Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Юридического лица в международном частном праве




Основные доктрины определения личного статута

1. В доктрине различают четыре основные теории определения национальности юридического лица: теорию инкорпорации или учреждения, теорию оседлости или места нахождения центра управления, теорию центра эксплуатации или места деятельности и теорию контроля или реального владения.

Наиболее распространенный подход в определении национальности юридического лица основан на признаке его учреждения и регистрации, получившем название инкорпорации в странах общего права. Суть критерия инкорпорации (включения) сводится к тому, что компания имеет национальность того государства, в соответствии с правом которого она учреждена. В Скандинавских странах отправным моментом в определении национальности юридического лица принято считать первую запись о регистрации, но это действие также обычно связано с учреждением юридического лица.

В части третьей Модели Гражданского кодекса для стран СНГ в качестве привязки для определения закона юридического лица было указано право страны, где это лицо учреждено (ст. 1211). В связи с этим в большинстве стран СНГ национальность юридического лица определяется по месту его учреждения. Таким же образом определяется национальность юридического лица в Гражданском кодексе Республики Беларусь (ст. 1111) и Гражданском кодексе Российской Федерации (п. 1 ст. 1202). В частности, ст. 1111 ГК Республики Беларусь указывает: «Законом юридического лица считается право страны, где это юридическое лицо учреждено». В статье говорится о законе юридического лица, но, очевидно, под законом юридического лица следует понимать личный закон юридического лица, как это принято в большинстве постсоветских государств.

2. Теория оседлости основана на местонахождении центра управления юридического лица (совета директоров, правления, президента или исполнительного директора компании). Такой подход используется в ряде стран континентальной Европы: Австрии, Франции, ФРГ, Испании, Бельгии, Польши и других стран. Из постсоветских государств теория оседлости действует в Грузии. В Украине национальность юридического лица определяется по двум критериям: оседлости и учреждения. В ст. 25 Закона «О международном частном праве Украины» указано:

«1. Личным законом юридического лица считается право государства местонахождения юридического лица.

2. Для целей настоящего Закона местонахождением юридического лица считается государство, в котором юридическое лицо зарегистрировано или иным образом создано в соответствии с правом этого государства.

3. При отсутствии таких условий или если их невозможно установить, применяется право государства, в котором находится исполнительный орган управления юридического лица».

Немецкий юрист Х. Шак обращает внимание на то, что следует различать местонахождение юридического лица по уставу и фактическое нахождение главных органов управления. В связи с чем он утверждает: «Привязка к фактическому месту нахождения является правилом в международном праве хозяйственных обществ и товариществ»[72].

Следует отметить, что критерий оседлости имеет значение и для стран, в целом придерживающихся теории инкорпорации. Так, в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 6/8 было указано: «При государственной регистрации юридических лиц следует исходить из того, что местом нахождения юридического лица является место нахождения его органов».

3. В основе теории центра эксплуатации лежит признак осуществления основной деятельности юридическим лицом. Теория получила распространение в развивающихся государствах, нуждающихся в притоке капиталов и заинтересованных в привлечении иностранных инвесторов. Для обеспечения контроля за деятельностью иностранных компаний применяется привязка к национальному законодательству и причисление их к «своим» юридическим лицам. В этой теории присутствует в определенной мере отзвук антиколониальной борьбы народов развивающихся государств, их стремление избежать экономической зависимости от бывших метрополий.

4. Теория контроля или реального владения юридическим лицом используется в период вооруженных конфликтов, поскольку с ними связан вопрос о так называемых «враждебных иностранцах» – лицах других государств, владеющих собственностью в данном государстве в условиях войны. По законам военного времени происходит ограничение прав всех лиц, принадлежащих государствам, с которыми ведутся военные действия. Исходным началом теории контроля в литературе считается дело компании «Даймлер», рассмотренное английским судом в 1915 г. В ходе процесса было установлено, что из 25 тыс. акций компании «Даймлер», занимавшейся продажей шин, только одна принадлежала британскому подданному, а все остальные принадлежали подданным Германии[73]. Примером такого же рода являются законы, принятые в Швеции в 1916 и 1925 гг., направленные против приобретения земли и рудников компаниями, хотя и созданными в Швеции, но фактически контролируемыми иностранцами[74].

Критерий контроля в международной практике применяется и с целью ограничения появления нежелательных инвесторов. Так, согласно законодательству Литовской Республики, земли несельскохозяйственного назначения разрешено продавать только иностранным субъектам, отвечающим критериям «европейской и трансконтинентальной принадлежности», т.е. из числа государств-членов Евросоюза и НАТО[75].

Различие подходов государств к определению принадлежности юридических лиц может приводить к ситуации, когда одно юридическое лицо, в результате применения разных критериев определения его национальности, может обладать двойной национальностью. Разрешение этой проблемы возможно с помощью международных договоров.

В рамках ЕЭС была предпринята попытка унифицировать коллизионные правила по определению национальности юридических лиц путем принятия Конвенции стран ЕЭС о взаимном признании хозяйственных обществ и юридических лиц от 29.02.1968 г. Однако эта Конвенция не вступила в силу. Брюссельская конвенция о юрисдикции и исполнении судебных решений от 27.09.1968 г. требует руководствоваться предписанием своего международного частного права относительно местонахождения юридического лица и соответственно его национальности (ч. 1 ст. 53).

 

§ 3. Содержание личного закона юридического лица

1. Определение национальности юридического лица необходимо для установления его статута или, как принято это называть в международном частном праве, личного закона юридического лица. Под личным законом юридического лица понимают совокупность норм, определяющих его «внутреннее» право. В ГК Республики Беларусь не раскрывается правовое содержание личного закона юридического лица. В российском ГК в п. 2 ст. 1202 содержание личного закона юридического лица раскрыто путем перечисления вопросов, которые разрешаются исходя из него. К таким вопросам отнесены:

1) статус организации в качестве юридического лица;

2) организационно-правовая форма юридического лица;

3) требования к наименованию юридического лица;

4) вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;

5) содержание правоспособности юридического лица;

6) порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

7) внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;

8) способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.

Весь перечень приведенных характеристик определяет правосубъектность юридического лица. Первая из характеристик – «статус организации в качестве юридического лица» – отвечает на вопрос: является ли данное образование юридическим лицом вообще? Как указывается в литературе, в отдельных странах могут не совпадать подходы к определению статуса юридических лиц. Так, полное товарищество не признается юридическим лицом в большинстве европейских стран, где оно рассматривается как соглашение между партнерами, сохраняющими свою правосубъектность. Объединение признается юридическим лицом, если оно выражает самостоятельную волю в гражданском обороте и обладает самостоятельной правосубъектностью.

2. Организационно-правовая форма юридического лица характеризует взаимоотношения между его участниками, структуру органов и их взаимодействие, степень обособленности имущества и особенности ответственности участников по общим обязательствам. Эти вопросы регулируются местом учреждения юридического лица и, если в Беларуси неизвестна форма иностранного юридического лица, оно должно признаваться в качестве такового. Организационно-правовые формы охватывают и вопрос отношений участников, создавших юридическое лицо, как между собой, так и их взаимоотношений с юридическим лицом. Вопрос имеет особое значение, вследствие чего выделен в самостоятельный пункт. Это особенно актуально в случае приобретения иностранным акционером части акций белорусских предприятий или приобретения белорусскими акционерами иностранных активов.

3. Посредством наименования юридического лица происходит индивидуализация каждого юридического лица, его отграничение от других лиц и в то же время достигается его узнаваемость. Требования, предъявляемые к наименованию, определяются по личному закону юридического лица. Белорусское законодательство требует указания в наименовании на организационно-правовую форму и характер деятельности (для некоммерческих организаций и унитарных предприятий). Использование в названии официального полного или сокращенного названия Республики Беларусь допускается в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь (ст. 50 ГК).

Создание, реорганизация и ликвидация юридического лица также регулируются его личным законом и, если таковым является иностранное право, оно и должно применяться в этих случаях. В практическом отношении для участников и кредиторов наиболее важны вопросы правопреемства ликвидированного или реорганизованного юридического лица, поскольку в этом случае решается судьба его активов и долговых обязательств, что также регулируется личным законом.

4. Содержание правоспособности юридического лица является важнейшей составляющей его правосубъектности. По сложившемуся в доктрине мнению юридические лица обладают общей правоспособностью, т.е. вправе приобретать любые права и должны нести любые обязанности, вытекающие из гражданского права. Ограничения правосубъектности юридических лиц возможны в двух случаях:

1) если законодательство предусматривает ограничения для конкретных видов юридических лиц или в отдельных областях хозяйственной деятельности;

2) если такие ограничения установлены самими учредителями и зафиксированы в уставе или договоре о создании юридического лица.

Согласно п. 1 ст. 1112 Гражданского кодекса Республики Беларусь гражданская правоспособность иностранного юридического лица определяется по праву страны, где оно учреждено. Таким же образом определяется правоспособность юридического лица в Минской и Кишиневской конвенциях о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Содержание правоспособности юридического лица не совпадает в законодательстве разных государств. В итоге на практике юридические лица, в особенности иностранные, чаще всего обладают специальной правоспособностью.

5. Порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятие на себя гражданских обязанностей характеризуют дееспособность юридического лица. Дееспособность реализуется посредством деятельности физических лиц, входящих в руководящие органы юридических лиц. Ее можно определить как компетенцию органов юридического лица и его должностных лиц. Эта компетенция по общему правилу определяется личным законом юридического лица. Так, Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности стран СНГ, от 20 марта 1992 г. предусматривает, что гражданская правоспособность и дееспособность юридических лиц и предпринимателей определяются по законодательству государства-участника, на территории которого учреждено юридическое лицо, зарегистрирован предприниматель (п. «а» ст. 11). Единственное исключение из личного закона юридического лица представляет п. 2 ст. 1112 ГК Республики Беларусь, где указано: «Иностранное юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, не известное праву страны, в которой орган или представитель иностранного юридического лица совершил сделку».
В данном случае речь идет о недействительности ограничения дееспособности органа или лица, неизвестное праву страны совершения сделки. Здесь просматривается прямая аналогия с нормой, которая регулирует заключение сделки иностранцем по праву места ее совершения, а не по его личному закону.

Последнее, что определяет личный закон, – способность юридического лица отвечать по своим обязательствам (п.п. 8 п. 2 ст. 1202 ГК РФ). Эта норма всегда присутствует в характеристике юридического лица и отражает следующие свойства: 1) является одним из элементов правосубъектности; 2) наиболее полно отражает дееспособность как деятельность органов по выполнению своих обязательств; 3) всегда используется при реорганизации и ликвидации юридического лица; 4) выражает важнейший признак юридического лица – самостоятельную правовую ответственность.

Закрепление в российском Гражданском кодексе круга вопросов, которые разрешаются на основе личного закона юридического лица, придает самому статусу юридического лица правовую определенность. Очевидно, что отсутствие в белорусском Гражданском кодексе перечня этих вопросов превращает категорию личного закона юридического лица в определенного рода формальность.

6. Помимо юридических лиц в гражданском праве действуют и организации, не являющиеся юридическими лицами. Гражданская правоспособность иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами по иностранному праву определяется по праву страны, где организация учреждена (ст. 1110 ГК).

К таким организациям относятся представительства иностранных организаций, которые открываются с разрешения Министерства иностранных дел или на основании международных договоров, заключенных Республикой Беларусь с иностранными государствами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.