нем в формах, которые бы обеспечивали личную ответственность каждого, не ставя в характерное для тоталитарных государств унизительное положение получателей помощи.Новые социально-политические и экономические реалии, связанные с трансформационными процессами, происходящими в нашей стране, выдвинули задачи обеспечения социальной безопасности российского общества, позволяющие усиливать адресность поддержки слабозащищенных слоев населения, укреплять основные социальные гарантии населению, развивать социальную инфраструктуру жизнедеятельности общества. Важную роль в решении этих задач отводится социальной работе и социальной защите населения, призванных влиять на развитие человеческих ресурсов, снижать социальные риски, опасности и угрозы, вести профилактическую работу с населением.

Таким образом, социальная политика государства призвана дополнять принцип индивидуальной ответственности принципом солидарности. В частности, федеральные и региональные органы власти должны направлять свои усилия на поддержку социальных групп, способных создавать необходимые структуры социального страхования, взаимопомощи и защиты. Эти группы могут быть представлены профессиональными структурами, местными общинами, кооперативами, религиозными организациями, общественными объединениями или другими, конкретно для этой цели созданными организациями.

Изучение основных положений учебника позволило обучаемым: назвать понятийный аппарат социальной политики; объяснить основные этапы ее формирования и развития в современных условиях; охарактеризовать предмет, объекты и субъекты социальной политики; назвать основные компоненты социальной безопасности; охарактеризовать источники и причины возникновения социальных опасностей и угроз; объяснить основные направления деятельности государства и гражданского общества по повышению качества жизнедеятельности людей; объяснить характер и содержание социальных опасностей и угроз личности; назвать модели социальной политики и объяснить тенденции их изменения и развития; рассмотреть основные направления социальной защиты населения; объяснить ее характер, содержание и специфические механизмы на региональном уровне.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверин А.Н. Социальная политика и социальная ответственность предприятия. – М.:Альфа-Пресс, 2008.

2. Антропов В. В. Социальная защита в странах Европейского союза. - М., 2006.

3. Волгин Н.А. Социальная политика: Учебник. 3-е изд. – М., Экзамен, 2008.

4. Глобализация и социальная политика развитых стран. – М., 2008.

5. Егоров Е.В. Социальное страхование. – М., 2008.

6. Зомбарт В. Идеалы социальной политики /Пер. с нем. – СПб., 1906.

7. Колесова Н.С. Права человека и демографические процессы. – М., 2009.

8. Леонов И.В. Современное социальное государство: сущность, признаки и проблемы формирования. – М., 2006.

9. Маргулян Я.А., Оганян К.М. Социальная политика государства. Учебное пособие. 2-е изд, дополненное. – СПб.: СПбГИЭУ, 2011.

10. Маргулян Я.А. Социальная политика российского государства в условиях мирового финансового и экономического кризиса. УШ Международная научно-практическая конференция «Диалог культур – 2009: поиск общих целей и ценностей». Апрель 2009. Сборник научных статей. – СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2009.

11. Маргулян Я.А. Приоритетные направления преодоления социальных деформаций личности в условиях мирового кризиса. - 1Х Международная научно-практическая конференция «Диалог культур – 2010: наука в обществе знания». Июнь 2010. Сборник научных статей. – СПб.: Изд-во СПбАУЭ, 2010.

12. Россия: путь к социальному государству / Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2008 г.). — М.: Научный эксперт, 2008. — 1008 с.

13. Сидорина Т.Ю. Два века социальной политики. – М., 2005.

14. Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика. - М., 2009.

15. Скворцов И.П. Социальная политика региона. Теория и практика – М.: Кнорус, 2010.

16. Социальные технологии управления обществом: региональный уровень. Коллективная монография (под общей редакцией Я.А.Маргуляна). - СПб.: СПбАУиЭ, 2010.

17. Толмачев А.П. Право социального обеспечения. – М., 2009.

18. Управление качеством жизни в контексте развития социальной сферы региона (коллективная монография). - СПб.: СПбАУиЭ, 2006.

19. Управление социальной сферой крупного города. Коллективная монография (под общей редакцией Я.А.Маргуляна). - СПб.: СПбАУиЭ, 2008.

20. Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа. Убебное пособие. 3-е изд. – М.: Дашков и К., 2009.

21. Morales A.T., Sheafor B.W., Scott M. “Social Work: A Profession of Many Faces”. – London, 2009.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Адаптация социальная – процесс приспособления индивида к изменившейся социальной среде. Имеет две формы: активную, когда индивид стремится к воздействию на социальную среду с целью ее изменения, и пассивную, когда он не стремится к воздействию на нее.

Администрирование – деятельность органов исполнительной власти, должностных лиц, руководящего персонала какого-либо предприятия по осуществлению функций управления, заведования, а также формальное управление лишь посредством приказов.

Активность социальная – поведение социальных субъектов (общества, социальных групп, личностей), воспроизводящееся или изменяющее условия их жизнедеятельности и развивающее их собственную культуру. Выделяют три вида социальной активности: трудовую, общественно-политическую и в сфере культуры и быта.

Бедность – состояние, не позволяющее человеку или социально-демографической группе обеспечивать свои основные потребности. Бедность, как правило, является результатом несоответствия необходимых расходов и доходов, обеспечивающих прожиточный минимум.

Безопасность социальная - состояние и способность государственной и общественной системы страны обеспечить эффективное функционирование социальной сферы, предотвращение деструктивных явлений и процессов, сохранение и развитие условий, средств и способов социализации человека, его благосостояния, неотъемлемых прав и свобод, духовно-нравственных ценностей.

 

Благотворительность – безвозмездная материальная помощь бедным, основанная на милосердии и желании делать добро другим. Может оказываться частными лицами, организациями и государством.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.