Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тонкое тело




АНАТОМИЯ» ТОНКОГО ТЕЛА

Любая индийская религия и философия подтверждает себя и проверяется физиологией. Одни теоретические умопостроения и рассуждения без обретения каких-то особых физических возможностей не привлекают в Индии ни подвижников, ни последователей. Поэтому важное место занимает в переведенных упанишадах, так сказать, «анатомия» тонкого тела. Главным образом, именно с ним имеет дело практика йоги. Физическое, плотское тело есть лишь наиболее грубое или плотное (sthula) проявление высшего сознания. Грубое и плотное, оно, тем не менее, недолговечно, подвержено болезням, старости, хмерти. Говоря о теле, упанишады йоги часто используют общеиндоевропейское сравнение тела с горшком (ghata), намекая на его непрочность и невечность. Но, несмотря на свою крохотность в огромном мироздании, мимолетность и хрупкость, именно тело может стать той твердой опорой, от которой можно оттолкнуться, чтобы начать осознание более высоких и тонких областей бытия. Именно происходящие с телом изменения являются первыми признаками достижений в йоге. В некоторых текстах, например Гхеранде самхите, сама йоговская практика вместо более известного названия хатха йога называется гхата йогой.

Здесь усматривается смысловая связь с представлением тантры о том, что в промежности находится некий клубень, желвак в виде птичьего яйца — kandd' или, по другим вариантам, kunda2, что также значит «горшок», «сосуд» или, по толкованию Свами Сатьянанды, «таин-ственнейшее место». Из этого клубня или сосуда исходят многочисленные психические токи (nadi). Некоторые школы йоги Индии производят слово кундалини не от kundali «кольцевая», «свернутая кольцами», а от kunda. Но в переводимых здесь текстах применяются оба слова и оба исходных образа кундалини, ибо свернутая змеей сила или энергия дремлет до поры в своём тайном убежище, имеющем многочисленные выходы вверх и в стороны.

Плотное, плотское человеческое тело сплетено из бесчисленного множества жил, сухожилий, связок, артерий, вен, сосудов. По ним в теле текут...воды, вращающиеся во всех направлениях, многократно вращающиеся, рожденные, чтобы разлиться

потоками, редкие, красновато-коричневые, красные, темно-дымные, устремленные в Человеке вверх, вниз и поперек.

(Атхарваведа 10.2.113)

В ведийских упанишадах (см. напр. Брихадаранъя-ка уп. 2.1.19, 4.2.3; Каушитаки уп. 4.19) 72 тысячи «сосудов», называемые hits, «двигающие» или «направляющие», тонкие, «как расщепленный на тысячи частей волос», пяти цветов — красные, коричневатые, белые, синие и желтые — исходят из сердца и распространяются по всему телу. В других ведийских упанишадах они называются нади и их число определяется как «сто и одна» (Чхандогья уп. 8.6.6, Катха уп. 2.3.16); однако слово «сто» служило в ведийском и эпическом санскрите обозначением множества вообще. В аюрведе физические сосуды называют «га, но они отличны от nadi упанишад йоги и тантры. Часто слово riafi переводят как «каналы», усматривая схожесть с акупунктурными меридианами китайской физиологии. Сам исходный глагол nod означает «рокотать», к этому же кусту значений принадлежит и слово паф — «река», «поток», что в Ведах употребляется по отношению к Инду, Ганге и другим рекам. Да и на современной карте Индии можно найти названия рек, включающие в себя слово нади, например Маханади4.

Видимо, в описаниях ведийских текстов совмещены зримо наблюдаемые физические сосуды и жилы и воспринятые «метафизически» (т. е. с помощью сосредоточения и созерцания) нервные и психические токи или каналы. Русское слово «ток», принятое в нашем перево-

де, по-видимому, совмещает оба значения и точнее передает смысл санскритского понятия. К тому же существование понятия пратинади (противоток) подтверждает, что имеется в виду не канал, не русло, не трубка, а течение некой силы в определенном направлении. Нади можно сравнить с нервными или энергетическими токами. Эти токи могут быть и мысленными, волевыми и т. д. В более поздних упанишадах говорится, что их количество бесчисленно (если перемножить числа, приводимые в Прашна уп. 3.6, то их оказывается 727 210 201, а один из тантрийских комментаторов определяет их число в 35 млн.). Поэтому тонкое тело вполне уместно назвать токовым телом.

Из этого множества довольно большое число имеют имена, определенное расположение в теле и функцию. Например, уже в Атхарваведе (напр. 4.90.5) определение дхамани относится к большим трубкам в человеческом теле, участвующим в пищеварении и выделении (так, gavinayan несет мочу от почек к мочевому пузырю, Ат-харваведа 1.36). В Майтри уп. упоминается Сушма нади, в переводимых здесь текстах — брахма нади, вад-жра нади и др., а в раннесредневековой Су бале уп. (IV— vbb.) — вираджа, сударшана, джита, саумъя, амогха, кумарамрита, сатъя, мадхьяма, насира, шишура, асу-ра, суръя, 6xaceamw. Еще больше токов с названиями можно увидеть на позднесредневековом рисунке с изображением фигуры йогина, буквально опутанного ими.

Но, согласно Дхьянабинду уп. 50-53, из этого бесчисленного множества токов важны лишь 72 тысячи, из которых десять наиболее важны и используются в практических целях. В свою очередь, из этих десяти главнейшие — три: су шумна, иди и питала. Сушумна — это ток, проходящий в центральном канале позвоночного столба, сияющий, как алмаз. Он соотносится с огнем и, согласно мифической географии, священной рекой ари-ев Сарасвати, некогда ушедшей под землю, но сливающейся под землей с Гангой и Ямуной (Джамной) близ Праяга (Аллахабада). Находящийся слева от сушумны ток — ида, палевого цвета, — соотносится с луной и Гангой, а правый ток — питала, красного цвета, — отождествляется с солнцем и рекой Ямуной6 (хотя в «геогра-

 


Нади человеческого тела. Средневековый рисунок

фической» действительности воды Ганги — коричневатые, тогда как Ямуны — светлые). Эти три тока берут начало в утолщении, клубне (kanda) и поднимаются вверх, причем ида и питала оплетают сушу мну наподобие змей кадуцея Гермеса или жезла Бафомета алхими-

ков. Эти два тока заканчиваются в межбровье, тогда как сушумна идет выше — в Высочайшее. По сушумне и поднимается кундалини, кольцевитая Сила . По

мере ее подъема йогин обретает различные необычные силы и знания. Но путь вверх непрост и закрыт несколькими преградами.


теория чакр, которая является принадлежностью именно тантры. Но так как в индийской традиции к ведийской (вайдика) системе ныне относят упанишады, входящие в собрание Муктика, то и система чакр, выведенная из них, также считается ведийской.7





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.