Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика соционических психотипов




психотип главное плюсы минусы профессия Имена
Штирлиц Администратор Реалистичность, разумно направлен ный труд Последователен, аккуратен, Законник, фотографи ческая память Боится неизвестности, не терпит изворотливости в други Любая практичес-кая деятель-ность (хирург, администра-тор, юрист) Столыпин, Коль, Станиславский, Ливанов
Габен Мастер Баланс, гармония во всем Целеустремленный скурпулезный Дистанцируется, т.к. боится показаться смешным Индивидуальная практическая деятельность(художник, дизайнер, музыкант, кулинария) Сименон, Кристи, Розенбаум
психотип главное плюсы минусы профессия Имена
Жуков Организатор Воля и решительность Умеет создать комфорт, работает крупномасштабно Плохо чувствует других людей Организатор, любая силовая структура Петр 1, ленин, лужков, Ахматова
Максим Систематик Структура во всем Коллекционер Дисциплинирован, иерархия - все Не видит перспективу развития событий Бухгалтер, диспетчер, математик, издатель Михалков Говорухин Леонтьев Вайкуле
Джек Предприни матель Активная жизненная позиция Создает эффективно действующие системы. Учитывает все детали Не может создать комфорт в быту, не разбирается в состоянии своего здоровья Рационализатор Изобретатель Менеджер педагог Кеннеди Ньютон Суворов Бельмондо
Бальзак Критик Свое место в череде событий Умеет выбрать наиболее оптимальный вариант Видит перспективу Дестанцируется, но вспыльчив, не терпит фамильярности Политика Наука Военное дело Философия Бетховен Кутузов Хакамада Ширвиндт
Дон Кихот Искатель Разгадка тайн бытия Находит логику во всем, создает новые теории Плохо чувствует отношение к себе, задает слишком высокую планку Фундаментальные исследования, бизнесс, книгоиздание Эйнштейн Циолковский Вернадский Никулин Ришар
Робеспьер Аналитик Открытие закономерностей Точен Аккуратен Предвидит крупные события Не выносит нажима Преподаватель Методист музыкант Юнг Чехов Рахманинов
Гюго энтузиаст Радость и удобство Нравственен Общительный Создает уют Реалис, не умеет мечтать Не может выполнять планомерную работу Сфера услуг ПР, реклама актер Штраус Орлова Якубович
Дюма Посредник комфорт Гурман и эстет, создает комфорт везде Уклонение от проблем общителен Спонтанность поведения Артист Музыкант Художник Медик Дизайнер кулинар Озеров Юдашкин Маккартни
Наполеон Лидер слава Напористый Целеустремленный Эстет карьерист Хаотичность поведения Играет роль Переоценивает свои возможности Политики Юристы Секретари Горбачев Пугачева Тэйлор Меркьюри
Драйзер Хранитель Этика, мораль Эмоциональный аккуратный Вспыльчивый, плохо видит скрытые причины Работник социальной сферы Тургенев Островский
Гамлет Артист Эмоции, накал Управляет своими и чужими эмоциями Богатая фантазия Не может заботиться о здоровье, тратить деньги Гнет свою линию Не может вписаться в систему Электронные СМИ. Театр Психолог Гитлер Жириновский Чаплин Репин
Есенин Лирик воображение Ясновидец Смотрит в душу людей Умеет повлиять на людей без конфликта Поддается настроению Не может создать комфорт Не лидер Гуманитарная деятельность Только не производство Шопен Даль
Гексли Инициатор Увидеть перспективу Видит новые возможности Прогнозирует Сдержан Жонглирует настроением окружающих Не вписывается в рамки Человек настроения Предприниматель Игрок психолог Моцарт Рязанов Миронов
Достоевский Гуманист Гармония отношений между людьми Участлив Эмоционален Отходчив Чутье перспективы последователен Давление не приемлет Тиранит себя разного рода долженствованиями Слаб в быту Религия Просветительство Педагогика психология Ван Гог Лихачев Паустовский

 

Помимо того, что уровень конфликта можно определить на основе теории взаимодействия соционических типов, существует еще и классификация конфликтных личностей, которую также необходимо учитывать:

Тип конфликтной личности Поведенческие характеристики
демонстративный Хочет быть в центре внимания Любит хорошо выглядеть в глазах других Его отношение к людям определяется тем, как они относятся к нему Ему легко даются поверхностные конфликты Любуется, подчеркивает свои страдания Эмоциональное поведение преобладает над рациональным Планирование деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь Избегает систематической, кропотливой работы В ситуации конфликта чувствует себя неплохо
ригидный Подозрителен Обладает завышенной самооценкой Постоянно требует подтверждения собственной значимости Часто не учитывает изменение обстоятельств Прямолинеен, негибок С трудом принимает точку зрения окружающих Уважение окружающих воспринимает как должное, а критику как обиду Болезненно обидчив, повышенно чувствителен
неуправляемый Импульсивен, недостаточно контролирует себя Ведет себя вызывающе, агрессивно Игнорирует нормы общения Высокий уровень притязаний Несамокритичен Недостаточно развита способность соотнести свои поступки с целями и обстоятельствами Не способен опираться на прошлый опыт
сверхточный Скрупулезно относится к работе Предъявляет повышенные требования к себе Обладает повышенной тревожностью Чрезмерно чувствителен к деталям Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих Мнителен Неврастеничен Сдержан во внешних (особенно эмоциональных) проявлениях Не чувствует реальные взаимоотношения в группе
«бесконфликтный» Неустойчив в оценках и мнениях Обладает легкой внушаемостью Внутренне противоречив Характерна некоторая непоследовательность поведения Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях Недостаточно хорошо видит перспективу Зависит от мнения окружающих Излишне стремится к компромиссу Не обладает достаточной силой воли Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих

 

Принципы профилактики конфликта:

1. 1. Не стоит пытаться прогнозировать и предупреждать те конфликты, которые не имеют к вам непосредственного отношения. Это должен делать специалист

2. 2. Не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его.

Социально-психологические условия профилактики конфликта:

1. 1. соблюдение баланса ролей...

2. 2. соблюдение баланса взаимозависимости в решениях и действиях. Каждый человек хочет быть независимым и делать то, что он хочет делать. Важно поддерживать баланс между этой внутренней независимостью и внешней зависимостью человека: а) разработка нормативных процедур, б) озвучивание всех социальных процессов (потому что), в) демонстрация собственной зависимости.

3. 3. баланс взаимных услуг

4. 4. баланс ущерба

5. 5. сбалансированность самооценки и внешней оценки

Здесь существует определенная проблема:

Речь идет не об объективной, а о субъективной оценке этого баланса. На самом деле баланса может и не быть, он может вам только казаться. В этом случае ситуация перерастет в конфликт.


 

2. 2. Технология предупреждения конфликтов

Предупреждать конфликт можно двумя формами поведения: влияя на свое поведение и воздействуя на психику оппонента.

Что можете лично вы:

1. 1. уметь оценивать ситуацию как предконфликтную.

С этой целью составляется карта потенциального конфликта, т.е. карта, отражающая устремления сторон в конфликтной ситуации. Эта же карта позволяет и структурировать существующий уже конфликт для того, чтобы определить эффективность той или иной стратегии в конфликте:

 

кто

 

Чего хочет

Чего опасается

       
 
кто
 
кто

 

 

 

 

 

 
 
Предмет

 

Чего хочет Чего хочет

Чего опасается Чего опасается

 

 
 
кто

 

 

 

Чего хочет

Чего опасается

 

 

2. После такого анализа необходимо принять решение о принципиальном участии или неучастии в конфликте.

Необходимо следовать следующим принципам:

1. 1. не идти на конфликт, если не уверены, что оппонентом правильно поняты ваши мотивы.

2. 2. Снижать по возможности личный фон устойчивой тревожности и агрессии (многочисленные тренинги)

3. 3. Избегать предконфликтных ситуаций при переутомлении и перевозбужеднии. (суточные колебания)

4. 4. Чаще практиковать в конфликтных ситуациях сотрудничество, компромисс, избегание и уступку. Сначала это трудно, но со временем ваше Я начнет воспринимать это поведение как естественное.

5. 5. Не давать предварительных оценок и не ожидать единственно желаемого результата.

Способы и приемы воздействия на оппонента:

1. 1. Не требуйте от окружающих того, что они не в состоянии дать (не в состоянии, а не «не хотят»). Учитывайте способности и возможности людей. Ставьте реальные сроки.

2. 2. Не перевоспитывайте человека (до 5 лет). Все новое в природе и обществе создается достаточно медленно. Если вас в человеке не устраивает какая-либо черта характера, имеются две стратегии по ее устранению: вы начинаете периодически указывать ему на эту черту, говорить, что она мешает вам и другим членам коллектива, или в ходе беседы, сделав человеку комплемент, вы мягко говорите ему о недостатке, подчеркивая, что с ним вполне можно жить, но без него человек стал бы еще лучше. Вы не стремитесь заставить человека, а стремитесь сформировать у него убеждение, что что-то нужно сделать.

3. 3. Оценивайте психологическое состояние партнера по общению и избегайте острых тем, если оно нестабильно.

4. 4. Занимайте твердую позицию по отношению к проблеме и мягкую по отношению к оппоненту.

5. 5. Заранее информируйте людей о ваших решениях, затрагивающих их интересы.

6. 6. Не увеличивайте число обсуждаемых проблем в ходе беседы.

Процесс эффективного общения в предконфликтной ситуации непосредственно связан с уровнем рациональности поведения. Известно, что всплеск эмоций в предконфликте обязательно переводит его в конфликтную фазу. Поэтому управление эмоциями в конфликтном взаимодействии является одним из необходимых условий предупреждения конфликт.

Существует большое число техник эмоционального контроля.

Одна из таких техник – визуализация. Процесс визуализации сводится к тому, чтобы представить себя делающим или говорящим что-то.

Вторая техника – заземление. В этом варианте вы представляете гнев, который входит в вас, как пучок отрицательной энергии. Затем вы представляете себе, что эта энергия спускается вниз и спокойно уходит в землю.

Еще одна техника предлагается Д.Скоттом. Это проецирование и уничтожение в форме проекции. Этот способ состоит в том, что вы излучаете свой гнев и проецируете его на некий воображаемый экран. Затем вы берете воображаемую лучевую пушку и уничтожаете проекцию (это дает выход желанию насильственных действий) С каждым попаданием ваше раздражение ослабевает и в конечном итоге исчезает вовсе.

Еще один способ – очищение энергетической ауры. С этой целью следует встать или сесть и сделать ряд движений руками над головой, представляя себе, что так вы очищаете энергетическую оболочку тела.

Все эти способы действуют только на уровне вашей психики и, безусловно, не претендуют на реальное энергетическое воздействие. Однако конфликт – это продукт вашей психической деятельности. Поэтому бороться с ним необходимо по его же правилам и на его территории.

Если вас упорно втягивают в нежелательный конфликт, лучший способ не вступить в него – прибегнуть к технике анализа. Задавайте себе вопросы: «Почему он так себя ведет? Чего он хочет на самом деле?» Ищите ответ. Если вам удастся его найти, вы почувствуете себя выше конфликта. Но даже и в случае неудачи вы отстранитесь от ситуации. Однако ваш оппонент не должен догадаться о проделываемых манипуляциях. Такая тактика называется еще рационализацией эмоций. Закрепите ее глубоким дыханием. Когда человек волнуется, кислород перестает поступать в тормозящие отделы мозга. Вспомните фразу: «Дышите глубже! Вы взволнованы».

Не используйте конфликтогены.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.