КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
С девиантными подростками
ДЛЯ РАБОТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ Групповые упражнения в передаче, подбрасывании, перебрасывании и ловле предмета Упражнения в бросках и ловле предметов в парах 1. Броски и ловля мешочка двумя руками, дети стоят на расстоянии 2—4 м друг от друга. 2. Перебрасывание мешочка друг другу одной рукой. То же другой. 3. Одновременный бросок мешочков друг другу двумя руками с последующей их ловлей. То же одной правой рукой, одной левой.
1. Дети стоят по кругу, у каждого в руках по мешочку. Передача мешочков вправо (влево) по сигналу. То же с различными заданиями на слуховое внимание. 2. Дети сидят по-турецки по кругу. Передача мешочков друг другу под музыкальное сопровождение. Музыка замолкает — передача прекращается, с возобновлением музыкального сопровождения игра продолжается. 3. Дети стоят по кругу, водящий — в центре с мешочком в руках. Подбрасывая мешочек вверх, водящий называет имя одного из игроков, тот должен поймать мешочек. Поймавший мяч становится водящим. Каждое упражнение необходимо тщательно отрабатывать, добиваясь правильного выполнения всех составляющих его компонентов и соблюдения условий, от которых зависит чистота выполнения. Такой подход обеспечит ребенку в дальнейшем успешное освоение более сложных двигательных навыков. Навыки, сформированные в упражнениях с утяжеленными мешочками, переносятся затем на аналогичные упражнения с другими предметами: мячами, кольцами и т.д. Наиболее сложным предметом для манипуляции является кольцо.
Девиантное поведение всегда связано с отклонением от существующих социальных норм, стереотипов, ценностей и ожиданий. Ученые выделяют психологические, биологические и социальные причины отклоняющегося поведения. Формирование индивидуальных особенностей подростка зависит от очередности и темпов созревания функциональных систем головного мозга, т.е. у каждого подростка есть своя индивидуальная траектория развития. Основные этапы созревания коры больших полушарий головного мозга, формирование функциональной и моторной асимметрий, интенсивное развитие мозолистого тела отмечаются к 6—7 годам — к началу школьного обучения. Учитывая психофизиологические особенности когнитивных стилей обучения ребенка, можно оптимизировать развитие познавательных процессов и создать предпосылки формирования ситуации успеха в учебной деятельности. В последнюю очередь завершают свое созревание наиболее молодые образования — фронтальные зоны передних отделов коры больших полушарий. Фронтальные зоны играют важнейшую роль в аналитико-синтетической деятельности мозга, в построении программ поведения и контроле их исполнения, в переработке информации эмоционального содержания. Интересно отметить, что функциональные показатели, получаемые по электроэнцефалограмме, свидетельствуют о некоторых регрессивных изменениях в биоэлектрической активности мозга подростков. В подростковый период отмечается определенная дестабилизация электрической активности мозга. Значительно нарастает амплитуда фонового альфа-ритма, появляются высокоамплитудные разряды тета-ритма в теменных и центральных отделах обоих полушарий. Все это отражает повышенную активность диэнцефальных структур мозга в период гормональных перестроек. Эти изменения возникают в начальном периоде полового созревания вследствие возросшей активности ряда образований в глубоких структурах мозга, которые отвечают за эндокринную перестройку организма. На поведенческом уровне избыточная подкорковая активация может проявляться в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, девиациях. На заключительных этапах полового созревания регрессивные сдвиги в электроэнцефалограмме подростков исчезают. К этому времени по морфологическим и функциональным критериям передние отделы мозга достигают состояния зрелости. Это рассматривается как физиологическое условие возникновения способностей к произвольной регуляции поведения и абстрактному мышлению. У большинства девиантных подростков наблюдаются нарушения в очередности и темпах созревания головного мозга. Другой причиной, приводящей подростков к тяжелой социальной дезадаптации, является наличие остаточных явлений патологии центральной нервной системы. С точки зрения психофизиологии девиантные подростки в своей деятельности используют только ведущее полушарие из-за недостаточной сформированности мозолистого тела и, вследствие этого, неинтегрированной работы мозга. Исследование девиантных подростков по пробе Хеда показало низкую степень сохранности премоторной зоны. По тесту Б. В. Зейгарнек выявлены перекрестные синкинезии (чередование функционального блокирования полушарий) и двусторонние синкинезии (каждое из полушарий одновременно выполняет функции образного и логического мышления), меньшая степень межполушарного взаимодействия и более позднее созревание головного мозга, чем у детей без социальных отклонений. Согласно исследованиям американских психофизиологов, у девиантных подростков отмечается дисфункция правого полушария, неразвиты желудочки мозолистого тела и комиссуры. У девиантных подростков способность центров коры правого и левого полушария вступать в функциональные меж-полушарные контакты значительно ниже, чем у социально благополучных детей. Поэтому для них характерна более высокая сосредоточенность на конкретной проблеме. Отмечается высокая потребность к поисковой деятельности, которая требует ухода от комфортных условий (бродяжничество, наркотизм, рискованные игры, создание стрессовых ситуаций). При левополушарной стратегии обучения у правополу-шарных подростков происходят перегрузки левого полушария. Как следствие недостаточной активности (торможения) ведущего правого полушария становятся заметны раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения, неудовлетворенность собой. Часто подобные нарушения представлены картиной девиантности. Помочь подросткам можно, если уменьшить перегрузку левого полушария и эмоционально активизировать работу ведущего, но приторможенного,правого полушария. При этом будет постепенно восстановлен нормальный физиологический баланс в работе головного мозга. В коррекционной работе с девиантными подростками особенно успешны психотерапевтические приемы, гармонизирующие работу правого и левого полушарий, а также развивающие межполушарные связи.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |