Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 23. Спрос на ресурсы и их эффективное использование. Тема 22. Предприятие в условиях монополистической конкуренции и олигополии




Тема 22. Предприятие в условиях монополистической конкуренции и олигополии.

Приступаяк изучению данной темы, необходимо обратить внимание на то, что монополистическая конкуренция представляет собой двуединство конкуренции и монополии. Для монополистической конкуренции характерно значительное число товаропроизводителей на рынке (не менее 25), наличие дифференцированной продукции, относительно свободный вход и выход из него, возможность контроля над ценой. При этом максимизация прибыли, минимизация убытков и закрытие предприятия осуществляется в соответствии с принципами, которые характерны для рынка чистой конкуренции и чистой монополии.

На рынке монополистической конкуренции кроме ценовой конкуренции действует и неценовая конкуренция, которая выражается в дифференциации продукта, его совершенствовании и рекламе. Дифференциация продукта позволяет предложить один и тот же товар с разнообразной комбинацией его потребительских свойств, что позволяет расширить круг покупателей. Совершенствование продукции связано с улучшением качественных характеристик или потребительских свойств товара. Реклама занимает особое место в системе рыночных структур и является ярко выраженной формой неценовой конкуренции в условиях монополистической конкуренции. Она призвана приспосабливать потребительский спрос к продукту.

Значительное место среди рыночных структур занимает олигополия, которая характеризуется ограниченным числом участников (от 2 до 24). Простейшей формой олигополии является дуополия, т.е. когда на рынке два продавца. По концентрации продавцов на одном и том же рынке олигополии делятся на плотные и разреженные в зависимости от возможности осуществить сговор. Учитывая характер предлагаемой продукции, олигополии можно разделить на ординарные и диверсифинцированные, в зависимости от вида выпускаемых продуктов. Необходимо учитывать тот факт, что в основе образования олигополий лежит механизм рыночной конкуренции, сопровождаемой поглощениями и слияниями.

Обратите внимание на ограниченный характер ценовой конкуренции между олигополистами, и на редкие «ценовые войны», и на такие виды неценовой конкуренции, как тайный сговор, лидерство в ценах, ценовая накидка. Раскройте их содержание.

В данной теме рассматриваются различные аспекты привлечения через рынок необходимых для предприятия ресурсов. Основными участниками данных рынков выступают домашние хозяйства (предложение ресурсов) и бизнес (спрос на них), что не исключает участия других субъектов рыночного процесса: государства, предпринимателей, собственников.

Спрос на ресурсы обусловливается потребностями развития производства или спросом на конечную продукцию. Следовательно, спрос на факторы производства является зависимым от рынков предметов потребления. Необходимо выяснить специфику спроса на ресурсы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции и роли эластичности спроса на них, а также влияния доли ресурса в общих издержках на величину продаж производимого продукта. При этом следует уяснить, какие факторы влияют на изменение спроса на ресурс.

Особое место занимает рассмотрение принципа разграничения ресурсов на взаимозаменяемые и взаимодополняемые. При использовании взаимозаменяемых ресурсов следует обратить внимание на эффект замещения и эффект объема выпуска, а при анализе взаимодополняемых ресурсов — на эффект объема производства.

Следующим важнейшим условием функционирования этих рынков является то, что предельные затраты (издержки, цена) на приобретение ресурсов не должны превышать предельный доход, полученный при применении данного ресурса. Изучая этот вопрос, необходимо понять, как достигается равновесие на рынке факторов производства, и уяснить условия минимизации издержек (необходимое условие) и максимизации прибыли (достаточное условие). При этом следует помнить об особом значении финансовых ограничениях предприятия (бюджетная линия предприятия) и о разнообразных комбинациях факторов производства (изокванта предприятия) для получения одного и того же результата.

Надо внимательно рассмотреть процесс распределения доходов в соответствии с собственностью на факторы производства и выделить возможные трактовки взаимосвязей между доходами и собственностью.

Наконец, необходимо обратить внимание на деятельность предприятия с учетом внешней среды и на те внешние эффекты (экстерналии) — положительные и отрицательные, которые не получают отражение в цене. При этом обратите внимание на частные, внешние и социальные издержки и выгоды, а также на проблему трансформации внешних эффектов во внутренние (частные) издержки и доходы и роль государства в этом процессе.

Раздел VII. Макроэкономика, или национальная экономика.
Макроэкономическое равновесие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.