КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конкуренты. 3.5.1. Конкурентная среда предприятия
3.5.1. Конкурентная среда предприятия Маркетинговая деятельность осуществляется в конкурентной среде, которая характеризуется соперничеством некоторого числа независимых продавцов за право продать товар покупателю. Конкуренция — один из сущностных признаков рынка. Она является фактором, регулирующим соответствие частных и общественных интересов, «невидимой рукой» рынка (А. Смит), уравнивающей нормы прибыли в целях оптимального распределения труда и капитала. Под конкуренцией (от лат. concurrere — сталкиваться) понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными субъектами рынка (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения предприятия, такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя. Присутствие конкурентов на рынке создает элемент состязательности: продавцы борются за право более эффективно удовлетворить потребности покупателя, сделать его своим приверженцем. Конкуренция есть неотъемлемая часть рыночных отношений, способствующая обогащению товарного предложения на рынке, внедрению новых форм товаров и сервиса в рамках борьбы за предпочтения потребителей. Цель конкурентной борьбы — занять более прочную позицию на рынке. По некоторым оценкам, каждые 10 % прироста доли предприятия на рынке позволяют увеличить рентабельность товара также на 10 %. Различают три вида конкуренции: функциональную, видовую и предметную. Функциональная конкуренция возникает в связи с тем, что любая потребность, в принципе, может быть удовлетворена самыми разнообразными способами. Соответственно этому и все товары, обеспе- чивающие удовлетворение определенной потребности, являются функциональными конкурентами. Фактор функциональной конкуренции необходимо учитывать даже в том случае, когда речь идет об уникальном товаре. Видовая конкуренция характеризуется наличием товаров одного и того же назначения и близких по многим параметрам, но отличающихся каким-либо существенным свойством или свойствами (например, двух-, трех- и пяти скоростные велосипеды). Предметная конкуренция, называемая также межфирменной, возникает в случае практически полной идентичности товаров, предлагаемых различными предприятиями, или малосущественных различий между ними. Данный вид конкуренции обусловливает дифференциацию товаров. С точки зрения механизма и методов осуществления, конкуренцию принято разделять на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предполагает предложение товаров по более низким, чем у конкурентов, ценам. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Снижая цену на свои товары, предприятие приобретает возможность укрепить свои позиции по сравнению с конкурентами. Неценовая конкуренция исходит из того, что ключевыми факторами успеха в борьбе за предпочтения потребителя становится не цена товара, а его качество, обслуживание, предоставление покупателю большего объема услуг, связанных с реализацией и потреблением товара. Повышая качественные характеристики своего товара, предприятие получает серьезное преимущество перед конкурентами, которое может служить основанием для установления более высоких цен. Если же предприятие удерживает свою цену на уровне цен конкурентов, то более высокое качество позволяет ему занять прочное положение на рынке, увеличить число потребителей и долю рынка. Известны также методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции. Такие методы носят название недобросовестной конкуренции. К наиболее распространенным ее методам относятся: ♦ дезинформация потребителей и деловых партнеров — преувеличение достоинств товара (потребительские свойства, класс, качество изготовления); ♦ распространение ложных или неточных сведений, наносящих ущерб деловой репутации конкурентов и результатам их коммерческой деятельности;
♦ незаконное использование товарного знака, фирменного наименования, внешнего оформления и маркировки товаров конкурента; ♦ сравнительная реклама и др. Недобросовестная конкуренция в большинстве стран запрещается положениями законодательств по борьбе с ограничительной деловой практикой, по защите прав потребителей, контролю за монополиями. Краткое описание основных видов и методов конкуренции, естественно, дает только самое общее представление о проблеме. Однако оно должно помочь глубже понять теоретические и практические аспекты оценки и прогнозирования конкурентной среды предприятия, которая часто отождествляется с его маркетинговой средой. И это не случайно. Маркетинговая среда, будучи изменчивой, глубоко затрагивает деятельность предприятия, в том числе и его взаимодействие с конкурентами. Однако при более детальном рассмотрении конкурентные отношения имеют свою специфику. Являясь наиболее чувствительным индикатором активности предприятия, они определяют многие маркетинговые характеристики: объем и условия продаж, цены, приемы рекламы, средства стимулирования сбыта и т.д. Степень развития рынка, сложность работы на нем во многом диктуются особенностями конкурентного окружения. Кроме того, через призму взаимоотношений между конкурентами наиболее четко проявляются изменения, происходящие на рынке, так как именно соперничество является основным двигателем рыночных процессов. Особенности конкурентной среды предприятия в значительной степени обусловливаются типом рынка (чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополистическая конкуренция), влияние которого проявляется через воздействие на множество факторов, характеризующихся определенной интенсивностью, сферой и сроком действия. Рассмотрим наиболее важные из них. 1. Борьба усиливается, когда число конкурирующих предприятий увеличивается и когда их размеры и возможности становятся сравнимыми. При этом повышается вероятность новых стратегических инициатив, уменьшается влияние отдельных предприятий на все остальные, соперники могут конкурировать на примерно равных основаниях. Если же какие-то предприятия испытывают более острую конкуренцию, то это свидетельствует о появлении предприятий-лидеров и об определенном контроле рынка с их стороны. 2. Конкурентная борьба усиливается тогда, когда спрос на товар растет медленно. На быстро расширяющемся рынке соперничество ослабляется, так как здесь всем хватает места. Когда рост рынка замедляется, предприятия начинают борьбу за рыночную долю. Это стимулирует появление новых стратегических идей, маневров и мер, направленных на переманивание потребителей у конкурентов. 3. Конкуренция усиливается в случае торговли товарами, требующими для своего хранения значительных затрат, а также скоропортящимися, сезонными и дорогостоящими. В этом случае предприятия часто прибегают к использованию специальных скидок, уступок и других тактических действий, имеющих целью увеличение продаж. 4. Конкурентная борьба усиливается, если товары конкурентов недостаточно дифференцированы. Дифференциация товаров сама по себе не является сдерживающим конкуренцию фактором. Однако она имеет возможность оживлять (разнообразить) конкурентную борьбу посредством принуждения производителей к поиску новых путей повышения качества товарного предложения и сервиса. 5. Соперничество возрастает в соответствии с размером отдачи от успешных стратегических маневров. Чем больше отдача от стратегии, тем больше вероятность, что другие предприятия будут склонны принимать тот же стратегический маневр. Отдача существенно зависит от скорости реакции конкурентов. Если ожидается, что они будут реагировать медленно или не реагировать совсем, инициатор новых конкурентных стратегий может получить преимущество во времени, которое труднопреодолимо для соперников. Предприятия, которые обладают объективными данными о потенциале конкурентов, находятся в выгодной позиции, поскольку могут правильно оценить скорость и саму ответную реакцию соперников. Такие знания и умения являются очевидным преимуществом при оценке потенциальной отдачи от стратегических инициатив.
6. Борьба имеет тенденцию к усилению, когда уход из бизнеса становится дороже, чем продолжение конкуренции. В этом случае предприятия предрасположены остаться на рынке и конкурировать на пределе своих возможностей, даже если они могут получить меньшую прибыль. 7. Конкуренция принимает острый и непредсказуемый характер при увеличении различий между предприятиями в смысле их стратегий, кадрового состава, общих приоритетов, ресурсов. Подобные различия увеличивают вероятность того, что отдельные конкуренты будут вести себя непредсказуемо и применять маркетинговые стратегии, которые приведут к рыночным неопределенностям. Наличие таких «чужаков» (обычно это, действительно, новые предприятия на рынке) нередко создает совершенно новую рыночную ситуацию. Рассмотренные факторы и их реальное проявление убедительно свидетельствуют, что конкурентная среда предприятия, являясь частью его маркетинговой среды, должна быть предметом самостоятельного изучения и оценки. Совокупность субъектов рынка и их отношений, складывающихся в ходе конкурентной борьбы и определяющих интенсивность конкуренции, представляет собой очень важное с практической точки зрения направление маркетинговых исследований. Анализ конкурентов и выработка конкретных действий в отношении главных соперников часто приносят больше пользы, чем даже существенный реальный рост на данном сегменте рынка. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал, цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволит предприятию расширить собственные преимущества в конкурентной борьбе. Практически все выдающиеся маркетинговые успехи достигались благодаря концентрации сил предприятия для «штурма» слабых мест конкурентов. Сделать это удается лишь при хорошо налаженной системе их исследования. Она обеспечивает предприятию ряд преимуществ, давая возможность: ♦ полнее оценивать перспективы рыночного успеха; ♦ легче определять приоритеты; ♦ быстрее реагировать на действия конкурентов; ♦ вырабатывать стратегию максимально возможной нейтрализации сильных сторон конкурентов; ♦ повышать конкурентоспособность и эффективность предприятия в целом; ♦ обеспечивать информацией о конкурентах сотрудников предприятия и тем самым мотивировать их деятельность; ♦ совершенствовать систему обучения и повышения квалификации персонала; ♦ эффективнее защищать и расширять позиции предприятия на рынке. Для обеспечения четкой ориентации исследований конкурентов принципиально важным является выбор объектов анализа, а также необходимой и достаточной информационной базы. Оценка состояния конкурентной борьбы осложняется тем, что очень сложно проводить изучение всех конкурентов, работающих на рынке. В то же время определение объектов исследования (предприятий-конкурентов) влияет на полноту и качество анализа, его трудоемкость, а также на значимость полученных результатов. Сделать процесс анализа более управляемым позволяет концепция стратегических групп конкурентов. В соответствии с ней определяются существующие прямые конкуренты и потенциальные конкуренты. Существующие прямые конкуренты — это предприятия, которые в прошлом и настоящем выступали и выступают как таковые. Среди потенциальных конкурентов различают: ♦ существующие предприятия, которые расширяют ассортимент ♦ новые предприятия, вступающие в конкурентную борьбу. правило, с использованием двух подходов: по товарному принципу или по типу используемых стратегий. Первый подход имеет целью сгруппировать конкурентов в соответствии с характером потребностей, удовлетворяемых их товарами. При этом выделяются следующие предприятия: ♦ предлагающие абсолютно аналогичные товары; ♦ специализирующиеся на удовлетворении специфических потребностей отдельных сегментов рынка; ♦ намечающие выход на рынок с аналогичными товарами; ♦ предлагающие товары-заменители, способные вытеснить товар предприятия с рынка. Классификация конкурентов по типу применяемых ими стратегий предполагает выявление предприятий, реализующих: ♦ стратегию низких издержек производства (они могут осуществлять экспансию на рынке и обладают потенциальной возможностью проводить гибкую ценовую стратегию); ♦ стратегию дифференциации (способны за счет новых товаров, более полно удовлетворяющих потребности покупателей, вытеснить с рынка традиционные товары); ♦ стратегию диверсификации своей деятельности и поэтому способных на демпинг. Концепция стратегических групп конкурентов помогает сделать процесс исследования конкурентов более управляемым. Так, различные конкуренты должны быть подвергнуты анализу с разным уровнем глубины. Те, которые оказывают или могли бы оказать существенное влияние на деятельность предприятия, исследуются особо тщательно. Однако, как уже отмечалось, потенциальные «новички» на рынке зачастую несут не меньшую угрозу, чем прямые конкуренты. Изучение потенциальных конкурентов имеет особое значение в условиях быстрого роста рынка и сравнительно легкого доступа на него. Для повышения эффективности исследований и организации аналитических работ проводится предварительное распределение (по доле рынка, объему продаж, бюджету маркетинга и т.д.) предприятий-конкурентов в отобранных группах. Данная процедура осуществляется с целью определения последовательности анализа и исключения ситуаций, при которых вследствие лимита ресурсов и времени наиболее важные конкуренты не будут рассмотрены. Такой подход позволяет привести исходный список предприятий-конкурентов в соответствие с поставленными целями исследования и облегчает процесс поиска необходимой информации. 3.5.2. Элементы анализа конкурентов Сбор всех данных, необходимых для анализа конкурентов, на практике почти всегда невозможен. Поэтому часто используется схема исследований, предложенная американским ученым М. Портером. Он отмечал, что «цель анализа конкурентов состоит в том, чтобы построить профиль характера и успеха вероятных изменений стратегии, которые может произвести каждый конкурент, вероятного ответа каждого конкурента на набор реалистичных стратегических действий, которые могут начать другие фирмы, и вероятной реакции каждого конкурента на совокупность изменений в отрасли и более широких сдвигов в среде, которые могут произойти». Предложенная М. Портером схема исследований заключается в анализе четырех основных элементов, характеризующих конкурентов: целей и намерений; самооценки (представлений о себе и о рынке); текущих стратегий; возможностей. Диагностика целей конкурентов имеет большое практическое значение, так как позволяет, с одной стороны, определить степень их удовлетворенности текущей позицией на рынке, с другой — предвидеть их возможные действия по изменению существующей расстановки сил. В первую очередь необходимо выяснить, в чем состоит основа целеполагания: ♦ намеревается ли конкурент быть лидером или стремится следовать за лидером? ♦ имеет ли конкурент традиции в осуществлении каких-либо целей относительно качества товаров, системы реализации, ценовой стратегии? ♦ какова позиция конкурента относительно риска в финансовой сфере? Каковы темпы роста его доходов и чем они обеспечены? ♦ какова организационная структура управления предприятием? Способствует ли она реализации таких ключевых решений, как аккумулирование ресурсов, ценообразование, изменение ассортимента реализуемых товаров? ♦ какими качествами отличается высший управленческий персонал предприятия? Изучение самооценки исследуемого предприятия также имеет большое значение. При этом ищутся ответы на следующие вопросы: ♦ в чем, по мнению конкурента, заключаются его сильные стороны и позиция в области себестоимости товаров, их качества, применяемых технологий? ♦ что думает конкурент о будущем спросе на товары и о тенденциях развития рынка?
♦ как конкурентом определяется иерархия целей и оцениваются возможности его конкурентов? ♦ признает ли конкурент существование на рынке определенных правил бизнеса? ♦ насколько мнение конкурента о своей деятельности отражает используемую им стратегию конкуренции? Точно определить, что конкретно собирается предпринять конкурент, часто бывает достаточно сложно из-за отсутствия необходимой для анализа информации. Поэтому при появлении первых признаков активизации конкурентов необходимо подготовиться к тому, что получаемые сведения первоначально будут неясными и лишь с течением времени станут пополняться и проясняться. Вместо того, чтобы ожидать полной информации, необходимо уточнить возможные ответные действия при различных вариантах развития событий. Для этого прибегают к изучению внешних проявлений деятельности конкурентов, которые прямо или косвенно информируют о целях, задачах и мотивах его поведения. Умение правильно выделять из всей информационной среды данные о намерениях конкурента и адекватно диагностировать их дает дополнительную информацию для оценки предстоящих изменений на рынке. Среди множества форм прямого и косвенного выражения намерений конкурента необходимо выделить перечисленные ниже: 1. Заявление о предстоящих изменениях в деятельности предприятия, где может определяться форма, характер, время проведения определенных акций. С помощью публичных заявлений такого рода реализуются следующие задачи:
♦ предупреждение конкурентов о возможных ответных мерах в случае начала или продолжения ими определенных действий (снижения цен, увеличения объема продаж и т.п.); ♦ тестирование возможных намерений конкурентов путем оценки их реакции на сделанные заявления; ♦ обнародование своих интересов в конкретном бизнесе (регионе) для упреждения аналогичных действий конкурентов; ♦ минимизация вероятности провокаций со стороны конкурентов путем информирования деловой общественности о потенциальных возможностях предприятия в случае агрессивных действий против него; ♦ косвенная коммуникация с контактными аудиториями. 2. Информирование конкурента о фактах, касающихся деятель ♦ публично представить деятельность предприятия в выгодном для него свете; ♦ предотвратить попытки со стороны конкурента завладеть информацией, которую он знать не должен; ♦ продемонстрировать лояльность по отношению к конкурентам; ♦ доказать с помощью фактов бесперспективность тех или иных акций со стороны конкурента. 3. Публичное оглашение мнения о развитии рынка — чаще все 4. Разъяснение действий предприятия в среде основных поку ♦ более полно объяснить последним логику осуществляемых предприятием изменений; ♦ обрисовать сложности, ожидающие их при внедрении аналогичных приемов и методов работы; ♦ создать атмосферу взаимопонимания с конкурентами. 5. Внешние проявления маркетинговой активности, проявляю ♦ в увеличении объема рекламы; ♦ внедрении на новые рынки; ♦ снижении цен на реализуемые товары. 6. Действия, противоречащие прежним целям и традициям, сложившимся на рынке, которые необходимо рассматривать в большинстве случаев как результат переориентации интересов и намерений предприятия, что влечет за собой изменение тактики и стратегии его конкурентного поведения. Выявление подобной информации требует от маркетинговых служб высокой квалификации и изобретательности, привлечения дополнительных ресурсов для обнаружения и идентификации намерений конкурентов. Основными результатами подобного анализа являются: ♦ аргументированное доказательство наличия опасности и/или благоприятных возможностей, появляющихся в результате активизации деятельности конкурента; ♦ определение резерва времени, оставшегося до начала массированных действий конкурента; ♦ предвидение возможного влияния этих действий на важнейшие экономические показатели деятельности предприятия и его позицию на рынке. Важным элементом анализа конкурентов является определение их текущих стратегий. Дело в том, что ни одно предприятие не может достичь конкурентных преимуществ по всем направлениям. Необходимы выбор приоритетов и выработка стратегии, максимально соответствующих тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующих сильные стороны деятельности предприятия. В отличие от тактических действий на рынке стратегия направлена на обеспечение конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе. Поэтому основной задачей исследований является определение базовой стратегии конкуренции, представляющей собой основу конкурентного поведения предприятия на рынке. Следующий шаг исследования конкурентов состоит в проведении ревизии их возможностей с целью оценки сильных и слабых сторон. Четкое понимание сильных и слабых сторон конкурента — важная предпосылка разработки собственной стратегии конкурентной борьбы. Для этого, в первую очередь, необходимо определить области уязвимости конкурента. Процесс оценки сильных и слабых сторон конкурентов может проходить как часть аудита маркетинга. При возможности следует собрать как можно больше информации о внутренней деятельности конкурента, его рынке и потребителях. К такой информации относятся, например, прибыльность, уровень сбыта и инвестиций, данные о рынке, уровень цен, доля рынка и используемые каналы сбыта. Полезными могут оказаться и знания об осведомленности потребителей о предприятии и предлагаемых им товарах. Оценку возможностей конкурентов целесообразно осуществлять в следующей последовательности: ♦ выявление ключевых факторов успеха в конкурентной борьбе на рынке; ♦ построение конкурентных профилей возможностей конкурентов; ♦ определение влияния ключевых факторов успеха на выбор стратегии предприятия. Для обеспечения четкости анализа необходимо ограничиваться шестью — восемью ключевыми факторами успеха в конкурентной борьбе на рынке. Источники их могут быть функциональными (для таких вопросов, как финансовая устойчивость и гибкость производства) или относиться к общим принципам работы (например, способность быстрого реагирования на потребности покупателей, внедрение нововведений или обеспечение услуг при продаже). Поскольку эти факторы оказываются критическими для достижения успеха, их обязательно следует использовать при сравнении предприятия с конкурентами. Всем участвующим в сравнении предприятиям по каждому из факторов успеха приписывается определенное количество баллов с использованием механизма ранжирования. Это может быть, например, числовая шкала, значения на которой изменяются от 1 («очень плохо») до 5 («очень хорошо»). В результате получается набор профилей возможностей предприятий. Пример подобных профилей приведен на рис. 3.18. В данном случае оцениваемое предприятие сравнивается с двумя конкурентами по шести ключевым факторам успеха. При этом конкурент А оказывается относительно более сильным по уровню осведомленности о нем со стороны потребителей и организации сбыта, но слабее в отношении качества товаров. Конкурент Б относительно сильнее в отношении организации сбыта, однако слабее в плане инновационных возможностей, финансовой устойчивости и квалификации персонала. Удобным инструментом сравнения конкурентных профилей возможностей предприятия является также построение многоугольников конкурентоспособности (рис. 3.19). Анализ профилей конкурентов используется в дальнейшем для определения возможных конкурентных стратегий. Он, например, позволяет предположить, что в рассматриваемом случае оцениваемое предприятие должно принять меры к улучшению уровня осведомленности потребителей о своей деятельности, чтобы добиться паритета по этому фактору или даже превзойти конкурента А. В данный момент предприятие обладает преимуществом по качеству товаров в сравнении с конкурентом А. Сильная сторона предприятия — способность к инновационной деятельности — должна быть использована для сохранения этого отличительного преимущества. Конкурент Б оказывается в целом слабее, чем конкурент А и оцениваемое предприятие. Однако его достаточно сильной стороной является высокий уровень организации сбыта. С учетом того, что для оцениваемого предприятия этот фактор выступает в качестве слабой стороны, вполне возможно, что есть смысл образовать стратегический альянс с конкурентом Б или задаться целью одержать верх над ним. Финансовая устойчивость оцениваемого предприятия и финансовая нестабильность конкурента Б позволяют предположить, что такая цель вполне достижима. К числу изучаемых вопросов относится также вероятная реакция конкурентов на изменение рыночной ситуации. Ее оценка требует понимания целей конкурентов и применяемых ими стратегий, а также действий в прошлом. На характер ответной реакции в конкурентной борьбе влияют также история, традиции и личные качества руководителей конкурирующих предприятий. Некоторые рынки характеризуются продолжительной (иногда по нескольку лет) конкурентной стабильностью с небольшим числом серьезных взаимных стратегических вызовов «старожилов». Это может привести к появлению самодовольства, при котором реакция на новые конкурентные вызовы оказывается замедленной. Например, новшество, обещающее создания особой потребительской ценности, может быть воспринято как простая и не заслуживающая серьезного внимания причуда. Еще одна ситуация, в которой реакция конкурентов маловероятна, встречается, когда использовавшаяся ими ранее стратегия привела к сужению спектра возможных ответных мер. Некоторые конкуренты в силу сложившихся традиций или представлений об относительной эффективности маркетинговых инструментов могут избирательно реагировать на определенные конкурентные ходы, оставляя без внимания другие. Например, увеличение затрат на стимулирование сбыта может вызвать ответные шаги, в то время как рост рекламы (в определенных границах) останется без внимания. Другая причина избирательной реакции — различная степень видимости маркетинговых действий. Например, предоставление дополнительных скидок может быть хорошо заметно, в то время как предоставление посредникам дополнительной поддержки (например, повышение квалификации персонала) может оказаться значительно менее различимым. И, наконец, бывают конкуренты, реакция которых совершенно непредсказуема. В одних случаях она есть, в других — отсутствует. Одни действия соперников вызывают их агрессивную реакцию, на другие реакция оказывается вялой. Факторы, адекватно объясняющие такие различия, отсутствуют, создается впечатление, что это не более чем каприз менеджеров. Комплексный маркетинговый анализ конкурентов позволяет также выявить и перенять у них передовые методы управления производством и сбытом товаров. Это направление реализуется в так называемом бенчмаркинге (англ. benchmarking), основное назначение которого — постоянное исследование наилучшей практики и ее применение с целью повышения конкурентоспособности предприятия. Проведение анализа деятельности конкурентов связано с систематическим накоплением соответствующей информации, которую можно разделить на две группы: количественную, или формальную, и качественную. Количественная информация является объективной, отражает фактические данные о следующих аспектах деятельности конкурентов: ♦ организационно-правовая форма; ♦ численность персонала; ♦ активы; ♦ доступ к другим источникам средств; ♦ объемы продаж; ♦ доля рынка; ♦ рентабельность; ♦ руководители предприятия; ♦ наличие и размеры сети филиалов; ♦ перечень основных видов товаров; ♦ другие количественные данные (например, цены на товары, расходы на рекламу и т.д.). Качественная информация представляет собой область субъективных оценок, так как включает неформализуемые параметры — такие, как: ♦ репутация конкурентов; ♦ известность, престиж; ♦ опыт руководства и сотрудников; ♦ частота трудовых конфликтов;
♦ приоритеты на рынке; ♦ гибкость общей маркетинговой стратегии; ♦ эффективность товарной политики; ♦ работа в области внедрения на рынок новых товаров;
♦ ценовая политика; ♦ сбытовая политика; ♦ коммуникационная политика; ♦ организация маркетинга; ♦ контроль маркетинга; ♦ уровень обслуживания потребителей; ♦ приверженность потребителей; ♦ реакция конкурентов на изменение рыночной ситуации. 3.5.3. Построение конкурентной карты рынка Заключительным этапом маркетинговых исследований конкурентов является построение конкурентной карты рынка, представляющей собой классификацию конкурентов по занимаемой ими позиции на рынке (конкурентному статусу). Большинство специалистов сходятся во мнении, что конкурентная карта рынка может быть построена с использованием двух показателей: ♦ занимаемой доли рынка; ♦ динамики доли рынка; Распределение доли рынка позволяет выделить ряд стандартных положений предприятий на рынке: ♦ лидеры рынка; ♦ предприятия с сильной конкурентной позицией; ♦ предприятия со слабой конкурентной позицией; ♦ аутсайдеры рынка. При всей важности такого показателя, как доля рынка, необходимо иметь в виду, что он представляет собой статическую оценку на определенный момент времени. В связи с тем что ситуация на рынке достаточно динамична, необходимо знать тенденции изменения данного показателя и связанного с ним изменения конкурентной позиции предприятия. Индикатором указанных тенденций является темп роста рыночной доли. В зависимости от величины этого показателя выделяются следующие типичные конкурентные позиции предприятия: ♦ быстро улучшающаяся; ♦ улучшающаяся; ♦ ухудшающаяся; ♦ быстро ухудшающаяся. Конкурентная карта рынка (табл. 3.8) строится исходя из перекрестной классификации размера и динамики доли рынка предприятий. Это позволяет выделить 16 типовых положений предприятий, отличающихся степенью использования конкурентных преимуществ и потенциальной возможностью противостоять давлению конкурентов. Наиболее значимым положением обладают предприятия 1-й группы (лидеры рынка с быстро улучшающейся конкурентной позицией), наиболее слабым — аутсайдеры рынка с быстро ухудшающейся конкурентной позицией (16-я группа). Оценка конкурентного статуса предприятия дает возможность решить ряд взаимосвязанных задач: ♦ определить особенности развития конкурентной ситуации; ♦ выявить степень доминирования предприятий на рынке; ♦ установить ближайших конкурентов; ♦ выделить относительную позицию предприятия среди участников рынка. Все это в комплексе позволяет более обоснованно подойти к вопросам разработки маркетинговой стратегии с целью достижения конкурентных преимуществ, учитывающих конкурентный статус предприятия и особенности его рыночного окружения. Контрольные вопросы и задания 1. Что представляет собой среда маркетинга предприятия? В чем состоят цели ее исследования? 2. Наиболее успешно работающие предприятия понимают, что среда маркетинга несет в себе новые возможности и новые угрозы. Вы — специалист по маркетингу одного из таких предприятий и четко представляете, что основная ответственность за определение тенденций макросреды лежит именно на вас. Каким образом вы сможете организовать и осуществлять подобный анализ? Какие источники информации вы будете использовать? Охарактеризуйте влияние научно-технических факторов макросреды на маркетинговую деятельность предприятия и тенденции его развития. 3. Контактные аудитории оказывают существенное влияние на деятельность предприятия. Предложите направления деятельности предприятия, которые способствовали бы установлению и поддержанию взаимопонимания между ним и обществом защиты прав потребителей. 4. Что представляют собой и как определяются маркетинговые возможности предприятия? 5. С какой целью и по каким признакам в маркетинге осуществляется классификация рынков? 6. Анализ качественной структуры рынка — полезный инструмент для планирования маркетинговой деятельности. Дайте обоснование направлений использования подобного анализа в деятельности предприятия. 7. Что такое конъюнктура рынка? Какие факторы ее определяют? Объясните, что является более серьезной проблемой при оценке конъюнктуры рынка — переоценить спрос или недооценить его? 8. Одной из основных задач исследования рынка является определение его емкости. Как определить емкость рынка потребительских товаров (товаров производственного назначения)? Почему данный показатель характеризует принципиальную возможность работы предприятия на том или ином рынке? 9. Доля рынка — это показатель, который необходимо интерпретировать с осторожностью. Почему?
10. Объясните, почему потребителя называют основной загадкой современного маркетинга? Получив задание разработать модель покупательского поведения, какие факторы помимо тех, о которых шла речь в данной главе, вы бы включили в нее? 11. Что, по вашему мнению, является причиной различного поведения людей при совершении покупки? Опишите ваши действия при осуществлении покупок зубной пасты, видеомагнитофона, тура на экзотические острова. 12. Проанализируйте практику использования отечественными предприятиями различных теорий мотивации. 13. Для чего необходимо оценивать уровень удовлетворенности/неудовлетворенности потребителей? Какие методы маркетинговых исследований целесообразно использовать для этого? Каким образом можно уменьшить у потребителей чувство осознанного диссонанса? 14. Какая, на ваш взгляд, разница между участниками принятия решения о закупках в небольшом магазине и крупном универмаге? Какие аспекты следует прежде всего выяснить, исследуя поведение покупателей, действующих от имени предприятия? 15. В чем состоит значимость для маркетинга многоуровневой интегральной модели товара? 16. Почему конкурентоспособность товаров необходимо оценивать применительно к конкретному рынку? Какими показателями обусловливается потенциальная конкурентоспособность товаров?
17. Рассмотрите жизненный цикл на примере одного из товаров известного вам предприятия. Каким образом можно повлиять на форму кривой жизненного цикла. 18. Какие факторы влияют на конкурентную борьбу? Приведите примеры предпочтения ухода с рынка продолжению конкурентной борьбы. 19. Для организации эффективной маркетинговой деятельности предприятие должно изучать своих конкурентов. Необходимо разбираться в их стратегиях, целях, сильных и слабых сторонах, уметь предугадывать реакцию на действия, предпринимаемые другими участниками рынка. Известный специалист в области маркетинга Ф. Котлер выделяет четыре группы конкурентов:
1) неторопливый конкурент, отличающийся замедленной реакцией или вообще игнорирующий предпринимаемые соперниками шаги; 2) разборчивый конкурент, реагирующий только на определенные действия (например, на снижение цен, но не на увеличение рекламных расходов конкурентов); 3) тигровый конкурент, реагирующий на любые покушения на свои владения (и варьирующий силу ответного удара в зависимости от ситуации); 4) непредсказуемый конкурент, не имеющий определенной модели рыночного поведения. Продумайте и предложите возможные варианты поведения предприятия в отношении каждой из указанных групп конкурентов. Какие из конкурентов представляют наибольшую опасность? Почему потенциальные конкуренты несут для предприятия не меньшую угрозу, чем прямые конкуренты? Оцените данный аспект с позиций развития рынка конкретного товара. 20. Что представляет собой конкурентный статус предприятия? Ка Литература Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика / Г.Л. Азоев. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз / И.К. Беляевский. М.: Финансы и статистика, 2001. Биханский О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, П.И. Наумов. М.: Изд-во МГУ, 1995. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология, практика / Е.П. Голубков. М.: Финпресс, 2003. Горовиц Ж. Управление жалобами заказчиков как источник получения прибыли / Ж. Горовиц // Маркетинг. 1999. № 1. С. 73—78. Дурович А.П. Конкурентоспособность товаров в системе маркетинга / А.П. Дурович. Мн.: БГЭУ, 1993. Дурович А.П. Поведение покупателей на рынке: маркетинговый анализ /А.П. Дурович. Мн.: БГЭУ, 1996. Ильин В.И. Поведение потребителей / В.И. Ильин. СПб.: Питер, 2000. Лифиц ИМ. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И.М. Лифиц. М.: Юрайт, 2001. Маркетинг / Под ред. A.M. Немчина, Д.В. Минаева. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2001. Основы предпринимательской деятельности. Маркетинг / Под ред. В.П. Власовой. М.: Финансы и статистика, 2001. Портер М. Конкуренция / М. Портер. СПб.: Вильяме, 2000. Томпсон А.Л. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии / А.Л. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1998. Экономическая стратегия фирмы / Под ред. А.П. Градова. СПб.: Специальная литература, 2000. Энджел Д.Ф. Поведение потребителей / Д.Ф. Энджел, Р.Д. Блэкуэлл, П.У. Миниард. СПб.: Питер Ком, 1999. Факсол Г. Психология потребителя в маркетинге / Г. Факсол, Р. Голде-мит, С. Браун. СПб.: Питер, 2001. Глава 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОГО ЦЕЛЕВОГО РЫНКА 4.1. Сегментация рынка 4.2. Выбор целевого рынка 4.3. Позиционирование товара Определение перспективного целевого рынка является важным этапом управления маркетингом предприятия. Оно проводится в цепях сосредоточения усилий на удовлетворении потребностей отобранных групп потребителей (рыночных сегментов) и включает: ♦ сегментацию рынка, посредством которой достигается разделение рынка на отдельные группы потребителей по определенным признакам; ♦ выбор целевого рынка, дающий возможность концентрировать усилия на удовлетворении определенных потребностей; ♦ позиционирование товара, обеспечивающее ему строго определенное и конкурентоспособное положение на рынке.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 29441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |