Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика расчета основных финансовых показателей бизнес-плана




 

Система финансов это кругооборот денежных средств предприятия в процессе осуществления производственной (операционной) и сбытовой деятельности, кредитно-финансовых отношений. Фонды денежных средств, создаваемые и используемые предприятием, представляют его финансовые ресурсы. В свою очередь финансово-кредитная (финансово-инвестиционная) деятельность предприятия включает прогноз продажи и покупки ценных бумаг, выпуск акций и облигаций, операции с недвижимостью, получение и погашение займов, прочую деятельность, связанную с операциями на фондовом рынке и в банковской сфере.

Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением его средств и структурой источников их формирования, обеспеченностью оборотными средствами, величиной их иммобилизации, оборачиваемостью оборотных средств, платежеспособностью.

Хорошее финансовое состояние это устойчивая платежеспособность, постоянное наличие достаточных сумм денежных средств на счетах, эффективное использование оборотных средств, правильная организация расчетов, рентабельность производства.

Плохое финансовое состояние это постоянное или периодическое наличие просроченной задолженности перед банком, поставщиком, а иногда и перед собственными рабочими и служащими. Ухудшение положения предприятия в большинстве случаев зависит от неправильной организации работы, нарушений расчетно-платежной дисциплины, непродуманного выбора решения.

Существует два наиболее распространенных вида планирования финансов – стратегическое и долгосрочное.

В системе долгосрочного планирования предполагается, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции ретроспективы на перспективу. Высшее руководство на базе изучения прошлого развития ставит завышенные цели, которые, как правило, не достигаются.

В системе стратегического планирования сначала осуществляют анализ перспектив развития предприятия (определяются тенденции, которые способны изменить существующие направления развития), поэтому результаты такого планирования не выходят за обозримые пределы.

Затем проводится анализ позиций предприятия и его конкурентоспособности: определяются возможности увеличения доли предприятия в различных зонах стратегического хозяйствования.

Заключительный этап – выбор стратегии, сравнение перспектив развития в разных сферах деятельности, определение приоритетов и распределение ресурсов между зонами стратегического хозяйствования.

Основные задачи планирования финансов на предприятии:

· обеспечение производственной и инвестиционной деятельности необходимыми финансовыми ресурсами;

· установление рациональных финансовых отношений с хозяйствующими субъектами, банками, бюджетом, страховыми компаниями;

· выявление путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

· выявление и мобилизация резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

· осуществление контроля за образованием и расходованием платежных средств.

В системе бизнес-планов финансовый план вбирает в себя результаты расчетов планов производства и маркетинга.

Финансовый план составляют пять смет:

· смета объема реализации продукции;

· баланс денежных поступлений и расходов;

· план прибылей и убытков (смета доходов и затрат);

· плановый бухгалтерский баланс;

· расчет безубыточности продажи товаров.

Помимо финансового плана в финансовую часть бизнес-плана входят расчеты по обоснованию стратегии инвестиций, товарно-материального обеспечения кредитов, расчеты рентабельности, оценка финансовых рисков и страхование.

При разработке бизнес-плана производятся следующие важнейшие расчеты.

Расчет объема реализации продукции. На основе прогнозов объемов продаж отдельных товаров формируется смета объема продаж. Обычно прогноз на первый год дается помесячно, на второй – поквартально, на третий – на год в целом.

В разработке бизнес-плана главную задачу представляет маркетинг – анализ сбыта и управление объемом продаж, – лежащий в основе управления производством и реализацией продукции.

При этом используются следующие методы исследования рынка продаж.

· Эвристические методы прогнозирования. Данные методы ос нованы на усреднении сведений, полученных путем опроса специалистов:

где О оптимистическая оценка; М – средняя оценка;

П пессимистическая оценка.

На базе этой информации производится трендовое прогнозирование по отдельным товарам или группам близких товаров:

где t – темп роста, который находится из выражения

где – значение показателя, относящееся к текущему году;

– значение показателя, относящееся к предыдущему периоду.

Если имеется динамика за ряд лет, может использоваться показатель темпа роста, полученный путем усреднения:

где n – количество лет; t – темп роста.

· Факторный анализ. Факторный анализ позволяет, используя корреляционные и регрессионные зависимости, найти зависимости объема ожидаемых продаж от основных факторов, оказывающих на него влияние:

где X 0 – постоянная составляющая (может отсутствовать);

i – значение коэффициента, определяющего влияние i -го фактора на рассматриваемый показатель;

Xi – значение i -го фактора.

· Пробный маркетинг. Пробный маркетинг выполняется для новых изделий. При этом производится небольшая партия товаров, на реализации которой изучается возможный спрос.

Объектами маркетингового анализа выступают:

- потребитель, мотивы поведения которого на рынке
представляют предмет исследования;

- свойства товара, для которого строится диаграмма жизненного цикла;

- конкуренты, в связи с чем приобретаются и исследуются товары конкурентов.

· Баланс денежных поступлений и расходов. Баланс денежных расходов и поступлений позволяет определить, сколько денег необходимо вложить в бизнес с разбивкой по времени, проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, проверить будущую ликвидность предприятия.

Баланс доходов и расходов средств состоит из четырех разделов:

- доходы и поступления средств;

- расходы и отчисления;

- кредитные взаимоотношения;

- взаимоотношения с бюджетом.

Балансовая взаимоувязка доходов и расходов осуществляется как по каждому разделу, так и по финансовому плану в целом.

Главная цель этого баланса – проверка синхронности поступления и расходования денежных средств и, как результат, определение будущей ликвидности. Примерная форма такого баланса представлена в табл. 10.4; статьи баланса могут быть разбиты по усмотрению аналитика, что позволит учесть особенности финансирования конкретного предприятия (табл. 10.5).

Таблица 10.4

Укрупненная схема платежного баланса

Доходы Сумма, тыс. р. Расходы Сумма, тыс. р.
Доходы и поступления средств 5661,7 Расходы и отчисления 3840,3
Получение кредитов   Погашение кредитов, уплата процентов  
Ассигнования из бюджета   Платежи в бюджет 2450,4  
Общий объём полученных финансовых результатов   7390,7 Общий объём рас пределённых финансовых ресурсов 7390,7

После составления такого баланса выбирают стратегию получения необходимых денежных средств. Наиболее распространено финансирование через кредиты, однако банки охотнее выдают деньги под расширение уже действующего производства, так как материальным обеспечением кредита могут выступать все активы предприятия. В целях финансирования можно привлекать акционерный и партнерский капитал, что тоже достаточно выгодно при правильной организации управления таким капиталом.

Таблица 10.5

Схема аналитического платежного баланса

 

Показатели развёрнутого баланса денежных поступлений и расходов (платёжный баланс) Вариант 1 Вариант 2
Денежные средства на начало периода:    
Денежные поступления за период: – выручка от реализации; – поступления по счетам, выписанным при продаже товаров в кредит; – ссуды; – другие поступления    
Показатели развёрнутого баланса денежных поступлений и расходов (платёжный баланс) Вариант 1 Вариант 2
Всего денежных средств за период (стр.1+стр.2)      
Денежные платежи на сторону: – покупка товаров; – зарплата; – платные услуги; – ремонт и содержание оборудования; – реклама; – арендная плата; – плата по тарифам средствам связи; – страховые платежи; – проценты за кредит; – выплаты основных сумм по кредитам; – покупка оборудования; – налоги; – изъятие в пользу владельцев (дивиденды); – прочие платежи    
Денежные средства на конец периода    

 

 

Окончание табл. 10.5

Показатели развёрнутого баланса денежных поступлений и расходов (платёжный баланс) Вариант 1 Вариант 2
К платёжному балансу прилагаются основные показатели:
Объём реализации на конец периода    
Счета дебиторов на конец периода    
Безнадёжные должники на конец периода    
Счета кредиторов    
       

Управление финансами фирмы осуществляет финансовый менеджер по двум направлениям.

- Управление активами. Руководитель определяет соотношение, тип и состав активов на балансе предприятия, поддерживает конечные оптимальные уровни текущих и фиксированных активов. Текущие активы – наличность, ценные бумаги, которые, безусловно, по первому требованию могут быть реализованы на рынке; сюда входят и материально-производственные запасы. Фиксированные активы – земля, сооружения, оборудование, транспортные средства, долгосрочно арендованные средства.

- Управление пассивами. Определяются наиболее оптимальное соотношение между краткосрочными и долгосрочными финансовыми ресурсами, наиболее выгодные финансовые ресурсы. Выгодность финансовых ресурсов зависит от ряда факторов: экономической конъюнктуры, финансовой политики государства и т. д.

Оборотные фонды фирмы – это разница между текущими активами и текущими пассивами (счета и расписки, подлежащие оплате, и проценты по кредитам).

Долгосрочные фонды – лизинг и долгосрочные кредиты.

Касаясь фондов предприятия, можно сделать некоторые рекомендации по управлению наличностью, оборотными средствами, товарными запасами:

· если фонды, вложенные в активы фирмы, могут быть более эффективно использованы в другом деле, то это не означает, что фонды используются неправильно;

· если есть возможность выбора, то финансирование за счет долгосрочных кредитов предпочтительнее, так как имеет меньший
ликвидный риск;

· доходы на фиксированный капитал всегда выше доходов
на текущий капитал.

Таким образом, задачи финансового планирования сводятся к более точному определению предстоящих расходов и доходов, правильному расчету необходимой суммы средств и будущих финансовых результатов.

Из всего вышесказанного следует, что планирование финансов предприятия – важная часть работы по обеспечению устойчивого финансового положения фирмы, позволяющая принять к осуществлению мероприятия по ликвидации узких мест, выбрать наиболее выгодные источники финансирования и зоны вложения финансовых ресурсов. Финансовое планирование служит и отправной точкой, и конечным пунктом всей системы планирования, включая в себя всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия.

· Расчёт доходов и затрат (план прибылей и затрат) представлен в табл. 10.6. Таблица доходов и затрат показывает как будет формироваться и изменяться прибыль.

Таблица 10.6

Варианты расчета доходов и затрат

Показатели Вариант 1 Вариант 2
Оборот, млн р.    
Себестоимость, млн р. (прямые издержки)    
Предельная (валовая) прибыль, млн р.    
Общие издержки (не зависят от реализации продукции), млн р.    
Прибыль, млн р.    
Остаток готовой продукции, млн р.    

· Плановый баланс активов и пассивов. На основе результатов расчета объемов выпуска продукции производится расчет активов
(при существующем техническом уровне). Затем проводится расчет пассивов.

При этом добиваются сбалансированности расчетов, что обычно достигается использованием кредитов. В нашей стране объем кредитов не рекомендуется более 50 % (в США – до 60 %). При этом может возникнуть необходимость внесения исправлений во все другие расчеты.

· Условия безубыточности. Анализ безубыточности производства и реализации продукции проводится по методу СVР (затраты – объем – прибыль).

По каждому товару рассчитывается порог рентабельности (находится критическая точка), как это показано на рис. 10.2.

Для этой цели в прямоугольной системе координат строится график зависимости себестоимости (затрат) и дохода от количества единиц выпущенной продукции. По вертикали откладываются данные о себестоимости и доходе, а по горизонтали – количество единиц продукции. В точке критического объема производства (К) нет прибыли и нет убытка. Справа от нее находится область чистых прибылей (доходов). Для каждого значения Q (количества единиц продукции) чистая прибыль определяется как разность между величинами маржинального дохода и постоянных расходов.

Слева от критической точки находится область чистых убытков, которая образуется в результате превышения величины постоянных расходов над величиной маржинального дохода.

 

10.5. Расчет потребности в оборотных средствах
и инвестициях экономического субъекта

 

Необходимым условием реализации основной цели предпринимательства – получения прибыли на авансированный капитал – является планирование воспроизводства капитала, которое охватывает стадии инвестирования, производства, реализации (обмена) и потребления.

Формирование и использование различных денежных фондов для возмещения затрат капитала, его накопления и потребления составляют суть механизма финансового управления на предприятии.

Независимо от того, разделяется ли капитал предприятия на собственный и заемный, основной и оборотный, постоянный и переменный, он находится в процессе непрерывного движения, принимая лишь различные формы на каждой конкретной стадии кругооборота.

Совокупность кругооборотов различных частей капитала предприятия за период представляет собой его полный оборот или воспроизводство (простое или расширенное).

Наиболее подвижную (мобильную) часть капитала предприятия составляют его оборотные средства, к которым относятся: материальные запасы и затраты, денежные средства и средства в расчетах (дебиторская задолженность).

Характерная особенность материальных средств заключается в том, что по своему экономическому содержанию они относятся к предметам труда и в каждом данном производственном процессе утрачивают свою натуральную форму и полностью входят в стоимость изготовленной продукции.

В практике планирования, учета и анализа принято выделять следующие группы оборотных средств:

- в зависимости от их места и роли в процессе производства оборотные фонды и фонды обращения:

- в зависимости от принятого на предприятии порядка планирования и регулирования расхода оборотных средств – нормируемые и ненормируемые оборотные средства;

- в зависимости от источников формирования оборотных средств - собственные и заемные оборотные средства.
Расчет потребности предприятия в оборотных средствах осуществляется различными методами: нормативным, аналитическим, коэффициентным, в форме баланса и др.

· Суть нормативного метода отражает следующая расчетная формула для определения потребности предприятия в оборотных средствах:

где Е – плановая потребность предприятия в оборотных средствах;

N – плановый объем производства продукции;

– норма расхода i -го вида (элемента) оборотных средств (сырья, материалов, топлива, незавершенного производства, готовых изделий и т. д.).

К недостаткам нормативного метода следует отнести:

- отсутствие на большинстве предприятий научно обоснованных норм расхода оборотных средств;

- принципиальную невозможность нормирования всех элементов оборотных средств (средств в расчетах, краткосрочных финансовых вложений и др.).

· Суть аналитического метода определения потребности предприятия в оборотных средствах выражается следующей расчетной формулой:

где Е финансово-эксплуатационные потребности предприятия в оборотных средствах (ФЭП);

Зап – запасы и затраты, II раздел актива баланса;

ДЗ сумма дебиторской задолженности;

КЗ – сумма кредиторской задолженности.

Плановая потребность в оборотных средствах по данному методу определяется как средняя величина ФЭП за ряд предшествующих отчетных периодов.

К недостатку аналитического метода следует отнести отсутствие связи ФЭП с планируемыми объемами производства продукции.

· Суть коэффициентного метода определения потребности предприятия в оборотных средствах выражена в следующей расчетной формуле:

где К – коэффициент прироста оборотных средств в планируемом периоде;

Е – прирост оборотных средств;

N – прирост продукции;

– индексы изменения оборотных средств за три предшествующих отчётных периода, соответственно.

Расчет потребности предприятия в оборотных средствах можно вести и в форме баланса. Для этого по отчетному балансу определяется удельный вес текущих активов по элементам в выручке от реализации продукции. Затем устанавливается зависимость изменения различных элементов текущих активов от изменения выручки. Потребность в оборотных средствах i -го вида определяется по формуле

где потребность предприятия в оборотных средствах для i -го элемента оборотных средств;

– планируемая выручка от реализации продукции (работ, услуг);

удельный вес i- го элемента оборотных средств в выручке на конец отчетного периода;

– соотношение индекса изменения выручки и i -го элемента оборотных средств в планируемом периоде:

где индекс изменения i -го элемента оборотных средств;

– индекс изменения выручки.

10.6. Сбалансированность финансовых
показателей бизнес-плана

 

Основные финансовые показатели бизнес-плана прибыль, рентабельность, капиталоотдача, капиталоёмкость продукции, затраты на производство – должны быть увязаны между собой и сбалансированы с показателями производства и реализации продукции.

Сбалансированность финансовых показателей с затратами на производство и объемом продаж (реализации) может быть осуществлена различными способами:

· методом расчета критической точки (порога рентабельности) производства и реализации продукции (метод CVP: затраты – объем – прибыль), позволяющим обосновать) величину безубыточного объема продаж;

· методом предельного анализа, позволяющим определять величину максимальной прибыли исходя из равенства предельного дохода (прироста выручки на единицу продукта) предельным издержкам (приросту затрат на единицу продукта);

· методом функции (например, Кобба-Дугласа), позволяющим прогнозировать ожидаемые показатели хозяйственной деятельности по факторам затрат труда и капитала;

· методом расчета рентабельности инвестиции.

Поскольку бизнес-план является программно-целевым документом на выбранную перспективу, все расчеты к нему носят приблизительный и ориентировочный характер. В ходе реализации плана они должны непрерывно уточняться и своевременно корректироваться.

Рассмотрим подробнее способы балансирования финансовых показателей:

Метод расчета критической точки (СVР). Необходимым условием получения прибыли выступает определенная степень развития производства, обеспечивающая превышение выручки от реализации продукции над затратами (издержками) по ее производству и сбыту. Главная факторная цепочка, формирующая прибыль, может быть представлена схемой, рис. 10.3. Cоставляющие этой схемы должны находиться под постоянным вниманием и контролем.

 

Эта задача решается на основе организации учета затрат по системе «Директ-костинг», значение которой возрастает в связи с переходом к рыночной экономике.

Особенности системы «Директ-костинг»:

· разделение затрат на постоянные и переменные. Переменные расходы находятся в прямой зависимости от объема и ассортимента выпускаемой продукции и с незначительными отклонениями колебания их величины синхронны с колебаниями объема выпуска. Напротив, постоянные расходы не зависят от изменений объема продукций, а только от длительности отчетного периода. Несмотря на некоторую условность деления затрат на постоянные и переменные, такая их дифференциация упрощает учет и повышает оперативность получения данных о прибыли;

· соединение производственного и финансового учета. По системе «Директ-костинг», учет и отчетность на предприятиях организованы таким образом, что появляется возможность регулярного контроля данных по схеме «затраты – объем – прибыль». Основная модель отчета для анализа прибыли выглядит следующим образом,
(табл. 10.7);

Таблица 10.7

Расчет прибыли по системе «Директ-костинг», тыс. р.

 

Объем реализации  
Переменные затраты  

Окончание табл. 10.7

Маржинальный доход  
Постоянные расходы  
Прибыль (чистый доход)  

· Маржинальный доход представляет собой, с одной стороны, разность между выручкой от реализации и переменными затратами. С другой стороны, это сумма постоянных расходов и чистого дохода. Такая взаимосвязь позволяет строить многоступенчатые отчеты, что важно для детализации анализа;

· Многостадийность составления отчета о доходах. Если в приведенном выше отчете переменные затраты подразделить на производственные и непроизводственные, то отчет станет трехступенчатым. При этом сначала определяется производственный маржинальный доход, потом – доход в целом, затем – чистый доход (табл. 10.8).

Таблица 10.8

Расчет прибыли по системе «Директ-костинг», тыс. р.

 

Объем реализации  
Переменные производственные затраты  
Производственный маржинальный доход  
Переменные непроизводственные затраты  
Маржинальный доход  
Постоянные расходы  
Прибыль (чистый доход)  

· Разработка методики экономико-математического и графического представления и анализа отчетов для прогноза чистых доходов. В разделе 10.4 обсуждалось построение графика зависимости себестоимости (затрат) от количества единиц выпущенной продукции (рис. 10.2).

Используя график, проведем некоторые полезные расчеты для анализа зависимости «Затраты– объем – прибыль».

В точке критического объема производства имеем:

где Q – объем производства продукции в критической точке
(количество единиц);

Р – цена единицы продукции;

С – постоянные расходы.

Из этого соотношения определяется предельная величина физического объема продукции по формуле

Преобразование формулы раскрывает связь объема продукции и относительного маржинального дохода:

где а – относительный уровень удельных переменных расходов в цене продукта ;

(1 – а) – относительный маржинальный доход.

Точка критического объема производства поднимается вверх, если интенсивность приращения постоянных расходов будет выше, чем степень прироста маржинального дохода.

Таковы особенности и возможности анализа прибыли по системе «Директ-костинг». Дальнейший экономико-математический анализ факторной цепи «Затраты – объем – прибыль» приводит к использованию методов предельного анализа.

· Метод расчета рентабельности инвестиций. Для оценки эффективности производственных инвестиций в основном применяются следующие показатели:

- чистый приведенный доход (Net Present Value – NPV);

- внутренняя норма доходности (Internal Rate of Return – IRR);

- срок окупаемости капитальных вложений (Payback Method);

- рентабельность проекта (Profitability Index).

Перечисленные показатели являются результатом сопоставлений распределенных во времени доходов с инвестициями и затратами на
производство. Для определения в качестве базового момента приведения разновременных платежей возьмем дату начала реализации инвестиционного проекта.Чистый приведенный доход (Net Present Value) вычисляется при заданной норме дисконтирования (приведения) по формуле:

где t – годы реализации инвестиционного проекта, включая этап строительства (t = 0, 1, 2, 3,…, T);

– чистый поток платежей (наличности) в году t;

– ставка дисконтирования.

Чистый приведённый доход (NPV) представляет собой разность дисконтированных на один момент времени (обычно на год начала проекта) показателей дохода и капиталовложений. Ориентиром при установлении нормы дисконтирования является ставка банковского процента или доходность вложений средств в ценные бумаги.

В качестве доходов принимается прибыль от производственной деятельности и амортизационные отчисления, а в качестве расходов – инвестиции
в капитальное строительство, воспроизводство выбывающих в период производства основных фондов, а также на создание и накопление оборотных средств.

Влияние инвестиционных затрат и доходов от них на NРV можно представить в виде формулы

где – год начала производства продукции;

год окончания капитального строительства;

– доходы в году t;

– инвестиционные расходы () в году t.

Вместо годового интервала в формулах (10.16) и (10.17) могут использоваться и более мелкие временные интервалы: месяц, квартал, полугодие.

В зависимости от нормы дисконтирования NРV будет различным.
В табл. 10.9 и на рис. 10.4 показана зависимость величины NРV от нормы дисконтирования.

Таблица 10.9




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 4745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.133 сек.