КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение вязкостно-температурных свойств моторных масел
Лабораторная работа № 3 Определение вязкостно-температурных свойств моторных масел проводится в соответствии с ГОСТ 33-2000 «Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости» и ГОСТ 25371-97 «Нефтепродукты. Расчет индекса вязкости по кинематической вязкости». Смазочные материалы – это вещества, используемые в узлах трения машин и механизмов для снижения износа, вызванного трением. По агрегатному состоянию смазочные материалы подразделяются на: - жидкие, называемые маслами; - пластичные, называемые смазками; - твердые или сухие. По роду исходного сырья смазочные материалы подразделяются на: - нефтяные (минеральные); - животные; - растительные; - синтетические. По целевому назначению смазочные материалы подразделяются на: - моторные; - трансмиссионные; - гидравлические; - турбинные; - компрессорные и др. Моторные масла предназначены для смазывания поршневых двигателей внутреннего сгорания. Они работают в исключительно тяжелых условиях, но при этом должны в течение длительного времени выполнять возложенные на них функции, а именно: · образовывать прочную пленку на поверхностях трущихся деталей, исключая тем самым прямой контакт деталей и, как следствие, задир поверхностей, снижая износ деталей двигателя; · уплотнять зазоры, в первую очередь, между деталями цилиндро-поршневой группы, не допуская или сводя к минимуму прорыв газов из камеры сгорания; · отводить тепло, образующееся в результате сгорания топлива и трения, охлаждая детали двигателя; · предотвращать образование нагара, лаковых и шламовых отложений; · предотвращать коррозию деталей двигателя; · выносить продукты износа из зоны трения; · нейтрализовывать кислоты, образующиеся при окислении масла и сгорании топлива. Вязкостно-температурные свойства моторного масла являются важным показателем его работоспособности и его качества. Вязкостью называется свойство жидкости оказывать сопротивление при перемещении ее слоев под действием внешней силы. Это свойство является следствием трения, возникающего между молекулами жидкости. Различают динамическую и кинематическую вязкость. Динамическая вязкость служит мерой сопротивления жидкости течению. За единицу динамической вязкости в системе СИ принята вязкость такой жидкости, которая оказывает сопротивление в 1 Н взаимному перемещению двух слоев жидкости площадью 1 м2, находящихся один от другого на расстоянии 1 м и перемещающих с относительной скоростью 1 м/с (рис. 4). Рис. 4. К определению единицы динамической вязкости – пуаза.
Единица динамической вязкости в системе СИ – Паскаль-секунда (Па·с). На практике применяют миллипаскаль – секунда (мПа·с или 10-3 Па·с), а также сантипуаз (1сП = 1мПа·с). Между динамической и кинематической вязкостью жидкости при одинаковых температурах существует следующая зависимость: ηt = νt ·ρt, где ηt - динамическая вязкость, Па·с; νt - кинематическая вязкость, м2/с; ρt - плотность жидкости, кг/м3. Кинематическая вязкость определяется скоростью истечения жидкости через калиброванное отверстие (капилляр) вискозиметра под действием сил гравитации. Размерность кинематической вязкости в системе СИ – м2/с. На практике чаще всего применяют меньшую единицу – мм2/с (или 10-6 м2/с) или сантистокс (1сСт = 1мм2/с). Динамическую вязкость определяют на ротационных вискозиметрах при различных градиентах скорости сдвига, а кинематическую вязкость – на капиллярных вискозиметрах. Для каждого конкретного применения моторное масло выбирают по возможности с небольшой вязкостью, но такое, чтобы оно гарантировало жидкостное трение в подшипниках скольжения коленчатого вала двигателя при максимальных рабочих температурах и нагрузках. Условно за среднюю рабочую температуру масла принята температура 1000С. Во всех технических характеристиках и паспортах на моторное масло указывается кинематическая вязкость масла при 1000С – ν100. Вязкость моторного масла существенно зависит от температуры. По мере понижения температуры вязкость масла значительно увеличивается(так, например, при изменении температуры на 100оС вязкость масла может измениться в 250 раз). Для уменьшения потерь на трение желательно, чтобы вязкость масла как можно меньше изменялась в рабочем интервале температур (40-1000С). Степень изменения вязкости оценивают стандартизированным показателем – индекс вязкости (ИВ). Чем выше ИВ, тем меньше вязкость изменяется с изменением температуры и тем выше качество масла. Индекс вязкости определяют по специальным номограммам по значениям кинематической вязкости масла, измеренными при 50 и 100оС или рассчитывают по значениям кинематической вязкости масла при 40 и 100оС. Индекс вязкости также обязательно указывается во всех технических характеристиках и паспортах на моторное масло.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 809; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |