КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Астрахань 2003
ГЕОГРАФИЯ Учебно-практическое пособие
Часть 1
(ОБЩАЯ ГЕОГРАФИЯ)
География / под редакцией Бухарицина П.И.: Учебно-практическое пособие / Астраханский государственный технический университет. - Астрахань: АГТУ, 2003.
Пособие предназначено для студентов и слушателей всех форм обучения с использованием дистанционных технологий, а также для преподавателей высших и средних специальных учебных заведений географического профиля. Пособие состоит из двух частей. В первой части пособия дается систематическое изложение основ физической географии Земли, описание составных частей ее географической оболочки. Во второй части пособия рассматриваются региональные особенности географии Нижнего Поволжья. При изучении соответствующих разделов данного курса впервые предлагается вместе с пособием использовать иллюстративные видеоматериалы (видеофильмы). На пособие выдано заключение научно-методического Совета о присвоении грифа «Рекомендовано Департаментом общего и профессионального образования Администрации Астраханской области».
Автор-составитель: Бухарицин Петр Иванович, доктор географических наук, профессор кафедры «Инженерная экология и природообустройство» АГТУ.
Содержание
Введение _________________________________________________________ 4 Общий физико-географический обзор Земли _________________________ 5 Форма и размеры Земли _____________________________________________ 5 План и карта _______________________________________________________ 7 Понятие о горизонте. Стороны горизонта. Способ ориентирования на местности ______________________________________________________ 8 Масштаб. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу ____________ 9 План и карта и их основное отличие __________________________________10 Градусная сеть и ее элементы ________________________________________10 Картографические проекции _________________________________________12 Вид карт. Условные знаки ___________________________________________13 Значение карт _____________________________________________________ 14 Движение Земли __________________________________________________15 Вращение Земли вокруг оси и его географические следствия _____________ 15 Движение Земли по орбите вокруг Солнца и его географические следствия ______________________________________16 Атмосфера _______________________________________________________19 Понятие об атмосфере, ее границы, состав, строение, значение и охрана _________________________________________________ 19 Нагревание атмосферы _____________________________________________ 21 Вода в атмосфере __________________________________________________24 Давление атмосферы _______________________________________________27 Воздушные массы и атмосферные фронты _____________________________32 Погода и климат ___________________________________________________34 Гидросфера ______________________________________________________ 42 Понятие о гидросфере. Круговорот воды в природе _____________________42 Мировой океан ____________________________________________________43 Мировой океан и его части __________________________________________43 Свойства океанской воды ___________________________________________45 Движение вод в океане _____________________________________________46 Природные ресурсы океана и его охрана ______________________________ 49 Воды суши _______________________________________________________ 51 Подземные воды __________________________________________________ 51 Реки _____________________________________________________________52 Озера ____________________________________________________________55 Ледники _________________________________________________________ 56 Болота ___________________________________________________________57 Охрана вод суши __________________________________________________ 57 Литосфера _______________________________________________________ 61 Внутреннее строение Земли _________________________________________ 61 Возраст Земли и геологическое летоисчисление ________________________ 62 Состав и строение земной коры ______________________________________64 Понятие о рельефе. Геологические рельефообразующие процессы ________ 67 Внутренние (эндогенные) процессы __________________________________67 Внешние (экзогенные) процессы _____________________________________69 Рельеф суши. Горы и равнины _______________________________________71 Горы ____________________________________________________________ 71 Равнины _________________________________________________________ 73 Рельеф дна Мирового океана ________________________________________74 Происхождение материков и океанов _________________________________75 Биосфера ________________________________________________________ 81 Географическая оболочка _________________________________________ 84 Взаимодействие природы и общества _______________________________ 88 Итоговые задания по курсу ________________________________________ 89
ВВЕДЕНИЕ География — наука, зародившаяся на заре человечества. Первые географические представления высказывались древнейшими народами Египта, Месопотамии, Индии и Китая за много столетий до нашей эры. Начало систематизации географических знаний было положено в античное время (VII—I вв. до н.э.). В этот период стали известны основные свойства Земли как планеты — ее фигура, размеры, движение в мировом пространстве. Следовательно, география имеет глубокие исторические корни. Но на разных этапах развития географии содержание ее было различным. Вот почему мы говорим, что география — наука древняя и одновременно молодая: ныне она решает совсем другие задачи, чем в прошлом. В течение длительного времени это была описательно-познавательная наука, задачи которой сводились к открытию и описанию ранее неизвестных стран и земель. Особого расцвета это направление в географии достигло в период с середины XV —до середины XVII в., известный под названием эпохи великих географических открытий. Именно в это время человек узнал о строении поверхности нашей планеты, ее материках и океанах, их взаимном расположении. На основе полученных сведений была составлена карта с показом основных черт строения лика Земли. Собственно научные географические исследования начались со второй половины XVII в. К этому периоду относится изучение внутренних частей материков, открытие Антарктиды, кругосветные путешествия, создание страноведческих описаний отдельных стран и регионов, появление научных географических обществ. Особенно интенсивно и систематически стали проводиться географические исследования в связи с запросами практики во второй половине XIX в. Естественно, что на этом этапе география уже не ограничивалась только описанием отдельных фактов и явлений, но и стремилась дать им научное объяснение. Большой объем разнообразных знаний о Земле привел к тому, что на рубеже XIX и XX вв. в географии стали зарождаться самостоятельные отрасли знаний: климатология, океанология, геоботаника и др. Современная география — это целая система наук о Земле. В ней выделяются две группы наук — физико-географическая и экономико-географическая. Объектом изучения физической географии является географическая оболочка в целом, а также составляющие ее компоненты (горные породы и слагаемый ими рельеф, воздух, вода, почвы, растения и животные) и природные комплексы. Географическая оболочка – это сложная материальная система, включаются нижнюю часть воздушной оболочки Земли (атмосферы), всю водную оболочку (гидросферу) и верхнюю часть твердой оболочки Земли (литосферы) с населяющими их живыми организмами. Географическая оболочка неоднородна, она состоит из природных образований разного ранга, получивших название природных комплексов. При изучении географической оболочки ее компонентов и отдельных природных комплексов используются как старые методы исследования (картографический, сравнительно-географический, исторический), так и новые —математический, моделирования, аэрометоды, геофизический, геохимический, космический. Одна из важнейших задач современной географии — изучение процессов взаимодействия природы и общества в целях научного обоснования рационального использования природных ресурсов и сохранения благоприятных условий для жизни человека на нашей планете.
Вопросы и задания для повторения:
1. Что является предметом изучения современной физической географии? 2. Какие компоненты взаимодействуют внутри географической оболочки Земли? 3. Какие методы исследования использует современная география? 4. Как вы понимаете взаимодействие природы и общества? Приведите примеры.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |