Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Некоторые особенности




ЧАКРЫ

Точки пересечения трех главных токов образуют или, если угодно, «индуктируют» некие токовые поля, называемые чакрами — буквально, «кругами» или «колесами». Эти значения точнее общепринятого перевода «центры» выражают идею, что чакры являются некими энергетическими и мысленными круговоротами, вихрями, в которых на своем пути к Освобождению кружится в кругу забот сознание, как щепка в водовороте или как белка в колесе. Поэтому неправильно, с одной стороны, описывать чакры в терминах психосоматической медицины и отождествлять их с какими-то сплетениями или ганглиями, а с другой, считать их некими воображаемыми образованиями. Скорее, можно говорить об отражении этих чакр в плотном теле. Часто употребляемое выражение «раскрытие чакр» также неверно. Упаниша-ды могут уподоблять эти чакры лотосам или указывать, что эти лотосы находятся в чакрах. У непробужденного человека эти лотосы не раскрыты, но раскрываются упражнением, а чакры «пронзаются» или «рассекаются», как помехи на пути к совершенству. Эта идея выражается представлением о наличии в тонком теле трех узлов (gfanthi): брахма грантхи, вишну грантхи и рудра грантхи.

Однако пребывание сознания на уровне той или иной чакры является и знаком достижения определенной ступени сознания.

Разные школы указывают разное число чакр, их местоположение и по-разному объясняют их символику. Поэтому в индийской преемственности различают три системы чакр: ведийскую, пураническую и тантрий-скую. Некоторые указания на существование представления о чакрах усматривают еще в ведийских упаниша-дах. В Йога сутре есть лишь намеки, а не развернутая


Однако согласно наиболее употребительной традиции, чакр — семь. Они символизируются лотосами определенного цвета с определенным числом лепестков. Кроме того, в лотосах изображаются различные символы, божественные существа, а также слоги и буквы санскритского алфавита (bija и varna). В описании главных атрибутов чакр мы используем традицию Бихарской школы йоги.

Муладхара, или просто адхара, (корневая опора от — «корень» и — «основание», «опора»)

представляется темно-красным лотосом с четырьмя лепестками. В центре его — квадрат, в середине которого — самосуществующий знак Шивы (svayambhulingam), называемый иногда также дымчатым лингамом (dhumralingam). Вокруг лингама тремя с половиной витками обвивается поднявший голову змей, означающий кунда-лини. Главные значения числа витков — три аспекта природы: саттва (сущность, гармония), раджас (активность, ср. русское «раж») и тамас (темнота, инерция). Полвитка представляют способность достичь четвертого (turiya), запредельного состояния, а поднятая голова змея — устремленность к высшему. Муладхара — центр элемента Земля, который обозначается квадратом и семенем (blja) ЛАМ. Считается, что эта чакра заведует чувством самосохранения. Местоположение муладхары в теле — это область промежности: у мужчин посередине между анусом и пенисом, примерно в сантиметре от кожной поверхности, а у женщин — в месте перехода влагалища в матку.

Выше, на уровне конца копчика и половых органов, расположена свадхиштхана чакра (sva «свое», — «основание», «остов», «состояние»). Лотос этой чакры киноварного или оранжевого цвета и имеет шесть лепестков. Он связан с элементом Вода, изображаемым полумесяцем и биджей ВАМ. Эта чакра — хранилище подсознательных впечатлений , составляющих личность (свой нрав), круг поиска удовольствий, в том числе и сексуально окрашенных. Именно этой областью сознания ограничен идущий от Фрейда психоанализ.

Манипура чакра («Полная драгоценностей», от — «драгоценность» и - «наполненая») расположена в области пупа, поэтому ее иногда называют Набхи чакра (nabhi «пупок»). Ее лотос — ярко-желтого цвета с 10 лепестками и с вписанным в него красным треугольником вниз вершиной, который, в свою очередь, вписано сияющее солнце, представляющее жар и энергию этой чакры. Она связана с элементом Огонь, ее семя — РАМ.

Анахата чакра (букв. «Безударная») расположена в позвоночнике на уровне сердца и поэтому называется также (Сердечная) чакра. Название «Безударная» дано ей потому, что там звучит беспричинный космический звук , который не производится ударением или касанием двух объектов, как другие звуки. В большинстве описаний лотос этой чакры — голубой с 12 лепестками. В центре лотоса — два наложенных друг на друга треугольника в виде гексагона (в ближневосточной традиции называемого Звездой Давида). Треугольник, направленный вершиной вверх, символизирует Шиву и означает стремление к высшему, духовному, к познанию, а вершиной вниз, обозначающий Шакти, — к низшему, интеллектуальному. В середине чакры изображено пламя свечи или сияющий лингам, от которого крестообразно расходятся четыре луча, символизирующие распространение сознания во все стороны. Элемент чакры — Воздух, а семя — И AM. Анахата чакра — центр любви и божественного обожания.

На уровне адамова яблока расположена вишуддхи чакра (Очистительная), или, иначе, вишуддхикайа чакра (от санскр. — «очищение» и kaya «тело»). Она называется так потому, что сознание, находящееся на уровне этой чакры, постепенно очищается от яда противоположностей, как некогда Шива, проглотивший страшный яд, добытый богами и асурами при пахтании небесного океана, и задержавший его в горле. Эту чакру также иногда называют бхаратистхана — «Местопребывание речи». Она изображается пурпурным лотосом с 16 лепестками. В центре лотоса изображен белый круг, из которого вниз стекает капля нектара. Элемент чакры — эфир, семя — ХАМ.

В межбровье расположена аджня чакра. Санскритское означает «власть», «приказ»; эта чакра заведует волей человека. Ее иногда называют гуру чакра. Во многих традициях она известна как «третий глаз», или «око мудрости». Это местопребывание Буддхи, разума, наития, понимания. Чакра изображается белым лотосом с двумя лепестками, с солнцем на одном и луной на другом. Они представляют соответственно пингала и ида нади, которые сходятся в этой чакре, и Шакти и Шиву, обозначаемых мантрами КШАМ и ХАМ. В центре лотоса находится черный «иной» (itara), т. е. отличный от лингама в сахасраре, лингам. Аджня чакра представляет возвышенный уровень осознания, соотноси-

мый с Тапалока, миром, достигаемым тапасом, подвижническим пылом, где сжигаются остатки несовершенства.

Эти шесть чакр иногда группируют попарно. Му-ладхара и свадхиштхана составляют нижнюю часть и область огня, известную также как брахмагрантхи. Следующий узел включает манипуру и анахату, область солнца, известную как вишнугрантхи. Вишуддха и ад-жня чакра — область луны, известная как рудрагрант-хи. Эти пары чакр группируют также согласно качествам тамас, раджас и саттва.

Вне этих качеств — сахасрара, или сахасрадала, («Тысячелепестковая») чакра. Переводимые здесь упа-нишады упоминают еще одну чакру — некий мостик между обусловленным и необусловленным — бинду чакру, которая, по объяснению той же Бихарской школы йоги, находится внутри головы ближе к затылку. Бинду — это такое место или состояние, в котором энергия находится в наивысочайшей собранности8. Бинду, в соответствии с буквальным значением слова — «точка», является как бы математической точкой, не имеющей измерений, через которую сознание достигает свободы в сахасраре. Собственно же сахасрара — не чакра, ибо чакры принадлежат к психическому миру, а сахасрара выше него. Образным выражением этого является представление, что лотос сахасрары находится над макушкой головы и повернут цветком вниз. Это знак целостного сознания, всеведения и Освобождения. Индуисты называют это состояние турийа, кайвалья, нирвикалъпа самадхи, Брахмалока, буддисты — нирвана, суфии — бака. Поскольку это состояние выше всяких описаний, то и описание чакры не имеет большого смысла. Достаточно сказать, что, когда кундалини, пройдя, пронзив или разрушив шесть низлежащих чакр, проникает или растворяется в сахасраре, происходит «высшее сокровенное соединение» с Запредельным.

А.С. Пушкин сделал примечание к одному из мест своего «Подражания Корану»: «Плохая физика, но зато какая смелая поэзия!» Перефразируя это относительно «мистической физиологии» упанишад йоги, можно сказать: плохая физиология, но зато какая действенность!

Переводимые здесь тексты чаще рассматривают конечное состояние как блаженный союз индивидуальной души с Высшим Господом или как непрекращающееся блаженное соитие Вселенской Энергии (Шакти) и Шивы. Но к этой запредельной цели можно прийти только с помощью определенных средств. Упанишады признают, что постепенная практика необходима, а милость Господа, скорее, проявляется в даровании желания быть свободным и обретении гуру. Но только личным упорством и неуклонным стремлением к Свободе можно достичь Высшей Истины.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.