Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Авангардные течения в музыкальной и художественной культуре




В середине 1960-х гг. в США появилось новое течение в жи­вописи и скульптуре — гиперреализм. Его характерной чертой является точечное, фотографическое отображение действи­тельности: детально выписанные предметы, изображение го­родской среды, портрет «человека с улицы». Наиболее извест­ные художники-гиперреалисты — Роберт Коттингем и Чак Клоуз.

Элементы поп-арта проявились в такой форме современно­го художественного творчества, как хеппенинг. Это гибрид жи­вописи, скульптуры и театра. Первые театральные постановки в стиле хеппенинга состоялись в 1958—1959 гг. в США для раз­влечения артистической богемы. Затем они приобрели попу­лярность в Европе и Азии. Для хеппенинга характерно отсут­ствие четкого сюжета, импровизация актеров, втягивающих в представление зрителей, использование диапозитивов и кино­кадров, реквизита, световых и звуковых эффектов, современ­ной музыки.

В музыкальной культуре второй половины XX в. получили развитие различные авангардные течения.

Родоначальником сонористики считается польский композитор Кшиштоф Пендерецкий. Для сонористики характерно особое внимание к тембру звука, поиску ис­точников нетрадиционного звучания: игра на пиле, на рояле — непосредственно на струнах, шепот, крики и т.д. Основателем алеаторики стал немецкий музыкант Карл-хайнц Штокхаузен, написавший в 1957 г. пьесу для фор­тепьяно, фрагменты которой могли исполняться в любой последовательности. Алеаторика претендовала на осво­бождение искусства, причем не только музыкального, от диктата формы. Появились художественные произведе­ния, в которых могут переставляться страницы, абзацы в зависимости от выбора читателя.

Хрупкость мира, отсутствие логики и четкости в его облике, иллюзорность его устоев отразило так называемое исчезающее искусство. Примерами могут служить картины, написанные выцветающими на глазах зрителей красками, саморазрушаю­щиеся скульптуры, музыка без звука, исполняемая на развали­вающихся инструментах. Самым наглядным образцом этого вида творчества была книга «Ничто», изданная в США в 1975 г. и выдержавшая переиздание в Англии, на 192 страницах кото­рой не было написано ни единой строчки.

«Самоуничтожающееся» творчество символизировало со­бой закат модернистского направления в искусстве и наступле­ние современного этапа его развития — эпохи постмодернизма. Для постмодернизма характерно использование различных стилей прошлого и настоящего, Запада и Востока, элементов фольклора, массовой культуры, поп-арта, соединение художе­ственной формы с нехудожественным содержанием.

Подобное сочетание всевозможных форм и стилей, исполь­зование новых материалов и технологий для создания арт-объектов (выставочных конструкций) характерны для совре­менного искусства. Распространенной его формой является инсталляция — пространственная композиция, сконструиро­ванная из разных материалов и бытовых предметов.

Современные художники вынесли свои произведения за пределы галерей и музеев. Они создают их на природе или пре­образуют городской ландшафт. Так возник инвайронмент изменение окружающей среды в соответствии с замыслом ху­дожника.

Немецкий художник Йозеф Бойс, один из основате­лей партии зеленых в ФРГ, осуществил крупный проект «7000 дубов» (1982). На центральной городской площа­ди немецкого города Касселя началась посадка моло­дых дубков. Она сопровождалась лозунгом «Градоозеленение вместо градоправления». Дубы, являвшиеся элементом дохристианской мифологии, обрамлялись базальтовыми глыбами. Художник стремился пробудить «экологическое сознание» у городских жителей. Мас­штабы проекта, приведшие Бойса к конфликту с властя­ми, были превзойдены американским художником бол­гарского происхождения Христо Явашевым. Он в 1983 г. создал композицию «Окруженные острова». Одинна­дцать островов вблизи Майами окружили розовой поли­пропиленовой пленкой, соответствующей конфигурации островов, общей площадью более 600 тыс. кв. м. и дли­ной 11 км. Работа обошлась в 3,5 млн долларов и про­должалась два года, после чего острова на две недели были открыты для посетителей. Прекрасная девствен­ная природа необитаемых тропических островов, став­шая арт-объектом, служила напоминанием о необходи­мости защиты и сохранения окружающей среды.

Еще в 1960—1970-е гг. появилось международное художе­ственное движение — концептуализм. Его сторонники утвер­ждали, что идея произведения имеет большее значение, чем его визуальное изображение. Концептуальное искусство тесно связано с философией и другими науками. Новые технологии информационной эры не остались вне поля зрения художни­ков. Основателями видеоискусства или видеоарта стали кореец Нам Чжун Пак и американский композитор и исследователь эстетики Джон Кейдж. По мнению Нам Чжун Пака, электрон­ные средства коммуникации воздействуют на интеллект лич­ности. Это способно привести к перегруженности человека информацией, конфликту между ним и машиной. Видеоискус­ство разрешает этот конфликт, внося эстетическое начало в те­лекоммуникации. Обращение непосредственно к внутреннему миру человека стало использоваться в таких новых видах ис­кусства, как компьютерная графика, производство видеоклипов, а отчасти — и в современном кино.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.