Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семья как субъект педагогического взаимодействия. Семья для ребенка — это первоначальный и наиболее активный источник формирования личности




Семья для ребенка — это первоначальный и наиболее активный источник формирования личности. Она сохраняет принятые в ней взгляды, традиции, установки, образцы поведения.

Семья реализовывает определенные функции:

репродуктивную — рождение детей (инстинкт продолжения рода, потребность иметь детей, растить и воспитывать их);

хозяйственно-экономическую (ведение общего хозяйства и бюджета, забота о нетрудоспособных и их материальное обеспечение);

воспитательную (создание условий для формирования личности каждого члена семьи; систематическое воздействие семейного коллектива на каждого из его членов; передача жизненного опыта, нравственных норм и ценностей);

коммуникативную (организация внутрисемейного общения, взаимодействия семьи с другими людьми, семьями, социальными группами);

рекреативную (организация досуговой деятельности, обеспечение условий для восстановления сил, здоровья членов семейного коллектива).

В различные периоды жизни человека интенсивность воспитательного влияния семьи различна: в дошкольном возрасте она играет исключительно важную роль в реализации практически всех (материальных, духовных, познавательных) потребностей ребенка; в младшем школьном возрасте — доминирует в удовлетворении материальных, коммуникативных и эмоциональных потребностей, уступая школе приоритет в развитии познавательной сферы; на этапах отрочества и юности влияние семьи, несколько ослабевав в целом, сохраняет для растущего человека большое значение в части развития его самопознания, личностного, социального и профессионального самоопределения.

Дифференцированно семья влияет и на детей разного пола: известно, что девочки более привязаны к семье, чем мальчики.

Реализация воспитательной функции семьи обусловлена национальной спецификой, социокультурными традициями и присущими данному сообществу нормами, носителем которых она выступает.

Существуют общие факторы, обеспечивающие особую роль семьи в социализации личности. Это непрерывное, устойчивое влияние на ребенка с момента рождения; построение отношений в семье на чувствах родства, любви, доверия, взаимной ответственности; передача опыта от поколения к поколению, чему способствует общение и взаимодействие в семье между людьми разного возраста. Родители имеют возможность учитывать индивидуальные особенности своего ребенка, его интересы и потребности.

Семьи классифицируют по различным признакам:

• по структуре (количеству членов, их возрастному со
ставу): различают семьи из трех поколений — родители,

дети, внуки; из двух поколений — родители и дети; одно-детные семьи; многодетные (имеющие трех и более детей); неполные, в которых нет одного из родителей; бездетные и др.;

по условиям жизни и развития в семье (благополучные и неблагополучные);

по стилю семейного воспитания (авторитарный, демократический, либеральный).

* Авторитарный стиль характеризуется строгостью, из
лишней требовательностью, что вызывает протест или аг
рессивность, апатию или пассивность у детей. Проявляется
это внешне в грубости, лжи, лицемерии, вызывает у ребен
ка чувство страха и незащищенности.

Демократический стиль характеризуется уважением родителей к личности ребенка, к его позиции, самостоятельности. Они умеют выслушать детей, не навязывают своих решений, способствуют проявлению их творческой инициативы. В такой семье ребенок чувствует себя комфортно, ему сопутствует успех, он не боится родителей, рассказывает о сокровенном, делится проблемами, прислушивается к советам, имеет чувство собственного достоинства.

Либеральный стиль предполагает потакание ребенку во всем, вседозволенность, безответственность, безнаказанность. Дети «защищены» чрезмерной любовью или абсолютным безразличием. Это приводит к лицемерию, эгоизму, распущенности, недисциплинированности, отсутствию норм морали.

Родители, искренне любящие своего ребенка, желающие ему добра, взаимодействуют с ним на демократических основах, но чувствуют, когда необходимо использовать в воспитании элементы авторитарного или либерального стиля.

И. Клемантович предлагает классифицировать семьи по воспитательным возможностям:

благоприятные для формирования личности ребенка (семьи, в которых родители любят детей, умеют содержательно организовать их и свою жизнедеятельность; члены семьи друг друга понимают и оказывают поддержку; в основе взаимоотношений лежат нравственные нормы; родители имеют высокий культурный уровень);

менее благоприятные для развития ребенка (семьи, в которых ему уделяется или чрезмерное внимание, или его

недостаточно, где нет места требовательности, где родители занимаются разрешением собственных проблем в ущерб заботе о собственных детях. Родители посещают школу, но не умеют использовать советы учителей по воспитанию вследствие низкой педагогической культуры);

неблагоприятные для формирования личности ребенка (семьи, в которых родители (или один из них) ведут аморальный образ жизни; предпочитают авторитарный стиль общения с ребенком (подавление личности, жесткий контроль); не умеют разумно организовать жизнедеятельность семьи; не обладают должным родительским авторитетом; имеют низкий культурный уровень; родители и дети не понимают друг друга. Родители не интересуются проблемами ребенка, не приходят в школу, не занимаются его воспитанием и развитием. Такое отношение может вызвать злобу, уход ребенка в себя, агрессивность по отношению к семье или более слабым);

нейтральные семьи (дети предоставлены сами себе, имеют полную свободу в действиях, ребенка в такой семье не любят. Он лишен опоры, правильного руководства, защиты, может оказаться в противоправной среде).

Существуют определенные правила эффективного воспитания в семье:

■S ребенка следует любить таким, каков он есть;

■S для детей важны не слова, а то, с какой интонацией, искренне ли они были сказаны;

S необходимо знать особенности возраста, что помогает избежать извечного конфликта «отцы и дети» и дает возможность выбрать оптимальные методы воспитания;

•S важно уметь слышать то, о чем говорит ребенок, не делать поспешных выводов;

•S нужно научиться наказывать за совершенный поступок, а не личность (не ребенок плохой, а плохо то, что он сделал);

S прежде чем делать выводы по замечаниям чужих людей в адрес ребенка (соседей, учителей), нужно его выслушать, понять причины, вызвавшие данное поведение, а затем принимать решение: не бояться «потерять свое лицо» в чужих глазах, а беречь доверие собственного ребенка;

-/ стремиться самим выполнять то, чему учим своего ребенка;

S следует однажды посчитать, сколько раз говорим «нет» своим детям и сделать выводы. Ребенок сильно зависит от родителей;

S дети независимо от возраста ненавидят тотальный контроль. Только искреннее соучастие родителей в их жизни приводит к хорошим результатам, потому что изначально ребенок любит родителей;

S необходимо чаще говорить с детьми о жизни, так как никто не застрахован от ошибок;

•S нельзя оставлять своего ребенка наедине с трудностями, с самим собой.

Главные методы воспитания в семье — это пример, совместная деятельность, беседы, поддержка, защита ребенка. Воспитывая в семье под девизом «Делай как я!», родители личным примером показывают ребенку, как нужно жить, трудиться и любить. Никто в семье не говорит: «Я сейчас буду тебя воспитывать», потому что формирует ребенка все: отношение к нему, отношения между родителями, отношение к другим людям, сам процесс жизни внутри семьи, все семейные дела. Поэтому нет необходимости создавать специальные условия для воспитания — нужно правильно, нравственно жить.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 863; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.