КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
М.Г. Подопригора, 2008
М.В. Радомская П 444 Учебное пособие МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (специальность «Информационная безопасность телекоммуникационных систем», факультет АЭС) Редактор: В.К.Трофимов Корректор: В.В.Сиделина
Подписано в печать 08.02.2013г. формат бумаги 60х84/16, отпечатано на ризографе, шрифт №10, изд.лист 3,2, заказ № 08, тираж 150. СибГУТИ 630102, Новосибирск, ул.Кирова, 86
Рецензенты: Проректор по контролю за качеством образования ГОУВПО «ТГПИ» Заведующий кафедрой менеджмента ГОУВПО «ТГПИ» А.А. Волвенко Подопригора М.Г. Учебное пособие по курсу «Организационное поведение» для студентов старших курсов и магистрантов. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. – 250 с.
В данном пособии рассматриваются такие вопросы, как личностные особенности работников, мотивация, конфликты, карьера, стресс, лидерство и власть, формирование группового взаимодействия, организационная и национальная культура, управление изменениями в организации. Пособие адресовано студентам старших курсов и магистрантам, обучающимся по направлению 080500 «Менеджмент».
© Технологический институт ЮФУ, 2008
СОДЕРЖАНИЕ ВВедение.. 8 1. Основы организационного поведения.. 9 1.1. Понятие и сущность организационного поведения. 9 1. Организационное поведение как научная дисциплина. 9 2. Система организационного поведения. 10 Вопросы к семинарским занятиям.. 11 Темы рефератов. 11 Основные термины и понятия. 11 Вопросы для самопроверки. 12 1.2. Организация как система. 13 1. Понятие и типы организаций. 13 2. Организация управления. 14 3. Типы организаций. 16 4. Современный подход к управлению организацией. 16 Вопросы к семинарским занятиям.. 19 Темы рефератов. 19 ТЕСТ «Входной контроль знаний». 19 Ребусы.. 21 Основные термины и понятия. 22 Вопросы для самопроверки. 22 2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ.. 22 2.1. Основные теории личности. 23 1. Основы представления о личности. 23 2. Основные теории поведения личности. 24 3. Классификация личности. 25 Вопросы к семинарским занятиям.. 27 Темы рефератов. 28 Практические упражнения. 28 1. Упражнение «Тест на определение типа личности (тип А – тип В)». 28 2. Упражнение «Предприниматель/менеджер/специалист». 29 3. Анализ конкретных ситуаций. 30 Кейсы.. 30 1. Мини-кейс «От эффективности работы торгового представителя зависит многое». 30 2. Кейс «Найти свое место в жизни – сложная задача». 31 ТЕСТЫ... 36 1. Тест «Ваш характер и модель поведения в социуме». 36 2. Тест «Как определить направленность личности в работе». 39 3. Тест «Начальник или подчиненный». 43 4. Тест «Сколь велики ваши творческие способности». 46 5. Тест «Ваш психологический возраст». 47 Кроссворд. 49 Основные термины и понятия. 50 Вопросы для самопроверки. 51 2.2. МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА.. 51 1. Мотивация: основные понятия. 51 2. Теории мотивации. 53 Вопросы к семинарским занятиям.. 59 Темы рефератов. 60 Практические упражнения. 60 1. Задание «Удовлетворенность/неудовлетворенность». 60 2. Задание «Мотивация сотрудников». 60 3. Анализ конкретных ситуаций. 61 Кейсы.. 61 1. Мини-кейс «Мотивация: кросс-культурные особенности». 61 2. Кейс «Как правильно мотивировать сотрудников». 62 ТЕСТЫ... 65 1. Тест «Степень мотивации личности к успеху». 65 2. Тест Юмористических Фраз (А.Г. Шмелев, В.С. Бабина) 66 3. Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич) 69 4. Тест «Шкала оценки мотивации одобрения». 72 Кроссворд. 73 Основные термины и понятия. 74 Вопросы для самопроверки. 74 2.3. Карьера в жизни человека. 74 1. Понятие и основные этапы карьеры.. 75 2. Успех карьеры.. 76 Темы рефератов. 77 Практические упражнения. 77 Упражнение «Планирование карьеры». 77 Кейсы.. 78 Кейс «Как преуспеть в бизнесе». 78 ТЕСТЫ... 82 Тест 1. «Ваше отношение к карьере». 82 Тест 2. «Ваши сильные стороны». 83 Тест 3. «Ключик к шефу». 84 Тест 4. «Стремление к успеху и страх неудачи». 88 Тест 5. «Насколько вы честолюбивы» (тест для женщин) 90 Основные термины и понятия. 94 Вопросы для самопроверки. 94 2.4. Управление стрессом в организации. 94 1. Понятие и источники стресса. 95 2. Последствия стресса. 97 3. Модель стресса. 97 4. Стратегия управления стрессом.. 98 Вопросы к семинарским занятиям.. 100 Темы рефератов. 100 Практические упражнения. 100 1. Упражнение «Изменение в жизни человека как причина стресса». 100 Кейсы.. 101 1. Кейс «Работники компании GENERAL MOTORS (GM) вышли на забастовку с требованиями: «МЕНЬШЕ РАБОТЫ - МЕНЬШЕ ДЕНЕГ». 101 2. Кейс «Компания «Цитадель». 102 ТЕСТЫ... 104 Тест 1. «Ваша психическая устойчивость». 104 Тест 2. «Воздействуют ли на вас повседневные неприятности». 105 Тест 3. «Угрожает ли вам нервный срыв». 106 Рекомендации психологического характера «Как помочь себе в острой стрессовой ситуации». 108 Антистрессовая релаксация. 110 Основные термины и понятия. 111 Вопросы для самопроверки. 111 3. Поведение ГРУПП В ОРГАНИЗАЦИИ.. 112 3.1. Формирование группового поведения в организации. 112 1. Понятие группы.. 112 2. Типы групп и их структура. 112 3. Общие характеристики групп. 115 4. Факторы, влияющие на создание групп. 116 5. Групповая динамика. 116 Вопросы к семинарским занятиям.. 125 Темы рефератов. 125 Практические упражнения. 125 1. Практическое упражнение «Кораблекрушение на Луне». 125 2. Разбор ситуации «Доведение результатов негативной оценки до исполнителя». 127 3. Упражнение «Распределение ролей в команде». 129 4. Разбор конкретных ситуаций. 130 Кейсы.. 132 1. Кейс «Как можно выполнить план». 132 2. Кейс «Техникум в Сретенске». 133 3. Кейс «Музыкальный квартет». 136 4. Кейс «Формирование временной рабочей группы». 139 Деловая игра. 140 «Распределение ролей». 140 ТЕСТЫ... 142 1. Тест «Геометрическая картина мира». 142 2. Тест «Привлекательность группы». 143 3. Тест «Коммуникативность и адаптация работника в коллективе». 144 4. Тест «Авторитет работника в коллективе». 145 Игры-тренинги. 146 1. Упражнение «Охотники и утки» (социометрия) 146 2. Упражнение «Командное взаимодействие». 147 3. Упражнение «Проблемные люди». 147 4. Упражнение «Идеальная команда». 148 Анаграммы.. 148 Основные термины и понятия. 148 Вопросы для самопроверки. 149 3.2. ЛИДЕРСТВО И ВЛАСТЬ.. 150 1. Сущность понятия лидерства и основные подходы к его изучению.. 150 2. Теории личностных качеств лидера. 151 3. Поведенческие теории лидерства. 151 4. Процессный подход к изучению лидерства. 154 5. Ситуационные теории лидерства. 155 6. Взаимосвязь понятий «лидерство» и «власть». 157 7. Понятие и основы власти. 157 8. Тактические способы власти. 159 Вопросы к семинарским занятиям.. 159 Темы рефератов. 159 Практические упражнения. 160 1. Задание «Личностные качества эффективного руководителя». 160 2. Упражнение «Стиль руководства». 160 3. Упражнение «Типы принятия управленческих решений». 161 4. Упражнение «Качества руководителя». 161 5. Упражнение «Укрепление группового единства». 162 6. Упражнение «Методы влияния». 162 7. Анализ конкретных ситуаций. 164 Кейсы.. 165 1. Кейс «Два взгляда на лидерство». 165 2. Кейс «Г. Форд в сравнении с А.П. Слоуном-мл.». 168 ТЕСТЫ... 169 1. Тест «Лидер». 169 2. Тест «Есть ли у вас задатки лидера?». 173 Игры-тренинги. 175 1. Упражнение «Кто я?». 175 2. Упражнение «Разбивка «от лидера». 176 3. Упражнение «Игры-головоломки». 176 4. Упражнение «Действуй по инструкции». 177 5. Упражнение «Правда или ложь?». 177 КРОССВОРД.. 178 Основные термины и понятия. 179 Вопросы для самопроверки. 179 3.3. КОНФЛИКТЫ... 179 1. Понятие конфликта и его природа. 180 2. Основные этапы процесса конфликта. 182 3. Причины возникновения конфликтов. 183 4. Стратегии поведения в конфликте. 184 Вопросы к семинарским занятиям.. 184 Темы рефератов. 185 Практические упражнения. 185 1. Задание «Оценка конфликтной ситуации». 185 Кейсы.. 185 1. Мини-кейс «Я выиграл – ты проиграл». 185 2. Кейс «Проблемы компании «Гранит». 186 Деловая игра. 190 «В коллектив пришел новичок». 190 ТЕСТЫ... 194 1. Тест «Ваш боевой дух». 194 2. Тест «Ваша склонность к конфликтам». 195 Игры-тренинги. 197 1. Упражнение ««Уверенность — неуверенность — агрессия». 197 2. Упражнение «Дилемма узника». 198 3. Упражнение «Поведение в конфликтной ситуации». 199 Основные термины и понятия. 200 Вопросы для самопроверки. 201 4. Организация.. 202 4.1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА.. 202 1. Понятие и источники организационной культуры.. 202 2. Функции организационной культуры.. 203 4. Типы организационной культуры.. 204 5. Организационные субкультуры.. 206 6. Формирование организационной культуры.. 208 7. Подходы к управлению организационной культурой. 208 8. Факторы, влияющие на возможность изменения организационной культуры.. 209 Вопросы к семинарским занятиям.. 210 Темы рефератов. 210 Кейсы.. 210 1. Кейс «Организационная культура компании LEVI STRAUSS». 210 2. Кейс «Новый сотрудник в компании «Спейс». 211 3. Кейс «Красный Октябрь» - российские традиции качества». 213 4. Кейс «Заветная формула успеха». 216 Основные термины и понятия. 220 Вопросы для самопроверки. 220 4.2. Управление организационными изменениями. 221 1. Сущность организационных изменений. 221 2. Препятствия изменениям.. 222 3. Преодоление препятствий изменениям.. 222 Вопросы к семинарским занятиям.. 223 Темы рефератов. 223 Практические упражнения. 223 Анализ конкретных ситуаций. 223 ТЕСТЫ... 224 Тест «Готовы ли вы к нововведениям?». 224 Основные термины и понятия. 230 Вопросы для самопроверки. 230 5. Организационное поведение в международном контексте 231 5.1. Национальная культура и особенности поведения людей в международных организациях. 231 1. Понятие национальной культуры.. 231 2. Характеристика национальной культуры.. 231 3. Особенности российской национальной культуры.. 232 4. Оценка влияния опыта других стран. 233 5. Культурный шок и культурная адаптация. 234 Темы рефератов. 234 Практические упражнения. 235 1. Упражнение «Поведенческие особенности российского менталитета». 235 2. Анализ конкретной ситуации «Эффективность обучения национальным особенностям управления [CROSS-CULTURAL TRAINING]». 235 Кейсы.. 236 Деловая игра. 238 «Особенности организационного поведения с учетом национального аспекта». 238 Основные термины и понятия. 246 Вопросы для самопроверки. 247 библиографический список.. 248
Введение
Настоящее учебное пособие предназначено для студентов и магистрантов всех форм обучения, реализующих учебные программы – менеджмент-образование. Пособие направлено на повышение качества подготовки менеджеров, на закрепление практических методов руководства. Материал пособия представлен в соответствии с учебным планом по направлению 080500 «Менеджмент», с программой курса «Организационное поведение», с государственным образовательным стандартом подготовки кадров по специальностям данного направления. При подготовке данного пособия было учтено, что изучение курса «Организационное поведение» предваряется знаниями студентов, полученными при изучении смежных дисциплин: «Основы менеджмента», «Теория организации», «Управление персоналом», «Управленческие решения», «Психология», «Практикум по деловому общению». Цель учебного пособия – дать студентам основы теоретических знаний с последующим их практическим закреплением. Содержание пособия предусматривает создание максимальных возможностей для активации самостоятельной и исследовательской работы студентов. Структура учебного пособия представлена 5 главами, каждая из которых состоит: –из базового теоретического материала, разбитого на параграфы; – перечня рекомендуемых вопросов и тем рефератов при подготовке к практическим занятиям; – практических упражнений по темам дисциплины, включающих цели конкретных упражнений, а также рекомендации к их выполнению; – кейсов для разбора на практических занятиях; – деловых игр; – тестов для выявления потенциала студентов по темам курса; – кроссворда; – перечня основных терминов и понятий, подлежащих усвоению в ходе изучения конкретной темы; – списка вопросов для самопроверки. Деловые игры, входящие в учебное пособие, построены по единому принципу: определение цели, описание конкретной ситуации, определение порядка проведения игры. Деловая игра «Распределение ролей» направлена на отработку умений руководителя управлять дискуссией, используя методику распределения ролей. Деловая игра «В коллектив пришел новичок» способствует осознанному применению этики взаимоотношений между менеджером и его командой. Деловая игра «Особенности организационного поведения с учетом национального аспекта» направлена на получение знаний и отработку навыков делового общения с учетом особенностей национального делового этикета. В целом, деловые игры, упражнения, тесты, базовые практические ситуации предполагают возможность каждому руководителю при желании реализовать их применительно к конкретным рабочим условиям и непосредственно к решаемым задачам. 1. Основы организационного поведения 1.1. Понятие и сущность организационного поведения1
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1730; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |