Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 39. Валютные отношения в мировой экономике




Изучение данной темы следует начать с вопроса о валютных системах (национальных и международных). Здесь важно обратить внимание на формы организации международных денежно-кредитных отношений и на их основные компоненты (элементы): международные платежные средства, валютный курс, механизм его установления и поддержания, режим и условия обмена и конвертируемости валют, международный валютный рынок, межгосударственные институты, регулирующие валютные отношения, механизм международных расчетов.

В истории развития мировой валютной системы выделяются несколько ее типов: золотой стандарт, золотодевизный стандарт (Бреттон—Вудская система) и система управляемых плавающих курсов (ямайская система). Здесь важно понять суть принципов, на которых эти системы были построены, механизмы формирования курса и стоимости валют, а также виды резервов. Кроме того, необходимо выяснить противоречия в историческом развитии валютных систем и причины, приведшие к их смене. Наконец, следует различать мировую, региональные и национальные валютные системы и иметь представление о механизме их взаимодействия.

Более полное представление о валютных системах дает изучение золотого и валютного паритетов и валютных курсов (фиксированного и плавающего). Изучая этот вопрос, следует сосредоточиться, во-первых, на понятиях валютного курса как цены денежной единицы и валютной котировки (прямой и обратной), номинального и реального валютного курсов, во-вторых, на факторах, определяющих курсы валют, в-третьих, на режимах установления валютных курсов. Рассматривая режимы валютных курсов (фиксированный и плавающий), необходимо уяснить соответствующий механизм формирования валютных курсов. Кроме того, требуется понимание того, какое воздействие оказывает выбор того или иного режима валютных курсов на национальную экономику, ее эффективность и состояние экономических субъектов, а также оценить последствия изменения валютного курса. Еще один очень существенный момент — девальвация или ревальвация национальной валюты.

Наконец, следует уяснить понятия платежного и торгового балансов страны и особенности международных валютных отношений на современном этапе экономического развития, знать, в чем состоят проблемы совершенствования мировой валютной системы.

Раздел XII. История экономических учений [1].

Данный раздел пособия посвящен рассмотрению развития взглядов на экономические явления и процессы на протяжении небольшого, но самого важного исторического периода с точки зрения развития экономической науки. Студентам в рамках данного раздела необходимо знать, какие вопросы и проблемы волновали экономистов, какова была суть этих проблем, какие решения они предлагали. При этом необходимо следовать логике исторического процесса формирования и развития экономической науки, а также различных ее направлений. Прежде всего, следует обратить внимание на тот период времени, когда экономическая мысль существовала в рамках философии и еще не выделялась в отдельную отрасль знания. Следует отметить, что в истории человечества произошла ни одна смена общественных систем со своими экономическими отношениями. Продолжая логику исторического процесса развития экономической мысли, внимание следует переключить с античного общества на феодальное, где экономическая наука находилась под влиянием религиозных воззрений на общество и мир в целом. Именно по этой причине экономические отношения рассматривались в единстве с этикой, системой духовно-культурных ценностей. С наступлением капитализма происходила нарастающая секуляризация экономического мышления и экономического знания, так как этические, морально-нравственные нормы мешали становлению капитала и установлению его власти в обществе. Капитал создал собственного идола – деньги, которым заставил поклоняться все общество и которые стали идеологической и материальной основой современной бездуховной западной цивилизации.

Тема 40. Экономические воззрения в традиционных обществах. Меркантилисты, физиократы, классическая политическая экономия.

Следует начать изучение этих вопросов с особенностей экономических воззрений в традиционных обществах на труд, собственность, богатство, деньги, ссудный процент. Далее рассмотрение вопроса следует перенести в 16 век, когда начался процесс формирования обособленного экономического знания. Одним из первых, кто зафиксировал данный процесс был А. Монкретьен, введший в научный оборот термин «политическая экономия». Поэтому исторически первой экономической школой на Западе был меркантилизм, который в своем развитии прошел два этапа: ранний и поздний меркантилизм.

При изучении школы меркантилизма следует обратить внимание на то, что сам термин образовался от итальянского слова mercante — торговец, купец. Следовательно, главным объектом анализа у меркантилистов являлась сфера обращения при господстве торгового капитала. Акцентируйте внимание на основных положениях меркантилизма и выделите особенности раннего (концепция активного денежного баланса) и позднего (концепция активного торгового баланса) его периодов.

Далее следует перейти к рассмотрению воззрений физиократов ипоказать в чем выражалось их отличие от меркантилистов. Именно физиократы совершили переворот в экономическом мышлении, обратив внимание на основополагающие источники богатства – землю и труд. Земля от Бога, труд – от человека. Это естественные источники богатства в противоположность капиталу, производному от первых двух и выступающему в качестве искусственного, чисто экономического фактора производства.

Логическим продолжением темы является обращение к классической политэкономии. Следует отметить, что на данном этапе (середина XVII — середина XVIII) мировая экономическая наука претерпевает существенные изменения, а именно переход от эмпирических доказательств к теоретическим обоснованиям, к рационализму. Основоположниками такого подхода были Т. Гоббс, Д. Локк, У. Петти, Буагильбер. Однако, фундаментальный вклад в ее развитие внесли А.Смит и Д. Риккардо. Изучение воззрений А. Смита следует начинать с выявления сущности понятий «экономический человек» и «невидимая рука». Однако, последняя у моралиста А. Смита еще имеет провиденциальный характер, тогда как с укреплением власти капитала и рационального мышления «невидимая рука» стала выражением действия законов рынка, выступающих в качестве регулятора поведения субъектов хозяйствования). Далее, детальному анализу подлежит смитовское понимание категорий «стоимость» и «цена», а также условия их формирования. Уясните неоднозначность трактовок А. Смита стоимости и прибыли. Рассматривая взгляды Д. Риккардо акцентируйте внимание на том, что он видел главную задачу политической экономии в определении законов, которые управляют распределением созданного продукта, а капиталистический способ производства рассматривал как естественную форму общественного хозяйства. Не менее важно и знание теоретической позиции Д. Риккардо, который в отличии от А. Смита, однозначно отстаивал трудовое происхождение стоимости, и не сводил стоимость к совокупности зарплаты, прибыли и ренты. Наконец, заслугой Д. Рикардо является раскрытие принципов сравнительных издержек в международной торговле и торгового либерализма.

Тема 41. Эволюция классической политической экономии.

Приступая к изучению данной темы, необходимо обратить внимание, что, начиная со второй половины XVII века в ведущих державах мира по уровню развития промышленного капитала начинают в серьез задумываться над системой товарных отношений. Именно это послужило основой формирования двух направлений в развитии политической экономии: марксистская политическая экономия и буржуазная политическая экономия.

Первое связано с дальнейшим развитием теории трудовой стоимости К. Марксом. Второе — ознаменовалось отходом от теории трудовой стоимости и обоснованием иных принципов функционирования экономики, связанных с апологией власти капитала. Наиболее видными представителями второго направления являются Ж. Сей, Ж.Ш. Сисмонди, Т. Мальтус и Дж. Милль.

Рассматривая основные положения Ж. Сея прежде всего уясните его понимание стоимости, определяемой не затратами труда, а полезностью товара, издержками его производства, спросом и предложением. Во-вторых, охарактеризуйте так называемый «закон Ж.Сея», устанавливающий связь между производством товаров и созданием доходов. В-третьих, уясните идею Ж. Сея «о трех факторах производства».

Изучая воззрения Т. Мальтуса, обратите внимание на то, что он наиболее известен как автор «закона народонаселения». Сформулируйте связь между ростом населения и ростом средств его существования, которую устанавливает этот закон. На основании чего Т. Мальтус делал выводы о неизбежности и полезности воин, эпидемий, голода и прочих бед на Земле. Обратите внимание на теорию реализации Т. Мальтуса и определите в ней место и роль непроизводительного потребления.

Рассматривая взгляды Дж. Милля и Ж.Ш. Сисмонди акцентируйте внимание на их критическом отношении к капитализму, на присущих ему противоречиях, неравномерном развитии экономики, неравенстве в распределении доходов. Вместе с тем следует выделить воззрения этих теоретиков по ряду вопросов фундаментальной науки. В частности, предложение Дж. Милля по преодолению противоречий капитализма с помощью реформ, с учетом противопоставления «законов производства» и «законов распределения». Что касается Ж.Ш. Сисмонди, то следует осознать, что причину кризиса он видел в противоречии между производством и потреблением, выделяя в процессе воспроизводства в качестве приоритетного распределение, а решение проблемы капитализма он связывал с мелкотоварным производством. Поэтому необходимо привести аргументы, которые они использовали при обосновании своих взглядов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.