КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 47. Русская (советская) экономическая школа
Приступая к изучению данной темы, необходимо прежде всего остановиться на приоритете русской национальной экономической мысли в области единства этики и экономики, которая никогда не страдала «экономизмом», она сочетала в себе этику, экономику, политику, социологию и философию. Источником богатства всегда считался только труд, (Посошков И.Т.), который признавался в качестве главного достояния человека (Татищев В.Н.). Каково было отношение представителей русской экономической школы к государственной собственности на землю, к праву общины на владение землей. (Васильчуков А.И., Карышев Н.А.)? Изучая экономико-математическое направление русской экономической мысли, следует выделить Дмитриева В.К., который предпринял попытку соединения теории трудовой стоимости и теории предельной полезности. Дайте оценку вклада В.К. Дмитриева в теорию полных затрат труда и разработку основ модели межотраслевого баланса. Определите вклад Слуцкого Е.Е. в теорию потребительского выбора. Ярким представителем марксистского направления развития отечественной экономической мысли были прежде всего Плеханов Г.В., Ленин В.И. Последний провел фундаментальное исследование развития капитализма в России, в котором были вскрыты источники и пути становления капитализма в России. Кроме того, он обосновал переход капитализма к стадии империализма. Дайте характеристику основных признаков капитализма. Особо следует выделить взгляды Тугана-Барановского М.И., разработавшего теорию капиталистических кризисов. Он выделял также особую роль кредита и заложил основы для понимания процессов мультиплицирования и акселерации, выступал за национализацию земли с одновременным введением вечнонаследственной аренды. Определите его вклад в теорию цены, теорию распределения и теорию земельных отношений. Изучая советскую экономическую мысль, необходимо изучить экономические взгляды Бухарина Н.И. и прежде всего Сталина И.В., с именем которого неразрывно связано построение индустриального общества в нашей стране. Наконец, среди советских экономистов необходимо выделить Кондратьева Н.Д., разработавшего теорию больших циклов, Кондратовича Л.В., положившего начало новому разделу математики — линейному программированию, и Новожилова В.В., разработавшего принципы оптимального планирования на основе соизмерения затрат и результатов развития народного хозяйства.
БЮДЖЕТНАЯ ЛИНИЯ 1. Если увеличится цена товара X (количество товара Y откладывается по ординате), то: а) уменьшится наклон кривой безразличия; б) уменьшится наклон бюджетной линии; в) увеличится наклон бюджетной линии; г) ни одно из высказываний не является верным. Ответ В) правильно Решение: Бюджетная линия - это геометрическое место точек, характеризующих все наборы товаров, которые может приобрести потребитель, полностью израсходовав свой доход при данных ценах товаров РX и РY. Изменение цены на один из товаров (товар X) при постоянстве дохода и цене другого товара (товар Y) приведет к изменению наклона бюджетной линии. В данном случае бюджетная линия сдвинется влево из х в х1 (рис.1), т.к. при увеличении цены товара Х его станут меньше покупать т.к. бюджет не изменился, что приведет к увеличению наклона бюджетной линии.
Ответ В) правильно 2. Отметьте верные утверждения. а) При ценовой дискриминации 1-й степени излишки потребителей равны нулю; б) При ценовой дискриминации 2-й степени излишки потребителей больше, чем при ценовой дискриминации 1-й степени; в) При ценовой дискриминации 2-й степени прибыль монополии больше, чем при ценовой дискриминации 1-й степени; г) Ценовая дискриминация 3-й степени всегда сопровождается сокращением суммарных излишков производителей и потребителей. Ответ А) и Б) правильно Излишек потребителя [consumer’s surplus] — разница между тем максимумом, который человек готов заплатить за товар (приобретенной полезностью товара), и рыночной ценой этого товара (т. е. оплаченной частью полезности). Цена товара для потребителя представляет собой его издержки при потреблении этого товара. Для совокупности потребителей излишек равен площади между кривой спроса и рыночной ценой. Ценовая дискриминация первой степени (first-degree price discrimination), или совершенная ценовая дискриминация (perfect price discrimination), означает, что монополист продает различные единицы выпуска по разным ценам, и эти цены могут быть различными для разных индивидов. Совершенная ценовая дискриминация предполагает, что монополист знает вкус каждого потребителя и каждому может предложить персональный товарный набор или комплекс услуг. Весь потребительский излишек при этом присваивается монополистом. Этот вид ценовой дискриминации является идеализированной моделью и, как правило, на практике существовать не может. Ее осуществлению препятствуют наличие возможностей арбитража и несовершенство информации.При дискриминации второй степени монополист по разным ценам продает не каждую единицу продукции, а отдельные партии. На практике осуществляется в форме скидок и надбавок на цены товаров и услуг. Общее правило установления цены таково: цена каждой партии должна равняться предельной выручке от продажи этой партии, а цена продажи последней партии должна равняться предельным затратам (MC). Исходя из этого монополия может увеличить объем продаж до уровня Qk, т.е. продавать такой же объем благ как и при совершенной конкуренции. Рис. 2 Р1, Р2 и Рk – цены по которым монополия реализует партии товаров Q1, Q2, Qk. Из графика видно, что монополия часть потребительского излишка присваивает себе, но не целиком как при совершенной дискриминации.
Рис. 2
Поскольку ценовая дискриминация первой и второй степеней сопровождается увеличиваем выпуска продукции и снижением цены, то излишки потребителей растут. Ответ А) и Б) правильно Функция спроса населения на некоторый товар имеет вид: QD = 14 – 2P, функция предложения данного товара: QS = – 4 + 2P. а) Определить равновесную цену и равновесный объем продаж. б) Определить ставку налога (поштучного), при которой равновесный объем продаж составит 2 единицы. в) Определить общую сумму налогового сбора, а также величину чистых потерь, обусловленных введением налога. г) Рассчитать излишки покупателя и продавца до и после введения налога. Кому выгодно введение налога? Прокомментировать полученные результаты и построить график. Решение: а) Qd = Qs → 14 - 2p = -4 + 2p
4p = 18 p = 4,5 правильно Qd = Qs = 14 – 2 ∙ 4,5 = 5 правильно б) Поскольку налог уплачивает продавец, то цена для него:
Ps = Pd - i, где i – ставка поштучного налога
Qd = 14 - 2pd Qs = -4 +2 (pd - i) Т.к. Qd = Qs = 2, то 14 – 2pd = 2 → pd = 6 правильно
-4 + 2(pd - i) = 2 → i = pd - 3 = 3 правильно
в) Общая сумма налога = i ∙ Q = 3 ∙2 = 6 правильно Чистые потери: (6 – 3)∙(5 – 2) ∙ 1/2 = 4,5 правильно г) До введения налогов Излишки продавца = (4,5 – 2)∙5∙1/2 = 6,25 правильно Излишки покупателя = (7-4,5)∙5∙1/2=6,25 правильно После введения налогов Излишки продавца = (3-2)∙2∙1/2 = 1 правильно Излишки покупателя = (7-6)∙2∙1/2 = 1 правильно Введение налогов невыгодно для обоих. Ответ: а) p = 4,5, Q= 5, б) i =3, в) i = 6, Чистые потери = 4,5, г) До введения налогов: Изл.прод.= 6,25, Изл. Покуп. =6,25 После введения налогов: Изл.прод. = 1, Изл.покуп.= 1 Введение налогов невыгодно для обоих. 8. Общие затраты конкурентной фирмы равны TC = 8 + 2Q + 0,25Q2. Рассчитайте, насколько при повышении цены на продукцию фирмы с 10 до 12: а) возрастет излишек производителя; б) уменьшится эластичность предложения по цене. Решение: TC = 8+2Q+0,25Q2
Т.к. фирма конкурентная, то P=MC правильно MC=2+0,5Q правильно P=2+0,5Q Q=2p-4 правильно P1=10→Q1=2∙10-4=16 правильно P2=12→Q2=2∙12-4=20 правильно P0=2→Q0=0 Изл1=(10-2)∙16∙1/2=64 правильно Изл2=(12-2)∙20∙1/2=100 правильно ΔИзл=Изл2-Изл1=100-64=36 правильно
℮d=
℮d1= правильно ℮d2= правильно Δ℮d=℮d2-℮d1=1,2-1,25=-0,05 правильно Ответ: а)Излишек производства возрастет на 36. б) Эластичность предложения по цене уменьшится на 0,05
СПРОС 1. Спрос − обеспеченная денежной массой потребность в том или ином товаре. Спрос − это платежеспособная потребность покупателя.
Спрос может быть индивидуальным и совокупным. Совокупный спрос определяется потребителями в целом, реакцией рынка на то или иное изменение факторов. Кривая совокупного спроса
Кривая спроса − геометрическое место точек, каждая из кот. показывает, какое кол-во товара потребитель готов приобрести по данной цене.
Факторы, влияющие на спрос: 1) вкусы покупателей, отношение покупателя к товару; 2) количество покупателей на данном рынке (если увеличивается, кривая сдвигается вправо); 3) доход покупателей (при уменьшении кривая сдвигается влево); 4) цена товаров-заменителей; 5) инфляция (заставляет кривую подниматься вверх).
, где a0 − свободный член; a1 − определяет угол наклона кривой;
Пример:
2. Предложение − то количество товара, которое производитель готов предложить на данном рынке.
Кривая совокупного предложения
Факторы: 1) количество производителей на данном рынке (если больше − вправо); 2) технология производства; 3) цена экономических ресурсов; 4) налоги и субсидии; 5) природно-климатические условия.
, где − угол наклона, темп роста
3.
Цена равновесия соответствует такой ситуации на рынке, когда потребитель готов приобрести по данной цене определенное количество товара, а производитель готов предложить это количество товара по этой же цене.
Рынок не может длительное время находиться в состоянии равновесия.
Цена равновесия меняется в зависимости от соотношения спроса и предложения.
Существует 4 разновидности таких изменений.
Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |