КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ реализации нефтепродуктов
Особое значение анализ реализованной продукции имеет на предприятиях, основным видом деятельности которых является реализация продуктов нефте- и газопереработки. В анализе следует изучить: - динамику и структуру реализации нефтепродуктов по годам, регионам сбыта и товарным группам для выявления тенденций и закономерностей в реализации; - помесячную динамику продаж для изучения сезонности и неравномерности реализации; - уровень ритмичности реализации нефтепродуктов; - влияние объемов и цен на выручку от реализации нефтепродуктов. Рассмотрим анализ оптовых продаж нефтепродуктов на примере ООО «ЛУКОЙЛ-Севернефтепродукт». Структурно-динамический анализ оптовой реализации проводится путем применения горизонтального, вертикального и трендового сравнительного анализа. В таблицах 4.31 и 4.32 представлена динамика и структура оптовой реализации по видам нефтепродуктов и регионам сбыта. Таблица 4.31 Динамика и структура оптовой реализации по видам нефтепродуктов в натуральном выражении (тыс. тонн)
В отчетном году объем оптовой реализации увеличился на 14,27% и составил 210 610 тонн. Произошел значительный рост объемов продаж дизельного топлива, реализация которого в отчетном году выросла на 124,58%. Это связано с возросшей интенсивностью деятельности нефтегазодобывающих и лесозаговительных компаний региона, приобретающих данный вид топлива для своей техники. Реализация мазута увеличилась почти в 3 раза и в отчетном году составила 36 530 тонн, его доля в структуре нефтепродуктов возросла с 7,26% в 2003 году до 17,35%. Снижение реализации бензинов Аи-80 и Аи-92 привело к потере их совокупной доли в структуре оптовой реализации нефтепродуктов почти на 10%. Также в отчетном году сократилось потребление битума на 2,30 тыс. тонн (14%) и масел фасованных на 0,02 тыс. тонн (1,5%). Таблица 4.32 Динамика и структура оптовой реализации по регионам сбыта в натуральном выражении (тыс. тонн)
Из данных таблицы 4.32 видно, что значительное увеличение объемов реализации произошло на Усинском участке – на 18490 тонн (160,84%) за счет дизельного топлива; Нарьян-Марском – на 6,64 тыс. тонн (157,45%) за счет керосина и дизельного топлива. Именно в этих регионах в отчетном году активизировалась деятельность нефтегазодобывающих предприятий. В Архангельском филиале произошло резкое снижение реализации практически по всем видам нефтепродуктов, кроме мазута. Стабильными являются показатели в Ухтинском и Сыктывкарском цехах, Косланской нефтебазе. В анализе сбыта важную роль играет сезонность потребленияпродукции. При прогнозировании объемов продаж продукции на будущие периоды необходимо учитывать неравномерность реализации в течение года. Выявленные в анализе закономерности позволяют правильно определить объем поставок, заключать договоры с партнерами и маневрировать имеющимися ресурсами. В ООО «ЛУКОЙЛ-Севернефтепродукт» сезонность потребления можно проследить на поставках бензинов, дизельного топлива, мазута и битума. Помесячная динамика объемов оптовой реализации нефтепродуктов за два года представлена на рисунках 4.9 и 4.10. Рис. 4.9 Динамика реализации нефтепродуктов за предыдущий год с разбивкой по месяцам Рис. 4.10 Динамика реализации нефтепродуктов за отчетный год с разбивкой по месяцам Анализируя графики сезонности можно отметить, что с сентября по март интенсивность потребления бензинов невелика, так как многие автомобилисты зимой не пользуются личным автотранспортом. Потребление бензинов начинает расти с апреля-мая, резкий скачок реализации наблюдается в летний период с апреля по сентябрь. Это связано с порой отпусков, дачным сезоном, сбором урожая. Четко прослеживается взаимосвязь между временем года и объемом реализации таких нефтепродуктов, как битум и мазут топочный. Резкое увеличение реализации битума в июне-августе связано с применением его в различных ремонтных работах, проведение которых возможно только в летний период. Увеличение потребления мазута топочного в осенне-зимний период совпадает с началом отопительного сезона. Зависимость сезонности потребления от технических характеристик и качества продукции четко прослеживается в динамике реализации дизельного топлива. В зависимости от условий применения устанавливаются три марки дизельного топлива: ЛУ – рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 5 0 С и выше; ЗУ- рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 200 С и выше; А – арктическое. В зависимости от показателей качества дизельного топлива каждое из них имеет свою сезонность потребления. Так как дизельное топливо зимнее имеет качество низкой температуры застывания и низкой вязкости, его потребление резко возрастает в зимние месяцы. Зимой данный вид используют в буровой, нефтяной отрасли, в железнодорожном транспорте для тепловозов, для машин с дизельными двигателями. Осуществляется «Северный завоз» – поставка дизельного топлива в Ямало-Ненецкий Автономный Округ по зимникам. Начиная с апреля интенсивность потребления зимнего дизельного топлива снижается, так как показатели качества не соответствуют температурному режиму, а также в связи с невозможностью завоза на месторождения из-за отсутствия зимников к основным потребителям. Из графиков сезонности реализации летнего дизельного топлива видно, что резкий скачок потребления наблюдается с апреля по сентябрь, в это время летнее дизельное топливо пользуется спросом на сельскохозяйственных предприятиях. Согласно техническим характеристикам его можно использовать при температуре не ниже –5 0 С, поэтому потребление растет в весенне-летний период. С октября по декабрь спрос на дизельное топливо летнее снижается. Следовательно, при прогнозировании объемов продаж на следующий год необходимо учитывать неравномерное распределение ресурсов в течение года. Ритмичная работа в реализации характеризуется своевременностью отгрузки и продаж продукции потребителям в соответствии с планом и графиком. Неритмичность ухудшает экономические показатели работы предприятия: снижается прибыль, формируются сверхплановые остатки нереализованной продукции, растут издержки обращения и т.д. В анализе ритмичности используются прямые и косвенные показатели. К прямым показателям традиционно относят: коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности. К косвенным показателям относят: доплаты за сверхурочные работы, уплату штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции, наличие сверхнормативных остатков готовой продукции на складах и др. Коэффициент ритмичности рассчитывается суммированием фактического удельного веса реализации продукции за каждый анализируемый период, но не больше базового уровня. То есть коэффициент ритмичности учитывает только недовыполнение плана и не учитывает перевыполнение. Коэффициент вариации определяется как отношение среднеквадратического отклонения от плана за i -тый период к средней плановой величине за i -тый период: , (4.22) где – квадратическое отклонение от средней плановой величины; n – количество анализируемых периодов; хпл – средняя плановая величина в i –тый период. Рассчитаем показатели ритмичности исходя из данных поквартальной реализации по каждому виду нефтепродуктов (таблицы 4.33, 4.34). Таблица 4.33 Оценка ритмичности оптовой реализации продукции
Таблица 4.34 Результаты расчета коэффициентов ритмичности и вариации
Анализируя данные таблицы 4.34, можно сказать, что наибольший уровень недовыполнения плана наблюдался по бензину А-95 – 31,9%, при этом максимальная неравномерность реализации мазута (278%) связана со значительной удаленностью потребителей и временем установления зимних дорог и «зимников». Далее проводится анализ продаж в стоимостном выражении: изучается динамика и структура продаж по видам нефтепродуктов и регионам сбыта; выявляются причины изменения уровня продаж; оценивается влияние цен и качества на стоимость реализованной продукции.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |