Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Застывшая музыка 2 страница




По указу Наполеона I, который хо­тел обессмертить славу своей армии, построены Триумфальные воротав Париже. На стенах арки выгравиро­ваны имена генералов, сражавшихся вместе с императором.

В 1814 г. в России к торжественной встрече русской армии-освободитель­ницы, возвращавшейся из Европы после победы над Наполеоном, были сооружены деревянные Триумфаль­ные воротау Тверской заставы. Более 100 лет арка простояла в центре Мос­квы, а в 1936 г. была снесена. Лишь в 60-е гг. XX в. Триумфальная арка была воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона.

В XV в. после падения Византии, которая считалась преемницей Рим­ской империи и получила название Второго Рима, центром православной культуры становится Москва. В пери­од экономического и военного роста Московское государство нуждалось в соответствующем культурном имид­же. Двор московского царя становится местом проживания многих культурно образованных православных людей. В их числе архитекторы и строители, иконописцы и музыканты.

Московские цари считали себя наследниками римских тра­диций, и это нашло отражение в словах: «Москва — Третий Рим, а четвертому не бывати». Чтобы соответствовать этому высоко­му статусу, по проекту итальянского архитектора Фиораванти перестраивается Московский Кремль. Окончание строительства первого каменного храма Москвы — Успенского собора стало поводом к основанию Хора государевых певчих дьяков. Масш­таб и великолепие храма требовали большей, чем прежде, силы звучания музыки. Все это подчеркивало власть государеву.

Во второй половине XVII в. по гран­диозному замыслу святейшего патриар­ха Никона — создать святые места по образу Палестины, связанной с земной жизнью и подвигом Иисуса Христа, — под Москвой был построен Ново-Ие­русалимский монастырь.Его главный собор по плану и размерам подобен храму Гроба Господня в Иерусалиме. Это детище патриарха Никона — вер­шина развития древних традиций Рус­ской церкви, берущих свое начало со времен крещения Руси (X в.).

В XVIII в. открылась новая гла­ва российской истории. Петром Iпо меткому выражению Пушкина, было «прорублено окно в Европу» — осно­ван Санкт-Петербург.

Новые идеи нашли отражение во всех видах искусства. Появляется свет­ская живопись и скульптура, изменя­ется на европейский лад музыка. Хор государевых певчих дьяков теперь переведен в Петербург и становится Придворной певческой капеллой (не­редко в этом хоре пел и сам Петр I. Искусства возглашают хвалу Господу и здравницу молодому царю всея Руси.

Сейчас Хоровая капелла имени М. И. Глинки — это величественный памятник русской культуры, просла­вившийся на весь мир. Капелла помо­гает сохранять связь времен и преемс­твенность традиций.

В ХХ в., в эпоху сталинизма в на­шей стране помпезная, пышная архи­тектура подчеркивала силу и власть государства, низводя до ничтожно ма­лого уровня человеческую личность, игнорировала индивидуальное свое­образие каждого человека. Бездушный механизм государственного принуж­дения высвечивает гротескное начало в музыке (Д. Шостакович, А. Шнитке и др.).

Демократические настроения наро­да находят особенно яркое выраже­ние в искусстве в переломные момен­ты истории. Это и революционные песни, марши в период Октябрьского переворота в России (1917), плакаты, произведения живописи, музыкальные сочинения времен Великой Оте­чественной войны (1941 — 1945). Это и массовая песня, отражающая трудовой энтузиазм послевоенных лет, и авто­рская песня второй половины XX в. (разновидность городского фолькло­ра), выражающая не только лиричес­кие настроения молодого поколения, но и протест против ограничения свободы личности, особенно ярко вы­разившийся в рок-музыке.

1. Приведите примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением. Подберите произведения искусства, отражающие идеи этих государств. Обратитесь к справочной литературе.

2. Посмотрите картины, фрагменты из кинофильмов, послушайте музыкальные произведения, выражающие идеалы народа в различные времена в разных странах. Что вы можете сказать об их общественных идеалах?

3. Какими средствами и с какой целью искусство воздействует на людей сегодня?

Художественно-творческое задание

► Подготовьте доклад или компьютерную презентацию на тему, связанную с внушением народу определенных чувств и мыслей средствами искусства. Проанализируйте различные художествен­ные произведения одного вида искусства в разные эпохи или выберите эпоху и по произведени­ям различных видов искусства представьте ее целостный образ.

 

Какими средствами воздействует искусство?

 

К общим средствам художествен­ной выразительности, как известно, относятся: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, инто­нация и др. Они могут существенно усилить воздействие художественного произведения, повлиять на отноше­ние человека, вызвать определенные образы, ассоциации, воспоминания.

Композиция — это построение художественного произведения, обус­ловленное его содержанием, характе­ром, назначением. Композиционное равновесие зависит от расположения основных частей произведения. Ком­позиция, построенная по законам ис­кусства, придает произведению целос­тность и гармоничность.

Особенности композиции акцен­тируют внимание на определенных предметах. Художник подчеркивает их значимость в сюжете картины. Он преднамеренно переключает внима­ние зрителя с одной части картины на другую, вызывая в его душе опре­деленные переживания, причем в пос­ледовательности, желательной для по­нимания содержания произведения. На знаменитой картине Сандро Боттичелли (1445—1510) «Весна» справа, легко скользя по цветущему лугу в прозрачных, легких одеждах, рассыпает цветы сама Весна. Пресле­дуемая Зефиром Флора словно ищет у нее защиты. В центре под аркой вет­вей стоит Венера. Ее жест указывает на трех граций, причудливо сплетаю­щих в хороводе руки. Слева тянется за апельсином Меркурий. Персонажи как будто не замечают друг друга, фигуры существуют независимо друг от друга. Прозрачные одежды едва прикрывают тонкие, гибкие тела. Ясные ив то же время тягуче-нежные линии создают ощущение зачарованности. На всех лицах лежит тень невысказанной грусти. Фигуры как будто двигаются с бесшумной легкостью. Их объединяет общий ритм.

Сопоставим особенности компо­зиции этого живописного полотна с особенностями построения (формой) музыкального произведения с тем же названием. «Весна» — первый концерт в цикле концертов «Времена года» Антонио Вивальди (1678-1741) — наиболее популяр­ном сочинении итальянского композитора в стиле барокко.

Концерты этого цикла — программная музыка, так как каждому из концертов композитор предпослал сонет. Пред­полагается, что автором стихов является сам Вивальди.

Музыка точно следует за образами стихов. Сонеты на­столько соответствуют музыкальной форме концертов, что невольно возникает подозрение, не сочинены ли они к уже написанной музыке.

Первая часть концерта «Весна грядет!» открывается необы­чайно радостным мотивом, иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны, — играет весь оркестр (tutti). Этот мотив является своего рода рефреном, что придает му­зыке форму, похожую на рондо.

Весна грядет! И радостною песней

Полна природа. Солнце и тепло,

Журчат ручьи. И праздничные вести

Зефир разносит, точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,

Как благовест, звучит небесный гром.

Но быстро иссякает вихрь могучий, И щебет вновь плывет в пространстве голубом. Вторая часть — «Сон крестьянина». Вивальди не без юмора нарисовал картину сладкого сна — солирующая скрипка поет мелодию, очень тихое (pp) звучание всех скрипок оркестра в мягком пунктирном ритме изображает шелест листвы, а голоса альтов — лай со­баки, «охраняющей» сон хозяина.

Цветов дыханье, шелест трав,

Полна природа грез.

Спит пастушок, за день устав,

И тявкает чуть слышно пес.

Третья часть («Танец-пастораль») пол­на энергии и жизнерадостности. Ритм этой части напоминает поступь старин­ного итальянского танца сицилианы, его особый признак — повторяющаяся рит­мическая фигура

Пастушеской волынки звук

Разносится, гудящий над лугами,

И нимф танцующих волшебный круг

Весны расцвечен дивными лучами.

1. Рассмотрите картину «Весна» Боттичелли. Передайте графически композиционное построение кар­тины. О чем говорит эта линия? Можно ли здесь использовать музыкальный термин «кульминация»? Где она находится и как это передал художник?

2. Как можно интерпретировать строки из стихотворения Микеланджело: «Кто создал все, тот сотворил и части»?

3. Послушайте концерт «Весна». Как его композиция влияет на общее впечатление? Какими средствами композитор создает образ весны? В каких эпизодах вы услышали пение птиц?

4. Каковы особенности построения первой части концерта? Почему композитор избрал форму рондо? Появлению каких зрительных образов весны помогает противопоставление музыкальных тем? Какой при­нцип построения музыки играет ведущую роль — повтор или контраст? А в картине Боттичелли?

5. Какую роль играет сопоставление звучания скрипки соло и всего оркестра в концерте Вивальди? Можно ли найти в картине Боттичелли аналогии этому музыкальному сопоставлению соло и оркестра?

Форма представляет собой сумму приемов, выразительных и изобразительных средств для создания художественного образа в любом виде искусства. Благодаря форме рождается внешнее выражение определенного содержания, например, изобразительная форма, музыкальная форма, стихотворная форма. В разных видах искусства внешнее выражение имеет свои особенности.

В изобразительном искусстве форма — это очерта­ние, наружный вид, контур предмета. Самые простые формы приближаются к квадрату, треугольнику, кругу, «амебе».

Каждая форма имеет свой характер. Квадрат — закончен­ная, устойчивая форма — выражает утверждающие образы, ей не свойственно движение, полет. Треугольник — активная, развивающаяся на плоскости и в пространстве форма — не­сет в себе возможность движения, выражает борьбу проти­воположностей, может быть агрессивной. Круг — наиболее яркое выражение идеи природы (Земли, Солнца, мирозда­ния), поэтому ассоциируется с понятиями «добро», «счастье», «жизнь». Текучая форма амебы придает образам неустойчи­вый характер, ассоциируется с романтичностью, меланхоли­ей, пессимизмом.

1. Посмотрите плакаты, рекламные листовки, современную скульптуру, фрагменты мультфильмов с изображением стилизованных животных. Что подчеркивает стилизация или трансформация?

2. Послушайте два музыкальных произведения. Сравните, как в них раз­вивается и утверждается основная музыкальная мысль. Какие способы раз­вития преобладают в каждом из этих произведений.

Линия тоже имеет свою форму, которая выражает образ. Она может быть стремительной или тягучей, плавной или угловатой, целенаправленной или хао­тичной и тем самым формирует различные образы.

Для усиления художественного образа формы могут быть стилизованными или трансформиро­ванными. В них подчеркиваются или изменяются характерные черты предмета, а ненужные детали отбрасываются. Особенно часто эти приемы исполь­зуются в плакатной и книжной графике и в мульти­пликации, а также в современной скульптуре.

В музыке под формойподразумеваются органи­зация музыкального целого, способы развития музы­кального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям, напри­мер: песня, романс, баллада, прелюдия и др. Формы- композиции в музыке основаны на известных вам принципах — повтор и контраст. Различают двух­частные и трехчастные музыкальные формы, ва­риации, рондо, сонатная формаи др.

Масштабность замысла музыкального произведения определяет его форму-композицию. Для песенных жанров характерны простые формы (куплетные, куплетно-вариационные); произведения танце вальных жанров нередко написаны в трехчастной форме. А драматургия таких жанров, как симфония, концерт, опера, балет, требует более развернутых форм, построенных на сопоставлении и противопоставлении контрастных образов.

1. Посмотрите фрагменты орнаментов из иллюстраций И. Билибина к русским народным сказ­кам, репродукцию картины «На катке» А. Дейнеки. Какой эффект создает ритмическая организа­ция орнамента и композиции картины?

Послушайте фрагменты музыкальных произведений. Определите, какую роль играет ритми­ческая организация в музыке разных эпох. Ритм отражает связь природы, че­ловека и его деятельности с миро­зданием. Слово ритм означает «мер­ность».

Ритм сложился под влиянием де­ятельности человека: шага, танца, за­клинания, плача-причета, укачивания ребенка, бытовой речи, этапов ра­боты, Ритм подсказывает и природа: сердцебиение и пульс живого орга­низма, пение птиц, движение морс­ких волн и т. п. Такие ритмы понятны всем людям. С помощью ритма мож­но выразить состояния покоя и без­мятежности, величия и стабильности, суетливости и испуга.

В европейской культуре в Средние века вытянутые по вертикали пропор­ции соборов создавали образы, со­звучные устремленной к небу в эмо­циональном порыве душе человека. В древнерусском искусстве выразитель­ные пропорции архитектурных пост­роек несли в себе образы, объединя­ющие человека с природой.

Фактура от лат. factum— обработ­ка, строение.

В изобразительном искусстве факту­ра — это характер обработки поверхности изделия декоративно-прикладного искусства, скульптуры или живописной плоскости, способ передачи особенностей реальных предметов (бархат, шелк, бронза и др.) изобразительными средствами. Это и совокупность технических приемов художника: ведение кисти, наложение красочных слоев, удары резца, полировка.

В музыке под фактуройпонимают ха­рактер, совокупность средств музыкально­го изложения, склад, тип взаимоотношений различных голосов музыкальной ткани: гар­моническая (аккордовая), в которой голоса движутся «стройными рядами»; полифоничес­кая, в которой каждый голос самостоятелен; гомофонно-гармоническая.

Новодевичий монастырь в Москве

1. Рассмотрите изображения античного храма, готического собора, православной церкви. Какие ассоциации вызывают у вас пропорции этих архитектурных сооружений?

2. Послушайте звучание разных колоколов и сопоставьте их ритмические формулы. Как изме­нение ритма влияет на эмоциональный строй колокольных звонов?

3. Объясните, как вы понимаете термины «композиция», «содержание», «сюжет», «ритм», «про­порции», «форма», «фактура». Найдите эти понятия в справочной литературе.

4. Какие средства художественной выразительности, общие для различных искусств, вам из­вестны?

5. Послушайте и сравните два музыкальных произведения. Какое значение имеет фактура в со­здании различных образов?

Художественно-творческие задания

· Создайте в технике аппликации (или на компьютере) несколько уравновешенных или не­уравновешенных композиций, используя разные по характеру элементы.

· Создайте изобразительную композицию, которая ассоциировалась бы с одним из знакомых музыкальных произведений. Аргументируйте особенности реализации своего замысла.

 

Храмовый синтез искусств

 

Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного яв­ления. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной де­ятельности. С древних времен извес­тен синтез архитектуры, декоративно - прикладных и монументальных ис­кусств, скульптуры и живописи.

Возникновение, развитие и существование искусства разных народов мира обладает удивительным сходством. Это свидетельствует об обще­человеческих законах искусства, ко­торые находят свое воплощение в обрядах, верованиях, религиозных ритуалах. В архитектуре, оформле­нии храмов, музыкальном сопро­вождении богослужения отразились представления человека о мире, ми­роощущение эпохи и народа, их со­здавших.

Храмы — это культовые построй­ки, которые воплощают образ миро­устройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности. Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесу­щего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом че­рез таинство, место спасения души...

Земной храм является образом Храма вышнего, земным жилищем Бога. Поэтому образ Храма содержит в себе выходящую за пределы челове­ческого сознания идею Божественного и в то же время вбирает все представ­ления о мироустройстве. В Храме че­ловек ищет убежище от мирской суе­ты. Обращаясь в молитвенном порыве к Богу, осознает единство земного и небесного.

Певучесть Слова, строгие лики древ­них икон, величественная архитектура церквей и храмов, монументальность фресок, сдержанная пластика скульптур, звучащая церковная музыка с ее строгими и возвышенными мелодия­ми, предметы декоративно-прикладного искусства — все это вызывает высо­кие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии, рождает стремление к истине и иде­алу. Религиозное искусство обращает­ся к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и оду­хотворение.

В православном храмедля моля­щихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное про­странство. Алтарная часть — для бо­жественной сверхреальности. Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона. Строгие одно­голосные напевы в древности были созвучны ликам святых, представлен­ным на иконах, в мозаиках, фресках. В XVIII в. их сменили многоголосные концертные композиции, символизи­рующие могущество и единение свет­ского и церковного начал, как основы государственности России.

Золотой фон словно уносит фигу­ры святых в недосягаемые светящи­еся сферы. Интенсивные красочные пятна в мозаиках придают вырази­тельность образам святых и реальных людей. Сияние огромного количест­ва лампад и свечей, пение искусных и подготовленных певцов усиливают благолепие службы. Но внутреннее, душевно-духовное наполнение обря­да молитвой есть дело находящихся в храме людей.

Грандиозность и величественность архитектурного образа католического соборазвучит особенно возвышенно в светлом, взлетающем пространстве интерьера. Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки. Огромные ажурные окна с цветными стеклами — витра­жами — делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Льющийся через стекла витражей цветной таинствен­ный свет, создавая в храме необыч­ную цветовую среду, отличную от внешнего мира, символизирует свет христианского познания. Архитектура, скульптура, живопись, таинство литургического действа в пра­вославном храме соотносятся с хоро­вым пением без сопровождения (акапелла). В католическом — не только с пением, но и со звучанием органа.

Мусульманский храм (мечеть) сво­им великим куполом символизирует единого Бога (Аллаха) и минаретом (башня около мечети) — его проро­ка (Магомета). Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства — открытый двор и за­тененный молитвенный зал.

Главные архитектурные элементы мечети послужили основой для фор­мирования мусульманских понятий о красоте. Огромный купол, парящий над мечетью, так же как и архитек­турные «сталактиты» — ниши, нависа­ющие друг над другом, создают иллю­зию бесконечного и непостижимого неба и символизируют божественную совершенную красоту, а минарет — божественное величие. На стенах ме­чети размещаются декоративно офор­мленные изречения из Корана. В религиозной культуре ислама из всех видов искусств преимущество по­лучили архитектура (дворцы, мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов. Изображение божества и любого живого существа считалось святотатством. Поэтому ху­дожественный стиль ислама — деко­ративный, орнаментальный.

Бесконечный по своей природе орнамент служит способом художес­твенного выражения исламского ми­роощущения. Именно орнамент стро­ится на ритмическом повторении ос­новных мотивов. А в мусульманстве повторение считается одним из на­дежных способов постижения истины и выражения преданности Аллаху.

Древний буддийский храм, соору­женный из мощных обтесанных кам­ней и плит, был основой для пышного и тяжелого орнаментального скуль­птурного декора, охватывающего поч­ти всю его поверхность. Своеобразным следствием этого является отсутствие арки и свода. В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные коло­кольчики. Они раскачиваются при ма­лейшем порыве ветра, наполняя окру­жающее пространство нежным мело­дичным звоном. Одновременно коло­кольчики были защитой святилища от проникновения злых духов, входили в состав ритуальных предметов, которые использовались в церковных обрядах. Буддийские религиозные праздники сопровождаются обычно шествиями с театрализованными представлениями, музыкой и ритуальными танцами на открытом воздухе.

· Рассмотрите фотографии храмов, представляющих основные мировые религии: христианс­кую (католицизм и православие), буддийскую и мусульманскую, их планов и интерьеров. Опишите специфику каждого из них. Есть ли между ними что-либо общее? Если да, то что именно? Что можно сказать о стилях этих храмов? В чем специфичность каждого?

· Какие искусства задействованы в религиозных ритуалах?

· Послушайте музыку, сопровождающую богослужения в разных религиях, и определите, в каких храмах она должна звучать. Соотнесите характер ее звучания с особенностями того или иного храма.

 

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении

 

В театре, кино, на телевидении также активно взаимодействуют различные виды искусства. Синтетическими вида­ми искусства являются театр и кино, объединяющие драматическое, музы­кальное, изобразительное искусства.

Зритель и слушатель испытывает на себе воздействие сюжета литера­турного произведения, лежащего в ос­нове сценария фильма или либретто спектакля. Декорации и костюмы, со­здающие зрительный образ спектакля, погружают его в атмосферу реальнос­ти, в которой разворачивается сюжет. Эмоциональное переживание проис­ходящих на сцене коллизий во много раз усиливается музыкой.

Особый сценический жанр — мю­зикл, где в неразрывном единстве сливаются драматическое, музыкаль­ное, вокальное, хореографическое и пластическое искусства. Их сочетание и взаимосвязь придают мюзиклу осо­бую динамичность. Характерной чер­той многих мюзиклов стало раскры­тие серьезного содержания доступны­ми для восприятия художественными средствами. Мюзикл впитал в себя некоторые черты оперетты, водеви­ля, эстрадного шоу, варьете, отличаю­щихся особым ощущением сценичес­кого времени, броскостью, яркостью материала.

Жанр мюзикла сформировался в США в начале XX в. и вскоре начал свое триумфальное шествие по все­му миру. Некоторые зачастую назы­вают рок-операми. При высочайшем уровне исполнения постановка вока­ла или пластики в мюзиклах и рок- операх принципиально иная, нежели в классических музыкальных жанрах: голоса не могут звучать по оперному, а танец — выглядеть балетным.

Многие мюзиклы и рок-оперы об­рели свою вторую жизнь в кино и получили высокие кинематографичес­кие награды. К синтетическим жанрам можно отнести и модные сегодня различные шоу на телевидении,в которых для вовлечения зрителя в пространство, в атмосферу, задуманные по сценарию, используют ослепительные цветомузыкальные и световые эффекты, часто агрессивную звуковую среду. Синтез искусств сегодня можно наблюдать в архитектуре музеев, театров, обществен­ных зданий. Фасады и интерьеры теат­ра или музея часто украшают рельефы, мозаики или декоративная живопись, передающие характер и тематическую направленность здания. По-разному бу­дет использован синтез искусств в фор­мировании атмосферы музея искусства или музея боевой славы.

Соотношение искусств, участвую­щих в синтезе, определяется стилем произведения, художественным за­мыслом автора и вкусом заказчика.

1. Какие искусства задействованы в различных видах театра? Вспомните, какой спектакль про­извел на вас самое сильное впечатление. Почему?

2. Послушайте фрагмент музыки балета «Ярославна» Б. Тищенко. Какие чувства, зрительные об­разы он у вас вызвал? Проанализируйте почему.

3. Посмотрите фрагмент фильма-оперы «Князь Игорь» на музыку А. Бородина. Что особенно вас захватило: игра актеров, музыка, декорации, сюжет?

4. Найдите в тексте «Слова о полку Игореве...» эпизоды, созвучные фрагментам оперы и балета.

5. Вспомните и спойте известные вам хиты из мюзиклов и рок-опер.

Художественно-творческие задания.

1. Выполните эскиз декораций или костюмов к музыкальному спектаклю: опере, балету, мю­зиклу (по выбору).

Инсценируйте отрывок из оперы, балета, мюзикла (по выбору).

 

Искусство предвосхищает будущее

 

Дар предвосхищения

 

В древнегреческой мифологии рассказывается о дочери троянского царя — Кассандре, которую Аполлон сначала наградил даром пророчес­тва, а потом, когда девушка отверг­ла его любовь, сделал так, что люди перестали ей верить. Поэтому, когда Кассандра, предсказывая гибель Трои, пыталась предупредить троянцев об опасности, которая таится в деревян­ном коне, ей никто не верил. И Троя, как известно, действительно погибла. Выражение «пророчество Кассандры» стало иносказательным.

Так же порой происходит и с про­изведениями искусства и литературы. Некоторые их создатели обладают уди­вительным даром предсказывать буду­щее, но им редко верят, несмотря на то, что их предсказания сбываются.

Что же помогает этим людям преду­гадывать события? Может быть, инту­иция? Умение сделать предположение, решить проблему, не имея всех не­обходимых данных, которые в этом случае домысливаются? Это качество может быть только у людей с хорошо развитым образным мышлением.

Поскольку художественное мышле­ние лучше, чем у других людей, раз­вито у художников, композиторов, писателей — людей, чьей профессией является творческое достраивание ре­альности, именно они чаще всего и делают удивительные прогнозы, кото­рые часто через какое-то время сбы­ваются. Произведения искусства не раз предвосхищали исторические собы­тия, научные открытия, развитие тех­нического прогресса и др. Энергия искусства пробуждает чувства и сознание и авторов произведений, и людей, их воспри­нимающих.

Не менее важны произведения искусст­ва, в которых авторы, остро чувствуя свое время, предвидят его дальнейшее развитие и стремятся предупредить людей о социаль­ных и политических опасностях, заставить их быть терпимее, внимательнее, добрее и сдержаннее.

1. Вспомните сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего.

2. Объясните понятия:иносказание, метафора, аллегория, олицетворение — на примере извес­тных вам произведений разных видов искусства.

Художественно-творческое задание.

► Напишите эссе о каком-либо заинтересовавшем вас явлении современного искусства (изоб­разительного, музыкального, литературы, кино, театра), в котором есть скрытое пророчество бу­дущего.

 

Какие знания дает искусство?

 

Искусство помогает людям обра­тить внимание на то, что в обыденной жизни они сами не всегда видят. Оно как бы открывает привычные вещи и явления с новой стороны.

Особенно важно, что искусство дает людям знания порой незаметно ненавязчиво.

В истории человечества искусство не раз открывало знания, имеющие научное значение. Например, худож­ник XVIII в. Ж.-Э. Лиотар в картине «Шоколадница» разложил свет по за­конам, в то время еще неизвестным физике.

Французский писатель-фантаст XIXв. Ж. Верн в романе «20 тысяч лье под водой» предсказал появление подвод­ной лодки, а русский писатель XXв. А. Толстой в романе «Гиперболоид ин­женера Гарина» — появление лазера.

Художник В. Кандинский, разрабо­тав теорию влияния цвета на эмоции человека, приблизился к решению за­дач современной психологии и артерапии (исцеления искусством).

Многие произведения литературы, кино, театра, рассказывающие о на­учных открытиях (например, фильм «Девять дней одного года» режиссера М. Ромма, по роману Д. Гранина «Иду на грозу» и др.), не научат ставить эк­сперименты или делать опыты. Но из них узнают, какие разные по своему характеру люди занимаются наукой, как от индивидуальности ученого зависит путь исследования и как опасно, когда в науку проникают далекие от ее интере­сов личности.

Ученые, оцифровавшие и математически рассчитавшие про­изведения французского художника В. ван Гога, утверждают, что он обладал уникальным даром видеть то, что простым смертным не дано, — воздушные потоки. Своеобразная, буд­то хаотично закольцованная манера письма художника, как выяснилось, не что иное, как распределение яркости, соот­ветствующее математическому описанию турбулентного пото­ка, теория которого была заложена великим математиком А. Колмогоровым лишь к середине XX в. Ученые, объяснив явле­ние турбулентности, решают серьезную проблему в авиации: ведь сегодня причиной многих воздушных катастроф стано­вится именно турбулентность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 3066; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.