Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социостратификационные процессы в современной России




Политические, экономические, социальные и культурные изменения российского общества в конце 20 и начале 21 вв. привели к появлению новых социальных групп и трансформации социальной структуры в целом.

Усложнение стратификационной системы связано с развитием различных форм собственности и проявляется в дифференциации общества на различные социальные страты. Первоначально был стихийным и динамичным. В настоящее время отмечается некоторая стабилизация социальной динамики. Для первого (стихийного) этапа характерны взаимосвязанные между собой такие социальные явления как высокая социальная мобильность, слабая статусная консистенция (кристаллизация) и широкая маргинализация населения.

Массовая групповая мобильность происходила в российском обществе, как по вертикали, так и по горизонтали. В результате формирования или образования одних групп и ликвидацией или распадом других, а также активным миграционным процессам, произошло резкое изменение социоструктурной иерархии.

Второе явление, характерное для рассматриваемого этапа изменения социальной системы, – это явление статусной кристаллизации. Статусная кристаллизация рассматривается как совпадение статусов индивида в разных измерениях социальной стратификации (доход, образование, власть, престиж).

Третье явление - широкая маргинализация населения. Из-за несовпадения профессионального статуса, его престижа, образования с материальным вознаграждением маргинальность в российском обществе приобрела массовый характер. Процессы усиленной мобильности повлияли на устойчивость социальной структуры и ее качественный состав.

Академик Т.И. Заславская разделяет современное российское общество не на классы, а на слои. Согласно её точке зрения, в стратификационной системе российского общества можно выделить шесть слоёв

1 – правящая политическая и экономическая элита (менее 1%);

2 – верхний (6-7%);

3 – средний (примерно 20%);

4 – базовый (более 60%);

5 – нижний (7%);

6 – социальное дно (5% дееспособного населения).

Элита и верхний слой являются основными субъектами реформ, которые предоставили им возможность получить высокий статус. Их объединяет общий интерес – сохранение и укрепление своего высокого социального положения, для чего необходима экономическая, правовая и социальная стабильность. Но они находятся в крайней оппозиции относительно остальной части общества. Этот слой составляют крупные предприниматели, топ-менеджеры, верхнее звено федеральной и региональной бюрократии.

Средний слой, занимая срединное положение, обладает довольно высокой активностью и профессионализмом, умением адаптироваться к новым условиям, относительно благополучным материальным положением. Он является социальной опорой реформ; заинтересован в становлении правопорядка и конкурентного рынка; находится в толерантных отношениях с другими слоями общества. В настоящее время российский средний слой социально неоднороден и немногочислен. Он включает в свой состав средний и мелкий бизнес, среднее звено бюрократии и высококвалифицированных специалистов.

Базовый слой – самый многочисленный. Представители этого слоя – люди, обладающие профессиональной квалификацией среднего уровня. Адаптационные способности некоторых групп, составляющих данный слой, невысоки, но в целом из-за своей численности он способен ускорять, изменять направление социального развития или замедлять трансформационные процессы. В состав базового слоя входит низкооплачиваемая часть интеллигенции, специалисты со средним специальным образованием, работники массовых профессий торговли и сервиса, рабочие высокой и средней квалификации.

Нижний слой не является субъектом трансформационных процессов. Признаками этого слоя являются очень низкий материальный и образовательный уровень, занятость неквалифицированным трудом или отсутствие постоянного места работы. Этот слой неспособен адаптироваться к новым социально-экономических условиям. Этот слой в нашей стране составляют неквалифицированные рабочие, пенсионеры с низким уровнем пенсии, а также люди не владеющие профессией, безработные и беженцы.

Социальное дно замкнуто на собственной субкультуре, внутренних социальных связях и взаимодействиях, и не принимает участие в легитимных социальных процессах. Социальное дно составляют преступники, алкоголики, наркоманы, проститутки, люди без определенного места жительства.

Субъектами трансформационного процесса в России (по стратификационной системе Т.И. Заславской) выступают представители трёх слоёв общества, а именно: верхнего, среднего и базового. Верхний слой способствует трансформации «сверху», а средний и базовый – «снизу».

Обязательными условиями реализации реформ, проводимых в российском обществе, являются борьба с монополизмом, развитие конкуренции, повышение эффективности функционирования производства и сферы услуг, снижение уровня безработицы и инфляции, развитие малого и среднего бизнеса.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

 

1. Какие критерии используют социологи для выделения и классификации социальных общностей и социальных групп?

2. Охарактеризуйте основные социальные структуры.

3. Назовите основные классовые теории.

4. Дайте краткую характеристику теорий неравенства.

5. Назовите основные типы стратификации.

6. Каковы основные характерные черты среднего класса?

7. Чем отличается средний класс России от мирового стандарта?

8. Перечислите виды и укажите особенности социальной мобидьности.

9. Что такое «социальный лифт»?

10. Определите принадлежность к социально-экономическому классу (высший; средний высший, средний средний, средний нижний; нижний верхний и нижний нижний; социальное дно) каждого из перечисленных ниже профессиональных статусов: - учитель средней школы; - продавец в магазине; - нотариус; - генеральный директор крупной компании; - рабочий на конвейере; - частнопрактикующий врач; - губернатор области; - менеджер по продажам; - осужденный за грабежи; - командир роты Н-го полка; - шофер автобуса; - машинист электровоза; - фельдшер скорой помощи; - владелец нефтяной компании; - хирург поликлинического отделения; - кассир супермаркета; - фермер; - владелец детективного агентства.

11. Пользуясь системой признаков социальной группы, проанализируйте различные виды социальных общностей и установите, какие из этих общностей являются социальными группами: футболисты, футбольная команда, строители, строительная бригада, посетители ночного клуба, члены фан-клуба, студенты, 16-я группа 2-го курса педиатрического факультета.

12. В последние годы средства массовой информации уделяют большое внимание проблемам людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Как вы относитесь к тому факту, что в некоторых западных странах легализованы однополые браки, а в США, чтобы не обижать однополых супругов, отменяются законодательно слова «папа» и «мама», вместо которых нужно будет говорить «родитель №1» и «родитель №2»? Как вы относитесь к тому, что объединения геев и лесбиянок (сексуальных меньшинств) демонстративно навязывают общественному мнению свои групповые интересы как норму? Являются ли эти государственные и групповые действия проявлением прогресса в общественном развитии? Аргументируйте своё мнение.

13. По статистике среди рабочих женщины составляют меньшинство, а среди служащих большинство, причем среди высококвалифицированных служащих (медиков учителей, финансовых работников) – это подавляющее большинство.

Поскольку общественное мнение считает статус служащих более высоким, чем статус рабочих, означает ли это, что у женщин больше шансов сделать социальную карьеру, чем у мужчин и борьба феминисток за права женщин не имеет реальных оснований, ибо неравенство как раз обратное? В чем должно выражаться социальное равенство полов? Как расценивать требования «вернуть женщину в семью»? Действительно ли женщина нуждается в социальном

равенстве и материальной самостоятельности? Как эта самостоятельность связана с крепостью семьи?

14. Как вы считаете, образует ли студенчество в современном обществе особый социальный слой? Приведите аргументы в поддержку своего мнения. Образуют ли отдельный социальный слой средний медицинский персонал – фельдшеры и медсестры? А пенсионеры? Безработные?

15. Существует устойчивое мнение, что женщины в традиционном обществе находятся в подчиненном положении у мужчин, в отличие от женщины современного индустриального общества, равноправие которых с мужчинами закреплено законом. Однако, именно на Востоке высшие посты в государстве достаточно давно и часто занимали женщины (Индира Ганди, Беназир Бхутто, Имельда Маркос и др.), а в Европе такого уровня посты женщины стали занимать только в последнее время (Маргарет Тетчер, Анхела Меркель, Тарья Халконен). Не опровергают ли эти факты мнение о резком гендерном неравенстве в традиционном обществе? Характерно ли гендерное неравенство для современной России? Аргументируйте свою точку зрения.

 

 

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

 

1. 1. Совокупность социальных общностей образует:

а) социальный состав населения

б) социальную систему общества

в) социальную структуру общества

г) социальные институты общества

 

2. 2. Социальная структура общества — это:

а) совокупность социальных институтов

б) совокупность ролей, которые личность должна играть

в) совокупность больших социальных групп

г) совокупность сфер жизни общества

 

3. 3. Выделите малую социальную группу:

а) молодежь д) теннисисты

б) медики е) пенсионеры

в) студенты ж) солдаты

г) ростовчане з) православные

 

4. 4. Социальная стратификация и дифференциация — это понятия:

а) совершенно различные

б) частично совпадающие

в) тождественные

г) близкие

 

5. 5. Система разного уровня благ, власти, престижа:

а) социальная мобильность

б) социальная стратификация

в) социальный статус

г) социальная девиация

 

6. Социальная стратификация — это теория:

а) генезиса общества

б) системности общества

в) социального неравенства

г) социальных перемещений

 

7. Группа людей, нормы и ценности которой выступают для индивида в качестве жизненного образца — это:

а) ученые

б) врачи

в) дружеская компания

г) референтная группа

д) социальный институт

 

8. Социальная мобильность — это:

а) переход индивида или группы из одной страты в другую

б) переход индивида из одной возрастной группы в другую

в) способ вхождения личности в жизнь общества

г) выполнение индивидом одновременно нескольких социальных ролей

 

9. Какой из мотивов миграции населения из деревни в город можно считать основным?

а) улучшение бытовых условий

б) более широкий выбор сфер приложения труда

в) более широкие возможности удовлетворения культурных запросов

г) стремление повысить свой социальный статус

 

10. Носителей какого статуса можно отнести к среднему классу?

а) фельдшер д) генерал

б) министр е) юрист

в) менеджер ж) фермер

г) шофер з) санитар

 

11. Какой из этих критериев может указывать классовую принадлежность?

а) пол и возраст

б) определенный образ жизни

в) большой объем политических прав

г) профессиональная принадлежность

д) происхождение.

 

Глава 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

 

1.Понятие, признаки и особенности социальных институтов.

2.Система социальных институтов.

3.Функции и дисфункции социальных институтов.

4.Социальные нормы и санкции.

5.Социальный контроль.

 

Основные понятия: социальный институт, ролевая система институционализация, формальная и неформальная организация, явные и латентные функции, дисфункция социального института, социальный контроль, нормы и санкции, обычаи, традиции, обряды, ритуалы, мораль, закон, агенты формального и неформального социального контроля, самоконтроль.

 

ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ.

 

Социальные группы – основные единицы структуры и движущая сила общественной жизни. Но для каждой группы важно, выполняют ли ее члены свои обязанности. Поэтому для регламентации и контроля за поведением людей в обществе возникли социальные институты.

Термин «институт» имеет множество значений. В европейские, а затем русский, языки он пришел из латинского: institutum – установление, устройство. Со временем, в русском языке закрепилось два значения:

– узкое техническое как название научно-исследовательских и высших учебных заведений, например, институт социологии РАН, институт народного хозяйства, инженерно-строительный и т.д.;

-и широкое социальное, как совокупность правовых, моральных, религиозных и других норм, регулирующих поведение людей в определенной сфере общественных отношений и соответствующих им учреждений, например, институты брака и семьи, образования, наследования, парламентаризма и т.д.

Существует множество определений понятия «социальный институт», которые давали этому социальному явлению самые выдающиеся социологи. Г.Спенсер впервые предложил этот термин. Т.Веблен характеризовал социальный институт как совокупность общественных обычаев, привычек, поведения, образа мыслей и образа жизни, передаваемую из поколения в поколение.

К.Маркс понимает институты как исторически сложившиеся, обусловленные социальными, прежде всего производственными, отношениями формы организации и регулирования социальной деятельности. Э.Дюркгейм считал, что социальные институты – это фабрики воспроизводства социальных отношений и связей. Появление, развитие и эффективное использование институтов обеспечивает не только стабильность, но и эволюцию общества, потому что и сами институты, обеспечивая меняющиеся потребности общества, изменяются, эволюционируют.

В сборнике «Современная западная социология» Л.Седов определяет социальный институт как «устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему; это совокупность ролей и статусов предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности». С.Соколов определяет социальные институты как устойчивые комплексы социальных регуляторов (ценностей, норм, убеждений, санкций), которые контролируют системы статусов, ролей, способов поведения в различных сферах человеческой деятельности. Они существуют ради удовлетворения общественных потребностей, возникают исторически в процессе проб и ошибок. Еще один вариант определения предлагает А.Кравченко: социальные институты – это относительно стабильные совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которые управляют целыми сферами социальной жизни.

Если суммировать различные подходы и варианты, то можно вычленить следующие элементы социальных институтов:

- совокупность правовых, моральных, религиозных обычаев и других норм;

- совокупность учреждений, формальных и неформальных структур, регулирующих ту или иную сферу общественных отношений;

- ролевая система, в которую включены те или иные нормы, статусы и роли.

Таким образом, социальные институты – это устойчивая форма организации и регуляции деятельности индивидов и социальных групп. Они представляют собой совокупность норм и правил, а также совокупность лиц, находящихся в учреждениях, имеющих возможности для осуществления общественно значимых функций. Социальные институты в широком плане – это специфические социальные образования, обеспечивающие относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Общество – это совокупность социальных институтов и связей между ними. Внешнесоциальный институт выглядит как организованная объединение социальных субъектов – групп и учреждений, выполняющих общественно необходимую функцию. С содержательнойстороны – это определенная система стандартов поведения конкретных социальных субъектов в конкретных ситуациях социального взаимодействия. Государство, например, как социальный институт внешне представляет совокупность лиц и учреждений, осуществляющих власть, а с содержательной точки зрения – это набор стандартизованных образцов поведения должностных лиц, обеспечивающих какую-либо функцию (президента, министра, депутата, судьи и т.д.) Армия как социальный институт внешне представляет собой совокупность лиц, учреждений и материальных средств, обеспечивающих оборону государства от внешних угроз, а с содержательной точки зрения – это совокупность норм и стандартов поведения определенных должностных лиц, обеспечивающих выполнение этой социальной функции. Социальный институт, таким образом, определяет ориентацию деятельности людей и отношений между ними посредством определенной системы стандартов поведения.

В понятие социальный институт, чаще всего, вкладывают четыре смысла:

1) совокупность обычаев, традиций, религиозных, моральных, юридических и др. норм и правил, отражающих соответствующую социальную потребность (собственность, право, брак, религия);

2) группа лиц, выполняющих общественно-необходимые функции (парламент, семья);

3) совокупность учреждений, удовлетворяющих потребности групп (суд, церковь, образование);

4) некоторые социальные роли, особенно важные для жизни людей (монархия, депутат, президент).

Социальный институт - это не абстракция. Он включает в себя реальную, живую совокупность людей, зримые объекты (помещения, материальные ценности), кадровые ресурсы, системы ролей и статусов, норм и санкций.

С.Фролов предложил выделить общие для социальных институтов черты:

1)установки, стандарты и образцы поведения (почитание родителей, уважение, послушание начальству, верность клятве и др.);

2)символические культурные признаки (герб, флаг, крест, обручальное кольцо и др.);

3)устные и письменные кодексы (запреты, законы, правовые акты, лицензии и др.);

4)утилитарные культурные черты (физические объекты и сооружения - дом для семьи, фабрика, библиотека и др.);

5)ценности и идеи (любовь в семье, демократия в обществе, вероучение и др.).

Социальные институты возникают исторически, как бы сами собой. Их никто не придумывает так, как изобретают технические и социальные блага. Это происходит потому, что общественная потребность, которую они должны удовлетворять, возникает, но осознается не сразу. Причина появления новых и совершенствование старых социальных институтов – возникновение новых и развитие старых потребностей.

Образование социальных институтов занимает значительное историческое время и происходит методом проб и ошибок. Процесс усвоения общих стандартов поведения людей, выгодных всем, весьма труден. На этом пути люди преодолевают соблазн ориентации на выгоду только себе. Когда новый стандарт (ценности, нормы, роли) семейного, трудового, политического или иного поведения усваивается человеком, то он превращается в потребность. В таком случае, частичная выгода для себя какого-то стандарта поведения дополняется благожелательным отношением к нему со стороны окружающих. Этот стандарт поведения становится для человека институционализированным, а его статус-роль – органичной. В развивающемся обществе постоянно происходит институционализация - процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, для удовлетворения общественных потребностей. Таким образом, институционализация – это замена спонтанного поведения на предсказуемое, регулируемое. Без институционализации современное общество существовать не может. Благодаря ей стихийные состязания в силе (драки) превращаются в формализованные спортивные соревнования, беспорядочная половая жизнь первобытного общества – в институт брака и семьи, стихийные движения протеста и борьбы за какие-то цели – в политические партии.

Понятие институционализацияи было введено в социологию Т.Парсонсом и получило дальнейшую разработку в теориях общества Р.Дарендорфа, Т.Лукмана, Н.Лумана и др. Согласно позиции Н.Лумана институционализация понимается как исторический процесс возникновения, закрепления и изменения социальной реальности, включающий три стадии становления институциональной структуры общества:

- объективация - возникновение и стабилизация ценностно-нормативного комплекса, обеспечивающего функционирование системы социального взаимодействия;

- генерализация - выведение ценностно-нормативного комплекса за пределы непосредственного взаимодействия. На этой стадии постепенно оформляется институциональная структура общества;

- интеграция - формирование социальной рефлексии об изменениях в институциональных основаниях общества.

Происходят в обществе и обратные процессы – снижение доверия к определенному институту, падение его авторитета. Такой процесс называется институциональным кризисом. Причина кризиса - неспособность того или иного института эффективно исполнять свои главные функции: государства – управлять обществом, семьи – укреплять брак, воспитывать детей, медицины – лечить людей, а здравоохранения - предупреждать болезни и, средней школы – давать качественное образование, политических партий – выражать потребности граждан и бороться за их выполнение и т.д. Институциональные нормы при этом существуют, они всем известны, но в обществе не соблюдаются и тогда функции перераспределяются: в государстве происходит реформа политической системы, вместо брака юридического возникает «гражданский» (неофициальное сожительство), или вообще альтернативные и даже экзотические формы сожительства – гостевой брак, свингерство; наряду с государственной системой здравоохранения возникает не очень эффективно контролируемая государством частная медицина и всевозможные экстрасенсы и «народные целители»; в системе образования и подготовки в вуз возникает репетиторство; в политической жизни из-за недоверия к партиям возникает политическая апатия и манипулирование политическим сознанием со стороны всевозможных политических авантюристов. Но без кризисов не может быть и развития института, поскольку он обнажает неполадки, информирует о степени неэффективности и помогает перестроить, усовершенствовать механизм функционирования социального института.

Институционализация – это процесс упорядочения, укрепления социальных связей и отношений, начала жизненного цикла института, который включает 4 стадии (фазы):

1)зарождение и формирование социального института;

2)фаза эффективности, достижение зрелости;

3)формализация норм, принципов. Если принципы становятся самоцелью, происходит обюрокрачивание института.

4)дезорганизация, когда институт теряет свой динамизм, жизнеспособность, Он ликвидируется или трансформируется в новый.

 

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ.

Социальные институты общества образуют систему, в которой они взаимно дополняют друг друга. Есть разные способы классификации социальных институтов. Иногда начинают с выделения главных, основных, фундаментальных институтов внутри которых как в матрешках скрываются неосновные, частные социальные практики либо обычаи. По мнению Т.Парсонса существует три группы институтов:

- институты ожиданий, которые устанавливают ролевые ожидания независимо от содержания интересов и потребностей людей (семья, вуз, деньги и др.);

- регулятивные институты, Они определяют границы законной реализации частных интересов с учетом целей и средств - правовые (законы) и моральные (общественное мнение) институты;

- культурные (духовные) институты устанавливают обязательные культурные нормы.

Ч.Миллс называет пять главных институтов:

- экономический - организация хозяйственной деятельности;

- политический - реализация власти;

- семейный - регуляция половых отношений, рождение и социализация детей;

- военный - защита членов общества от физической опасности;

- религиозный - организация коллективного почитания богов.

А.Кравченко приводит несколько иную аргументацию. Поскольку существует пять основных потребностей общества как единого целого, им соответствуют пять основных социальных институтов эти потребности удовлетворяющие:

- потребности в воспроизводстве рода (семья);

- потребности в безопасности и социальном порядке (государство и другие политические институты);

- потребности в добывании и производстве средств существования (экономические институты);

- потребности в накоплении и передаче опыта и знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (наука, образование);

- потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (искусство, религия).

Можно предложить типологию по сферам общества:

- демосоциальные институты (семья, этнос) служат для воспроизводства и социализации членов общества. Ведущие статусы в них – родители, дети, родственники; материально-культурные признаки – квартира, мебель, дача; символы – брачный ритуал, обручальное кольцо; идеология – семейная мораль, национальная гордость;

- производственно-экономические институты заняты производством материальных благ, охватывают формы собственности. Они обеспечивают производство, распределение и обмен произведенных благ. Статусы – рабочий, инженер, доярка, агроном, менеджер, банкир; материально-культурные признаки – завод, трактор, банк, биржа; символы – деньги, фирменный знак, печать; идеология – неприкосновенность собственности, рыночная, монополистическая, корпоративная мораль, правовые нормы;

- политические институты – ветви государственной власти, партии, профсоюзы и др. служат для управления делами общества, что включает определение национальных интересов, организацию их удовлетворения, поддержания порядка, защиту страны и т.п. Политические институты представляют собой иерархию должностей-статусов (законодательных, исполнительных, судебных и т.п.), а также соответствующих им ролей. Регуляторами являются политические, моральные, материальные ценности и нормы;

- духовные институты – церковь, школа, вуз, СМИ, наука и др. служат для удовлетворения интеллектуальных и моральных потребностей. Основная форма деятельности в данной сфере – производство, обмен и потребление научных, этических и эстетических ценностей.

Другая распространенная система классификации социальных институтов базируется на их функциональной характеристике:

-социально-экономические – это институты собственности, хозяйствования и всего, что обеспечивает процесс производства, распределения и обмена материальных благ и услуг;

- политические – это институты государства, власти, партий и т.д. Они вместе организуют политическую жизнь страны, обеспечивают устойчивую структуру распределения власти в обществе. Политические институты также выполняют функцию воспроизводства и сохранения идеологических ценностей, доминирующих в данном обществе;

-социокультурные институты - религия, наука, образование. Эти институты социализации ставят целью обеспечение социальной наследственности, освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей;

-нормативно-ориентирующие институты – мораль, обычаи, традиции. Они имеют целью создание нравственной основы поведения человека;

-нормативно-санкционирующие институты - право, Конституционный суд, полиция. Они предписывают нормы обязательные для всех, закрепленные в виде законов и правил на государственном уровне и наказывающие за их нарушение.

- церемониальные институты регулируют ежедневное поведение людей в обществе, их взаимодействие. Эти институты могут быть официальными и неофициальными и охватывают широкую сферу – от приветствий до правил передачи информации и поведения во время собраний.

В последней классификации главные и неосновные институты, которые называют общественными практиками, частично соединились. Но, в принципе, речь идет о том, что у каждого главного института есть свои системы методов, приемов, процедур. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик как деньги, конвертация валют, защита частной собственности, рынок, маркетинг, заработная плата.

Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства, наследования статуса родителей (предписанный статус – социальное происхождение), усыновления и др. Обычай назначать свидание – элемент общественной практики ухаживания. В одном и том же институте в разных культурах возникает разная практика, перерастающая в новый институт второго порядка. Например, в некоторых регионах невест покупают, в других похищают, где-то выкупают (калым), а в Европе наоборот за невестой дают приданое.

 

ФУНКЦИИ И ДИСФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ.

 

Функция (лат.functio – исполнение) – это назначение и роль, которые выполняет институт, та польза, которую он приносит обществу.

Представители институциональной школы в социологии(С.Липсет, Д.Ландберг и др.) выделили четыре основных функции:

1)воспроизводство членов общества. Главный институт, выполняющий эту функцию – семья, но к ней причастны и другие социальные институты (например, государство);

2)социализация – передача индивидам установленных в данном обществе норм, правил, образцов поведения и способов деятельности. Её реализуют институты семьи, образования, религии и др.;

3)производство и распределение. Обеспечиваются экономико-социальными институтами и органами власти;

4)функции управления и контроля. Осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т.д.;

В другой системе координат на первое место ставится

--экономическая - как главная и основополагающая функция социальных институтов, обеспечивающая выживание общества. Но вместе с тем важны и функции воспроизводства людей, их воспитание, гарантирование стабильности и порядка, получение новых знаний и опыта и передача их новым поколениям и др.;

-функция социализации – воспитание людей, усвоение ими необходимых знаний, умений, навыков, норм и правил, по которым живет общество, освоение для этого социальных ролей;

-функция социального контроля - предупреждение, регулирование социальных противоречий и конфликтов, а также межличностных противоречий, создание условий для созидательной деятельности;

-функция регулирования властных отношений также направлена на стабилизацию существующей в обществе социальной структуры при помощи политических институтов, которые обеспечивают их воспроизводство и сохранение;

-функция коммуникации состоит в регулировании на основе принятых норм поведения, порядка и способов взаимного общения, регламентации методов передачи и обмена информацией, приветствия, обращения.

Ряд социальных институтов выполняет несколько функций одновременно. Например, семья выполняет функции воспроизводства человека, его социализации, социального контроля, коммуникации. В то же время, одна очень важная функция может выполняться несколькими институтами, например, функцию социализации подрастающего поколения выполняет не только семья (она в первую и главную очередь), но и школа, церковь, СМИ, государство.

С развитием общества функции социальных институтов могут перераспределяться частично или полностью от одних институтов к другим. Так, на ранних этапах существования института семьи, она выполняла производственно-экономическую функцию (внутрисемейное производство товаров и услуг). Производственная часть этой функции перестала быть всеобщей. Функция заботы о престарелых сохранилась ныне только частично, а в значительной степени перейдя к обществу и государству (благотворительные фонды, пенсии, хосписы и др.). Воспитанием наряду с семьей занимается школа и т.д.

Количество выполняемых отдельными институтами функций может значительно возрастать вместе с прогрессом общества. Так, в ранних государствах главной функцией было обеспечение внутренней и внешней безопасности, для чего взимались с населения материальные и финансовые средства. Современное государство, кроме сохранения этой задачи и взимания за это налогов, планирует и регулирует экономику, занимается широким спектром социальных проблем, среди которых социальное обеспечение и социальная помощь малоимущим, здравоохранение, образование, информация и идеологическая деятельность и др. Ранняя христианская церковь «катакомбного» периода имела задачей утешение страждущих и выработку высших моральных принципов на основе нового для того времени мировоззрения: равенства всех перед Богом, всеобщей любви, в том числе к врагам. В настоящее время она занимается и экономической деятельностью (монастырское хозяйство, магазины), издательской деятельностью, сохранением и передачей знаний (религиозные воскресные школы, семинарии и академии), а также стремится распространить образовательную деятельность на государственную общеобразовательную школу, филантропическая деятельность и т.д.

Функции социальных институтов могут быть:

-явными, если они записаны в уставах, формально заявлены, приняты сообществом, не только вполне очевидны, но и декларированы. Такие функции более подконтрольны обществу, поскольку всегда провозглашены и опираются на старые традиции и процедуры (венчание в церкви или регистрация брака в ЗАГСе, армейская присяга, принятие законов о браке и семье или о воинской службе, здравоохранении, пенсиях и т.д.);

- латентными,если они не совпадают с заявленными целями и правилами, скрыты или остаются неосознанными для участников социального взаимодействия. Чаще всего латентные функции – непреднамеренный результат деятельности социальных институтов, но всегда это показатель потенциальной нестабильности общества, в котором формальная и неформальная структуры существенно различаются. Примеры:

1) демократическое государство, установившееся в России в начале 90-х гг. создало новые институты власти, заявило о стремлении улучшить жизнь народа, сделать всех собственниками национального богатства, создать в обществе цивилизованные отношения, воспитать у граждан уважение к закону.

Это явные (эксплицитные), заявленные цели и задачи. Реально же в стране выросла преступность, в том числе появились такие её новые, ранее у нас неизвестные, формы как рэкет, рейдерский захват успешного бизнеса, подкуп криминалом правоохранительных органов и др., а уровень жизни у большей части населения упал. То, что получилось в реальности - это латентная характеристика усилий социальных институтов власти.

2)Религия имеет как явные функции, так и латентные, связанные с преувеличенным значением влияния традиций.

3)Латентные функции конфликтов заключаются в их воздействии на повышение сплоченности группы и т.д.

Социальные институты не всегда приносят обществу пользу. Если полследствия деятельности некоторых социальных институтов препятствуют другой социальной деятельности, оказывают негативное влияние на поддержание эффективной деятельности социальной системы, такое действие называют дисфункцией.И наоборот, деятельность социальных институтов рассматривается как функциональная, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Пример превращения функции в дисфункцию дает современная система российского образования. Институт образования призван обеспечивать экономику необходимым количеством специалистов высокого качества. Сегодня он не справляется со своей задачей - экономика не получает от него достаточного количества высокообразованных специалистов владеющих современными технологиями, и имеющих достаточной практической подготовки. Только за последние четверть века экономика недополучала сотни тысяч нужных ей специалистов, что привело и продолжает приводить к громадным экономическим потерям. Кроме того, поколения специалистов, подготовленные на старых традициях, занимают сейчас ключевые позиции в обществе и управляют страной тоже не всегда грамотно, не всегда с позиций современных требований. Урон же от непродуманных государственных решений вообще подсчету не поддается.

Каждое общество имеет определенную совокупность социальных институтов и отношений координации и субординации между ними. Чем более дифференцирована система социальных институтов и выше степень координации и субординации их деятельности, тем выше и качество жизни граждан. Следовательно, социальные институты – важнейшие элементы социальной структуры общества, координирующие множество индивидуальных действий людей.

В силу длительности возникновения и выращивания социальных институтов их необходимо беречь от социальных революций, во- время реформировать. Если же реформы в силу некомпетентности, корысти и безответственности его политической элиты задерживаются, то происходит революционная замена старых институтов на новые. В результате, вместо выращенных историей социальных институтов поспешно создаются новые, которые очень редко выдерживают проверку временем. Страна, не берегущая свои социальные институты, обречена на постоянную нестабильность, перманентное отставание и догоняющую модернизацию, а значит будет настии громадные материальные затраты и людские потери.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1136; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.115 сек.