Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психиатрия катастроф




1.7.1. Психические проявления на воздействия экстремальной ситуации

Психические состояния людей в экстремальных ситуациях разнообразны. В начальный момент реакции людей преимущественно витальной направленности, обусловленной инстинктом самосохранения. Уровень целесообразности таких реакций различен у разных индивидов — от панических и бессмысленных до сознательно целенаправленных. Обычно экстремальные ситуации характеризуются массовыми проявлениями психоэмоционального напряжения и психической дезинтеграции. Как показывают многочисленные исследования, проводимые в рамках изучения самых разнообразных экстремальных ситуаций, стихийных бедствий и техногенных катастроф, большинство людей (примерно 70-75%) при возникновении экстремальных ситуаций в первые мгновения оказываются «ошеломленными» и малоактивными, теряют контроль над своими поступками.

Р.И. Мокшанцев (2001) выделяет следующие психогенные реакции:

Ажитация –аффективная реакция, возникающая в ответ на угрозу жизни, аварийную ситуацию и другие психогенные факторы. Проявляется в форме сильного беспокойства, тревоги, потери целенаправленности действий.

Человек суетится и способен выполнять лишь простые автоматизированные действия. Возникает ощущение пустоты и отсутствия мыслей, нарушается возможность рассуждать устанавливать сложные связи между явлениями. Это сопровождается вегетативными нарушениями: бледностью, учащением дыхания, сердцебиением, дрожанием рук и пр. Расценивается как предпатологическое состояние в границах психологической нормы, нередко воспринимается как растерянность.

Аффектация -сильное и относительно кратковременное нервно-психическое возбуждение. Характеризуется измененным эмоциональным состоянием, связанным с изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств.

Внешне проявляется в резко выраженных движениях, бурных эмоциях, сопровождается изменениями в функциях внутренних органов, утратой волевого контроля. Возникает в ответ на уже происшедшее событие и сдвинуто к его концу. В основе аффектации лежит переживаемое состояние внутреннего конфликта, порождаемого противоречиями между требованиями, предъявляемыми человеку, и возможностями их выполнить.

Десинхроноз - рассогласование ритма сна и бодрствования, что приводит к астенизации нервной системы и развитию неврозов.

 

Изменение восприятия пространственной структуры -состояние, возникающее в ситуациях, когда в поле зрения человека вообще отсутствуют какие-либо объекты.

 

Кратковременный ступор -это внезапное оцепенение, застывание на месте.

 

Монотонность -функциональное состояние, возникающее при длительной монотонной работе.

Характеризуется снижением общего уровня активности, потерей сознательного контроля выполнения действий, ухудшением внимания и кратковременной памяти. Снижается чувствительности к внешним раздражителям, преобладают стереотипные движения и действия. Появляются ощущение скуки, сонливости, вялости, апатии, потеря интереса к окружающему, изменение афферентации со стороны рецепторов вестибулярного и опорно-двигательного аппаратов.

Паника -одно из психических состояний, свойственных экстремальным ситуациям. Она характеризуется дефектами мышления, потерей сознательного контроля и осмысления происходящих событий, переходом на инстинктивные защитные движения, действия, которые могут частично или полностью не соответствовать ситуации.

Человек мечется, не соображая, что он делает, либо цепенеет, столбенеет, происходит потеря ориентации, нарушение соотношения между основными и второстепенными действиями, распад структуры действий и операций, обострение оборонительной реакции, отказ от деятельности и пр. Это вызывает и усугубляет тяжесть последствий ситуации.

Психогенную анестезию -испытание состояния отсутствия чувства боли в первые 5 - 10 минут после полученных травм, ожогов при сохранении ясного сознания и способности к рациональной деятельности, что позволяет некоторым из потерпевших спастись.

У лиц с повышенным чувством ответственности длительность психогенной анестезии в отдельных случаях достигает 15 минут, даже при площади ожоговых поражений до 40% поверхности тела. Одновременно может отмечаться сверхмобилизация психофизиологических резервов и физических сил. Некоторые потерпевшие способны выбраться из перевернутого вагона с заклинившимся выходом из купе, в прямом смысле слова раздирая голыми руками перегородки крыши. Гипермобилизация в начальный период присуща практически всем людям, если же она сочетается с состоянием паники, то может и не привести к спасению людей.

Ограничение информации -особенно личностно-значимой, - состояние, способствующее развитию эмоциональной неустойчивости.

 

Сенсорная гиперактивация -воздействие на человека зрительных, звуковых, тактильных, обонятельных, вкусовых и других сигналов, по своей силе или интенсивности значительно превышающих пороги чувствительности для данного человека.

 

Сенсорная изоляция -отсутствие воздействия на человека зрительных, звуковых, тактильных, вкусовых и иных сигналов.

 

Социальная изоляция групповая -состояние высокой эмоциональной напряженности, причиной которой может явиться и то, что люди вынуждены постоянно находиться на глазах друг у друга длительное время. Особенно чувствительны к этому фактору женщины.

В обычных условиях человек привык скрывать от других людей свои мысли и чувства, обуревающие его в тот или иной момент. В условиях же групповой изоляции это либо затруднено, либо невозможно. Отсутствие возможности побыть наедине с собой требует от человека повышенной собранности и контроля своих действий, и когда такой контроль ослабевает, многие люди могут переживать своеобразный комплекс физической и психической открытости, обнаженности, что и вызывает эмоциональную напряженность.

Социальная изоляция одиночная -проявление одиночества, одной из форм которого выступает «сотворение собеседника»: человек «общается» с фотографиями близких, с неодушевленными предметами длительное время.

Выделение «партнера» для общения в условиях одиночества — защитная реакция в рамках психологической нормы, однако это явление представляет собой своеобразную модель раздвоения личности в условиях длительности экстремальной ситуации.

В ряде случаев указанные факторы действуют в совокупности, что значительно усиливает их разрушительное воздействие.

Чрезвычайное происшествие, которое характеризуется внезапностью, требует от человека исключительно быстрой перестройки психической деятельности на фоне возникшего эмоционального напряжения (Лебедев В.И., 2002).

Кроме внешних проявлений эмоциональной напряженности выделяют проявления эмоциональной напряженности в деятельности (рис. 1)

 
 

 


Рис. 1. Проявления эмоциональной напряженности в деятельности.

1. Эмоционально-сенсорные нарушениявключают в себя изменения процессов ощущений и восприятия.

2. Эмоционально-моторные нарушенияхарактеризуются падением согласованности и точности движений.

3. Эмоционально-ассоциативные (эмоционально-мыслительные) нарушенияпредопределяют ошибочные умозаключения, принятие неправильных решений. В условиях бурных эмоциональных реакций участок нервной ткани, в котором локализован очаг возбуждения, становится доминантным, а доминанта усиливается при любом воздействии, как положительном, так и отрицательном. В результате доминанта укрепляется и вместе с ней еще больше укрепляется основанное на ней суждение, а в сознании это становится подтверждением собственной правоты. Другие мысли при этом временно не принимаются, поскольку господствующая доминанта по закону отрицательной индукции гасит все воздействия. Другие очаги возбуждения мозговой ткани, отражающие иные мысли, иные мотивы, способные противостоять ошибочному суждению, оказываются заторможенными. Это продолжается до тех пор, пока не иссякнет эмоциональное подключение временно господствующего доминантного очага. При этом могут затормаживаться и следы памяти, способной противостоять господствующему суждению. С прекращением эмоциональной напряженности способность к объективной оценке информации восстанавливается.

Мышечная скованность. Достаточно информативным показателем эмоциональной напряженности служит проявление выраженной мышечной скованности(непроизвольного напряжения многих групп мышц).

Частота сердечных сокращений. Основной вегетативной реакцией на эмоциональную напряженность является высокая частота сердечных сокращений без физических нагрузок. Иногда отмечается обильный профузный пот, вызываемый не температурными, а эмоциональными воздействиями.

На лице могут появиться выраженные вазомоторные реакции, заметные изменения в диаметре зрачка. В ряде исследований при значительном эмоциональном напряжении наблюдалось повышение позывов на диурез, резкое усиление работы кишечника и др.

Информационная неопределенность. В числе причин нарастания психической напряженности В.И. Лебедев (2002) прослеживает информационную неопределенность, предвидение возможных аварийных ситуаций и умственное проигрывание соответствующих действий при их возникновении.

Эмоциональная напряженность также характеризуется падением уровня психических познавательных процессов и ухудшением психомоторики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.