Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение в философию 20 страница




11. 6. _Социальная эволюция и революция

Наряду с относительно спокойными периодами развития общества есть и такие, которые отмечены бурно протекающими историческими событиями и процессами, вносящими глубокие изменения в ход истории. Эти события и процессы объединяются понятием социальная революция.

Слово "революция" означает коренное преобразование, переход от одного качественного состояния в другое. В обществе известны различные революции: в производительных силах, науке, технике и культуре. В отличие от них социальная революция - это качественные изменения в общественных и прежде всего - в производственных отношениях. Согласно материалистическому пониманию истории социальные революции - закономерное явление. Это не просто случайное нарушение сложившегося порядка вещей, а закономерная форма перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Такой переход коренным образом меняет всю совокупность общественных отношений.

Социальные революции происходят тогда, когда старая общественно-экономическая система, исчерпав возможности своего развития, с необходимостью должна уступить место новой.

Экономической основой социальной революции является конфликт между производительными силами и не соответствующими им производственными отношениями. Революция направлена на ликвидацию этих, ставших основами для развития производительных сил производственных отношений. Она отИ¤ на этой основе всей системы общественных отношений, всей надстройки.

Социальная революция включает в себя в большинстве случаев и революцию политическую, переход власти от одних классов и социальных групп к другим. Необходимость политической революции обусловлена тем, что для изменения экономических отношений надо преодолеть сопротивление социальных групп, которые являются носителями старых производственных отношений. Они держат в своих руках политическую власть, используют государственную машину для продления своего руководящего положения в обществе и сохранения старых производственных отношений.

Материалистическое понимание истории указывает на необходимость определения различий в характере каждой социальной революции в зависимости от того, какие производственные отношения устанавливаются в результате революции.

Важным моментом революции является вопрос о ее движущих силах, т. е. о действии тех классов и социальных групп, которые заинтересованы в победе революции и активно за нее борются. История знает революцию "сверху", т. е. коренные изменения общественных отношений, которые осуществлялись по инициативе сил, способных осознать необходимость назревших перемен и встать на сторону прогресса. Такими были, например, крестьянская и другие буржуазные реформы в России во второй половине XIX - начале XX вв. Сегодня в КНР начат процесс преобразования социалистической экономики в рыночную.

Происходящие в настоящее время реформы в России носят характер революции, так как речь идет о замене не оправдавших себя производственных отношений другими соответствующими прогрессу производства и обществу. Реформы идут медленно. В обществе слишком затягивается осознание необходимости таких реформ, многие социальные группы не в состоянии вписаться в рыночную экономику и предпочитают существование в рамках затратной экономики. Жесткое централизованное управление, экономически не оправданные гарантии, уравниловка создали государственно-зависимый тип работника, лишенного инициативы и предприимчивости, стремления к индивидуальному успеху, предпочитающего равенство в нищете социальной дифференциации, создаваемой в результате конкуренции экономически свободных производителей, реализующих свои способности в производственной деятельности.

Революцию следует рассматривать как диалектическое отрицание старого. Отказ от старых производственных отношений должен сопровождаться сохранением всего положительного, что накоплено народом за десятилетия предшествующего развития.

В социальной революции важнейший вопрос - вопрос о насилии и цене революции. Марксизм-ленинизм допускал гражданскую войну ради установления диктатуры пролетариата. На современном этапе очевидна неправомерность данного подхода. Условия для перехода к новым производственным отношениям согласно диалектике должны созреть в недрах старого общества, а революция должна действительно играть в каждом таком случае перехода к новому лишь роль "повивальной бабки", т. е. только способствовать рождению новых обществ, новых производственных отношений. Всякие попытки силового решения социально-экономических проблем в современный период, а призывы к подобным методам любому виду экстремизму следует рассматривать как преступление перед народом.

В современных условиях наиболее приемлемы стали "мягкие", "бархатные" революции, при которых экономические и социальные преобразования, формирование качественно иных, соответствующих достигнутому уровню НТП производственных отношений происходит с помощью политических средств и методов, механизмов демократии, не допуская гражданских войн, то есть мирным путем.

Общественные преобразования в ряде стран проходили и проходят не путем скачков, переворотов, а более или менее спокойным эволюционным путем, то есть путем постепенных количественных изменений в производственных отношениях, не влекущих за собой резких переходов, скачков, катаклизмов при минимуме социальной напряженности, в обстановке принятия большинством населения предлагаемого политического курса.

Тема 12. Движущие силы и субъекты исторического процесса

12. 1. _ Интересы как побудительная сила деятельности людей.

Общество не стоит на месте, оно непрерывно изменяется, развивается под воздействием определенных объективных законов. Люди сами делают свою историю, но делают ее не по своему произволу. История общества представляет собой закономерный вопрос. Но как же вписывается в этот процесс деятельность людей, что движет людьми и побуждает их к социальной деятельности?

В самом общем виде ответ на этот вопрос можно выразить следующим образом: люди живут в определенных условиях, в определенную эпоху. У каждого из них существуют свои взгляды, представления и интересы. Как отдельные индивиды так и большие группы людей руководствуются в своих действиях прежде всего своими интересами. Но от чего зависят эти интересы и почему они бывают различными? Это обстоятельство зависит от многих факторов. Проблема интересов, их сущности и роли занимала большое место в размышлениях философов разных времен и поколений, особенно много внимания этому вопросу уделяли мыслители в XVIII-XIX веках. Идеалистически мыслящие философы пытались связать их либо со ступенями самопознания абсолютной истины, либо с божественными предначертаниями. Философы материалистического направления исходили из того, что интересы людей зависят от того, в каких условиях они живут, какое положение занимают в системе материального производства, в социальной системе общества в целом.

Любой человек представляет собой уникальное явление, у него в процессе жизни складываются свои взгляды, представления, цели и интересы. Каждый преследует в жизни как будто бы только свои собственные цели. Но с другой стороны любой индивид принадлежит к той или иной, а чаще к целому ряду социальных общностей: классам, нациям и народностям, семьям и т. д. И как частица той или иной общественной группы, он связан с другими людьми, входящими в эти социальные объединения общими условиями существования, сходным образом жизни, а значит и общностью интересов.

Положение общественных групп в системе материального производства, образ жизни, материальные условия существования - это те факторы, которые в конечном счете определяют интересы людей, их поведение в обществе.

Ф. Энгельс писал, что "экономические отношения каждого данного общества проявляются прежде всего как интересы". Интересы являются мощной побудительной силой, заставляющей действовать исторических субъектов, т. е. отдельных индивидов, классов, нации или другие общественные группы. Так например, в свое время непомерно тяжелое положение рабов заставило их подниматься на борьбу со своими угнетателями. В эпоху крепостничества в России крестьяне, доведенные до отчаяния, начинали громить и жечь помещичьи усадьбы. В Англии в первой половине XIX века рабочие выражали свой протест против жестокой эксплуатации тем, что ломали машины, станки, ошибочно видя в них главных виновников своего бедственного положения.

Поскольку положение классов, социальных групп в системе экономических отношений неодинаково, различны и их интересы. Борьба за реализацию потребностей класса, группы и выступает как борьба за удовлетворение их интересов. При этом различают интересы основные и неосновные, материальные и духовные.

Учет интересов различных общественных групп в экономической и политической сфере деятельности людей играет огромную роль. Это положение имеет большое значение и в наши дни. Долгое время считалось, что советское общество существует как нечто единое, монолитное слабо структурированное. Допускалось, что между двумя дружественными классами и интеллигенцией имеет место лишь небольшие различия в интересах. Сейчас обнаружилось, насколько различны интересы различных классов, социальных слоев, национальных общностей.

И хотя исследование этой сложности только началось, в практической деятельности необходимо учитывать сущность и динамику интересов различных профессиональных, возрастных, демографических, национальных и иных групп. Исследование диалектики интересов дает ключ к выявлению движущих сил развития общества на разных этапах истории. Движущей силой исторического процесса, является деятельность всех его "участников" - и социальных общностей, и индивидов, и выдающихся личностей. На основе их совокупной деятельности и развивается история общества.

Понятие "субъект исторического процесса" достаточно емкое и вместе с тем широкое. История есть результат деятельности всех индивидов и общностей, поэтому все они, хотя и по-разному, выступают в качестве субъектов истории и ее движущих сил.

Но до уровня субъекта поднимаются те и тогда, кто и когда осознает свое место в обществе, руководствуется общественно значимыми целями и участвует в борьбе за их осуществление. Формирование такого субъекта есть результат истории. При этом общая тенденция исторического процесса состоит в том, что в сознательное историческое творчество вовлекаются все более широкие массы. Так, миллионы простых людей и целые общности, в прошлом весьма далекие от политики, сегодня превращаются из пассивных свидетелей в активных и сознательных субъектов исторической практики.

В прямом, непосредственном смысле слова субъектом является личность, действующая сознательно и ответственная за свои поступки. Но поскольку речь идет об общественной истории было бы неверно ограничивать понятие субъекта, трактуя его только в личностном плане. Социальная группа тоже может быть субъектом, если у нее есть общие интересы и цели. В отличие от индивидуального субъекта группу можно рассматривать как социального субъекта, в качестве которого может выступать та или иная социальная общность. Иначе говоря, реально существует множество социальных субъектов.

Люди сами творят свою собственную драму-историю, причем побуждают их к историческому действию их потребности и интересы. Общество, таким образом, выступает как саморазвивающаяся система. Источником же общественного саморазвития является социальные противоречия, а движущими силами субъекты истории и те средства, факторы, которые обеспечивают разрешение этих противоречий и поступательное движение общества. Особое место среди субъектов истории занимают народные массы.

12. 2. _Социальная структура общества.

Социальная структура общества предполагает рассмотрение общества как целостной системы, имеющей внутреннюю дифференциацию, причем различные части этой системы находятся в тесной взаимосвязи между собой. Различные социальные общности людей в реальной жизни постоянно взаимодействуют между собой, взаимопроникают друг в друга. Отношения классов, например, оказывают большое влияние на отношение наций, отношение наций в свою очередь оказывают определенное влияние на отношение классов.

Вся сложная совокупность социальных общностей, которая существует в современных условиях представляет собой не просто некое множество параллельно сосуществующих социальных сил, а органическую социальную систему, качественно определенную общественную целостность. В том и состоит сложность существования и функционирования социальной структуры общества, что в ней различные социальные общности, взаимопроникая, переплетаясь, взаимодействуя между собой, в то же время сохраняются как качественно устойчивые социальные образования.

Вопросам изучения социальной структуры общества уделяли большое внимание философы разных времен и поколений. Так, уже в период развития античной философии древнегреческий философ Платон выделял в социальной структуре общества следующие сословия: философы, которые управляют государством, воинов, которые охраняют его от врагов, и работников (крестьян и ремесленников, которые поддерживают государство материально).

В европейской философии XVII-XVIII века изучению проблем социальной структуры общества много внимания уделяли такие философы, как Гоббс, Фурье, Руссо и т. д. Немецкий философ Гегель в своих трудах, прежде всего в "Философии права" развернул глубокую и всестороннюю картину социальных отношений, которая была затем всесторонне развита в трудах Маркса и Энгельса.

Проблемы, связанные с изучением социальной структуры общества, нашли свое отражение в трудах как советских, так и зарубежных философов ХХ века, причем необходимо отметить, что подход ко многим сторонам этой проблемы, как в прошлом, так и в настоящее время остается различным, Для диалектико-материалистического понимания истории особенно характерно то, что в качестве основы социальной структуры общества рассматривается развитие материального производства и те различия, которые связаны с материальными сторонами жизни людей. Исходя из этого под социальной структурой общества понимается исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей и отношений между такими элементами общества как целого, какими являются классы и иные социальные группы, социально-профессиональные и социально-демографические группы, исторические формы общности, семья.

Социальная структура рассматривается в широком и узком смысле слова. Социальная структура в широком смысле слова включает в себя различные виды структур и представляет собой объективное деление общества по различным, жизненно важным признакам. Наиболее важными разрезами этой структуры в широком смысле слова являются социально-классовая, социально-профессиональная, социально-демографическая, этническая, поселенческая и т. д.

Социальная структура в узком смысле слова - это социально-классовая структура, совокупность классов, социальных слоев и групп, которые находятся в единстве и взаимодействии. В историческом плане социальная структура общества в широком смысле слова появилась значительно раньше, чем социально-классовая. Так, в частности, этнические общности появились задолго до образования классов, в условиях первобытного общества. Социально-классовая структура начала развиваться с появлением классов и государства. Но так или иначе на всем протяжении истории существовала тесная взаимосвязь между различными элементами социальной структуры. Более того, в определенные эпохи различные социальные общности (классы, нации или другие общности людей) начинали играть ведущую роль в исторических событиях.

Социальная структура общества носит конкретно-исторический характер. Каждой общественно-экономической формации свойственна своя социальная структура, как в широком, так и в узком смысле слова, в каждой из них те или иные социальные общности играют определяющую роль. Так, хорошо известно, какую большую роль в развитии экономики, торговли, науки и культуры сыграла буржуазия в период Возрождения в странах Западной Европы. Не менее важной оказалась роль русской интеллигенции в развитии общественной жизни России в ХIХ веке.

В этой связи необходимо отдельно остановиться на роли социально-классовой структуры и роли классов, классовых отношений в социальной структуре общества. Известно достаточно много фактов истории свидетельствующих о том, что именно классы и их отношения наложили небольшой отпечаток на социальную жизнь общества, потому что именно в классовой общности воплощаются наиболее важные экономические интересы людей. Поэтому социально-классовая структура общества играет ведущую роль в социальной жизни общества. Однако не менее важное значение, особенно в современных условиях, принадлежит и другим социальным общностям людей (этническим, профессиональным, социально-демографическим и т. д.). Такой подход к пониманию роли социально-классовой структуры и роли классов отличает диалектико-материалистическое понимание истории.

В западной социологии в отличие от материалистической социальной философии особое место занимает теория социальной стратификации, обозначающей систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе, социальную структуру общества со своих особых позиций. Основным ключевым понятием теории социальной стратификации является понятие страта (от лат. - слой, пласт) как главного и конечного элемента социальной структуры.

Измеряются и выделяются страты по различным критериям и признакам (занятость, доходы, бытовые условия, образование, религиозные убеждения и т. д.).

Различают одномерную, т. е. осуществляемую по какому-то одному признаку и многоизмеримую структуру, основанную на ряде признаков стратификации.

Социальная стратификация позволяет достаточно детально изучать, причем с различных позиций социальную дифференциацию, внутреннее расслоение в обществе и сложную систему связей между стратами, прослеживать противоположные потоки социальной мобильности и т. д. Из недостатков этого подхода следует отметить известную произвольность выбора признаков и критериев выделения страт, а наряду с этим и отсутствие должного внимания к основным разрезам социальной структуры, очерченным выше.

Вместе с тем эти два различных подхода к изучению социальной структуры не только не исключают друг друга, а в принципе могут и должны друг друга дополнять.

Но обратимся к социально-классовой. Что же представляют собой такие социальные общности как классы? При попытке понять их происхождение и сущность высказывались различные точки зрения. Одни усматривали их источниГ‑Ъ! _Є _ другие в уровне благосостояния.

Понятие "класс" происходит от латинского слова - classis, что означает разряд. Впервые деление людей на особые классы было произведено легендарным римским императором С. Туллием, жившим в VI в. до н. э. Население Рима было разделено на пять классов в соответствии с имущественным положением людей для удобства создания армии. Позже понятие "класс" получило широкое распространение. Этим понятием обозначаются большие группы людей, на которое разделилось общество в определенные периоды его истории. Различия между богатыми и бедными, борьба между ними как результат противоположности их интересов были очевидны уже для античных философов. Платон, а затем и Аристотель, признавая естественность деления людей на господствующих и подчиненных, видели в борьбе между ними причины многих исторических процессов.

Итак, факт существования классов был известен еще в античную эпоху. Но пока деление общества на классы было завуалировано сословными, кастовыми и иного рода делениями людей, исследователи не могли создать научную теорию возникновения и сущности классов. Это стало возможным тогда, когда развивающаяся буржуазия, сметая все сословные перегородки, возглавила борьбу масс против феодализма. Передовые мыслители эпохи французской буржуазной революции, отмечая деление общества на классы, пытались ответить на вопрос о том, в чем причина этого деления. Французские историки времен Реставрации Ф. Гизо, О. Тьерри, О. Минье, обобщая опыт буржуазных революций, рассматривали историю европейских стран с XV века как проявление борьбы классов. Существенный вклад в развитие учения о классах внесли классики английской политической экономии А. Смит и Д. Рикардо, которые пытались вскрыть экономические причины деления общества на классы. Так, А. Смит различал три класса: земледельцев, капиталистов и рабочих, считая основой их появления различные источники дохода - ренту, прибыль с капитала и заработную плату.

При всей важности открытий, сделанных в области учения о классах до К. Маркса, общим для их авторов была неспособность выявить подлинные причины возникновения и дальнейшие исторические судьбы классов.

Одни исследователи в качестве причин разделения общества на классы выдвигали различия в умственных способностях людей, естественные, природные различия. Другие исследователи за основу классового деления пытались принять различия в уровне дохода, в имущественном положении. Третьи считали, что классы отличаются друг от друга различным положением в обществе, обусловленным волей божьей.

Широкое распространение в прошлом получила теория, согласно которой классы возникли в результате насилия одних людей над другими. Эту теорию развивали историки времен Реставрации, позже сторонником этой теории был Е. Дюринг.

Сторонники теории насилия утверждали, что классы возникли в результате войн, в результате захвата и порабощения одних племен другими. Конечно и в период первобытного строя, и позднее происходили такого рода события, но само по себе насилие лишь ускоряло процесс расслоения общества, оно само было следствием, а не причиной появления классов.

Обобщив различные взгляды относительно происхождения и сущности классов, К. Маркс смог разработать научную, материалистическую теорию классов, связав их возникновение и существование с развитием материального производства. Диалектико-материалистическая концепция классов содержит в себе много рационального, она отражает важные стороны объективного развития общества. Поэтому оспаривать вклад К. Маркса в учение о классах, равно как и отрицать важные моменты, содержащиеся в нем было бы неверно. В то же время в этом учении видна явная абсолютизация роли классов, и классовых отношений, что привело к ряду крупных перекосов в социально-философской картине общественного развития.

Классы возникли в период разложения родового слоя. Основной предпосылкой расслоения общества на классы явилось сочетание двух процессов: развития производительных сил и общественного разделения труда. Эти два процесса так тесно взаимосвязаны, что фактически можно говорить о них как о двух сторонах одного явления - общего прогрессивного развития производительных сил. Это развитие привело к отделению земледелия от скотоводства, а затем и ремесла от земледелия, к первому и второму великому разделению труда, к появлению прибавочного продукта и частной собственности, что и обусловило социальную дифференциацию людей, которая явилась основой для формирования классов. Научный анализ истории, общества дает возможность выделить решающий признак класса, показать, что его сущность находится в прямой зависимости от того, какое место он занимает в системе общественного производства, в каком отношении он находится к средствам производства, что от этого в конечном счете зависит его социальное положение в обществе, образ жизни, а это в свою очередь определяет его психологию и мировоззрение. Поскольку решающим условием жизни и развития общества является материальное производство, постольку именно оно и составляет действительную основу деления общества на классы.

Развернутое определение классов дал В. И. Ленин в работе "Великий почин". "Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, их которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства".

В этом определении выделяются следующие основные признаки, по которым возможно определить принадлежность людей к тому или иному классу:

1) место в исторически определенной системе общественного производства;

2) отношение к средствам производства;

3) роль в общественной организации труда;

4) способы получения и размеры доли общественного богатства, которым реально располагает тот или иной класс.

Таким образом, В. И. Ленин считал, что при определении классов необходимо принимать во внимание, во-первых, не один, а несколько признаков. Во-вторых, главными признаками, по которым можно и нужно судить о принадлежности человека к тому или иному классу являются прежде всего признаки экономические. При этом важно отметить, что при изучении классов необходимо учитывать не только экономические признаки, которые являются главными, но идеологические и психологические особенности, присущие представителям разных классов. Существенную роль в формировании классов играет и субъективный фактор: осознание классом своих интересов и создание им своих организаций.

Во всех общественно-экономических формациях существуют основные и неосновные классы. Основные классы - это те, существование которых обусловлено данным способом производства. В каждой общественно-экономической формации существуют основные классы: в рабовладельческом обществе это рабы и рабовладельцы, в феодальном феодалы и крестьяне и т. д.

Напротив, классы, существование которых связано с сохранением остатков прежнего или развитием нового способа производства являются неосновными. Так, например, после утверждения капитализма в той или иной стране, в ней еще долгое время наряду с буржуазией и пролетариатом сохранялись в качестве неосновных классов помещики и крестьяне.

Внутри как основных, так и неосновных классов существуют различные слои, группы, интересы которых могут частично не совпадать. Так, в рабовладельческих обществах Древней Греции и Древнего Рима шла борьба между рабовладельческой демократией и аристократией, которая была выражением противоречий интересов между различными слоями рабовладельцев. В современных условиях в составе рабочего класса существуют слои высококвалифицированных, квалифицированных и неквалифицированных рабочих.

Наряду с существованием основных и неосновных классов в социальной структуре общества выделяются различные общественные группы, которые по своему общественному положению в системе общественного производства и по своему отношению к собственности не входят в состав того или иного класса, а образуют особые социальные группы, слои, сословия, касты и т. д. Так, в России широкое распространение имели до революции такие сословия, как дворянство, купечество, духовенство, мещанство и т. д. Помимо этого в социальной структуре, в широком смысле этого слова, важную роль играют такие демографические группы, как молодежь, женщины, пенсионеры. Особое место занимают интегральные социальные группы, объединяющие город и деревню, лиц физического и умственного труда.

Интеллигенция как общественная группа, как социальный слой занимает специфическое положение в социальной структуре общества. Она крайне неоднородна в социальном отношении, характеризуется своим особым отношением к средствам производства, если не считать того, что сегодня называют интеллектуальной собственностью: знания, духовная продукция и т. д., но занимает особое место в системе общественного производства и общественных отношений в целом. Так, в частности, техническая интеллигенция занимается управлением производства.

Интеллигенция - это социальная группа, состоящая из людей, занятых профессионально умственным трудом и пополняющая свои ряды из представителей разных классов общества. Интеллигенция существовала в рабовладельческом и феодальном обществе, но как особая социальная группа она сложилась гораздо позже. Интеллигенция оказывает значительное влияние на общественное развитие, особенно в современных условиях, когда развитие научно-технической революции ведет к существенному увеличению численности интеллигенции, как в сфере науки и производства, так и в сфере обслуживания. Помимо этого заметно повышается роль интеллигенции в решении многих социальных вопросов, как в области политики, так и в других областях в жизни общества.

Экономические условия существования классов, их место в системе общественного производства определяют интересы классов. Классовый интерес - это объективное отношение класса к существующему способу производства, общественному и государственному строю. Несовпадение коренных интересов классов является источником борьбы между ними.

Интересы класса следует отличать от интересов общества в целом. Интерес класса - это интерес определенной общественной группы людей, тогда как интерес общества - это интерес подавляющего числа членов общества. Главный интерес общества - это социальный прогресс, обеспечение высокого уровня развития производительных сил, свободное развитие всех членов общества. При этом совпадение интересов общества, другими словами общечеловеческих интересов и интересов класса должно способствовать более ускоренному движению общества по пути прогресса, причем, несомненно, что общечеловеческие интересы должны преобладать над интересами отдельных социальных групп, им должен отдаваться приоритет в решении тех или иных проблем.

На протяжении развития многих общественно-экономических формаций происходила классовая борьба. Наряду с другими объективными причинами она способствовала продвижению общества по пути прогресса. В эпоху рабовладельческого строя она выступала в виде восстаний рабов, в эпоху феодализма - в виде крестьянских восстаний. Широкий размах приобрела она в период осуществления буржуазных революций в странах Западной Европы, а в дальнейшем и в период осуществления социалистической революции в России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.