Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Не использовать мозг -- значит потерять его




Ученые обнаружили то обстоятельство, что дети, которых часто хвалят, становятся более интеллектуальными. чем дети, которых часто ругают. В этом и состоит творческий элемент похвалы.

О мотивации и тестировании

 

Томас Дрейер

Одним из самых распространенных вопросов, которые мы задаем, является вопрос "Как я могу мотивировать своего ребенка?"

Это - два наших самых любимых вопроса. Нет, мы не ошиблись, поскольку в одном этом предложении действительно содержатся два вопроса. Первый из них касается прекрасной вещи, называемой "стимулированием", второй - диаметрально противоположной вещи, называемой "тестированием".

Давайте вернемся в Мацумото и посмотрим - как с этой проблемой справляется профессор Сузуки.

Прежде всего, как он ухитрился отобрать 100'000 прекрасных маленьких скрипачей, каждому из которых исполнилось всего два года?

Ответ очень прост - никак. Он их вообще не отбирал. Этих детей выбрали сами матери, которые сказали себе: "Я хочу, чтобы мои ребенок научился играть на скрипке". Но тут же возникает второй вопрос: "Как заставить двухлетнего малыша играть на скрипке?" Ответ не менее прост: никто не может заставить двухлетнего малыша делать что бы то ни было.

Даже те из нас, кто очень любит детей, или этого просто не знают, или забывают об этом.

Однажды я наблюдал, как наши матери пытаются заставить своих детей делать что-то такое, чего тем совсем не хотелось делать. Покидая наш Институт, они говорили детям: "Скажи "до свидания" дяде Доману". Ответом было долгое молчание. "Ну же, скажи "до свидания" дяде Доману". Результат тот же.

Мне это начинало действовать на нервы, да и матери чувствовали себя неловко. Они уже понимали, что ничего не получается, но, тем не менее, считали себя обязанными попытаться снова и уже сквозь зубы требовали: "Я кому говорю: скажи "до свидания" дяде Доману!"

И вновь молчание. Напряжение достигало предела. В этой ситуации дети вели себя так, словно все происходящее их просто не касается, они как бы переключались на другое состояние.

У всех детей в головах есть своеобразное устройство, напоминающее переключатель телевизионных каналов. Они задействуют его в тот момент, когда в голосах взрослых появляются жалобные или требовательные нотки. И что им потом все наши уговоры - они уже переключились на другой канал! Дело даже не в том, что "в одно ухо влетает, из другого вылетает". Им ничто не "влетает" вообще!

Один замечательный отец шестидесяти лет от роду говорил, что невозможно заставить ребенка заниматься тем, что ему не нравится. Поэтому мы должны учить его лишь тому, что доставляет ему удовольствие. Но это не означает игру. Дети не хотят играть, они хотят познавать.

Так чем же занимаются в Мацумото? Они делали и делают то же самое, что и мы, то есть устраивают все так, чтобы ребенок чувствовал себя победителем. Как это происходит?

Когда появляется новая мать со своим ребенком, их тепло приветствуют все "старые" матери и их дети. Затем эти дети играют на скрипках.

А теперь скажите - можете ли вы представить себе двухлетнего ребенка, который бы наблюдал за своими сверстниками, держащими что-то в руках, и который бы не сказал: "Я тоже хочу это"? Когда ребенок произносит эту фразу, а обычно это случается через несколько дней, то это значит, что он готов к своему первому уроку.

Если бы все родители и школьные учителя смогли побывать на этом первом уроке, то мир сразу бы перевернулся.

Представьте себе такую сцену: родители с детьми сидят и аудитории, а новый малыш получает свой первый урок. На маленьком столе лежит маленькая скрипка и маленький смычок. Ребенок спускается по проходу к этой скрипке, которую он так хотел. Подойдя к столу, он берет в одну руку скрипку, а в другую - смычок. Затем поворачивается лицом к аудитории и кланяется. Все дружно аплодируют и на этом его первый урок заканчивается.

Представляете, что он при этом про себя думает'' "И это был первый урок? А как скоро будет второй? Я так поразил их здесь в Мацумото, подождем, что будет у нас в Шебойгене".

Если вы не верите в то, что этот малыш думал нечто подобное, то будете приятно удивлены, когда начнете учить собственного ребенка.

Сузуки и его великолепные учителя делали то же самое, что и мы, - т. е. устраивали все так, чтобы ребенок чувствовал себя победителем. Школьная система делает прямо противоположное. В ней он чувствует себя потерянным и проигравшим. Это и называется тестированием. Подробнее мы поговорим об этом позже.

В школах уверяют, что цель тестирования - выявить уровень знаний ребенка. На самом же деле тестами стремятся выявить то, чего он не знает.

Все дети любят познавать и ненавидят, когда их проверяют. В этом отношении они похожи на взрослых. Мы любим себя проверять - но в частном порядке, когда этого никто не видит. То же самое относится и к детям,

Представьте себе, что вы отвечаете на тест из ста вопросов и ошиблись только в одном. И вот уже перед глазами маячит написанное красным фломастером замечание учителя: "Не будь глупцом! Ответ неверен!" Школьная система устроена так, что ребенок чувствует себя проигравшим, и потому он зачастую печален.

Но тут я слышу протестующие голоса учителей: "Но в результате тестирования мы можем обнаружить пробелы в знаниях ребенка, а потом их восполнить. То есть на самом-то деле мы проверяем свою работу".

Ну а как насчет того, чтобы позволить ребенку продемонстрировать свои знания? Печальная истина состоит в том, что гораздо проще обнаружить незнание ребенка и выставить ему оценку, чем тратить время и силы на то, чтобы дать ему возможность показать свои знания.

И уж, разумеется, что когда он оказывается отстающим, то не учителя высмеивают его коллеги, а ребенка - одноклассники.

Наша работа, понимаем мы это или нет, состоит в том, чтобы привить детям пожизненную любовь к познанию. А поскольку все дети рождаются с врожденной тягой к этому, нам надо, как минимум, им не мешать!

Так что же, значит, мы против школьного тестирования детей? Нет, мы за него, но только при условии, что, в случае неудачных результатов, не учитель будет критиковать ребенка, а ребенок учителя.

И мы бы дорого дали за то, чтобы посмотреть на краснеющего учителя, чьи ученики прошли тест неудачно. В этом случае наказание соответствовало бы проступку.

Вот что пишет Уинстон Черчилль по поводу тестирования и мотивации:

...Мне едва минуло двенадцать лет, когда я вступил на суровую стезю экзаменов, по которой был вынужден следовать в течение последующих семи лет. Те экзамены были для меня большим испытанием. Любимые предметы экзаменаторов никак не совпадали с моими любимыми предметами. Мне бы хотелось, чтобы меня экзаменовали по истории, поэзии и письменным сочинениям. Но экзаменаторы предпочитали латинский язык и математику. И я был вынужден подчиняться их желаниям. Более того, вопросы, которые они задавали по обоим этим предметам, неизменно оказывались именно теми вопросами, на которые я не мог дать удовлетворительного ответа. Я хотел, чтобы меня спросили о том, что я знаю, но они все время пытались спрашивать то, чего я не знал. Когда я желал блеснуть знаниями, меня пытались уличить в невежестве. В итоге подобные испытания кончались одинаково: я получал плохие оценки.

Тестирование не помогает ребенку учиться. Напротив, постоянное тестирование медленно, но верно снижает его тягу к учебе. Работа учителя состоит в том, чтобы учить, а не тестировать. Работа учеников - учиться.

Прежде чем мы покинем Мацумото и доктора Сузуки, давайте кратко резюмируем его методику.

Он делает все так, чтобы ребенок чувствовал себя победителем, причем победителем честным. Почему это так важно? Давно известно, что успех является результатом заинтересованности, а неудача - ее отсутствием.

Мы полагаем, что дело обстоит прямо противоположным образом. Успешная мотивация - заинтересованность - это результат успеха, а неудачная - равнодушие, неприятие - неудачи.

Во многих отношениях я и сам подобен ребенку. Например, некоторые вещи у меня получаются хорошо, некоторые плохо. Например, я не могу напеть мелодию, которая мне нравится, и не умею играть в теннис, но ни то, ни другое меня совсем не беспокоит. Я знаю, что упорным трудом мог бы добиться некоторого улучшения и в том, и в другом, но не делаю этого. Может быть, это ужасно, но я, как от чумы, бегу от тех вещей, которые у меня плохо получаются. С другой стороны, есть вещи, в которых я преуспеваю. В этом случае меня окружают поздравления друзей, и я делаю их снова и снова. Так же поступают и дети. Вывод очень прост. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок что-нибудь невзлюбил, говорите ему о том, как плохо у него это получается. Если же вам хочется обратного (т. е. чтобы он снова и снова делал что-то с любовью, желая показать вам, как хорошо это у него получается), то хвалите его как можно чаще.

Если вы хотите лишить его всякого желания, проверяйте его и указывайте на то, как он далек от совершенства. Если же вы хотите его заинтересовать, говорите ему, что он все делает правильно, и говорите это с энтузиазмом.

Хотя У.Черчилль и не слишком преуспел в школьных тестах, он блестяще прошел испытание жизнью. Наверняка он был величайшим гением этого столетия в искусстве мотивации. Он никогда не лгал британцам и всегда говорил им только правду. (Мы тоже никогда не лжем детям).

В самые мрачные дни второй мировой войны он говорил следующее: "Я не могу предложить вам ничего, кроме крови, пота и слез. Давайте вести себя так, чтобы даже если Британская империя просуществует еще тысячу лет, люди бы говорили: "Это был самый прекрасный час в их жизни"".

Он говорил британцам не о том, что они ничтожны, а о том, что они велики и могут стать еще величественнее.

Американский диктор Эдвард Р. Мэрроу сказал о Черчилле следующее: "Он мобилизовал английский язык и послал его в битву".

И это было почти все, что он мог сделать. Услышав о том, что они - великая нация, британцы с честью подтвердили это звание.

Говорите ребенку о том, как он великолепен и как сильно вы его любите. Делайте это почаще. И даже если это все, что вы можете для него сделать, этого будет вполне достаточно.

 

 

Глава 12

Говорят, что фамильярность сродни презрению. Однако это истинно лишь наполовину, в том случае, когда тот, с кем фамильярны, сам по себе заслуживает презрения.

Но это абсолютно неверно в отношении человеческого мозга. Мы "фамильярны" с ним, но испытываем к нему лишь величайшую любовь и восхищение.

Попробуйте проникнуться этим чувством прямо сейчас. Например, если вы беременны, взгляните на часы и отмерьте ровно шестьдесят секунд. В течение одной этой минуты ваш нерожденный ребенок приобрел примерно четверть миллиона новых клеток мозга. Ну и как, вас это не поражает?

Необходимо помнить, что когда мы говорим о человеческом мозге, то имеем в виду конкретный физический орган, который расположен внутри черепа и позвоночника и который весит от трех с половиной до четырех фунтов.

Мы не касаемся расплывчатого понятия "разум", о котором можно рассуждать до бесконечности и которое является основным понятием психиатров и психологов. О разуме много говорят, но мало знают. О мозге известно несколько больше.

Инки, греки и египтяне, по-видимому, успешно освоили нейрохирургию. Сам Гиппократ 2400 лет назад произвел удачную операцию на мозге. Человеческий мозг является органом, который превосходит всякое воображение. О нем было многое известно на протяжении тысячелетий. Изо всех органов человеческого тела он наиболее способен к переменам, причем как в лучшую, так и в худшую сторону, как физически, так и функционально.

У очень небольшого количества людей мозговые улучшения происходят намеренно и эффективно. Подавляющее большинство из нас расточают свой мозг совершенно этого не сознавая.

Если заявить, что мы еще очень многого о нем не знаем, то это будет правдой. Но если сказать, что мы знаем о нем очень мало, то это не совсем так, особенно в анатомическом, физиологическом и функциональном плане,

Находясь в операционной, мы можем видеть, слышать, чувствовать и даже прикасаться к нему- Более того, мы можем на него влиять Другое дело, что это влияние может оказаться удачным или неудачным. Мы можем остановить его рост, замедлить его или ускорить.

Человеческий мозг содержит свыше триллиона (1'000'000'000'000) клеток, и, по самым скромным подсчетам, свыше десяти миллиардов (10'000'000'000) функциональных нейронов.

Обычно мы используем очень небольшой процент из этих десяти миллиардов нейронов. В этой книге немало утверждений, которые, будучи правильно поняты и применены на практике, стоят времени, потраченного на чтение. Одним из таких утверждений является следующее: функция определяет структуру.

Этот факт хорошо известен в архитектуре, инженерии и в той области биологии, которая занимается проблемами человеческого развития. Хотя именно в последней ему уделяется внимания меньше всего.

В архитектуре этот факт наиболее очевиден. Если кто-то скажет архитектору: "Я бы хотел, чтобы вы построили мне дом, в котором площадь пола составляла бы 1600 квадратных футов", тот первым делом спросит заказчика; "А для чего будет предназначено это здание? Это будет жилой дом, офис, магазин, гараж или что?"

Он просто вынужден задавать все эти вопросы, если хочет построить хороший дом, поскольку именно от назначения зависит форма, архитектура - а не наоборот.

То же самое истинно и в отношении человеческого тела. Особенно наглядно это заметно на примере штангиста. Его мышечная масса растет в точном соответствии с поднимаемым им весом, так что и в данном случае его функция (подъем тяжестей) определяет строение его тела (чрезвычайно мускулистое). Человек, умеренно занимающийся физическими упражнениями, имеет умеренно развитую мускулатуру. И, соответственно, человек, ведущий малоподвижный образ жизни, имеет слаборазвитую мускулатуру. Отсюда вывод: слабое функционирование того или иного органа приводит к недоразвитию его структуры.

Мы знаем, что основные параметры тела, общая конституция являются результатом генетического наследства, но даже она может претерпеть существенные изменения к худшему при отсутствии надлежащего функционирования, в бездействии.

Именно это и происходит, когда психически нездоровые родители приковывают своих детей цепью к постели на чердаке или запирают их в туалете. Ужасно, что такие истории повторяются каждое столетие и практически в каждой стране. Результаты подобных обращений с детьми настолько трагичны, что их можно сравнить только с убийством. Недавно подобный случай произошел и в Соединенных Штатах - девятилетняя девочка была заточена в туалете. Ее телесное развитие соответствовало развитию ребенка двух с половиной лет, а умственное развитие было равно нулю. Естественно, что она не умела говорить и являлась полной идиоткой. Такая же участь могла ждать Леонардо, Шекспира или Эдисона, попади они в подобные обстоятельства.

Мозговые травмы, которые сводят мозговые функции почти до нуля, различаются по степени серьезности, зависящей от того, какая именно часть мозга была травмирована. Порой они бывают настолько сильными, что мешают нормальному функционированию мозга не меньше, чем окружающая среда в виде туалета, в котором проводила свою жизнь несчастная девочка.

В подавляющем большинстве дети с серьезными мозговыми травмами, поступавшие в наш Институт, были очень худыми. Оценивая их развитие, физиологический возраст по росту, размеру грудной клетки и головы, можно сказать, что в 78 % случаев они значительно отставали от среднего уровня. При этом в момент рождения (если только это не были преждевременные роды) они почти не уступали обычным новорожденным средних размеров. Но чем старше становятся такие дети, тем более заметным делается их отставание от нормальных детей. Отсутствие физиологических функций ведет к недоразвитию соответствующей структуры.

Однако с началом выполнения нашей программы, разработанной специально для таких детей, их развитие начинает убыстряться и порой идет невероятными темпами. Они начинают обгонять в развитии своих здоровых сверстников, и это весьма часто встречающееся явление. Ребенок, приступая к выполнению этой программы, примерно на 10% отстает в росте, весе, окружности головы и грудной клетки от своих сверстников. Как правило, он начинает развиваться столь бурно, что вскоре все его данные уже составляют 250% от нормы. Кстати, этот феномен хорошо известен антропологам, которые назвали его "феноменом наверстывания". Суть этого феномена состоит в том, что ребенок с серьезными заболеваниями отстает или вообще прекращает развиваться. Это зависит от вида и тяжести заболевания. Но если каким-то образом он избавится от своей болезни, то начнет развиваться ускоренными темпами, словно бы стремясь догнать своих сверстников.

В своем Институте мы ежедневно наблюдаем проявления этого феномена. Кроме того (и в этом нет ничего удивительного), мы заметили, что чем быстрее развитие, тем удивительнее успехи ребенка. Можно сказать и так:

дети, у которых ничего не получается, не могут ускорить и свое развитие;

дети, которые заметно преуспевают, однако еще далеки от совершенства, развиваются не так быстро, как бы этого хотелось;

ну и, наконец, дети, которые преуспевают во всем, преуспевают и в развитии.

Это правило, как и все другие, которые я знаю, может иметь исключения, но зато действует почти всегда. Кстати, его можно сформулировать и так: отсутствие функционирования проявляется в недоразвитии или ненормальности отвечающих за него структур. Нормальное функционирование создает нормальную структуру.

В нашем Институте все дети с мозговыми травмами (кроме, разумеется, слепых) начинают выполнение программы с чтения слов, написанных очень крупным шрифтом. Со слепыми детьми сложнее - первый шаг их программы состоит в том, чтобы дать им возможность видеть хотя бы очертания. Лишь после этого можно приступать к чтению.

Благодаря нашим стараниям теперь множество детей с мозговыми травмами в возрасте двух, трех или четырех лет научились читать и понимать прочитанное. Некоторые из них читают пока только отдельные слова, а некоторые прочли уже много книг.

Более того, нам известно немало травмированных трехлетних детей, которые могут читать и все понимать на нескольких языках. Хотя в мире существует еще слишком много людей, которые думают, что дети моложе пяти лет не в состоянии научиться читать, поскольку, мол, их зрительные окончания слишком незрелы, а мозг неразвит; сотни двух-, трех- и четырехлетних детей успешно опровергают это заблуждение. Мало того, что у них всех были мозговые травмы, но теперь зрительные окончания этих детей развиты сильнее, чем зрительные окончания здоровых детей старшего возраста, которые не умеют читать.

Ну и как же все это объяснить?

Конечно, это не объяснишь ссылкой на возраст или врожденное превосходство. Единственное объяснение состоит в том, что эти дети начали читать лишь потому, что имели возможность это сделать, в то время как другие дети были лишены такой возможности. Эта возможность мобилизовала функцию, а функция в свою очередь способствовала развитию зрительных окончаний, поскольку именно функция определяет структуру.

Зрительные окончания находятся в мозге. Отсюда можно сделать вывод - мозг развивается именно тогда, когда им пользуются. Это является самым важным принципом в науке, изучающей развитие детского мозга. Но откуда мы знаем, что мозг физически растет быстрее именно благодаря тому, что его используют?

Мы уже видели, что дети сильно отставали в развитии, когда не могли нормально распоряжаться своим телом в результате какого-то заболевания. Мы также видели, как быстро, догоняя своих сверстников, развивались дети с мозговыми травмами, как только они получали возможность использовать те функции, которые до этого были подавлены их болезнью. И мы знаем, как увеличиваются размеры головы таких детей. Растет мозг и в соответствии с этим увеличиваются размеры черепа. Что может быть нагляднее демонстрации того факта, что мозг развивается при его использовании?

Я очень редко встречал людей, которые бы об этом знали. Тем сильнее они удивляются и восторгаются, когда им об этом расскажешь. С другой стороны, я еще не видел ни одного ученого-экспериментатора, физиолога, который бы не знал того, что мозг растет в процессе его использования. Проблема состоит в том, что нейрохирурги редко имеют дело с детьми или хотя бы с людьми, которые занимаются проблемами детей. Они, в основном, имеют дело с крысами, кошками, обезьянами и другими животными.

Давайте познакомимся с их экспериментами. Например, с работой блестящего нейрохирурга и нейропсихолога Б. Н. Клосовского, который является главой отделения нейрохирургии Академии медицинских наук. Он брал новорожденных котят и щенков и разделял их на две группы - экспериментальную и контрольную. При этом, для полной идентичности обеих групп, он поступал следующим образом: в экспериментальную группу брал котенка или щенка женского пола, в контрольную - их сестер. То же самое он проделывал с котятами и щенками мужского пола.

В контрольной группе котята и щенки развивались естественным образом, а экспериментальные животные были помещены на медленно вращающийся диск, где и жили в течение всего эксперимента. Этот вращающийся диск представлял собой нечто вроде останкинского ресторана "Седьмое небо". Как известно, он вращается так медленно, что у его посетителей не возникает головокружения и они ничего не роняют. Таким образом, все отличие между контрольной и экспериментальной группой состояло в том, что члены последней видели мир в движении, в то время как их братья и сестры наблюдали обычную картину. Через десять дней Б. Н. Клосовский начал приносить в жертву науке и тех, и других животных, чтобы изучить их мозг. Последней жертве успело исполниться только девятнадцать дней.

То, что он обнаружил, должны знать все родители, имеющие маленьких детей. Вестибулярный аппарат экспериментальных животных превосходил в своем развитии вестибулярный аппарат животных контрольной группы на величину от 22,8 до 35%.

Иначе говоря, экспериментальные животные привыкали к движущемуся миру от десяти до девятнадцати дней, благодаря чему рост соответствующих отделов их головного мозга, отвечающих за ориентировку тела в пространстве, увеличился почти на одну треть. И это по сравнению с их братьями и сестрами, развитие которых шло естественным путем.

Но что означает этот ускоренный рост? Что наблюдал доктор Клосовский - большее количество клеток мозга? Вовсе нет. Он видел то же самое количество клеток, но они были на треть больше и на треть более зрелыми.

Когда я думаю о животных из контрольной группы, то вспоминаю о трех, четырехлетних детях; а животные группы экспериментальной напоминают мне наших детей с мозговыми травмами, которые умеют читать. И мне думается: а что бы произошло, если бы Клосовский создал еще одну группу животных, поместив их в полную темноту? Не оказался бы рост их мозга на одну треть более замедленным по сравнению с контрольной группой? Именно это и произошло с маленькими детьми из бразильского селения Мато Гроссо, которые прожили первый год своей жизни в темных бараках.

Однако Клосовский не создал третьей группы животных, поэтому для того, чтобы разобраться с этим вопросом, перенесемся в другое полушарие и познакомимся с Дэвидом Кречем, который со своей командой работает в Беркли.

Доктор Креч не только великолепный ученый, но и мудрый человек. К сожалению, два этих качества не всегда сочетаются в одном человеке. Как бы я хотел, чтобы его узнали все родители, а не только те, которые читают научные журналы. Доктор Креч провел немало времени, повторяя свои эксперименты, но с небольшими модификациями. Он начал с того, что вырастил две группы новорожденных крысят. Одна группа жила в обстановке, исключающей сенсорное воздействие внешней среды, т.е. крысята почти ничего не видели, не слышали и не чувствовали. Другая группа, наоборот, росла в "богатом" сенсорном окружении и могла активно развивать все органы чувств.

Затем он тестировал своих подопечных на уровень интеллекта, положив пищу в лабиринт. Первая группа крыс или вообще не могла найти приманку, или находила ее с превеликим трудом. Вторая группа находила пищу легко и быстро.

Затем доктор Креч тоже принес животных обеих групп в жертву науке и изучил их мозг. "Крысы, которые росли в обстановке, исключающей сенсорное воздействие, - отмечает он, - имели маленький, глупый, неразвитый мозг; в то время как крысы, выросшие в богатом сенсорном окружении, обладали большим, умным, высокоразвитым мозгом... С научной точки зрения было бы некорректно сделать вывод ~ то, что верно для крыс, верно и для людей. Однако было бы преступлением перед обществом отрицать, что в отношении людей это неверно".

Когда я последний раз встречался с доктором Кречем, то спросил его о том, имеют ли его опыты отношение к людям. Его глаза вспыхнули и он ответил мне так: "Я посвятил свою жизнь совсем не созданию породы более умных крыс".

В чем состоит преимущество обладания мозгом, выросшим благодаря его использованию, а потому имеющим клетки больших размеров и более зрелые? В смысле интеллектуального превосходства дело здесь обстоит точно так же, как и в смысле превосходства физического, которым обладает олимпийская чемпионка по гимнастике Надя Команечи над своими соперницами.

Чем больше она тренировалась, тем сильнее развивались ее мышцы и координация движений, и, соответственно, тем успешнее и грациознее она выполняла гимнастические упражнения. Поскольку движения тела полностью контролируются мозгом, постольку вместе с ее телесным развитием развивался и ее мозг, особенно та его часть, которую можно назвать "двигательным интеллектом". Надя была поистине гением движений.

Точно так же и у ребенка. Его зрительный и слуховой интеллекты ускоренно развиваются именно тогда, когда он имеет возможность доступа к огромному объему информации. Этой информацией могут быть энциклопедические знания, слова или факты, цифры. Его интеллект растет пропорционально количеству получаемой информации. Более того, это ведет и к физическому росту мозга.

Но самое главное состоит в том, что дети в возрасте от одного года до трех лет развиваются быстрее всего, и поэтому им и их родителям просто необходимо целиком воспользоваться отпущенным на это временем. Обучая своих детей надлежащим образом, родители способствуют росту их мозга.

К шести годам рост мозга уже в основном завершен.

Природа создала свое самое чудесное изобретение - человеческий мозг - таким образом, что в течение первых шести лет жизни он поглощает информацию с поразительной быстротой. В эти годы ребенок фактически является накопителем информации, которая пригодится ему в течение всей жизни, а размеры этого "накопителя" мы себе едва представляем. Эта информация послужит базой для других знаний и мудрости, которые будут возрастать в течение всей жизни.

То, чем мы не пользуемся, мы утрачиваем.

И это настолько очевидно, что не нуждается в дополнительных пояснениях. Знание о том, что мозг растет благодаря его использованию в течение первых шести лет жизни и что мы можем воздействовать на этот рост, поистине бесценно.

Вся задняя половина головного и спинного мозга (а с точки зрения эволюции спинной мозг является самым древним) состоит из нервных волокон, проводящих сигналы от сенсорных окончаний. Мы можем "выращивать" их, снабжая ребенка визуальной, тактильной, обонятельной и вкусовой информацией, делая это часто, интенсивно и продолжительно. Если же вы упустите ту возможность, которая предоставляется первыми шестью годами жизни, то потом уже не сможете наверстать.

Передняя половина головного и спинного мозга состоит из нервных волокон, проводящих сигналы от мозга к двигательным окончаниям, посредством которых мы реагируем на поступающую к нам сенсорную информацию. Эти окончания отвечают за двигательную активность, речь и владение руками. И они, разумеется, тоже развиваются только путем их использования, тренинга.

Эти два набора проводящих нервных путей и окончаний и являются мозгом. Неверно, что мы используем только десятую часть нашего мозга. Нам не хватит и всей жизни для того, чтобы использовать хотя бы одну тысячную того потенциала, который заложен в нашем мозгу. Возможно, что Леонардо потому и стал Леонардо, что сумел это сделать. Человеческий мозг обладает способностью вместить 125'500'000'000'000 бит информации.

Сотрудники нашего Института уже знали о колоссальных возможностях мозга, когда Корпорация передовых технических лабораторий Ассоциации Красного Креста опубликовала следующие данные:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.