Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О наблюдениях в природе




О рисунках

О ботаническом словаре

Ботаника, как и любая наука, имеет много специальных терминов, понятий, в усвоении которых студенты испытывают затруднения. С целью лучшего запоминания терминов следует составлять ботанический словарь. Он оформляется в виде записной книжки с алфавитом. Все страницы словаря следует разделить на 3 колонки и сверху сделать надписи граф: название термина, содержание, тема, в которой он встречается. На каждую букву следует отвести несколько страниц в словаре.

В методических указаниях приведены основные термины в каждой теме. Студенту необходимо знать их смысловое значение. Каждый термин следует выписать в словарь, дать ему понятие и отметить тему, к которой он относится.

Краткую формулировку содержания терминов можно найти в словарях, указанных в библиографическом списке (19, т. 2; 21).

Рисунки, приведенные в учебнике, практикуме и в лабораторных тетрадях дают образное представление о форме, структуре клетки, ткани, органах, раскрывает процессы размножения, роста, развития, помогают выявить закономерности строения, понять функции различных частей растений.

Каждый рисунок необходимо внимательно рассмотреть и найти (узнать) на нем изучаемые структуры растений, отметить их функции. На рисунках в лабораторных тетрадях должны быть сделаны обозначения структур цифрами или соответствующими надписями.

Полезно сочетать приобретенные знания по ботанике с наблюдениями за растениями в природе. На конкретных растительных объектах, прежде всего на культурных растениях, следует ознакомиться с морфологическим строением корней, побегов, листьев, стеблей, соцветий, цветков, плодов и семян, листорасположением, ветвлением побегов. Обратить внимание на органы растений, приспособленные к вегетативному размножению. Проследить за прорастанием семян, формированием проростков, фазами роста и развития растений, провести фенологические наблюдения.

В целях конкретизации, углубления и закрепления ботанических знаний надо использовать возможность изучения коллекций ботанических садов, питомников, опытных полей, лесничеств, принимать участие в работе добровольного общества охраны природы.

2 Раздел «Морфология и анатомия растений»
(контрольная работа №1)

2.1 Тема «Основы учения о клетке» (цитология)

При изучении этой темы следует обратить внимание на строение, химический состав и процессы жизнедеятельности растительной клетки, ее отличии от животной клетки. Необходимо узнать производные протопласта и способы деления клетки.

Задание для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки

1. Выписать в ботанический словарь и дать пояснения следующим терминам:

Паренхимные клетки, прозенхимные клетки, цитоплазма, мембраны, плазмалемма, тонопласт, гиалоплазма, эндоплазматический ретикулум, рибосомы, аппарат Гольджи, сферосомы, лизосомы, митохондрии, пластиды, хлоропласты, хромопласты лейкопласты, пигменты, хлорофилл, каротиноиды, каротин, ксантофилл, строма, граны, тилакоиды, ламеллы, ядро, ядерная оболочка, нуклеоплазма, хроматин, хромосомы, ядрышко, амитоз, митоз, мейоз, цитокинез, производные протопласта, вакуоль, клеточный сок, гликозиды, антоциан, алкалоиды, дубильные вещества, осмос, тургор, плазмолиз, физиологически активные вещества, ферменты, фитогормоны, антибиотики, витамины, фитонциды, эргастические вещества, алейроновые зерна, крахмальные зерна, липидные капли, конечные продукты обмена, кристаллы, друзы, рафиды, эфирные масла, смолы, клеточная оболочка, первичная оболочка, срединная пластинка, вторичная оболочка, поры, плазмодесмы, пектиновые вещества, гемицеллюлоза, целлюлоза, суберин, кутин, лигнин, опробковение, кутинизация, одревеснение, минерализация, ослизнение, мацерация.

2. На рисунках, приведенных в практикуме (8), найти структурные элементы клеток, связать их с выполняемыми функциями, проследить процессы деления клеток путем митоза (8, с. 19—45, рис. 9—26).

3. Объяснить, чем обусловлены пищевые, кормовые, лекарственные и ядовитые свойства растений.

2.2 Тема «Ткани растений» (гистология)

В данной теме следует четко получить представление, что такое ткани, какие типы тканей имеются у растений, знать строение каждой ткани, ее местонахождение в растении и выполняемые функции.

Задание для самостоятельной работы

1. Выписать в ботанический словарь и дать пояснение следующим терминам:

Ткань, меристема (апикальная, латеральная, интеркалярная, первичная, вторичная), прокамбий, камбий, феллоген (пробковый камбий), дерматоген, периблема, плерома, туника, корпус, культура тканей, покровные ткани (первичные, вторичные), эпидермис, кутикула, устьице, ризодерма, перидерма, феллема, феллодерма, чечевички, корка, проводящие ткани, флоэма (луб), ситовидные трубки, клетки-спутницы, проводящий пучок (открытый, закрытый, концентрический, амфивазальный, амфикрибральный, коллатеральный, биоколлатеральный, радиальный), ксилема (древесина), трахеи (сосуды), трахеиды, механические ткани, колленхима (уголковая, пластинчатая, рыхлая), склеренхима (лубяная, либриформ), склереиды, ассимиляционная ткань, запасающая ткань, аэренхима, выделительные ткани, гидатоды, нектарники, железистые волоски, смоляные ходы, млечники.

2. На рисунках найти структурные элементы тканей, проследить связь с выполняемыми функциями (8, с. 46—77, рис. 28—48).

2.3 Тема «Органы растений» (органография)

В данной теме изучаются вегетативные органы: корень, побег и его составные элементы (стебель, лист, почка), а также метаморфозы (видоизменения) вегетативных органов. Каждый орган следует рассматривать в следующем порядке: функции органа, внешнее строение (морфология), внутреннее строение (анатомия), метаморфозы органов, показать принципы классификации и выделяемые типы, отметить закономерности строения и развития.

Задание для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки

1. Выписать в ботанический словарь и дать пояснение следующим терминам:

Общие понятия

Гомологичные органы, аналогичные органы, вегетативные и генеративные органы, дивергенция, конвергенция, полярность, метамерия, симметрия, асимметрия, базитония, акротония, мезотония, метаморфоз, онтогенез, филогенез.

Корень

а) Морфология корня

Корни (главный, боковые, придаточные), корневые системы (стержневая, мочковатая, смешанная), геотропизм, гидротропизм, хемотропизм, микориза, воздушные корни, мясистые корни, корнеплоды, корневые отпрыски, гаустории, ходульные корни.

б) Анатомия корня

Конус нарастания (апекс), корневой чехлик, эпиблема, корневой волосок, первичная кора, экзодерма, мезодерма, эндодерма, центральный цилиндр (стель), перицикл, проводящий пучок, радиальный луч, корнеплоды (ксилемный, флоэмный, поликамбиальный).

Побег

а) Морфология побега

Фитомер, узел, междоузлие, пазуха листа, типы побегов (удлиненный, укороченный, прямостоячий, цепляющийся, вьющийся, ползучий), нарастание побегов (моноподиальное, симподиальное), ветвление побегов (дихотомическое, боковое, кущение), почка (верхушечная, пазушная, спящая, листовая, цветочная), листорасположение (очередное, супротивное, мутовчатое), листовой цикл, метаморфозы побега, луковица, клубень, столон, корневище, усы, колючки, филлокладии.

б) Анатомия стебля

Тип строения стебля (пучковый, непучковый, переходный), кора, центральный цилиндр, листовой след, пучковый камбий, межпучковый камбий, вторичная кора, вторичная древесина, годичное кольцо, сердцевинный луч, ядро, заболонь.

Лист

а) Морфология листа

Простые листья, сложные листья, листовая пластинка, черешок, прилистники, основание листа, листовое влагалище, гетерофиллия, анизофиллия, листовая мозаика, формации листьев, метаморфозы листьев, чешуи, прицветники, филлодии, усики.

б) Анатомия листа

Эпидермис, кутикула, устьичный аппарат, мезофилл, столбчатая ткань, губчатая паренхима, дорзивентральный лист, изолатеральный лист.

2. На рисунках найти структурные элементы по морфологии и анатомии вегетативных органов, прояснить их роль в жизни растений (8, с. 78—152, рис. 49—102).

3. Как по строению побега можно определить — раннеспелый или позднеспелый сорт картофеля?

4. Как используются вегетативные органы растений и их метаморфозы в практике сельского хозяйства?

2.4 Тема «Размножение растений и эволюция полового процесса»

При изучении этой темы дается понятие о способах размножения растений: вегетативное, бесполое и половое. Следует различать естественное и искусственное вегетативное размножение, среди которого особое место занимают прививки.

Большое значение в этой теме придается генеративным органам покрытосеменных растений (цветок, плод, семя), их морфологическому и анатомическому строению. Особое внимание следует уделить жизненному циклу цветковых растений с описанием мега- и микроспорогенеза, строения и развития пыльцевого зерна (мужского гаметофита), зародышевого мешка (женского гаметофита), двойного оплодотворения, строения и развития плодов и семян.

Задание для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки

1. Выписать в словарь ботанические термины и дать им пояснения:

размножение, репродукция, воспроизведение, вегетативное размножение, клон, дочернее растение, черенок, привой, подвой, бесполое размножение, спора, половое размножение, гамета, половой процесс, зигота.

Соцветие, цветок, плод, семя

Соцветия простые, сложные, цимозные, ботрические.

Цветок, цветоножка, цветоложе, околоцветник простой, околоцветник двойной, чашечка, венчик, трубка венчика, отгиб, гипантий, типы цветков (актиноморфный, зигоморфный, однополый, обоеполый, надпестичный, подпестичный, клейстогамный), опыление, самоопыление, перекрестное опыление, анемофилия, энтомофилия, гидрофилия, орнитофилия, гетеростилия, дихогамия, протерандрия, протерогиния, клейстогамия, андроцей, стаминодия, тычинка, тычиночная нить, связник, пыльник, микроспорогенез, микроспора, пыльцевое зерно (мужской гаметофит), генеративная клетка, клетка трубки, спермий, семязачаток (семяпочка), интегументы, микропиле, нуцеллус, халаза, археспориальная клетка, мегаспорогенез, мегаспора, зародышевый мешок (женский гаметофит), яйцеклетка, синергиды, антиподы, центральная клетка, двойное оплодотворение, апомиксис, партеногенез, апогамия, апоспория, семя, семенная кожура, зародыш, семядоли, щиток, колеориза, колеоптиль, эндосперм, перисперм, плод, перикарпий, мезокарпий, эндокарпий, простые плоды, сложные плоды, соплодия, гетерокарпия, геокарпия, анемохория, зоохория, гидрохория, антропохория, партенокарпия, проросток, гипокотиль, эпикотиль.

2. На рисунках найти морфологические и микроскопические структуры генеративных органов, проследить процессы, связанные с размножением (8, с. 153—189, рис. 103—137).

3. Привести примеры применения знаний по размножению растений в практической деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.