Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интернационализация духовной жизни человечества




СМИ и массовая культура

Стремительный рост значения в повседневной жизни человека средств массовой информации открыл возможности мощного влияния на сознание и настроения людей. Уже в 1920-е гг. меж­дународное радиовещание стало важным инструментом поли­тики, а к концу XX в. с созданием спутниковых систем телеве­щания, глобальных компьютерных сетей появились условия. Для интернационализации духовной жизни человечества. Сло­жился своеобразный мировой рынок идей, культурных ценностей, успех на котором обеспечивает как коммерческую выго­ду, так и политическое влияние.

Повсеместное распространение радио и телевидения, рост грамотности населения большинства стран мира определили спрос на аудио-, видео- и печатную продукцию, рассчитанную на массового потребителя.

Массовая культура содействовала формированию индустрии досуга. Она имеет не только развлекательный характер. Веду­щие корпорации мира увидели в ней беспрецедентные воз­можности как прямой, так и косвенной рекламы своих товаров. Не обошли своим вниманием новые технические средства и политики. Средства массовой информации позволяют форми­ровать упрощенные образы врага, высмеивать и представлять в нелепом виде политических оппонентов и их взгляды. Попу­лярность «звезд» кино, эстрады, спорта делает их образ жизни, манеру одеваться, взгляды, в том числе и политические, образ­цом для подражания.

Было бы упрощением считать, что массовая культура только лишь инструмент манипулирования сознанием людей. Ее про­дукция способна пользоваться спросом лишь в том случае, если она отвечает определенным реальным интересам, запро­сам и потребностям «среднего» человека.

Так, к числу характерных признаков продукции теле­визионной массовой культуры относится четкое разде­ление «добра» и «зла», значительная доза насилия и сек­са, традиционный хеппи-энд (счастливый конец). По мнению Теодора Адорно, видного немецкого философа и социолога, популярность подобной продукции связана не столько с примитивизмом вкуса ее потребителей, сколько с тем, что она обращена к подсознательным стремлениям и желаниям человека. «Средний человек» подсознательно хотел бы быть более удачливым (в том числе и в личной жизни), видеть зло, с которым он стал­кивается, наказанным, порой ощущает желание решить свои проблемы насилием, но сдерживается в силу вос­питания и страха перед наказанием. Ассоциируя себя с героями популярных фильмов, зритель снимает нако­пившееся внутреннее психическое напряжение, как бы грезит наяву. Это способствует его законопослушному поведению в реальной жизни.

Ряд социологов полагают, что не следуют переоценивать возможность манипулирования поведением человека. Суще­ствует немало примеров, когда усилия средств массовой информации по дискредитации тех или иных политических лидеров приводили к обратному эффекту, повышая их попу­лярность.

В то же время распространение массовой культуры рассмат­ривается многими философами, социологами и культуроло­гами как признак интеллектуальной и духовной деградации. Массовая культура предлагает упрощенное видение и вос­приятие мира. Все многообразие человеческого поведения и эмоций выражается через набор ограниченного количества одних и тех же реакций и символов. Сознание, привыкшее к упрощенному миропониманию, становится неспособным к творческому и нестандартному мышлению, критическому восприятию окружающей реальности. По мнению Э. Фромма, массовая культура препятствует раскрытию и реализации ду­ховных потребностей личности. Устоявшиеся модели поведе­ния формируют пассивность, конформизм, то есть готовность принимать мир таким, каков он есть.

Несмотря на различные точки зрения на массовую культуру, она стала неотъемлемым элементом жизни, влияющим на пов­седневное бытие миллионов людей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.