Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В рыночной экономике




Конкуренция и монополия

Конкуренция: сущность, виды и роль в рыночной экономике. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Монополизация экономики. Модели рынка в условиях монополизации. Рынок чистой монополии (монопсонии). Рынок олигополии. Рынок

монополистической конкуренции (по дифференциации продукта). Необходимость и направления антимонопольного

регулирования

 

1. Конкуренция: сущность, виды и роль

 

Спрос и предложение являются двумя факторами, дающими жизнь рынку, которые формируют в экономике уровень цен на товары и услуги. Поведение же самой фирмы, выбор ею объемов производства, а значит, и размеров спроса на экономические ресурсы и величины предложения собственных товаров зависят от типа рынка, на котором она действует.

Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений. Неизбежность конкуренции в рыночной экономике определяется наличием частной собственности и обособленностью экономических интересов субъектов хозяйствования.

Этимологически слово «конкуренция» восходит к латинскому «concurrentia», означающему столкновение, состязание. Под конкуренцией понимаетсяобщественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйствования в процессе реализации их обособленных экономических интересов.

Конкуренция характерна как для субъектов спроса, так и для субъектов предложения, как для населения, так и для представителей бизнеса. Если рассматривать население как субъекта конкуренции, то для него целью является получение доступа к необходимым потребительским благам, а потому он вступает в конкурентную борьбу как субъект предложения на рынке труда и как субъект спроса (покупатель) на рынке товаров народного потребления. С позиции интересов фирмы конечной целью конкурентной борьбы является стремление к получению более высокой прибыли. В связи с этим фирмы вступают в соперничество с другими фирмами, с одной стороны, за получение лучших условий доступа к факторам производства на определенных сегментах рынка; с другой стороны, за получение лучших условий для продажи своих товаров, то есть за ограниченный спрос покупателя.

Значение конкуренции можно проследить по следующим направлениям.

1. Конкуренция предоставляет покупателям возможность выбора из множества товаров и услуг на рынке. Если на рынок доставляется больше товаров и услуг, чем способны приобрести покупатели, то продавцы будут бороться за покупателя, снижая при этом цены. Если же на рынок будет доставлено меньше товаров и услуг, чем готовы приобрести покупатели, то последние будут соревноваться за продавца, способствуя тем самым росту цен. Следовательно, конкуренция позволяет осуществить поиск наиболее эффективных способов удовлетворения рыночного спроса.

2. Конкуренция позволяет поддерживать деловую активность среди хозяйствующих субъектов, направляя их на поиск новых возможностей и путей для улучшения хозяйственной деятельности, на внедрение достижений научно-технического прогресса с целью снижения экономических издержек, повышения качества и расширения ассортимента выпускаемой продукции.

3. Конкуренция позволяет отсекать неэффективные решения и нежизнеспособные элементы, в том числе вынуждая определенных субъектов уйти с того или иного сегмента рынка или осуществить реорганизацию производства. Следовательно, конкуренция осуществляет социально-экономическую дифференциацию.

С позиции различных критериев в экономической литературе принято разграничивать различные виды конкуренции. Это разграничение осуществляется: 1) по методам ведения конкуренции; 2) по характеру конкурентной борьбы; 3) по сферам; 4) по степени развития конкурентных начал (по условиям, в которых протекает конкуренция).

1. По методам ведения конкуренции выделяют ценовую конкуренцию и неценовую конкуренцию. Фирмы, проводящие ценовую конкуренцию, стараются привлечь потребителя с помощью установления более низких, чем у соперника, цен. Это делается для того, чтобы в условиях эластичного спроса переориентировать покупательский спрос на свою продукцию и тем самым увеличить объем продаж, выручку и прибыль. Основное условие ведения успешной конкурентной борьбы с помощью цен - это постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости продукции. Выигрывает только тот предприниматель, который располагает реальными шансами снижения издержек производства.

При неценовой конкуренции фирмы стремятся завоевать покупателя не понижением цен, а повышением потребительской ценности товара. Этого можно достичь многими способами: улучшением качества товара, лучшим приспособлением его к нуждам конкретной группы потребителей, созданием принципиально нового вида продукции, активизацией рекламы, улучшением сервиса, улучшением послепродажного обслуживания покупателей товаров длительного пользования, в том числе увеличением гарантийного срока, доставкой товаров на дом, приближением пунктов продажи товаров к потребителю и т.д. Ценовой метод борьбы преобладал очень долго, однако сейчас ситуация изменилась, и на первые роли вышла неценовая конкуренция. Это связано с рядом преимуществ, которые этот вид конкуренции обеспечивает использующим ее фирмам:

1. В условиях современной высокоразвитой экономики изменились запросы потребителей - они стали более дифференцированными. Особые свойства товара для покупателей часто важнее ценовой привлекательности.

2. Несмотря на то, что неценовая конкуренция (например, хорошая реклама и высокое качество) требует от фирмы немалых затрат, все же в этом случае возможность маневра у фирмы несомненно больше, чем при ценовой конкуренции.

3. Ценовая конкуренция в большинстве стран, включая и Россию, ограничена законом. В том числе запрещены сговор по ценам и использование демпинга, то есть продажи товара на определенных зарубежных рынках по более низкой цене, чем на отечественном рынке и рынках других стран (в рамках ВТО действует Антидемпинговый кодекс).

2. По характеру конкурентной борьбы различают добросовестную (честную) конкуренцию и недобросовестную (нечестную) конкуренцию. Все рыночные методы ведения конкурентной борьбы являются добросовестными (все методы, не запрещенные законом). Однако не все фирмы в погоне за прибылью используют честный способ борьбы. Недобросовестная конкуренция предполагает использование следующих методов борьбы: подкуп чиновников, диверсии на фирме-конкуренте, промышленный шпионаж (в том числе взлом компьютерных систем), дезинформация потребителей, подрыв репутации конкурента в глазах потребителей путем предоставления ложной информации о фирме и ее руководителях, а также ее товарах; тайные соглашения о единой политике цен, использование демпинговых цен и т.д. Государство законодательно борется с недопущением использования нерыночных методов борьбы.

3. Конкуренция проявляется как между различными формами частного капитала (промышленного, торгового, банковского и др.), так и внутри каждого из них. Такая борьба приобретает форму внутриотраслевой и межотраслевой.

Внутриотраслевая конкуренция -это соперничество между товаропроизводителями, которые действуют в одной отрасли. Эта конкуренция приводит к формированию рыночной цены на определенный товар, а потому она направляет хозяйствующих субъектов на осуществление действий по приспособлению к параметрам рыночной цены. Внутриотраслевая конкуренция способствует снижению затрат на производство, внедрению достижений науки и техники, стимулирует процесс концентрации производства и капитала.

Межотраслевая конкуренция проявляется в борьбе между товаропроизводителями, которые действуют в различных отраслях национального производства. Вследствие различных условий производства в отраслях предприниматели при одинаковых затратах капитала получают разную прибыль. Поэтому товаропроизводители, которые получают меньшую прибыль на равновеликий капитал, перемещают свои капиталы в отрасли, где прибыль более высокая. Таким образом, эта конкуренция приводит к переливу капитала из одних отраслей в другие, к изменению и оптимизации отраслевой структуры народного хозяйства с учетом изменяющегося потребительского спроса.

4. Развитие конкурентных отношений тесно связано с разделением экономической власти. Когда это разделение отсутствует, потребитель лишен выбора и вынужден либо полностью согласиться на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая власть разделена и покупатель имеет дело с множеством товаропроизводителей, он может выбрать товар того из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям.

По степени развития конкурентных начал экономическая теория выделяет совершенную и несовершенную конкуренцию, а в соответствии с этим различает рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.