КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Маржинальный анализ прибыли от продаж
Большой интерес представляет методика маржинального анализа прибыли, которая базируется на делении производственных и коммерческих затрат на переменные и постоянные. Она широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. В отличие от традиционной методики анализа прибыли, применяемой на отечественных предприятиях, она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов. Маржинальный анализ прибыли от продаж основан на понятии маржинального дохода, который можно рассчитать как разность между выручкой от реализации продукции и переменными затратами или путем суммирования прибыли от продаж и постоянных затрат: , (9.24) где – маржинальный доход; – выручка от реализации; – прибыль от продаж; , – постоянные и переменные расходы. В условиях многономенклатурного производства маржинальный доход можно представить как произведение выручки от продаж () на удельный вес маржинального дохода в выручке (): . (9.25) Факторный анализ прибыли от продаж одного вида продукции можно проводить исходя из следующей зависимости: , (9.26) где – объём реализованной продукции; – цена единицы продукции; – переменные затраты на единицу продукции; – постоянные затраты на весь объём продаж данного вида продукции; – маржинальный доход единицы продукции. На основе данных таблицы 9.7 рассмотрим маржинальный анализ прибыли от реализации нефти. Таблица 9.7 Данные для маржинального анализа прибыли от реализации нефти
Влияние факторов на прибыль от реализации нефти можно провести по следующим формулам: - влияние объёма реализованной продукции (): ; (9.27) - влияние цен: ; (9.28) - влияние переменных затрат: ; (9.29) - влияние постоянных затрат: . (9.30) Расчеты сведем в таблицу 9.8. Таблица 9.8 Влияние факторов на величину прибыли от продаж
Прибыль от продаж в отчетном году уменьшилась на 43,04% (474463 тыс. руб.) в результате роста постоянных расходов (77,99%) (влияние – 1051229,00 тыс. руб.) и снижения цен на реализованную продукцию (10,4%) (влияние – 401567, 44 тыс. руб.). Однако увеличение объёма реализованной нефти на 32,53% и снижение переменных затрат (29,58% – на единицу продукции, 6,67% – на весь объём) положительно повлияли на величину прибыли от продажи нефти, увеличив ее на 796972 тыс. руб. и 181361,48 тыс. руб. соответственно. Операционный анализ позволяет определить зависимость финансовых результатов от затрат и объемов производства. Основными элементами операционного анализа служат следующие показатели: маржинальный доход, операционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности (устойчивости) предприятия. С этой целью все затраты предприятия следует разделить на постоянные и переменные. Порог рентабельности – это сумма выручки, которая необходима для того, чтобы покрыть все расходы предприятия. Прибыли при этом не будет, но не будет и убытка, следовательно, и рентабельность при такой выручке равна нулю: , (9.31) где МД – маржинальный доход; – доля маржинального дохода в выручке; – порог рентабельности. Если известен порог рентабельности, то можно подсчитать запас финансовой устойчивости (): - в абсолютном выражении: ; (9.32) - в процентах: *100. (9.33) Заключительным этапом операционного анализа является расчет силы воздействия операционного рычага (ОР), который показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1%: ОР = МД/П, (9.34) где П – прибыль от продаж. Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки всегда порождает более сильное изменение прибыли. Когда выручка от реализации снижается, сила воздействия операционного рычага возрастает. Каждый процент снижения выручки дает больший и больший процент снижения прибыли. При возрастании же выручки от реализации, если порог рентабельности уже пройден, сила воздействия операционного рычага убывает: каждый процент прироста выручки дает все меньший и меньший процент прироста прибыли. Таблица 9.9 Операционный анализ ОАО «Северная нефть»
В отчетном году запас финансовой устойчивости уменьшился, что связано, в первую очередь, с уменьшением прибыли от реализации в результате увеличения доли постоянных затрат в себестоимости реализованной продукции, при этом величина операционного рычага возросла на 5,6 ед., что характеризует повышение риска получения убытков в результате незначительного снижения выручки.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 892; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |