ГАММА ЦВЕТОВАЯ(греч. «gamma»)- совокупность различных локальных цветов, выбранных для решения определенной композиционной задачи, с учетом характера их психофизиологического воздействия выделяют: теплую, холодную, нейтральную и т.д. |
Теплая | ||||
Нейтральная | ||||
Холодная ГАРМОНИЯ(от греч. «harmonia» - «связь», «стройность», «соразмерность»). Цветовая гармония - закономерное сочетание цветов на плоскости, в пространстве, вызывающих положительную психологическую оценку с учетом всех их основных характеристик: цветового тона, светлоты, насыщенности, формы, фактуры и размера. Выделяют следующие признаки цветовой гармонии: связь, единство противоположностей, мера, пропорция, равновесие, ясность восприятия, возвышенное, прекрасное, целесообразность, порядок. | ||||
ДОМИНАНТА ЦВЕТОВАЯ (от лат. «преобладание, господствование») - это преобладание какого-либо цвета в работе, выбранного для определенных целей. Например, для создания и передачи настроения, времени суток, поры года. Доминирующий цвет воздействует на зрителя совместно с композицией. |
ДЕКОРАТИВНОСТЬ- качественная особенность произведения искусства, определяемая его композиционно-пластическим и колористическим строем. |
ДЕКОРАТИВНЫЙ - служащий для украшения, картинный, живописный, эффектный. | |
ДИНАМИКА ЦВЕТОВАЯ - это отношения нарастания, усиления какого-то качества цвета. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА - такие два цвета, которые в оптическом смешении при определенных количественных отношениях дают ахроматический цвет. |
ЖИВОПИСЬ - вид изобразительного искусства, воспроизводящий предметы и явления реального мира с помощью красок (акварельных, гуашевых, масляных, пастели и др.). |
Акварель | Пастель | Масло | |||||
ЗРЕНИЕ ЦВЕТОВОЕ, цветовосприятие - способность глаза различать цвета, то есть ощущать отличия в спектральном составе видимых излучений и в окраске предметов. | |||||||
ИДЕАЛЬНЫЕ КРАСКИ - краски, поглощающие лучи одной из зон спектра (красной, зеленой или фиолетовой) и не поглощающие лучей двух других зон. | |||||||
ИРРАДИАЦИЯ - кажущееся изменение площади цветового пятна, окруженного фоном, отличающимся от пятна по светлоте. | |||||||
КОЛОРИСТИКА (от латинского «Color» - цвет) - раздел науки о цвете, изучающий теорию применения цвета на практике в различных областях человеческой деятельности. | |||||||
КОЛОРИТ (итал. «Сolorito», от лат. «Color» - краска, цвет) - система цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства, образующая эстетическое единство. Колорит - важнейший компонент художественного образа. Колорит является одним из средств художественной выразительности в произведении искусства, т.к. отражает индивидуальность и внутреннее состояние художника, его эмоционально-эстетическое отноение к предмету изображения. Выделяют следующие основные виды колорита: разбеленный, зачерненный, приглушенный, насыщенный | |||||||
Зачерненный
Насыщенный
Разбеленный
КОМБИНАТОРИКА (от лат. «соединять») - тип упражнений в которых различные сочетания, составляются из заданных элементов (напр. цветовых) по определенным условиям. |
КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ- тенденция воспринимать устойчивыми и неизменными предмет, его размеры, форму, светлоту, цвет независимо от происходящих с ним изменений (удаление от зрителя, изменение освещения, влияние среды и др.). |
КОНСТАНТНОСТЬ ЦВЕТА - тенденция воспринимать предметный цвет (его локальную окраску) независимо от изменяющихся условий освещения, его силу и спектральный состав (дневное, вечернее, искусственное). |
Цвет травы и листвы деревьев человек воспринимает локальными, зелеными, независимо от освещения. |
КОНТРАСТ (от французского «соntraste») - резко выраженная противоположность. - сопоставление двух противоположных качеств, способствующее их усилению. - мера индукции (см. индукция), т.е. мера различия цветов. Большой контраст – большое влияние цветов друг на друга. Чем больше контраст, тем больше индукция. Контрасты разделяются на два вида: ахроматические и хроматические (цветовые). Темное пятно рядом со светлым представляется еще более темным, и наоборот, светлое от соседства с темным как бы светлеет (ахроматический контраст). Если расположить рядом два дополнительных цвета, их цветовая насыщенность будет более интенсивна (хроматический контраст). |
К. Коровин «Розы» (контраст розового и голубого)
КРУГ ЦВЕТОВОЙ- система цветов, в которой цветовое многообразие упорядочено на основании объективной закономерности. Он может быть использован как инструмент для ориентировочного расчета результатов смешения цветов, для определения интервалов между цветами при подборе сочетаний. |
ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ- цвет, характерный для данного предмета (его окраска) и не претерпевший никаких изменений. В действительности так не бывает. Предметный цвет постоянно несколько изменяется под воздействием силы и цвета освещения, окружающей среды, пространственного удаления и называется он уже не локальным, а обусловленным. Иногда под локальным цветом подразумевают не предметный цвет, а однородное пятно обусловленного цвета, взятого в основных отношениях к соседним цветам, без выявления мозаики цветовых рефлексов, без нюансировки этих основных пятен. |
МАТОВЫЕ ПОВЕРХНОСТИ - поверхности, диффузно отражающие свет, кажущиеся одинаково яркими с различных направлений. |
МОДЕЛИРОВКА- в изобразительном искусстве: передача объемно-пластических и пространственных свойств предметного мира посредством светотеневых градаций (живопись, графика) или соответствующей пластикой трехмерных форм (скульптура и рельеф). Моделировка обычно осуществляется с учетом перспективы, в живописи же, с помощью неразрывно связанных со светотенью цветовых градаций. | |
НАСЫЩЕННОСТЬцвета - степень отличия хроматического цвета, от равного по светлоте ахроматического, измеряемая числом порогов различения n от данного цвета до ахроматического. | |
НЮАНС (франц. «nuance» - «оттенок», «переход») - тонкий переход одного цветового тона в другой, одной светотеневой градации в другую. Совокупность оттенков (нюансировка) применяется для достижения более тонкой моделировки объекта изображения. |
ОДНОВРЕМЕННЫЙ КОНТРАСТ- изменение цвета под влиянием окружающих цветов. |
ОСНОВНЫЕ КРАСКИ- три краски (красная, синяя и желтая), обеспечивающие воспроизведение наибольшего количества различных цветов. |
ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА- три цвета (красный, зеленый и синий). Путем смешения этих трех цветов можно получить наиболее насыщенные цвета всех остальных цветовых тонов. |
ОТНОШЕНИЯ ЦВЕТОВЫЕ - это количественные различия между цветами во всех их характеристиках, во всех их свойствах (по яркости, тону, насыщенности, плотности и др.). | |
ОТТЕНОК- небольшое отличие в красках по светлоте, насыщенности и цветовому тону. |
ПОВЕРХНОСТНЫЙ ЦВЕТ - цвет, воспринимаемый в единстве с фактурой предмета; как правило, это почти всегда цвет переднего плана. Поверхностный цвет позволяет отобразить свойства поверхности предмета с наибольшей достоверностью. | |||
ПОГРАНИЧНЫЙ КОНТРАСТ- цветовой контраст, наблюдаемый по граням соприкосновения цветовых пятен. | |||
ПЛОСКОСТНОЙ ЦВЕТ - принадлежащий какой-либо поверхности, особенности фактуры которой не ощущаются глазами. Например, цвет стены на заднем плане. | |||
ПОРОГ РАЗЛИЧИЯ- это наименьшая прибавка к силе действующего раздражения, при которой возникает едва заметное различие в силе или качестве ощущений. |
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТРАСТ - изменение цвета в результате предварительного воздействия на глаз других цветов. | ||
ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ЦВЕТ- бесфактурный цвет, характеризующий предметно-пространственные ситуации. Например, цвет удаленных объектов и сред (небо, вода), пленэрная живопись, валёры. | ||
ПУРПУРНЫЕ ЦВЕТА - цвета, получающиеся от смешения крайних спектральных - красного и фиолетового. |
РАВНОВЕСИЕцветовых пятен - это такое их соотношение, которое вызывает впечатление устойчивости всего цветового построения. |
РИТМ- равномерное расположение размерных элементов, порядок, сочетание линий, объемов, плоскостей цветовых оттенков. Ритм - это одна из особенностей композиционного построения произведений. Простейший вид ритма представляет собой равномерное чередование или повторение каких-либо частей (предметов, форм, цветовых пятен и т.д.). В произведениях искусства проявление ритма бывает более сложным. Здесь он часто способствует созданию определенного настроения в картине, благодаря ему достигается большая целостность и согласованность частей композиции, усиливается её воздействие на зрителя. | ||||
РЯДЫ ЦВЕТОВЫЕ - это последовательность цветов, у которой хотя бы одна характеристика общая, а остальные изменяются. Выделяют следующие виды рядов: - ряды по яркости (светлоте); | ||||
- ряды по насыщенности (чистоте); |
- ряды по цветовому тону. |
CВЕТ- лучистая энергия, воспринимаемая глазом, делающая окружающиймирвидимым или элктромагнитное волновое движение. |
СВЕТЛОТА- степень отличия данного цвета от черного, измеряемая числом порогов различения n от данного цвета до черного. Светлота - это признак, определяющий цвет как светлый или темный. В цветовом круге наибольшей светлотой обладает желтый цвет, а наименьшей - фиолетовый. |
СИНЕСТЕЗИЯ(от греч. «synaisthesis» - «соощущение») - явление восприятия, когда при раздражении данного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другим органам чувств. Например, при звуках музыки возникает ощущение цвета, или при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные или вкусовые ощущения и т.д. |
СПЕКТР- последовательность цветов, на которые разлагается световой поток, проходящий через призму. Впервые получен И. Ньютоном. |
СТАТИКА ЦВЕТОВАЯ - частный случай равновесия, для которого характерна полная остановка движения, состояние покоя или неподвижности. |
ТЕПЛЫЕ ЦВЕТА- цвета красные, краснооранжевые, оранжевые, желтооранжевые, желтые и желтозеленые. |
ТОН ЦВЕТОВОЙ - качество цвета, в отношении которого этот цвет можно приравнять к одному из цветов спектральных или пурпурных. Цветовой тон - это качество цвета, позволяющее дать ему название (красный, синий и т.д.). Измеряется длиной волны преобладающего в спектре данного цвета излучения. Ахроматические цвета не имеют цветового тона. |
-монохромия, которая строится на одном хроматическом цвете; | ||||||||||||
-полярная, которая строится на двух контрастных или дополнительных цветах; | ||||||||||||
- трехцветие, в которой основными являются три хроматических цвета; | ||||||||||||
-многоцветие, которое строится на четырех и более цветах. | ||||||||||||
ЧИСТОТА ЦВЕТА - доля чистого спектрального в общей яркости данного цвета. Самые чистые цвета - спектральные. По отношению к краскам чистоту цвета определяют как долю чистого пигмента данного цвета в красочной смеси. | ||||||||||||
ШКАЛА (от лат. «лестница») - ряд последовательно восходящих или нисходящих величин. | ||||||||||||
ШКАЛА ЦВЕТОВАЯравноступенчатая - ряд тонального перехода, идущего по степени равномерного возрастания или убывания какого-либо цветового качества. | ||||||||||||
ЭФФЕКТ ПУРКИНЕ- Изменение относительной яркости цветов при усилении или ослаблении освещения: - при очень больших яркостях цветовой тон сохраняется без существенных изменений только у желтого и голубого, остальные «выцветают». - спектр нормальной яркости (соответствует рассеянному дневному освещению). Ясно различаются все цвета. - при сильном потемнении различаются только три основных цвета: красный, зеленый и синий. |
ЛИТЕРАТУРА
1. Агюстон Ж.А. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. М., 1981
2. Айсмен А. Дао цвета. ЭКСМО-М., 2010.
3. Беда Г.В. Живопись и ее изобразительные средства. М., 1980.
4. Вибер Ж. Живопись и ее средства. М., 2000
5. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М., 1984.
6. Ильина О.В., Бондарева К.Ю. Цветоведение и колористика.С.Пб.2008.
7. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. М., 1986.
8. Кох Э., Вагнер Г. Индивидуальность цвета. М., 1995.
9. Кьяццари С. Цвет в живописи. ЭКСМО-М., 2010.
10. Максимов В.В. Трансформация цвета при изменении освещения. М., 1984.
11. Мурзина А.С.Цвет в интерьере. Минск. Харвест, 2006.
12. Сокольникова Н.М. Основы живописи, М., 1999.
13. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение, М., 1990.
14. Цой В.В. Введение в теорию цвета, Томск, 1985.
15. Шашлов Б.А. Природа цвета. Метрология цвета, М., 1980.
16. Эстетика: словарь, М., 1989.
|
|
|
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 2163; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет