Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Астрахань 2003




ГЕОГРАФИЯ

Учебно-практическое пособие

 

Часть 1

 

(ОБЩАЯ ГЕОГРАФИЯ)

 

 

География / под редакцией Бухарицина П.И.: Учебно-практическое пособие / Астраханский государственный технический университет. - Астрахань: АГТУ, 2003.

 

Пособие предназначено для студентов и слушателей всех форм обучения с использованием дистанционных технологий, а также для преподавателей высших и средних специальных учебных заведений географического профиля. Пособие состоит из двух частей.

В первой части пособия дается систематическое изложение основ физической географии Земли, описание составных частей ее географической оболочки.

Во второй части пособия рассматриваются региональные особенности географии Нижнего Поволжья.

При изучении соответствующих разделов данного курса впервые предлагается вместе с пособием использовать иллюстративные видеоматериалы (видеофильмы).

На пособие выдано заключение научно-методического Совета о присвоении грифа «Рекомендовано Департаментом общего и профессионального образования Администрации Астраханской области».

 

 

Автор-составитель: Бухарицин Петр Иванович, доктор географических наук, профессор кафедры «Инженерная экология и природообустройство» АГТУ.

 

 

Содержание

 

Введение _________________________________________________________ 4

Общий физико-географический обзор Земли _________________________ 5

Форма и размеры Земли _____________________________________________ 5

План и карта _______________________________________________________ 7

Понятие о горизонте. Стороны горизонта. Способ ориентирования

на местности ______________________________________________________ 8

Масштаб. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу ____________ 9

План и карта и их основное отличие __________________________________10

Градусная сеть и ее элементы ________________________________________10

Картографические проекции _________________________________________12

Вид карт. Условные знаки ___________________________________________13

Значение карт _____________________________________________________ 14

Движение Земли __________________________________________________15

Вращение Земли вокруг оси и его географические следствия _____________ 15

Движение Земли по орбите вокруг Солнца

и его географические следствия ______________________________________16

Атмосфера _______________________________________________________19

Понятие об атмосфере, ее границы, состав, строение,

значение и охрана _________________________________________________ 19

Нагревание атмосферы _____________________________________________ 21

Вода в атмосфере __________________________________________________24

Давление атмосферы _______________________________________________27

Воздушные массы и атмосферные фронты _____________________________32

Погода и климат ___________________________________________________34

Гидросфера ______________________________________________________ 42

Понятие о гидросфере. Круговорот воды в природе _____________________42

Мировой океан ____________________________________________________43

Мировой океан и его части __________________________________________43

Свойства океанской воды ___________________________________________45

Движение вод в океане _____________________________________________46

Природные ресурсы океана и его охрана ______________________________ 49

Воды суши _______________________________________________________ 51

Подземные воды __________________________________________________ 51

Реки _____________________________________________________________52

Озера ____________________________________________________________55

Ледники _________________________________________________________ 56

Болота ___________________________________________________________57

Охрана вод суши __________________________________________________ 57

Литосфера _______________________________________________________ 61

Внутреннее строение Земли _________________________________________ 61

Возраст Земли и геологическое летоисчисление ________________________ 62

Состав и строение земной коры ______________________________________64

Понятие о рельефе. Геологические рельефообразующие процессы ________ 67

Внутренние (эндогенные) процессы __________________________________67

Внешние (экзогенные) процессы _____________________________________69

Рельеф суши. Горы и равнины _______________________________________71

Горы ____________________________________________________________ 71

Равнины _________________________________________________________ 73

Рельеф дна Мирового океана ________________________________________74

Происхождение материков и океанов _________________________________75

Биосфера ________________________________________________________ 81

Географическая оболочка _________________________________________ 84

Взаимодействие природы и общества _______________________________ 88

Итоговые задания по курсу ________________________________________ 89

 

ВВЕДЕНИЕ

География — наука, зародившаяся на заре человечества. Первые географические представления высказывались древнейшими народами Египта, Месопотамии, Индии и Китая за много столетий до нашей эры.

Начало систематизации географических знаний было положено в античное время (VII—I вв. до н.э.). В этот период стали известны основные свойства Земли как планеты — ее фигура, размеры, движение в мировом пространстве.

Следовательно, география имеет глубокие исторические корни. Но на разных этапах развития географии содержание ее было различным. Вот почему мы говорим, что география — наука древняя и одновременно молодая: ныне она решает совсем другие задачи, чем в прошлом. В течение длительного времени это была описательно-познавательная наука, задачи которой сводились к открытию и описанию ранее неизвестных стран и земель. Особого расцвета это направление в географии достигло в период с середины XV —до середины XVII в., известный под названием эпохи великих географических открытий. Именно в это время человек узнал о строении поверхности нашей планеты, ее материках и океанах, их взаимном расположении. На основе полученных сведений была составлена карта с показом основных черт строения лика Земли.

Собственно научные географические исследования начались со второй половины XVII в. К этому периоду относится изучение внутренних частей материков, открытие Антарктиды, кругосветные путешествия, создание страноведческих описаний отдельных стран и регионов, появление научных географических обществ.

Особенно интенсивно и систематически стали проводиться географические исследования в связи с запросами практики во второй половине XIX в. Естественно, что на этом этапе география уже не ограничивалась только описанием отдельных фактов и явлений, но и стремилась дать им научное объяснение. Большой объем разнообразных знаний о Земле привел к тому, что на рубеже XIX и XX вв. в географии стали зарождаться самостоятельные отрасли знаний: климатология, океанология, геоботаника и др.

Современная география — это целая система наук о Земле. В ней выделяются две группы наук — физико-географическая и экономико-географическая. Объектом изучения физической географии является географическая оболочка в целом, а также составляющие ее компоненты (горные породы и слагаемый ими рельеф, воздух, вода, почвы, растения и животные) и природные комплексы.

Географическая оболочка – это сложная материальная система, включаются нижнюю часть воздушной оболочки Земли (атмосферы), всю водную оболочку (гидросферу) и верхнюю часть твердой оболочки Земли (литосферы) с населяющими их живыми организмами. Географическая оболочка неоднородна, она состоит из природных образований разного ранга, получивших название природных комплексов.

При изучении географической оболочки ее компонентов и отдельных природных комплексов используются как старые методы исследования (картографический, сравнительно-географический, исторический), так и новые —математический, моделирования, аэрометоды, геофизический, геохимический, космический.

Одна из важнейших задач современной географии — изучение процессов взаимодействия природы и общества в целях научного обоснования рационального использования природных ресурсов и сохранения благоприятных условий для жизни человека на нашей планете.

 

Вопросы и задания для повторения:

 

1. Что является предметом изучения современной физической географии?

2. Какие компоненты взаимодействуют внутри географической оболочки Земли?

3. Какие методы исследования использует современная география?

4. Как вы понимаете взаимодействие природы и общества? Приведите примеры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.