Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная стратификация




ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА

Социальные связи соединяют индивидов в определённые устойчивые объединения, в которых как отдельные люди, так и группы занимают неравное положение. Неравенство – характерная черта любого общества. Неравенство порождается различными факторами (физическая сила, красота, ловкость, смелость, образованность и др.), но наиболее глубоко оно проявляется как следствие социальных факторов. В итоге, одни индивиды, группы или слои обладают большими возможностями или ресурсами (финансы, власть и т.д.), чем другие. Социальное неравенствоположение, при котором люди не имеют равного доступа к социальным благам (материальным и духовным).

 

Различные точки зрения на причины существования и устойчивого воспроизводства социального неравенства можно разделить на два направления: конфликтологическое и функциональное.

Конфликтология (К.Маркс, Р.Дарендорф и др.) объясняет неравенство, прежде всего неравным отношением к средствам производства, к собственности, что порождает и другие формы неравенства. Функционализмдаёт трактовку на основе дифференциации функций, выполняемых различными группами. Значимость функций определяет место и роль той или иной личности (группы), её положение в обществе.

Э.Дюркгейм в работе «О разделении общественного труда» рассматривая неравенство отмечает, что различные виды деятельности по-разному оцениваются в обществе. Обществу важно, что бы наиболее талантливые и квалифицированные выполняли сложные социальные функции. Вознаграждение индивидов за исполнение функций в обществе должно соответствовать важности и престижности выполняемой им работы.

Представители структурного функционализма К.Дэвис и У.Мур утверждали, что неравенство в обществе стимулирует его индивидов к саморазвитию и способствует эволюции социальной структуры, то есть неравенство выступает как естественный способ саморегуляции и выживания общества, его организации, как стимул к продвижению.

 

 

Анализ вертикального расслоения общества отражается в теории стратификации. Термин стратификация (от латинского stratum – слой + facio - делать)перешёл в социологию из понятийного аппарата естественных наук. Его ввёл в научный оборот социологии П. Сорокин. Страта – это социальный слой в структуре общества, отличающийся от других различными критериями и свидетельствующий о социальной дифференциации. Совокупность иерархично расположенных социальных слоёв называется социальной стратификацией. Более крупные социальные страты принято называть классами, а составляющие их группы - слоями. Критериями стратификации являются степень богатства, власти, образования, престижа.

П.Сорокин выделил разные формы социальной дифференциации Он утверждал, что имущественное неравенство порождает экономическую дифференциацию, неравенство в обладании властью свидетельствует о политической дифференциации, а разделение по роду деятельности даёт основание говорить о профессиональной дифференциации. То есть при помощи дифференциации происходит ранжирование статусов, ролей, социальных институтов и организаций.

Социальная дифференциация это первая составляющая социальной стратификации. Вторая, не менее важная составляющая - социальная оценка. Американский социолог Т.Парсонс подчеркивал, что социальная иерархичность обусловлена господствующими в обществе культурными стандартами и ценностями, на которых базируется социальная оценка. В соответствии с этим в разных обществах со сменой эпох меняются критерии, определяющие уровень престижа.

 

КЛАССЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Современная социология выделяет в социальной структуре три основных, неантагонистических класса: высший, средний и низший. Известный американский социолог У.Уорнер, предложил подразделить каждый базовый класс на два. Выделив, таким образом, шесть классов: 1) верхний высший; 2) нижний высший; 3) верхний средний; 4) нижний средний; 5)верхний низший; 6)нижний низший. Последователи Уорнера дополнили его типологию включив, в неё средний средний класс, который в настоящее время является самым обширным в развитом индустриальном и постиндустриальном обществах.

В настоящее время, классы определяют как большие группы людей, отличающиеся по своим экономическим возможностям, которые значительно влияют на типы их стиля жизни. Главным основанием классовых различий выступает неравенство между оплатой и условиями труда.

Т.о., в социальной структуре общества выделяют три основных класса, исследованных и описанных различными учёными. Со временем эти классы изменяются, и, соответственно, изменяется социальная структура. С переходом западных стран на постиндустриальную стадию развития произошло перемещение центра тяжести производства и всей социальной жизни из промышленной сферы в сферу услуг (третичный сектор экономики). На первый план выходит развитие высоких технологий. Эти процессы привели к изменению потребностей на рынке труда. Появилась необходимость в новых высококвалифицированных кадрах и формах организации труда. В соответствии с развитием данных процессов эволюционировала и социальная структура. В ней можно выявить следующие основные направления изменений:

-произошло усложнение социальной структуры, которое связано с углублённой дифференциацией социальных групп;

-активизировались процессы социальной мобильности (вертикальной и горизонтальной);

-началось разложение традиционных (крестьянство, буржуазия, рабочий класс) и формирование новых (новые высшие и новые средние) социальных групп.

Технократическому обществу, пришедшему на смену индустриальному, были необходимы динамичные личности, которых «отличает высокая способность идентификации с новыми свойствами среды» (Д. Лернер). В соответствии с требованиями нового «динамического общества» изменились качественные характеристики и функции классов, составляющих социальную структуру.

С ростом сферы нематериального производства и активным развитием высоких технологий выросла потребность в высококвалифицированной рабочей силе, Эту потребность обеспечивает та часть рабочего класса, которая близка по своим профессиональным и поведенческим характеристикам низшим слоям среднего класса. Стала очевидной тенденция роста слоя высококвалифицированных рабочих и сокращения слоя рабочих с низкой квалификацией.

Традиционно высший класс понимается как старая аристократия, крупнейшие финансисты, владельцы монополий и крупнейшие политики. В настоящее время высшем классе также произошли изменения, связанные с появлением слоя технократов. Главным капиталом технократов (Т. Веблен) стала нематериальная собственность - знания и информация, а главными мотивациями - самореализация и самоутверждение. Новый высший класс не только владеет средствами производства, но и сам участвует в их создании. Принцип «кто владеет информацией, тот владеет миром» воплотился в жизнь.

Изменился и средний класс, представляющий центральную часть социальной структуры. Средний класс в западной социологии определяется как профессиональные группы неручного труда, находящиеся между высшим и рабочим классами. В постиндустриальных странах средний класс, будучи наибольшей по количеству социальной группой, выполняет ряд функций:

-как создание эталонов социально-экономического и социокультурного поведения;

-пополнения государственной казны за счет налогов и внутреннего инвестирования;

-снабжения кадрами высокой квалификации;

-социального контроля общества.

Последняя функция обеспечивает социуму состояние стабильности, а, следовательно, и защищенности от различных социальных и экономических потрясений.

Средний класс является «социальным остовом», своеобразным скелетом, на котором держится общество, сохраняющий его константность. Впервые «средним классом» назвали слой предпринимателей и собственников в конце 17 века в Англии. Они находились в оппозиции к социальным низам, с одной стороны, и социальным верхам, с другой. Со временем в этот слой, кроме мелких и средних предпринимателей и торговцев, были включены обладатели свободных профессий – врачи, юристы, священники, преподаватели и т.д.

Средний класс – это особый класс, отличающийся от всех остальных, так как в его состав входят люди, «создавшие» себя путём собственных усилий. Но тот, кто добился успеха собственным трудом, заинтересован в сохранности и стабильности общества, которое предоставило ему такие возможности. Имманентной чертой, общей для всего среднего класса, является обционизм, то есть ответственность и самостоятельность, способность принимать решения и справляться с возникающими проблемами, а также осознание того, что «никто ничего не сделает вместо тебя».

В отличие от высшего и низшего классов, каждый из которых подразделяется на два слоя (высший высший; низший высший и высший низший; низший низший), средний класс включает в себя три слоя – высший средний; средний средний и низший средний. (Э.Гидденс). Два крайних слоя большей частью состоят из представителей новых средних слоев. К «старым» средним слоям относят торговцев, ремесленников, крестьян, предпринимателей, относящихся к сфере малого и среднего бизнеса, а также представителей свободных профессий.

Базой «новых» средних слоёв стали социальные группы, благосостояние которых основано на личных способностях и знаниях, а также участии в управлении (менеджеры, врачи, преподаватели и др.). Первоначально менеджеры планировали, организовывали, координировали и контролировали работу на промышленных предприятиях. В наше время менеджеры работают не только в промышленности, но и в общественных и государственных структурах, управляют организацией труда и высокотехнологическими процессами, соединяют новые производительные и управленческие функции.

С точки зрения рассмотрения положения среднего класса он занимает более престижное положение, чем представители ручного труда, но более низкое, чем владельцы крупной собственности и политики. Кроме того, важную роль в определении статуса среднего класса играет его срединная позиция в системе управления и контроля.

Обобщая всё сказанное выше, можно сделать вывод, что для «классического» западного среднего класса характерны следующие основные черты:

1)посредничество между высшим и низшим классами, снижение уровня напряжённости между ними;

2) поддержание социального порядка в обществе и гарантирование его стабильности;

3) многочисленность;

4) удовлетворенность своим уровнем жизни и нежелание радикальных социальных изменений;

5) формирование и распространение эталонов социокультурного поведения и позитивного отношения к ним низшего класса;

Средний класс, состоящий в основном из представителей разного уровня бизнеса, представителей традиционных «интеллигентских» профессий (врачи, преподаватели, юристы, и др.), сегодня включает в себя еще и высококвалифицированных специалистов, работающих в хай-тэк отраслях. Такая структура обеспечивает выполнение новаторской функции, необходимой для развития общества во всех сферах и способствует высокой социальной престижности среднего класса.

Рассмотрев классовую структуру современного общества, можно сделать вывод, что в обществе сохраняется противостояние между высшим и низшим классами, а между ними по-прежнему находится средний класс, снимающий социальную напряженность и обладающий высоким социальным статусом.

.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 725; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.