КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Застывшая музыка 5 страница
Именно кинематограф дает вторую жизнь шедеврам классической музыки. Известно множество киноверсий опер, балетов, мюзиклов, а также мультипликационных фильмов на музыку композиторов-классиков («Адажио» Т. Альбинони — фильм режиссера Г. Бардина; «Времена года» П. Чайковского— фильм режиссера И. Иванова-Вано и др.). 1. Запишите в свою творческую тетрадь названия знакомых вам видов киноискусства, его жанров с конкретными примерами. 2. Посмотрите мультфильм «Времена года». Какими средствами анимации отражены в фильме особенности пьес П. Чайковского «Осенняя песнь (Октябрь)» и «На тройке (Ноябрь)»? 3. Подберите из вашей фильмотеки фрагменты фильмов с компьютерными эффектами, которые потрясли ваше воображение. Продемонстрируйте их (фрагменты) на уроке. 4. Посмотрите фрагменты кинофильмов, созданных на сюжеты известных литературных произведений («Метель» А. Пушкина, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира). Что вносит язык киноискусства в раскрытие драматургии образов? Художественно-творческие задания 1. Придумайте сюжет небольшого, но занимательного фильма или мультфильма. Сделайте раскадровку. Выполните коллективную работу: создайте альбом, посвященный моде ХХ в. Подберите популярные песни, соответствующие по стилю каждому персонажу. Телевидение(от греч. tele— вдаль, далеко и лат. video— вижу) — одно из мощных средств массовой информации, имеет новые изобразительные возможности. С помощью телевидения происходит передача на расстояние изображения подвижных и неподвижных объектов с помощью электрических сигналов, распространяющихся по каналу связи. Первые телепередачи начались в Москве еще в 1935 г. Они были посвящены жизни нашего государства, культурным мероприятиям, спорту.
Сегодня все большее распространение получают телепроекты, ориентирующие зрителя на интерактивное общение. Это многочисленные ток-шоу, развлекательные программы с интернет-голосованием, sms-сообщениями. Это игры и конкурсы («Фабрика звезд», «Народный артист», «Ледниковый период», «Танцы со звездами» и др.). Особое значение в этих передачах имеет синтез искусств: разговорный жанр, театрализация, музыка различных жанров. Роль музыки в этих программах неоднозначна. В одних она выполняет фоновую или чисто развлекательную функцию, в других — нацеливает зрителей на более глубо кое восприятие образов, создаваемых артистами. Процесс создания телевизионной продукции связан с коллективным творческим трудом сценариста, режиссера, оператора, художника, актеров, работников сопутствующих служб (осветителей, костюмеров, гримеров и пр. 1. Изучив телевизионную программу одного из дней недели, систематизируйте передачи по жанрам, запишите свои выводы в творческую тетрадь. 2. Согласны ли вы с высказыванием известного американского теле- и радиожурналиста Э. Мэроу: «Телевидение может учить и просвещать и даже вдохновлять, но только до тех пор, пока люди будут использовать его соответствующим образом. В противном случае это не более чем ящик с проводами и лампочками». Аргументируйте свое мнение. Художественно-творческие задания · Придумайте небольшой, но увлекательный сценарий (смешной, грустный, поучительный и т. д.) фильма или мультфильма. Сделайте его раскадровку. При наличии видеокамеры снимите короткий фильм, раскадровку которого вы выполнили. Подберите к нему музыкальное сопровождение. Разделившись на группы (5-7 человек), посмотрите по телевизору различные передачи. Проанализируйте средства художественной выразительности, которые используются в телевизионных передачах разных жанров.
Изобразительная природа кино
Каждое произведение искусства создает неповторимую модель мира. Более полувека назад (в 1957 г.) появился на свет художественный фильм «Летят журавли» (режиссер М. Колотозов, оператор С. Урусевский), который снискал заслуженную славу и в отечественном, и в зарубежном кинематографе. Пальмовая ветвь Международного Каннского кинофестиваля приравняла ленту к шедеврам таких признанных мастеров, как Ф. Феллини и М. Антониони (Италия). В основе сюжета фильма — пьеса драматурга В. Розова «Вечно живые», дань памяти прошедшим войну и наставление будущим поколениям. В ней через конкретные истории самых обыкновенных людей раскрывается судьба целого народа, исковерканная, покореженная войной (1941-1945 гг.)., но не сломленная. В драматическом фильме «Летят журавли» органично соединяются боль и радость, потери и обретения, юмор и слезы, молодость и мудрость. Каждый из действующих лиц — на фронте и в тылу — прибавляет желания выстоять и жить в мирное время. Кто-то предает себя, а кто-то никогда не изменяет собственным принципам, кто-то не выдерживает и сдается, а кто-то начинает понимать свое предназначение. Каждый ведет эту войну, которая происходит не только на полях сражений, но и в душе человека. В фильме явно выделяются две драматургические линии, два пласта, две истории. Первая — внешняя: несложная история жизни девушки Вероники (Татьяна Самойлова), жених которой (Алексей Баталов) уходит на фронт. И тогда она от собственной слабости, от страха, вызванного бомбежкой, изменяет своему жениху и связывает свою жизнь с его братом — пианистом Марком. Вторая линия — внутренняя. Это — душевный мир Вероники, где она настоящая — страдающая от собственной измены, но живущая любовью к Борису, измотанная ожиданием, уничтоженная страшным известием о его смерти. Это образ «хорошей плохой героини». Значимыми в фильме становятся язык образов, психологизм героев, повторы деталей, ракурсов, отсылки к прежним временам, к воспоминаниям, которые заставляют зрителя взглянуть на мир глазами Вероники, ощутить движение ее души. 1. Посмотрите фрагменты фильма «Летят журавли»: гибель Бориса, бомбежка, сцена встречи на вокзале, эпизод с подарком (белочка), сцена с ребенком. Какие черты образа Вероники раскрываются в них?
2. Какие средства выразительности подчеркивают эмоциональный строй сцен? Как детали фильма помогают зрителям сопереживать его действующим лицам? 3. На каких нравственных ценностях акцентируют внимание зрителей создатели фильма? 4. Как вы понимаете смысл выражения «Летят журавли» сквозь время и пространство...»? Представьте себя членами жюри кинофестиваля, на котором демонстрируется фильм «Летят журавли». Какие особенности сценария, режиссуры, операторского и актерского мастерства вы бы отметили?
Музыка в кино
Композитор, пишущий музыку для кино, — это человек, от которого требуется развитие драматургических принципов, заложенных в картину режиссером. Его музыка способствует драматургическому развитию происходящего на экране действия. Замысел режиссера диктует ту или иную эмоциональную окраску музыки в эпизодах и сценах фильма. Если в этом нет необходимости, а нужен просто какой-то музыкальный фон, то может звучать все что угодно, любая музыка, соответствующая ритму действия. Когда же речь идет именно о драматургии, очень хорошо работает прием музыкального контраста. Это очень мощный драматургический прием. На самом деле таких приемов не много, и все они, пожалуй, были подарены нам Шекспиром и Л. Толстым. Нам осталось только правильно их применять. Например, музыка, являющаяся фоном для, казалось бы, успешного и непобедимого героя, как бы предрекает фатальный финал. Она иносказательно говорит о том, что ничто не вечно и успех может обернуться неудачей. Именно это и происходит в финале хорошо известного фильма «Профессионал» с Бельмондо в главной роли. Музыку для фильма написал композитор Энио Морриконе (род. 1928) — самый легендарный из живущих кино композиторов. Число созданных им саундтреков приближается к пятистам, и, возможно, эта легкость в сотворении мелодий дала основание окрестить его Моцартом киномузыки. Им написана музыка примерно к 450 фильмам, среди которых «Однажды в Америке», «За пригоршню долларов», «Хороший, плохой, злой», «Двадцатый век», «Кентерберийские рассказы», «Декамерон», «Теорема», «Неприкасаемые», «Профессионал», «Гамлет», «Убить Билла», «72 метра» и многие другие. Среди режиссеров, с которыми работал Морриконе, — Пазолини, Бертолуччи, Бе- локкио, Торнаторе, Дзеффирелли, Де Пальма, Стоун, Альмодовар.
В картине «Профессионал» звучит всего одна мелодия, но она передает то самое состояние души, которое настраивает зрителя на правильное восприятие фильма. И неспроста эта единственная мелодия появляется всегда и в одном и том же исполнении. Именно это придает фильму особый колорит. В какие бы ситуации ние попадал герой Бельмондо, эта музыка передает взгляд режиссера. Возникает своего рода интрига, когда автор фильма знает то, что пока неведомо зрителю, — он знает финал. И финал этот трагичен, что подчеркивается музыкой. Потом, досмотрев фильм до конца, зритель понимает, почему звучала именно эта мелодия. И в конце фильма приходит как бы повторное переживание всего произошедшего и осознание всего трагизма картины. Можно уверенно сказать, что удачно сочиненная киномузыка является еще одним важным действующим персонажем, актером, которого зачастую нет в титрах, но без которого фильм перестанет быть именно этим фильмом.
Тайные смыслы образов искусства или загадки музыкальных хитов
Кинематографисты в своем творчестве нередко обращаются к интерпретации шедевров мирового искусства. Примером обращения к популярной музыке «Адажио» Томазо Альбинони (1671-1750) — итальянского композитора и скрипача XVIII в., современника А. Вивальди и И.-С. Баха — является мультипликационный фильм с одноименным названием отечественного режиссера Г. Бардина. Адажио для органа и струнных инструментов внесено в книгу «Рекордов Гиннесса», потому что авторство Аль- бинони признается ошибочным. Существует версия о том, что мелодию этого произведения среди сгоревших рукописей композитора нашел в середине XXв. исследователь жизни и творчества Альбинони Ремо Джацотто и сочинил на ее основе музыкальное произведение. Впервые реконструированное «Адажио» было исполнено в 1958 г. С тех пор его мелодия звучала неисчислимое количество раз как музыкальная подложка в разного рода телевизионных программах и рекламных роликах, как саундтрек (звуковая дорожка) в художественных и документальных фильмах. Многочисленные транскрипции «Адажио» для всевозможных инструментов и составов, практически во всех стилях звучат с эстрады. На музыку «Адажио» сочиняют стихи, и тогда оно звучит уже как песня. Наиболее известны варианты в исполнении Сары Брайтман (Anytime, Anywhere) и Лары Фабиан (AdagioAlbinoni). В русскоязычном варианте широкую популярность приобрела песня «Мгновения» в исполнении Николая Баскова. Музыка «Адажио» наполнена явными и скрытыми смыслами, знаками- символами. Ее мелодическая основа с ниспадающими, слово никнущими фразами, которые завершаются скорбными интонациями, строгий и возвышенный тембр органа, траурный минорный лад и, наконец, мерная неторопливая поступь шага вызывают у слушателей представление о движении по тернистому жизненному пути, которое ассоциируется с глубокой тоской и одиночеством. Символ движения стал исходной точкой для создания мультипликационного фильма. На фоне музыки «Адажио» разворачивается неторопливое действие, в котором режиссер (с помощью бумажной пластики) призывает зрителей осмыслить вечные темы — добро и зло, свет и тень, черное и белое, кумиры и поклонники, чужой среди своих и др.
1. Послушайте «Адажио» Т. Альбинони — Р. Джацотто. Попытайтесь высказать свои суждения о содержании этого произведения и, приняв за основу идею: «человек на дороге жизни». 2. Какими выразительными средствами создан этот художественный образ? 3. С какими уже известными вам сочинениями отечественных и зарубежных композиторов можно выявить сходство этой музыки? Запишите свои размышления в творческую тетрадь. 1. Посмотрите фильм режиссера Г. Бардина «Адажио». Обращаясь к содержанию и средствам художественного воплощения фильма и музыки, сформулируйте вопросы для дискуссии на тему «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта» (Ш. Руставели). 2. Как вы думаете, почему два художественных произведения, созданные в разное время, помогают современным слушателям и зрителям задуматься над проблемой: «Человек в поисках жизненных смыслов»? Какие нравственные уроки дают нам эти произведения? 3. Послушайте «Адажио» в интерпретации современных исполнителей. Как вы думаете, что привлекло их в этом сочинении? Почему в этих обработках знаменитого произведения прошлого они обращаются к трактовке темы любви? 4. Какие функции искусства можно выделить при сопоставлении художественных образов музыки и кино? Художественно-творческие задания • Посмотрите фильм режиссера Г. Бардина «Адажио». Обращаясь к содержанию и средствам художественного воплощения фильма и музыки, сформулируйте вопросы для дискуссии на тему «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта» (Ш. Руставели).
Искусство и открытие мира для себя
Вопрос себе как первый шаг к творчеству
Современный человек живет в сложном и загадочном мире, ставящем перед ним почти каждый день множество вопросов, на которые он ищет ответы. Эти ответы иногда приходят к нему в результате познания и труда, а иногда в результате озарения. В любом случае верно найденный ответ на вопрос вызывает чувство удовлетворения. Именно с вопроса начинается любое творчество: и художественное, и научное. Человеческие творения рождаются сначала в виде мысли и лишь затем воплощаются в предметы и события. Человечество ищет ответы на возникающие вопросы. Именно вопросы служат мотивом для познания мира. Если человек не ждет, когда ему зададут тот или иной вопрос, чтобы начать свой поиск, а сам умеет задавать себе вопросы и самостоятельно искать на них ответы, то можно сказать, что у него есть потенциал для развития творчества. И чем больше он погружается в суть предмета, тем больше появляется вопросов, так как приходит понимание огромности и непознаваемости мира. Этот парадокс заметил древнегреческий мудрец Сократ и выразил его в лаконичной, но глубокой по смыслу фразе: «Я знаю только то, что я ничего не знаю». Именно вопросы стимулируют творчество. Чем больше возникает вопросов, тем больше шансов стать творческим человеком.
1. Какое место в развитии человечества, в познании мира занимает искусство? Какое место в семье искусств занимают изобразительные искусства (пластические), музыка, литература, театр, кино и др.?
Литературные страницы
• Прочитайте притчу арабского философа, писателя и художника XX в. Халиля Джибрана. Передпрестоломкрасоты В один из тяжелых дней я бежал от угрюмого лика общества и возмущающего голову городского шума и направил свои усталые шаги в просторную долину. Следуя приветливому течению ручейка, под музыкальный щебет птиц, я добрался до уединенного местечка, где ниспадающие ветви деревьев не позволяли солнцу прикоснуться к земле. Я стоял там, радуясь всей душой — изжаждавшейся душой, знавшей только мираж жизни, но не ее сладость. Я углубился в раздумья, и дух мой поднимался все выше к тверди небесной, когда передо мной вдруг предстала Гурия, наготу которой прикрывал только виноградный листок, а золотые волосы украшал только венок из маков. Заметив мое изумление, она приветствовала меня следующими словами: · Не пугайся, я — нимфа леса. · Но как может такая красота обитать здесь? Пожалуйста, скажи мне, кто ты и откуда взялась? — попросил я. · Я — символ Природы! — ответила она, изящным движением опускаясь на зеленую траву. — Я — Вечная дева, которую почитали твои предки, и в мою честь возводили они святилища и храмы... · Но храмы эти разорены, а кости моих благочестивых предков смешались с землей, — осмелился сказать я, — ничто теперь не напоминает об их богине, кроме нескольких жалких и полузабытых страниц истории. Некоторые богини живут столько, сколько их чтят, и умирают вместе со своими поклонниками, другие живут вечно и бесконечно. Жизнь мою поддерживает мир Красоты, которую ты можешь увидеть повсюду, куда бы ни обратился твой взгляд, ибо Красота эта есть сама Природа; в ней начало счастья пастуха на холмах, радости земледельца посреди поля и удовольствия наполненных благоговением племен гор и равнин. Эта Красота подводит мудрого к престолу Истины. · Красота — это ужасная сила! — воскликнул я. · Люди боятся всего, даже самих себя. Вы опасаетесь неба — источника духовного мира; вы страшитесь Природы — пристанища отдыха и спокойствия; вы боитесь благого Бога и обвиняете Его в гневе, хотя Он полон любви и милосердия. После глубокого молчания, смешанного со сладостными мечтаниями, я попросил: · Расскажи мне о той Красоте, которую люди толкуют и понимают каждый в соответствии с собственным разумением; я видел, что ее чтут и поклоняются ей различным образом и способами. · Красота, — ответила она, — это то, что привлекает твою душу, то, что любит давать, а не брать. Когда ты встречаешься с красотой, твоя внутренняя суть протягивает к ней из глубин твоего существа руки, чтобы привлечь ее к сердцу. Она — великолепие, сотканное из печали и радости; она — это Незримое, вдруг увиденное тобой, и постигнутое тобой Непонятное, и вдруг услышанное Безмолвие... это — Святая Святых, начинающееся в тебе самом и заканчивающееся далеко за пределами земного воображения. И тогда нимфа леса приблизилась ко мне и прикрыла пропитанной ароматами рукой мои глаза. А когда она отняла ладонь, я обнаружил, что остался в долине один. Потом я вернулся в город, суета которого более не раздражала меня, повторяя ее слова: «Красота — это то, что привлекает твою душу, то, что любит давать, а не брать». 1. Почему Халиль Джибран назвал свою притчу «Перед престолом красоты»? Напомним, что престол — это символ Божественной или светской власти. Так называют священное место или трон, где восседает божество, например, престол Господень, или трон монарха, духовного владыки. 2. Объясните смысл выражений: «Красота эта есть сама Природа» «Красота подводит мудрого к престолу Истины» «Красота... — великолепие, сотканное из печали и радости» «Красота — это то, что привлекает твою душу, то, что любит давать, а не брать». 1. Какие явления жизни, человеческих взаимоотношений, произведения искусства являются для вас символами красоты? Аргументируйте свое мнение. Найдите на страницах учебника репродукции произведений изобразительного искусства, вспомните полюбившиеся вам музыкальные и литературные произведения, кинофильмы и театральные постановки, которые, на ваш взгляд, созвучны мыслям прочитанной притчи.
Исследовательский проект
«Пушкин — наше всё» В многогранном и обширном мире русской культурной жизни одним из самых ярких и выдающихся явлений был и есть Александр Сергеевич Пушкин, творческое наследие которого интегрирует практически все виды искусства. Поэтому мы предлагаем вам выполнить проект по одной из тем, связанных с его именем. «Пушкин — наше всё» — эти слова А. Григорьева, (1822—1864), современника А. Пушкина, русского критика, поэта, переводчика, — подскажут вам самые разные направления проектной деятельности. Пушкину-мыслителю, сумевшему в «просвещении стать с веком наравне», открывались важные для нашего времени идеи: братство народов, которые должны, «распри позабыв», соединиться «в единую семью»; абсолютная ценность личности; трепетное отношение к дружбе («Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен...», «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!»; «Ни музы, ни труды, ни радости досуга — ничто не заменит единственного друга»); призыв к смирению, терпению и терпимости, которых сегодня так часто не хватает людям («И дух смирения, терпения, любви и целомудрия мне в сердце оживи»); поклонения святому чувству любви («Хвала любви, хвала богам!»;, «Сегодня я люблю, сегодня счастлив я»; «Любви все возрасты покорны, ее порывы благотворны.») и многие другие. Пушкин может быть вам опорой в разные минуты жизни. Всё — это сама жизнь. Творение Пушкина — это живая жизнь в ее разных проявлениях. Пушкину-поэту открывались и «неба содроганье», и «горний ангелов полет», и «гад морских подводный ход», и «дольней лозы прозябанье». и русские «дороги плохи» (!)... и «голос лиры вдохновенной», и «славы блеск и «мрак изгнанья», «и светлых мыслей красота», «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы и любовь». В отечественном поэтическом наследии пушкинская нота — самая чистая и звонкая. В ней — душа народа, «русский дух», «животворящая святыня памяти». С. Гейченко Среди многочисленных высказываний поэта мы находим такие, в которых он предстает перед читателями XXI в. как пророк и неиссякаемый оптимист, человек, наделенный глубокими чувствами: «Недаром жизнь и лира мне были вверены судьбой»; «Дана мне лира от богов, поэту дар бесценный.»; «Да здравствует солнце, да скроется тьма!»; «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.». Для работы над исследовательским проектом, надо разделиться на небольшие группы (5—7 человек) и выбрать одну из тем. Разрабатывая содержание этой темы, обратитесь в первую очередь к поэзии и прозе А. Пушкина, к уже знакомым и новым для вас его сочинениям. Найдите произведения различных искусств, в которых воплощены образ самого поэта и образы его литературных произведений. Представьте изученный вами материал в виде реферата, компьютерной презентации, виртуального путешествия по пушкинским местам. Защита каждого мини-проекта должна превратиться в увлекательное событие, в котором могут быть представлены различные виды художественной деятельности: выразительное чтение, пение, театрализованная постановка, видео- и фото композиции, хореография, выставка творческих художественных работ. В защите проектов могут принять участие не только одноклассники, но и учителя, учащиеся других классов, родители, друзья. Чтобы гости не были пассивными наблюдателями этого действа, придумайте для них вопросы и задания, конкурсы. В предлагаемых ниже темах каждый из вас сможет найти тему по душе. Возможно, что вы предложите какой-либо новый ракурс раскрытия темы «Пушкин — наше всё».
Темы групповых и индивидуальных мини протов, мини-исследований
· Образ А.С. Пушкина в изобразительном искусстве (портреты, скульптуры, образцы декоративно-прикладного искусства, детские рисунки, работы художников-иллюстраторов, памятные знаки, барельефы и др.). · «Быстрый карандаш» А.С. Пушкина на полях его рукописей. · Музыкальные воплощения лирической поэзии А.С. Пушкина. · Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке. •Образы пушкинской прозы и поэзии в книжных иллюстрациях. · Театр и А. С. Пушкин. · Пушкинские музеи-заповедники, музеи-квартиры, музеи-усадьбы. · Художественные и телевизионные фильмы о жизни А. С. Пушкина на сюжеты его произведений. · Мультипликация: образы сказок А.С. Пушкина. · Деятельность культурных, общественных организаций, связанных с именем А. С. Пушкина. · Астрономия логия: малая планета 2208 Pushkin. Увековечение имени поэта в названиях городов, улиц, площадей, скверов. усству 8-9 класс И.Э.Кашекова
Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова Е. Д. Критская Искусство 8—9классы Учебник для общеобразовательных учреждении Москва «Просвещение» 2009 Сергеева Г. П. С 32 Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2009. — 000 с.: ил. — ISBN Учебник предназначен для учащихся 8—9 классов общеобразовательных учреждений. Он написан в соответствии с программой «Искусство. 8—9 классы» тех же авторов. Издание представляет собой учебник интегрированного типа. Он поможет приобщить учащихся к художественно-творческой деятельности на уровне компетентного читателя, зрителя, слушателя, адекватно воспринимающего и оценивающего разнообразные явления искусства. Учебник является основной частью учебно-методического комплекта, в который входят фонохрестоматия музыкального материала и пособие для учителей с примерными поурочными разработками. Учебник даст возможность вести уроки учителям изобразительного искусства или музыки в зависимости от их профессиональной подготовки и возможностей школы.
Искусство в жизни современного человека 3 Искусство открывает новые грани мира 8 Искусство как универсальный способ общения 20 Красота в искусстве и в жизни 35 Прекрасное пробуждает доброе 43 Исследовательский проект 44
Искусство вокруг нас
Искусство — часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира. К искусству относят разновидности человеческой деятельности, объединяемые художественно-образными формами воспроизведения действительности, — живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, художественную литературу, театр, танец, кино. В более широком значении слово «искусство» относят к любой форме деятельности человека, если она совершается умело, мастерски, искусно.
«Искусство есть извечный радостный и благой символ стремления человека к добру, к радости и совершенству», — писал известный немецкий писатель Т. Манн. Каждый вид искусства говорит на своем языке о вечных проблемах жизни, о добре и зле, о любви и ненависти, о радости и горе, о красоте мира и человеческой души, о высоте помыслов и устремлений, о комичности и трагичности жизни. Различные виды искусства взаимно обогащаются, часто заимствуют друг у друга средства выражения содержания. Не случайно бытует мнение, что архитектура — это застывшая музыка, что та или иная линия в картине музыкальна, что эпический роман подобен симфонии. А когда говорят о любом виде художественной деятельности, в том числе и об исполнительском мастерстве (творчестве), нередко используют такие понятия, как композиция, ритм, колорит, пластика, линия, динамика, музыкальность — общие в прямом или в переносном смысле для разных искусств. Но в любом произведении искусства всегда присутствует поэтическое начало, то, что составляет его главную сущность, его пафос и придает ему необычайную силу воздействия. Без возвышенного поэтического чувства, без одухотворенности любое произведение мертво.
Художественный образ - стиль – язык У каждого времени свое лицо, свой образ, свои мелодии и ритмы. Когда мы видим величественные египетские пирамиды или храм Василия Блаженного, слушаем музыку Баха, Моцарта, Чайковского, читаем былины и народные предания, сочинения Шекспира или Дюма, Пушкина или Чехова, мы проникаемся атмосферой ушедших времен, мы узнаем людей, которые жили тогда. Последующие поколения лучше поймут наше время, если будут слушать музыку, читать книги, рассматривать картины и скульптуры нашей эпохи. Ведь современное искусство — это то, в чем воплощается наш мир, мы с вами. И по тому, что сейчас создано, потомки будут судить о нас. Художник и скульптор, композитор и исполнитель, поэт и писатель, режиссер и актер нуждаются в контакте со зрителем, слушателем, читателем, которые соучаствуют в творческом процессе, сопереживают ему. Чтобы приблизиться к искусству, войти в мир художника, приоткрыть для себя уникальность личности творца, не обойтись без понимания таких категорий, как художественный образ, стиль, язык. ^ Художественный образ— этообобщенное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окружающему миру. Раскрывая свой внутренний мир, художник всегда настроен на волну своего времени со всеми его тревогами и радостями, предчувствует те или иные перемены. Поэтому и становится возможным создание художественного образа эпохи.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 1706; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |