КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема № 2: Мобилизационная подготовка
Гражданская оборона, ее задача и организационная структура. Тема № 1: Основы Гражданской обороны
Начался отсчет времени XXI века, а человечество так и не может понять, что вражда и войны – это не тот путь, по которому надо идти. Мудрецы говорили: «Чтобы хорошо видеть будущее, надо пристальнее вглядываться в прошлое». Именно из прошлого произрастают многие настоящие ошибки и заблуждения. С незапамятных времен человечество не живет в мире и согласии. Историки, проанализировав всю историю жизни людей на земле, пришли к выводу – не было на земле ни одного дня, когда бы не убивали человека. Причины такой воинственности были разными: племена совершали набеги, чтобы завладеть землей, скотом, пищей и т. д. Виды оружия были примитивными – стрелы, копья, топоры, томагавки, дротики и т. д. Потом появилось огнестрельное оружие, и воюющие стороны стали нести большие потери, затем изобрели пушки, но так или иначе до начала XX века во время войны основные людские потери несли армии государств. Но вот в начале ХХ века способы ведения войны совершенствуются настолько, что стали погибать и мирные жители. Появилась авиация, которая стала бурно развиваться, появились артиллерийские средства, позволяющие доставлять снаряды и бомбы на большие расстояния от линии фронта. То есть стали страдать люди в тылу, расположенном в десятках километров от места соприкосновения войск. По мере развития научно-технической мысли эти расстояния увеличивались, а во второй половине ХХ века в связи с появлением ракетного оружия понятия фронта и тыла размылись окончательно. Смертоносный груз может быть доставлен в любую точку земного шара за очень короткое время. Таким образом, ХХ век явился веком, когда мирное население стало целью для активного массового вооруженного воздействия. И уже в начале века перед правительством всех стран возникла проблема: как защитить население страны от средств нападения противника?
В годы Первой мировой войны в Германии была построена огромная пушка, которую назвали «Большая Берта». Она весила 125 т и имела ствол длиной 34 метра. Снаряд весом 120 кг выстреливался на расстояние 131 км, максимальная высота его полета составляла 40 км. Выше смогла подняться ракета «ФАЦ-2» только 30 лет спустя. С марта по август 1918 года «Большая Берта» произвела 351 выстрел по Парижу, убив 256 и ранив 620 жителей. С военной точки зрения эффект был минимален, но психологически пушка воздействовала на французов достаточно убедительно. Париж покинуло более 1 млн. человек. Так был создан прецедент вооруженного воздействия на мирное население. После этого для нанесения ударов по городам стала активно применяться авиация. Кроме того, в начале ХХ века появилось химическое оружие – оружие массового поражения. Все это обусловило необходимость создания адекватных средств и способов защиты населения и объектов экономики, создания и развития соответствующих сил и организационных структур вплоть до образования специальных государственных систем. В России (СССР) пристальное внимание вопросам защиты населения на государственном уровне, прежде всего при ведении военных действий, стало уделяться уже в ходе гражданской войны, и особенно после ее окончания, когда авиация получила бурное развитие и способность наносить удары по тылам противника. В связи с этим 4-го октября 1932 года Совет Народных Комиссаров СССР принял «Положение о противовоздушной обороне СССР», которым впервые были определены мероприятия и средства защиты населения и территории страны от воздушной опасности в зоне возможного действия вражеской авиации. Этот акт положил начало созданию Местной противовоздушной обороны, предназначенной для защиты населения от воздушного нападения противника. 4 октября 1932 года – это день рождения МПВО – начальный этап развития системы обеспечения защиты населения и территорий. Своевременное создание МПВО обеспечило в годы ВОв успешное решение задач защиты населения и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха. Защитные мероприятия во время ВОв осуществлялись в европейской части страны, а Урал, Сибирь и Средняя Азия оставались глубоким тылом, куда самолеты противника не долетали. Но вот наступил 1945 год, и мир узнал о новом виде оружия массового поражения, а вскоре появились и средства доставки этого оружия к цели – ракеты. С этого времени возникает проблема защиты населения и материальных ценностей на территории всей страны. Пришлось создавать новую систему защиты. Она была создана в 1961 году и получила название Гражданская оборона. Решение было принято руководством страны, и МПВО трансформировалось в ГО. В основу новой системы легли опыт, традиции, все лучшее, что было создано за годы существования МПВО. Была создана организационная структура, подходы к обеспечению защиты населения, система его обучения. В то же время ГО принципиально отличается от МПВО, а именно: – Мероприятиям ГО придан общегосударственный и общенародный характер, так как они планируются и реализуются на всей территории страны и касаются каждого гражданина и каждого коллектива; – Система защитных мер исходит из необходимости обеспечить защиту населения и территорий страны от всех поражающих факторов оружия массового поражения, что многократно усложнило проблему; – Расширился круг задач, решаемых гражданской обороной, – в число основных вошла задача по обеспечению устойчивой работы промышленности в военное время; – Новое качество приобрела задача по ликвидации последствий нападения противника (печальный опыт японских городов Хиросимы и Нагасаки показал, что придется оказывать помощь сотням тысяч пострадавших в условиях полностью разрушенных городов). Итак, Гражданская оборона – это система общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых в мирное и в военное время, в целях защиты населения, материальных ценностей, объектов народного хозяйства и сельскохозяйственного производства от ядерного, химического и бактериологического оружия, а также проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ (СНАВР) в очагах массового поражения. Перед ГО стоят многообразные и ответственные задачи: 1. Обязательное всеобщее обучение населения способам защиты от оружия массового поражения; 2. Заблаговременная подготовка средств индивидуальной и коллективной защиты; 3. Повышение устойчивости работы объектов народного хозяйства в условиях военного времени; 4. Защита продовольствия, воды и фуража от РВ, ОВ и БС; 5. Своевременное оповещение населения об угрозе нападения противника; 6. Создание и подготовка сил ГО (формирований, команд, групп, звеньев и т. д.); 7. Организация и проведение СНАВР. Выполнение всех поставленных перед ГО задач направлено на достижение главной цели – защиту населения страны и промышленного потенциала страны от оружия массового поражения. Организована Гражданская оборона по территориально-производственному принципу. До начала 90-х годов ГО входила в структуру Министерства обороны, и ее начальником был заместитель Министра обороны СССР. Сейчас ГО выведена из подчинения министерства обороны. Начальником ГО РФ является председатель правительства, на административных территориях (края, области, автономные республики) начальниками ГО являются главы администраций (губернаторы, председатели правительства автономных республик). В городах ГО возглавляют главы администраций городов (мэры), в городских и сельских районах – главы администраций района. Таким образом, каждый глава администрации любой территории подчиняется по ГО вышестоящему руководителю. Так осуществляется территориальный принцип. Производственный принцип заключается в том, что любая организация (завод, ВУЗ, школа, фабрика, больница, фермерское хозяйство и т. д.) представляет собой объект гражданской обороны, и руководитель объекта несет ответственность за состояние гражданской обороны своего объекта. Подчиняется начальник ГО объекта непосредственному территориальному начальнику ГО. Таким образом, в военное время не придется перестраивать структуру управления – она остается неизменной. Это намного облегчит решение задач по ГО в военное время. Оперативными органами управления в системе ГО являются управления по делам ГО ЧС. Они есть при каждом начальнике ГО, будь то территориальный начальник ГО или объектовый. В обязанности управления ГО входит постоянная работа по созданию сил ГО, по совершенствованию оповещения населения, по разработке планов защитных мероприятий, по обучению населения мерам защиты от оружия массового поражения, по контролю за выполнением приказов и распоряжений вышестоящих управлений и начальников ГО. В военное время управления ГО организуют защиту населения и проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах массового поражения. На базе различных министерств и ведомств гражданская оборона создает следующие службы: – Связи; – Медицинскую; – Охраны общественного порядка; – Противопожарную; – Энергетики; – Транспортную; – Инженерную; – Коммунально-техническую; – Продовольственного и вещевого снабжения; – Материально-технического снабжения; – Техническую; – Противорадиационной и противохимической защиты; – Службу защиты сельскохозяйственных растений и сельскохозяйственных животных. В зависимости от местных условий могут быть созданы и другие службы. На объектах народного хозяйства создаются штабы ГО ЧС и службы, в зависимости от специфики объекта. Формирования ГО на объекте создаются по производственному принципу (цехам, отделам, участкам) в каждой рабочей смене. В формирования гражданской обороны включают мужчин от 16 до 60 лет, женщин от 16 до 55 лет, как правило, невоеннообязанных. 2. Степени готовности гражданской обороны: В РФ установлены следующие степени готовности ГО: – Повседневная готовность ГО; – Первоочередные мероприятия ГО первой группы; – Первоочередные мероприятия ГО второй группы; – Общая готовность ГО. Для того чтобы ГО могла выполнить поставленные перед ней задачи в военное время, необходима систематическая подготовленная работа, проводимая в мирное время. В этих целях проводится ряд мероприятий: 1. Строительство защитных сооружений; 2. Накопление средств индивидуальной защиты; 3. Планирование защитных мероприятий; 4. Создание запасов различного вида имущества для оснащения сил ГО; 5. Создание формирований и поддержание их в высокой степени готовности и т. д. Приведение ГО в готовность той или иной степени может осуществляться либо последовательно, либо, в зависимости от складывающейся обстановки, сразу в высшей степени готовности, с обязательным проведением мероприятий, предусмотренных предшествующими степенями готовности. Для своевременного наращивания сил ГО и подготовки их к выполнению задач в особых случаях решением президента РФ часть органов управления ГО может приводиться в высшие степени готовности заблаговременно. При планомерном переводе системы ГО с мирного на военное положение, с получением распоряжения о проведении первоочередных мероприятий ГО первой группы, в формированиях ГО и на всех объектах объявляется сбор руководящего состава. Начальник ГО (объекта или территориальные) доводит до подчиненных обстановку, ставит задачу работникам своего штаба, в штабах организуется круглосуточное дежурство, уточняются планы деятельности на дальнейшие периоды, приводятся в готовность к приему людей защитные сооружения, идет подготовка к выдаче средств индивидуальной защиты и другие мероприятия. В период первоочередных мероприятий ГО второй группы весь руководящий состав страны переводится на круглосуточную работу, приводится в готовность система связи, уточняются планы выезда на запасные загородные пункты управления (ЗЗПУ), объявляются места сбора личного состава формирований. ЗЗПУ создаются заблаговременно, оборудуются вне зоны возможных разрушений категорированных городов и объектов особой важности, а также вне зоны возможного катастрофического затопления. Личный состав формирований ГО в этот период получает табельное имущество и приборы, ИСЗ, доукомплектовывает личный состав, организуется обучение личного состава, не прошедшего подготовку по ГО. Все защитные сооружения приводятся в готовность. Каждая служба ГО работает по своему плану. При введении «общей готовности ГО» начинается эвакуация из крупных городов в загородную зону, и проводится большой объем работы по обеспечению этого мероприятия всеми службами ГО. Этот период вводится при непосредственной угрозе нападения противника. Детально мероприятия медицинской службы в различные периоды ГО будут изучены на последующих занятиях. От того, как правильно сработают службы ГО до нанесения удара, зависит судьба тысяч людей, а может быть, и судьба страны. Именно поэтому состоянию гражданской обороны уделялось и уделяется пристальное внимание со стороны руководства государства. Гражданская оборона – гуманная организация, так как основной своей целью ставит спасение людей.
Согласно Конституции Российской Федерации, принята следующая иерархия нормативно-правовых актов: 1. Конституция РФ; 2. Федеральный конституциональный закон; 3. Федеральный закон; 4. Указ Президента РФ; 5. Постановление Правительства РФ; 6. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Основные нормативно-правовые акты мобилизационной подготовки здравоохранения следующие: 1. Федеральный конституциональный закон от 30.01 2002 № 1-ФЗК «О военном положении»; 2. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»; 3. Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; 4. Федеральный закон от 25.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»; 5. Указ Президента РФ от 21.04.2000 № 706 «Военная доктрина РФ»; 6. Указ Президента РФ от 10.01.2000 № 24 «О концепции национальной безопасности РФ»; 7. Постановление Правительства РФ от 23.11.1996 № 1396 «О реорганизации штабов по делам ГО и ЧС»; 8. Постановление Правительства РФ от 10.07. 1999 № 620 «О гражданских организациях ГО»; 9. Постановление Правительства РФ от 18.11.1999 № 1266 «О федеральных службах ГО»; 10. Постановление Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов ГО»; 11. Постановление Правительства РФ от 27.04.2000 № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств»; 12. Постановление Правительства РФ от 2.11.2000 № 841 «Об утверждении положения об организации обучения населения в области гражданской обороны»; 13. Постановление Правительства РФ от 16.03.2000 № 227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне»; 14. Приказ Министра здравоохранения РФ от 3.07.2000 № 242 «О положении о федеральной медицинской службе гражданской обороны»; 15. Инструкция от 8.12.2000 № 212-05/356 О порядке развертывания и использования дополнительных больничных коек здравоохранения в военное время; 16. Методические указания от 24.04.2001 № 2510/4291-01-27 по созданию гражданских организаций гражданской обороны в учреждениях, организациях и предприятиях, подведомственных министерству здравоохранения РФ; 17. Приказ МО № 011 от 4.02.1998 г. Гражданская оборона была создана на пике «холодной войны». К началу XXI века реальная опасность развязывания глобальной ракетно-ядерной войны уменьшилась. Но, несмотря на это, развязывать мировую войну могут агрессивные силы стран, претендующих на мировое господство. Любая локальная война может перерасти в мировую. Поэтому полностью исключить опасность применения вероятным противником оружия массового поражения мы, к сожалению, на сегодняшний день не можем. Наряду с совершенствованием существующих средств поражения ведутся работы по созданию нетрадиционных средств вооруженной борьбы. Такие виды оружия, как информационное, психологическое, геофизическое, метеорологическое, высокоточное оружие нового поколения большого радиуса действия, воздействуя на инфраструктуру регионов и населения, могут решать стратегические задачи. Поэтому нужны способы защиты от этих видов оружия, необходимы новые подходы и принципы к организации защитных мероприятий. В современных условиях ни одна страна мира не может существовать без гражданской обороны.
Дата добавления: 2014-12-26; Просмотров: 1061; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |