Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика основных форм воспитания




Существует большое количество классификаций форм воспитательной работы. Одну форму от другой отличают:

продолжительность по времени: кратковременные (несколько минут, часов); продолжительные (несколько дней, недель);

виды деятельности воспитуемых: учебная, трудовая, спортивная, художественная;

способ влияния педагога: непосредственно, опосредованно;

субъект организации: педагоги, родители, другие взрослые; деятельность строится на основе сотрудничества, инициатива и ее реализация принадлежат воспитанникам;

результаты: информационный обмен, выработка общего решения, общественно значимый продукт;

количество участников: индивидуальная (воспитатель — воспитанник), групповая (воспитатель — группа воспитанников), массовая (воспитатель -— несколько групп) формы.

Рассмотрим особенности некоторых форм воспитательной работы, различаемых по количеству участников.

Индивидуальные формы: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблем. Задачи воспитателя: распознать возможности уче ника, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что

\ присуще его характеру, что мешает проявить себя.

! Групповые формы: советы дел, творческие группы,

органы самоуправления, микрокружки. Задачи воспитателя: помочь каждому проявить себя, создать условия для по-

». лучения в группе ощутимого положительного результата,

I значимого для всех ее членов.

i Коллективные формы: конкурсы, спектакли, концерты,

агитбригады, походы, турслеты, спортивные соревнования. Роль и место воспитателя в каждой из форм воспитательной деятельности различны. Они зависят от возрастных особенностей воспитанников, целей воспитания. С воспитанниками младшего возраста воспитатель является ведущим организатором, с воспитанниками среднего возраста может быть рядовым участником и воздействовать личным примером, с воспитанниками старшего возраста :— советчиком, консультантом, участником, помощником. Воспитателю важно расположить к себе воспитанника, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с воспитателем своими мыслями, сомнениями; при этом необходимо проявлять демократичное, уважительное, тактичное отношение к личности.

Л.И. Маленкова предлагает иную классификацию форм воспитательной деятельности1:

простые (как процесс ситуативного воздействия) и сложные (включающие воспитанников в многочисленные отношения);

кратковременные и длительные;

групповые (от двух участников и более), коллективные (класс, секция, кружок), общешкольные, межшкольные, межрегиональные и др.;

традиционные (вошедшие в практику школ, освоенные и принятые многими педагогами), творческие (нестандартные, нетрадиционные);

спонтанно возникающие в ходе воспитательного процесса и специально организованные;

регулярные и эпизодические.

Для успеха дела воспитатель должен хорошо знать воз-1 можности своих воспитанников и на основе этого строить | воспитательную деятельность.

Форма воспитательной работы может быть коллективной творческой (если она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска, при этом учитываются интересы и потребности каждого; индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, объединения; коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле); по исполнению — неповторимой.

В процессе коллективной творческой деятельности (КТД)1 воспитанники вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые.

Основой методики КТД является сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, общее планирование, проведение и оценка работы, поиск лучших способов и методов решения жизненно важных практических задач.

Формы КТД: чередование традиционных поручений, сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ.

Этапы подготовки и проведения КТД (по И.П. Иванову). Первый этап. Создается временная инициативная группа (ВИГ), которой поручается разработка плана предстоящего дела. Создание группы с помощью выборов, включение добровольцев, попеременное участие воспитанников в группе инициаторов реализует несколько воспитательных задач: мотивируется вслух выдвижение каждой кандидатуры, формируется опыт создания органов самоуправления, происходит процесс приучения к оценке и самооценке личностных достоинств воспитанников и т.д.

Второй этап. Временная инициативная группа разрабатывает концепцию предстоящего мероприятия: участники группы вносят предложения, обсуждают их, коллективно выстраивают общую программу предстоящего дела. В процессе данной деятельности у воспитанников формируется ' опыт группового планирования.

Третий этап. На данном этапе ВИГ составляет список подготовительных дел, средств, материалов, которые потребуются для реализации задуманного. Воспитательный результат этого этапа заключается в том, что здесь формируются практичность, деловитость, умение предвидеть ус-

1 Методика КТД разработана И.П. Ивановым. 186

*- ловия, которые обеспечат успех дела. Развивается реализм f в деятельности.

Четвертый этап. Инициативная группа распределяет задания, чтобы обеспечить каждый пункт программы. Индивидуальные, групповые, парные поручения даются в расчете на то, чтобы ими были охвачены все воспитанники. Воспитательный результат выражается в формировании социального опыта, в становлении организаторских качеств личности.

Пятый этап. Группа, получившая задание к предстоящему коллективному творческому делу, включается в деятельность по его подготовке. Воспитательный результат выражается в формировании опыта познавательных, организаторских, тематических, оформительских действий. Происходит взаимообогащение деловыми качествами воспитанников.

Шестой этап. Проведение подготовленного дела. В ходе разнообразной коллективной, групповой, индивидуальной деятельности формируется личность воспитанника.

Седьмой этап. После завершения мероприятия происходит заключительная встреча временной инициативной группы. Ее цель — коллективный анализ замысла и качества осуществления программы. Воспитательный смысл этого этапа состоит в приучении воспитанников к самоанализу и критической оценке своих действий, умений.

После обсуждения коллективно подготовленного и проведенного дела ВИГ распадается. Действует принцип перемены ролей. Наиболее эффективные приемы, применяемые на всех стадиях прэведения КТД: создание микроколлектива, группы для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания; «мозговая атака», то есть поиск наилучших вариантов решения; создание «банка идей»; отбор и защита идей.

Организатору коллективной творческой деятельности полезно помнить, что:

S число участников в коллективе может быть от 7—9 до 25—30 человек (оптимально для групповой и коллективной формы работы). При увеличении количества участников эффективность дела резко снижается;

S доминируют цели индивидуального развития личности каждого участника КТД;

S творческие задачи определяются самими участниками деятельности;

S каждому воспитаннику предоставляется возможность выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям.

Описанная выше технология может быть использована при проведении различных по форме воспитательных мероприятий (классных часов различной тематики; конференций; праздников поэзии, музыки, песни, танца; устных журналов; конкурсов; встреч с интересными людьми, со сверстниками, выпускниками и т.д.).

Кроме перечисленных выше в последние годы распространенными становятся следующие формы воспитательной работы.

Публичная лекция для широкого круга воспитанников: 15—20 минут насыщенной яркой информации с необычными примерами и фактами, красочной эстетической обстановкой позволяют «высветить» отношение к рассматриваемому предмету или событию.

«Сократовская беседа» — развернутое рассмотрение множества вариантов решения поставленной проблемы способом поочередной постановки дополнительных вопросов с последовательными ответами, постепенно приводящими к истине.

Открытый микрофон для обсуждения проблем общественной жизни.

Философский стол для философского осмысления жиз
ни воспитанников.»

Дискуссионные качели по предложенной теме, когда две группы ведут беседу в ритмичном чередовании суждений.

Интеллектуальный аукцион — игровая форма состязательной интеллектуальной деятельности. Чтобы «купить» предлагаемый «товар» -— книгу, репродукцию, фотографию, пластинку, предмет декоративно-прикладного искусства, — надо предъявить «плату» в виде определенной порции знаний о предмете.

Разговор при свечах — откровенная беседа на темы интимно-личностного общения, этического содержания жизненных ценностей.

День гения — серия красивых, содержательных актов как познавательного, так и ценностно-ориентировочного плана, проводимых в течение всего дня и посвященных личности великого человека, чаще всего связанных с юбилейной датой.

Круглый стол с острыми углами — выявление и обсуждение мнения воспитанников по поводу животрепещущих проблем современности на основании собранных заранее дискуссионных материалов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.