Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пейзаж — поэтичная и музыкальная живопись 1 страница




 

Незатейливая красота среднерусской полосы долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава... Что в этом поэтичного?

Русские художники XIX в. А. Саврасов, И. Леви­тан, И. Шишкин и др. открыли красоту родной зем­ли. Люди, словно впервые увидели на их картинах и прозрачный весенний воздух, и наполненные ве­сенним соком, оживающие березы; услышали весе­лый, исполненный надежды, радостный гомон птиц. И небо не кажется таким уж серым и безрадостным, и весенняя грязь тешит, радует взор. Вот, оказывает­ся, какая она русская природа — нежная, задумчи­вая, трогательная! Именно благодаря картине Алек­сея Кондратьевича Саврасова (1830—1897) «Грачи прилетели» русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувство­вали пейзажность русской народной песни.

В XX в. в зарубежном изобразитель­ном искусстве возникло направление, которое получило название «импрес­сионизм» (от франц. impression— впе­чатление). Художники-импрессионис­ты старались зафиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира.

Поучительная и даже забавная ис­тория произошла с живописной ра­ботой «Вестминстерское аббатство» французского художника-импрессио­ниста Клода Моне (1840—1926).

Привыкшие к туману лондонцы точно знали его цвет — серый. И как же они были изумлены и даже возму­щены, когда на выставке увидели кар­тину Моне. На ней они обнаружили, что туман, размывающий очертания замка, имеет багровый оттенок! Когда же люди вышли на улицу, то, к своему удивлению, обнаружили, что туман на самом деле багровый! Действительно, в зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей туман может приобретать самую раз­личную окраску. Но заметил и открыл для всех эту особенность именно ху­дожник.

 


  • Рассмотрите живописные пейзажи. Объя­сните, как особенности цвета, колорита, ритма, композиции помогают создавать различные об­разы природы, запечатленные на этих полотнах.

  • Как вы понимаете слова русского поэта И. Бунина?


Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

 


  • Подберите живописные, литературные и музыкальные произведения, раскрывающие эмоциональное богатство мира, и подготовьте беседу с младшими школьниками о красоте и гармонии окружающей природы.


Посмотрите фильм — экранизацию одного из произведений русской классики. Какую роль в фильме играет пейзаж? Художественно-творческое задание

► Напишите этюды (литературные или живо­писные), в которых вы изобразите природу в разных эмоциональных состояниях (в разное время суток или в разное время года).

Зримая музыка

 

Слушатели всего мира знают и любят шедевры музыкальной класси­ки — «Времена года» — цикл концер­тов итальянского композитора XVIII в. Антонио Вивальди (1678—1741) и цикл фортепианных пьес русского композитора XIX в. Петра Ильича Чайковского (1840—1893). Оба сочи­нения относятся к программной му­зыке: имеют названия и сопровожда­ются поэтическими строками — со­нетами самого композитора в кон­цертах Вивальди и стихами русских поэтов к каждой из 12 пьес цикла Чайковского.

В русских пейзажах-настроениях — стихотворных, живописных и музы­кальных — образы природы, благодаря удивительной песенности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души челове­ка к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зари­совок природы.

Вот какими словами описал свои впечатления от картины И. Левитана «Весна. Большая вода» знаток русской живописи М. Алпатов:

Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят, как те самые, кото­рые искони воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливают­ся с голубизной неба. Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустно- жалобной свирели, из этого хора вырывают­ся отдельные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели.

Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж? Отчего все это?

П. Чайковский

 

 


  • Обратите внимание на эпитеты в описании картины. Почему автор использовал именно музыкальные сравнения?

  • Что привлекает композиторов и художников в русской природе?

  • Послушайте фрагменты программных произведений А. Вивальди и П. Чайковского. Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

  • Найдите в них сходные и различные черты, выразительные средства, которыми передано отношение композиторов к природе. Что отличает русскую музыку от итальянской?

  • Какие зрительные, литературные ассоциации появляются у вас под впечатлением от этих сочинений? Подберите стихи к прозвучавшей музыке.

  • Послушайте современные обработки классических произведений, рисующих природу. Что нового вносят современные исполнители в интерпретацию знакомых вам мелодий?


Художественно-творческое задание

► Подберите репродукции картин-пейзажей. Напишите в творческой тетради небольшой рас­сказ об одной из картин, найдите к нему музыкальные литературные примеры.

 

Человек в зеркале искусства: жанр портрет

 

Портрет(франц. portrait) — изображе­ние определенного человека или груп­пы людей. Жанр портрета получил рас­пространение в глубокой древности в скульптуре, а затем в живописи и гра­фике. Различаютпарадный икамерный портреты. Бывают портретыпарные и групповые. Они предназначаются и для украшения парадных зал, и для восхва­ления определенных персон, и для со­хранения памяти о людях, объединен­ных профессиональными, духовными, семейными узами. Особую категорию составляетавтопортрет, на котором художник изображает самого себя. Любой из портретов можно отнести или к психологическому портрету, или к портрету-характеру, или к портрету- биографии.

 

Искусство помогает познать челове­ка. Не только увидеть его внешний об­лик, но и понять его сущность, харак­тер, настроение и др. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель — узнаваемость изображенного на нем человека. Однако обычно за­дачей художника является не точное копирование внешних черт модели, не подражание природе, а «живопис­ное пересоздание» образа человека. Не случайно возникает желание не просто узнать в портрете себя, а мо­жет быть, даже открыть что-то новое в себе.

Зрителю невольно передается отно­шение художника к модели. Важным является все то, что выражает эмоции, отношение к жизни, к людям: мимика изображенного лица, выражение глаз, линия губ, поворот головы, осанка, жест.

Нередко мы толкуем произведение с позиции человека сегодняшнего дня, приписываем персонажу черты, совершенно не свойственные его вре­мени, т. е. стремимся понять неизвес­тное через известное.

Религиозные представления в Древнем Египте, связанные с культом мертвых, определили стремление к пе­редаче портретного сходства в скуль­птурном изображении человека: душа умершего должна была найти свое вместилище. В начале XX в. археоло­ги открыли всему миру замечатель­ное портретное изображение царицы Нефертити. Созданный в IV в. до н. э., этотобраз поражает плавностью ли­ний профиля, изяществом гибкой шеи, воздушной легкостью и текучими пере­ходами неправильных, но прелестных черт женского лица.

В искусстве Древней Греции особое место занимают обобщенные, идеали­зированные образы героев или богов. В слиянии духовного и физического художники и скульпторы видели воплощение красоты и гармонии человека.

В своем знаменитом «Дискоболе» скульптор V в. до н. э Мирон стремится в первую оче­редь передать ощущение движения при устой­чивости и монументальности линий тела, не заостряя внимания зрителей на особенностях лица.

Особой нежностью и теплотой веет от ста­туи Афродиты, богини любви и красоты, изва­янной скульптором Праксителем в IV в. до н.э. для храма на острове Крит. В этом изображе­нии нет божественного величия, образ дышит удивительным покоем и целомудрием.

Римский портрет связан с культом пред­ков, со стремлением сохранить их облик для потомков. Это способствовало развитию реа­листического портрета. Его отличают индиви­дуальные характеристики человека: величие, сдержанность или жестокость и деспотизм, одухотворенность или высокомерие.

В Средние века чувственно-плас­тический язык скульптуры отвечает идее отвлеченности образа, его связи с божественным духом. Несмотря на ограничение религиозного искусства нормами и правилами, появляются образы, полные волнующей красоты и глубокого человеческого чувства.

Портретное искусство эпохи Возрождения словно объединяет в себе заветы Античности и Средневековья. В нем снова звучит торжественный гимн могучему человеку с его непов­торимым физическим обликом, духов­ным миром, индивидуальными черта­ми характера и темперамента.

В «Автопортрете» Альбрехта Дюрера (1471-1528) угадывается стремление художника найти идеализированного героя. Образы универсальных гени­ев XVI в., мастеров эпохи Высокого Возрождения — Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти — олицетворяют иде­ального человека того времени.

В XVIIв. главным критерием ху­дожественности становится матери­альный мир, воспринимаемый через чувства. Подражание действительнос­ти заменило в портрете непонятность и необъяснимость психических про­явлений человека, его многообраз­ных душевных порывов. Очарование мягкого бархата и воздушного шелка, пушистого меха и хрупкого стекла, нежной, матовой кожи и сверкающе­го жесткого металла передается в это время с высочайшим мастерством.

Среди известных портретных шедев­ров того времени «Лютнист» Микеланджело да Караваджо (1573—1610), в кото­ром художник развивает мотив, взятый из реальной повседневной жизни.

На закате XVIстолетия в творчес­тве испанского художника Эль Греко (1541 —1614) возникает новый тип портрета, в котором передается не­обычная внутренняя сосредоточен­ность человека, интенсивность его духовной жизни, погруженность в собственный внутренний мир. Для этого художник использует резкие контрасты освещения, оригинальный колорит, порывистые движения или застывшие позы. Одухотворенностью и неповторимой красотой отличаются запечатленные им бледные вытянутые лица с огромными темными, словно бездонными, глазами.

Портреты великого голландца Рембрандта (1606—1669) не без ос­нования считаются вершиной пор­третного искусства. Они по праву получили название портретов-био­графий. Рембрандта называли поэ­том страдания и сострадания. Люди скромные, нуждающиеся, всеми забы­тые ему близки и дороги. Художник с особой любовью относится к «уни­женным и оскорбленным». По харак­теру творчества его сравнивают с Ф. Достоевским. В его портретах-био­графиях отражены сложные, полные тягот и лишений судьбы простых лю­дей, которые несмотря на выпавшие на их долю суровые испытания, не утратили человеческого достоинства и душевной теплоты.

Едва переступив порог, отделяющий XVII в. от XVIII, увидим на портретах другую породу людей, отличающую­ся от предшественников. Придворно- аристократическая культура вывела на первый план стиль рококо с его утон­ченно-обольстительными, задумчиво- томными, мечтательно- рассеянными образами. Рисунок портретов художников Антуана Ватто (1684—1721), Франсуа Буше (1703—1770) и др. легкий, подвижный, их колорит полон изящных пере­ливов, для него характерно сочетание изысканных по­лутонов.

Поиски героического, значительного, монументаль­ного в искусстве связаны в XVIIIв. со временем рево­люционных перемен. Одним из гениальных скульптур­ных портретов мирового искусства является памятник Петру Iфранцузского скульптора Этьенна Мориса Фальконе (1716—1791), воздвигнутый в Петербурге в 1765—1782 гг. Он задуман как образ гения и созида­теля. Неукротимая энергия, подчеркнутая стремитель­ным движением коня и всадника, выражается во влас­тном жесте вытянутой руки, в мужественном открытом лице, на котором бесстрашие, воля, ясность духа.

XIXв. привнес в искусство портрета изменчивость художественных вкусов, относительность понятия кра­соты. Новаторские искания в живописи обращены те­перь к сближению с действительностью, к поиску многоликости образов.

В период романтизма портрет воспринимается как изображение внутреннего «я» человека, наделенного свободой воли. Настоящий романтический пафос вы­ступает в портрете Ф. Шопена кисти французского художника-романтика Эжена Делакруа (1798—1863). Перед нами настоящий психологический портрет, пе­редающий страстность, пылкость натуры композитора, его внутреннюю суть. Картина наполнена стремительным драматичным движением. Этот эффект достигается поворотом фигу­ры Шопена, напряженным колоритом картины, контрастными светотенями, быстрыми, интенсивными мазками, столкновением теплых и холодных тонов.

Художественному строю портре­та Делакруа созвучна музыка Этюда ми мажор для фортепиано Шопена. За ней стоит реальный образ — об­раз Родины. Ведь однажды, когда его любимый ученик играл этот этюд, Шопен поднял вверх руки с воскли­цанием: «О, моя Родина!»

Мелодия Шопена, неподдельная и могущественная, была главным средством выражения, его языком. Могущество его мелодии — в силе ее воздействия на слушателя. Она как развивающаяся мысль, которая по­добна развертыванию сюжета повести или содержанию исторически важно­го сообщения.

В портретном искусстве ХХ—XXIвв. условно можно выделить два направ­ления. Одно из них продолжает клас­сические традиции реалистического искусства, воспевая красоту и величие Человека, другое — ищет новые абс­трактные формы и способы выраже­ния его внутреннего мира.

Ф. Буше. Концерт.

 


  • Найдите на разворотах учебника те порт­реты, о которых идет речь в тексте. Сравните их межу собой, определите сходные и различные черты. Дайте собственную трактовку их обра­зов.

  • Какие портреты вы отнесете к традицион­ному классическому направлению, а какие — к абстрактному искусству. Аргументируйте свое мнение.

  • Сопоставьте язык различных направле­ний портретной живописи. Определите вы­разительность линий, цвета, колорита, ритма, композиции каждого из них.

  • Послушайте музыкальные сочинения. Подберите к портретам те произведения, кото­рые созвучны образам, запечатленным на них.


Художественно-творческое задание

► Подготовьте альбом, газету, альманах, ком­пьютерную презентацию (по выбору) на тему «Жанр портрета в культуре разных времен». Включите в них информацию о художни­ках, скульпторах, графиках, а также стихи, от­рывки прозы, фрагменты музыкальных произ­ведений, созвучные образам вашей портретной галереи.

 

Портрет в искусстве России.

 

Считается, что портрет — самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. XVIII в. в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, О. Кипренский, К. Брюллов, И. Репин, М. Врубель и др.

В середине XVIII в. портрет становится частью быта, свя­занной с архитектурой, мебелью, утварью, самими обитате­лями жилища, их костюмами, привычками.

Благодаря «портретным гармониям» русского художника Федора Степановича Рокотова (1735—1808) образовался особый эмоциональный словарь для выражения впечатле­ний зрителя: «полумерцание, полугорение красок», «зыбкость, воздушность», «загадочность и таинственность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «затаенность душевных проявлений» и т. п. Кроме технических живопис­ных новшеств, художник открывает новые возможности ка­мерного интимного портрета в выражении душевного мира человека как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью.

Особое место в творчестве художника занимает портрет А. Струйской (1772). Он является ярким примером поэтиза­ции образа средствами живописи. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение легкости тканей и бездон­ности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портре­та в единое целое. Не случайно этот портрет часто называют «русской Джокондой».

Почти сто лет назад поэт Яков Петрович Полонский (1819— 1898) увидел у своих знакомых портрет Марии Лопухиной, написанный русским художнком Владимиром Лукичом Боровиковским (1787—1825).

Портрету к тому времени тоже было почти сто лет. Поэт долго оставался в задумчивости перед небольшим холстом. Он практически ничего не знал об этой женщине. Знал только, что жизнь ее отчего-то сло­жилась несчастливо и что умерла она совсем молодой. Поэт думал: «Какое чудо — живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца...» И в голове его начали складываться стихи:

Она давно прошла — и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье — тень любви и мысли — тень печали.

Но красоту ее Боровиковский спас.

Так, часть души ее от нас не улетела.

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, мечтать...

Мы потому и помним Лопухину, что ее написал Боровиковский. А если бы мы не знали, кто изображен на портрете, разве бы он меньше нравил­ся или меньше трогал? Конечно, нет! Оттого и будет вечно волновать этот портрет, что художник создал пре­красный образ женщины печальной и светлой красоты, чистой и нежной души.

Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза — как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.

Н. Заболоцкий

 


  • Поделитесь своими впечатлениями от женских портретов, написанных русскими ху­дожниками.

  • Подберите музыкальные произведения рус­ских композиторов (романсы, камерно-инстру­ментальная музыка), которые можно использо­вать как фон, способствующий более глубокому восприятию портретной живописи.

  • Сравните художественные особенности портретов Рокотова и Боровиковского с осо­бенностями знаменитого портрета Леонардо да Винчи «Джоконда». Что их роднит, что раз­личает?

  • Найдите в тексте стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения. Каким образом они уси­ливают восприятие образа А.Струйской?


Портреты наших великих соотечественников

 

Портретный жанр занимает значи­тельное место в творчестве русского художника Ильи Ефимовича Репина (1844—1930). Обращение к портретной галерее этого художника дает возмож­ность современным зрителям узнать о его многочисленных творческих связях с деятелями отечественной науки, куль­туры, искусства — учеными, писателя­ми, живописцами, музыкантами, меце натами, которые внесли свой вклад в культурное наследие России.

Знаменитые люди на портретах изоб­ражены Репиным в разных душевных состояниях: мечтательного созерцания (композитор А. Бородин), активного действия (композитор, пианист, дири­жер, основатель Петербургской кон­серватории А. Рубинштейн), спокойно­го размышления (писатель Л. Толстой), глубокого раздумья (коллекционер кар­тин, меценат, создатель собрания Го­сударственной Третьяковской галереи П. Третьяков).

На каждом портрете живописец изображает своих героев с теми пред­метами, которые составляют суть их профессиональной деятельности, — писатель с книгой в руках, музыкант- исполнитель у дирижерского пульта, создатель художественной коллекции в окружении картин. Эта традиция имела место и в портретах XVIII в.

 


  • Рассмотрите изображения людей. Определите, в какое время они созданы, какие особеннос­ти личности (облик, черты характера, увлечения, социальная принадлежность и др.) стремились подчеркнуть в них художники. Какие средства выразительности помогли вам понять это?

  • Послушайте два фрагмента из произведений А. Бородина — «Ноктюрн» из Струнного квар­тета № 2, экспозицию Симфонии № 2 («Богатырская»). Какому из этих фрагментов созвучен пор­трет композитора? Найдите общие средства выразительности портрета и музыки.

  • Рассмотрите портрет А. Рубинштейна. Вы­скажите предположение, каким знакомым вам сочинением он дирижирует.

  • Послушайте вступление к опере «Хованщи­на» М. Мусоргского — «Рассвет на Москве-реке». Какие особенности развития этой музыкальной картины необходимо подчеркнуть дирижеру-ис­полнителю?

  • Вглядитесь в портрет писателя Л. Толстого. Какое эмоциональное состояние передано в нем художником?

  • Прочитайте отрывок из романа Л. Толстого «Война и мир» (сцена Сони и Наташи) как диа­лог, по ролям. Какие черты характера героинь раскрывает писатель? Какую из сфер жизни об­щества начала XIX в. (война? мир?) описывает?

  • Какими знаниями обогащает вас знакомство с различными произведениями искусства — жи­вописным портретом, литературным текстом?


Художественно-творческое задание

► Нарисуйте эскизы костюмов, декораций, под­берите музыкальный фон для этой сцены.

 

Как начиналась галерея.

 

...Павел Михайлович Третьяков... ходил из комнаты в комнату, раздумывая, куда же поместить новые приобретения. В ка­бинете все забито битком. Против окон — «Княжна Тараканова», над большим дива­ном — «Привал арестантов», над угловым, по одной стене — «Охотники». В широком простенке — «Рыболов» и «Странник» тоже Перова. Нет, в гостиной явно негде было ве­шать. Павел Михайлович опять перешел в столовую и наконец с трудом выбрал мес­то. Развешивая картины, он приговаривал, вздыхая:

 


  • Тесно, до чего тесно!

  • Перестань покупать, — лукаво при­щурился Александр Степанович Каминский, пришедший с Соней проведать родных.


Павел Михайлович, обернувшись, молча на­градил его негодующим взглядом. Архитектор обезоруживающе улыбнулся в ответ и спо­койно, весело посоветовал:

 


  • Тогда строй помещение.


Третьяков оставил картины, по-смотрел

на зятя.

 


  • Думаешь? Я и сам так считаю. Давно уже, — сказал он, помолчав, — А за проект возьмешься?..


...Он вышел на воздух... и погрузился в густую тень грушевого сада. Третьякову было бесконечно жаль уничтожать этот славный уголок сада. Но место его уже при­надлежало галерее.

Откладывать нечего, Саша. Пора на­чинать. Только, будь другом, последи, чтоб с грушами поаккуратнее.

 


  • Прочитайте отрывок из книги Н. Ненаро­кова «Почетный гражданин Москвы».

  • Рассмотрите портрет П. Третьякова кисти И. Репина. В чем, по вашему мнению, проявля­ется общность образов картины и рассказа?


 

Музыкальный портрет.

 

Интересно сопоставить особеннос­ти воссоздания облика человека в ли­тературе, изобразительном искусстве, музыке.

В музыке не может быть сходства с конкретным лицом, но в то же время не случайно говорится, что «в интона­ции спрятан человек». Так как музыка искусство временное (она разверты­вается, развивается во времени), ей, как и лирической поэзии, подвластно воплощение эмоциональных состоя­ний, переживаний человека со всеми их изменениями.

Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, — метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценическим действием и внемузыкальными ассоциациями рас­ширяют ее возможности. Выражая чувства, настроения человека, вопло­щая различные его состояния, харак­тер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.

Персонаж, лирический герой, рас­сказчик, повествователь — эти понятия важны не только в литературном про­изведении, но и в музыкальном. Они необходимы для понимания содержа­ния программной музыки, музыки для театра — оперной, балетной, а также инструментально-симфонической.

Интонация персонажа более ярко воспроизводит внешние приметы, проявления человека в жизни: возраст, пол, темперамент, характер, непов­торимую манеру говорить, двигаться, национальные особенности. Все это воплощается в музыке, и мы как бы видим человека.

Персонаж, лирический герой, рас­сказчик, повествователь — эти понятия важны не только в литературном про­изведении, но и в музыкальном. Они необходимы для понимания содержа­ния программной музыки, музыки для театра — оперной, балетной, а также инструментально-симфонической.

Интонация персонажа более ярко воспроизводит внешние приметы, проявления человека в жизни: возраст, пол, темперамент, характер, непов­торимую манеру говорить, двигаться, национальные особенности. Все это воплощается в музыке, и мы как бы видим человека. «Моцартовские темы подобны выразительному лицу... Можно написать целую книгу о женс­ких образах в инструментальной му­зыке Моцарта» (В. Медушевский).

 


  • Послушайте фрагменты из произведений разных композиторов: В.-А. Моцарта и С. Прокофьева, А. Бородина и Б. Тищенко, Ж. Бизе и Р. Щедрина, А. Шнитке и В. Кикты. Портреты каких людей вы «увиде­ли» в музыке? Какие средства выразительности дают вам возможность представить особенности характеров героев и персонажей?


► Сделайте эскизные зарисовки портретов персонажей полюбив­шихся вам музыкальных сочинений, дайте им словесную характеристику

Александр Невский

 

Князь Александр Невский (1220­1263) родился в городе. Переяславле- Залесском. Отроческие и юношеские годы Александра прошли в Новгоро­де. В двадцатилетнем возрасте князь Александр одержал победу на Неве над сильным противником - шведами, за что народ прозвал его Александром Невским. В 1242 г. на льду Чудского озера произошло знаменитое Ледовое побоище, в котором войско Алексан­дра Невского разгромило немецких рыцарей-крестоносцев. В «Повести о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра», которая была написана в 80-е годы XIII в., ког­да началось его почитание как свято­го, сказано:

«Александр... вошел в церковь святой Софии, и начал молиться со слезами: "Боже славный, праведный, Боже великий, сильный, Боже превечный, сотворивший небо и зем­лю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ. Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне". Князь, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: "Не в силе Бог, но в правде". В течение 20 лет князь, стремясь возродить былую славу Руси, ездил на поклон к ханам Золотой Орды и пла­тил им ежегодную дань. После смерти отца Александр стал великим князем Владимирским. В 1263 г. после очеред­ной поездки в Орду, князь тяжело за­болел и вскоре умер. В народе говори­ли, что он был отравлен. Похоронили князя во Владимире. В 1710 г. по указу Петра I нетленные мощи Александра Невского были перевезены в Санкт- Петербург и захоронены в Александро- Невской Лавре. Тогда же был учрежден орден Александра Невского. Во время Великой Отечественной войны (1941­1945) этот орден вновь стал боевой наградой. День почитания Святого Благоверного князя Александра Невского - 6 декабря. Русский народ бережно хранит память об Александре Невском. Его образ запечатлен в раз­личных произведениях искусства - литературе, музыке, живописи, скуль­птуре, кино.

Интернет-конкурс «Имя России – 2008».

 


  • Рассмотрите картины, памятник, икону, изображение Александро-Невской лавры, посвящен­ные Александру Невскому — святому земли русской. Что это за человек? Каким он предстает перед нами? Какими чертами характера наделен?

  • Какой должна быть музыка, рисующая образ князя, чтобы представить себе именно такого человека? Аргументируйте свое мнение.

  • Послушайте фрагменты из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»», посмотрите эпи­зоды из одноименного фильма С. Эйзенштейна Какими средствами режиссеру и композитору удалось вызвать у нас представление о характере, внешнем облике главного героя?


Портерт композитора в литературе и кино

 

Портрет любого деятеля культуры и искусства создают прежде всего его произведения: музыка, картины, скульптуры и пр., — а также его пись­ма, воспоминания современников и художественные произведения о нем, возникшие в последующие эпохи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 2567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.